Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Мессершмитт Ме-264. Часть вторая

В середине июля 1942 года три прототипа Ме-264 находились в стадии постройки. Надеялись, что Ме-264 Фау-1 (Me-264V-1) будет готов к первому испытательному полету 10 октября 1942 года, но дата эта была изначально через чур оптимистичной, поскольку смежники задерживали поставки многих необходимых комплектующих. К августу стало понятно, что первый полет значительно откладывается по вине поставщика элементов шасси VDM, а вместо обещанных двигателей Юнкерс в крыльях зияли огромные дыры. Общий скептицизм начал превалировать, когда стало понятно, что рейхсминистерство авиации и генеральный штаб Люфтваффе стали значительно больше внимания уделять Юнкерсам Ю-290 (Ju-290) и Ю-390 (Ju-390)


Ме-264Фау-1 (Me264V-1) с убранными шасси;



Все это время в Аугсбурге продолжалось неспешное строительство первого прототипа (Фау-1). Наконец, 23 декабря 1942 года Ме-264 выкатили из ангара и объявили о готовности произвести первый полет, который продолжился 22 минуты. При этом уборки шасси не производилось по принципам соблюдения норм безопасности. Испытания пришлось проводить в Лехфельде (Lechfeld), где нашлась чистая и бетонированная взлетная полоса необходимой длинны. Правда, испытать удалось только один единственный Ме-264, поскольку на аэродроме больше не было ангаров для хранения столь большой техники.
Ме-264Фау-1 был самолетом с цельнометаллическим фюзеляжем, представляющем в сечение идеальную окружность, с очень чистыми аэродинамическими формами. Сразу за полностью остекленным носом самолета была расположена небольшая кухня, зона отдыха и коридор в хвостовую часть, при этом открывался великолепный вид на бомбоотсек, занимавший нижнюю часть фюзеляжа. Крылья, установленные по схеме среднеплана, состояли из двух лонжеронов, проходящих через секции фюзеляжа. В крыльях располагались топливные баки самолета, а все приводы, закрылки и элероны являлись совершенно обычной конструкцией, не имеющей никаких новинок. Рули высоты и направления оснащались электрорегулировкой, а шасси было трехстоечным с носовым колесом - достаточно необычно для той эпохи - при чем в носу стояло обычное одинарное колесо, а общая масса самолета потребовала серьезного усиления основных стоек шасси. Снаружи самолет грунтовался и полировался, с целью достижения наименьшего сопротивления воздуха.
Двигатели на Фау-1 стояли юнкерсовские - это были двенадцатицилиндровые Jumo-211J-1 жидкостного охлаждения, те же самые, которые ставились на Юнкерс Ю-88А-4. Для ускорения процесса постройки самолета радиаторы и коки винтов были взяты от него же. Второй прототип (Фау-2) должен был получить удлиненные крылья, а также бронирование общем весом около тонны, призванное защищать наиболее важные части воздушного судна. Самолет уже был готов и проходил цикл наземных испытаний, когда бомбардировка союзников поставила крест на этой машине.


Слева - Карл Баур (Karl Baur) - бессменный летчик-испытатель компании Мессершмитт (1913-1963);
Справа - Первый полет прототипа. Шасси выпущены по соображениям безопасности;


Во время летных испытаний 1943 года судьба Ме-264 весела на волоске. Адмирал Дёниц (Dönitz) совместно с морским генштабом явно отдавали предпочтение Фокке-Вульфу ФВ-400 (Focke-Wulf FW-400). Не смотря на это, как только стало понятно, что раньше 1946 года аппарат не будет готов, было принято решение о производстве Юнкерс Ю-290 (Junkers Ju-290), Хенкель Хе-177 (Heinkel He-177) и Юнкерс Ю-390 (Junkers Ju-390), чтобы иметь хоть какую-то возможность выполнять дальние разведывательные полеты. Телетайп по этому поводу пришел в Мессершмитт в один из майских дней 1943 года, и в нем также указывалось о намерении закрыть проект Ме-264. Телетайп этот вызвал серьезное удивление в стенах компании, и неделю после его получения оттуда не было никаких вестей, а за это время рейхсминистерство аивации сообщило о желании получить уже заказанные прототипы. В июне 1943 года Мессершмитт связался лично с Гитлером и сообщил ему об удачной разработке дальнего бомбардировщика, справедливо полагая, что тот очень благосклонно отнесется к такой новости. 8 июля во время собрания Генерального штаба Гитлер открыто пообещал Мессершмитту свою поддержку в осуществлении проектов по производству Ме-264, однако задачи для самолета он изменил на сугубо морские. Примерно в это же время был закрыт проект о бомбардировках США, потому что по всем расчетам "несколько долетевших самолетов не нанесут серьезного ущерба, но вызовут массовое недовольство населения". На следующий день Мильх получил сообщение о трех готовых прототипах Ме-264 и об окончании цикла испытаний. Однако лишь 14 октября Геринг, Мильх, Фрибель (Friebel) и Мессершмитт встретились с целью обсуждения дальнейшего развития ситуации с дальним самолетом.
Согласно Мессершмитту, уже были закончены подготовительные работы по созданию пяти первых прототипов, но не хватало места и оборудования для их сборки. Для освобождения цехов под производство Ме-410 все оборудование для монтажа Ме-264 было вывезено из Аугсбурга в Герстхофен (Gersthofen). В тот же день Мильх принял решение о полной остановке работ над Ме-264, поскольку главным приоритетом он считал передачу всех сил на сборку самолетов Ме-262, на чем настаивал и Геринг. На следующий день были аннулированы все заказы и на Фоке-Вульф Та-400, после чего компания-производитель получила приказ полностью сосредоточится на выпуске ФВ-190Д-9 (Fw-190D-9) и Ta-152.


Слева - Вид на двигатели Юмо-211 (Jumo-211)
Справа - Носовая стойка шасси и система уборки занимают большой объем в носовой части фюзеляжа;


29 июня 1944 года центр перспективных разработок при генштабе окончательно заявил, что Ме-264, как и Ю-390, не могут использоваться в качестве заявленных ранее бомбардировщиков, поскольку полная загрузка и вооружение этих самолетов выходит за ранее оговоренные пределы и взлетная масса будет чрезмерно высокой. После этого, 18 июля 1944 года единственный прототип Ме-264 был полностью уничтожен бомбардировкой союзников, той самой, из-за которой были потеряны и два готовых на 80% прототипа того же самолета. Несмотря на большое количество прилагаемых для спасения программы Ме-264 усилий, Адмирал Дёниц 23 сентября 1944 года сообщил Гитлеру о полном прекращении работ над этой машиной. Еще через месяц, 18 октября, приходит окончательное распоряжение:" Согласно Техническому заданию №2 Рейхсмаршала настоящий документ является полным и безусловным аннулированием и закрытием программы производства Ме-264". Это было жирной точкой в реализации программы дальнего бомбардировщика, длившейся к тому времени уже 8 лет и вылившейся в постройку единственного прототипа, который был чрезвычайно далек от полноценного военного
использования".


Вид вперед из кабины пилотов Ме-264Фау-1 (Me-264V-1). Правое кресло временно демонтировано;

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ
Tags: messerschmitt, авиация, германия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments