Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

От истории к модели, или Dornier Do-215B-5, Stab II./NJG-2, Leeuwarden, весна 1942 года

Do-215B-5, дальний ночной истребитель, называвшийся Kauz III (что в переводе означает Сыч, для любителей тонкостей перевода “Неясыть», но точно не Сова или Сипуха), был последним в линейке ночных истребителей, берущих свое начало от Do-17Z, и отличавшийся наличием двигателей DB-601, установленных вместо звездообразных Bramo. Еще одним отличием от Kauz II была установленная в носу самолета FuG-202 “Liechtenstein”, хотя необходимо отметить, что она, в порядке эксперимента, начала устанавливаться уже на Kauz II в 1940 году.

Вообще вся линейка Kauz развивалась следующим образом: Do-17Z-6 (двигатели Bramo, три пулемета MG 15 и пушка MG FF в носу), Do-17Z-10 (двигатели Bramo, четыре пулемета MG 15, две пушки MG FF, а также инфракрасный прожектор «Spanner - anlage» в носу и Q-трубка (Q-rohr) в стекле кабины пилота), Do-215B-5 (вооружение полностью как у Z-10, добавлен радар и сменены двигатели). В какой момент появилась нижняя пушечная подфюзеляжная установка, мне пока точно узнать не удалось, но факт, что и Z-6 и Z-10 имели нижнюю оборонительную пулеметную турель, оставшуюся в наследство от бомбардировщика-разведчика Z-3. А вот на Do-215B-5 эта пулеметная установка отсутствует, на ее месте посадочный люк экипажа. Ночные истребители Do-215B-5 исчезли с фронтов в 1942 году, когда их заменили более совершенные Ju-88 и доработанные Bf-110, хотя некоторые из них «дожили» до 1944 года.
Вообще про боевое применение В-5 данных существует относительно мало, но и выпущено их было всего в районе двух десятков. Гораздо больше «засветились» на этом поприще его предшественники – Z-6 и Z-10. Но это уже совсем другая история.



ВАРИАНТЫ ОКРАСКИ

«ICM» предлагает на свою модель три варианта окраски и нанесения декалей:

1. Do-215B-5 II./NJG 1, Германия 1942 год
2. Do-215B-5 Stab II./NJG 2, Leeuwarden, Голландия, весна 1942 года
3. Do-215B-5 Oblt. Paul Gildner, II./NJG 2, Giltze-Rijen, Германия, осень 1941 года

Ну что ж – именно эти варианты и послужили катализатором моего интереса к истребительной модификации Дорнье. Забегая вперед скажу, что практически все, что предлагает ICM – чистая отсебятина. Но хуже другое – когда я полез по модельным сайтам в Интернет, я с ужасом понял, что и там знания об этом самолете в лучшем случае поверхностны, а так вообще ничтожны и густо сдобрены фантазиями многочисленных авторов. Ну что же – будем пробовать восстановить историческую справедливость, занимаясь не просто рассматриванием картинок, как это любят некоторые, «особо ретивые» моделисты, но еще и изучением сопроводительных текстов.
Итак – вариант первый. G9 + DC

Ну с этим вариантом проще всего – ни в одной книге нет ни одного упоминания об этом борте. Исключение – Экспринт. Книга «Do-17». При чем в тексте книги ни малейшего упоминания про эту машину нет. Есть только боковик. Что интересно – мне удалось найти источник этого боковика. Это журнал «Авиация и космонавтика» за 1996 год, там он есть. А вот ни малейшего описания к нему нет. Откуда же он взялся? Полагаю, что придуман художником из «Авиации и космонавтики», а затем честно срисован оттуда в 2003 году «Экспринтом», откуда примерно таким же путем перекочевал в ICM. Дай бог, чтобы я ошибался, но что-то мне подсказывает… В общем, какая разница – строить этот вариант все равно НЕЛЬЗЯ!
Переходим ко второму варианту. R4 + DC

Фотография этой машины и в сети, и в книгах есть. Одна. На ней четко видно наличие контейнера с подфюзеляжными пушками, а «железный люк» - это стандартный вход в кабину (оцените фразу, взятую на одном из модельных форумов . «Железный люк». Прям БТР какой-то). Ни в одной книге (насколько мне удалось просмотреть, конечно) нет прямого указания на то, что это личная машина Гельмута Лента. Да, дается информация, что среди прочих пилотов на ней летал и он. Да, вариант соответствует фотографии, да, нечетко виден тактический код, но, по крайней мере, тут меньше всего «домыслов и сочинялова» Интереса добавляет факт того, что издательство Wydawnictwo Militeria под тем же кодом дает совершенно другой самолет – из состава 4./NJG 2, Германия, 1942 год. (Дает, правда, только боковик без фотографии). Откуда поляки взяли его – не знаю. Наверное у них все в порядке с фантазией. Вердикт такой – В ПРЕДЛАГАЕМОМ ICM ВАРИАНТЕ R4 + DC ДЕЛАТЬ МОЖНО! Главное тут – не напутать с цветами. На прилагаемом боковике цвета явно перевраны

а вот на этом боковике цвета примерно правильные

На всякий случай поясняю – правильная гамма RLM74-75-76, тактически код серый (RLM77), третья буква – яркий зеленый (RLM25) в белой окантовке. Кок винта –RLM70, лопасти винта – RLM71. Опережая события хотел предупредить, что из-за ужасного качества предлагаемых ICM декалей (дикое смещение цветов именно в этом варианте), сделать этот вариант тоже не представляется возможным.
И, наконец, третий вариант – R4 + SN

Вот тут фантазий и отсебятины больше всего. Начнем с того, что к этой машине привязывают аж две фотографии. Давайте копать по порядку.
На этом фото:

изображена машина R4 + SN. Вот только подпись в ADC003 гласит, что «на снимке один из немногих Дорнье, оборудованных радаром FuG202 “Lichtenstein”, на котором некоторые из своих побед одержал лейтенант Лент.» В боковике из Wydawnictwo Militeria этот борт обозначен как «Германия, 1942» и отличается наличием нижней оборонительной пулеметной установки (!!). А еще в одной книге (с известного модельного ресурса) написано, что это просто «самолет с ранним вариантом радара FuG202 “Lichtenstein”, использовавшийся в 1942 году». Итак, прямых указаний на П.Гилднера нет. Перейдем ко второй известной фотографии. Вот она:

На ней действительно изображен Гилднер, и он действительно стоит на фоне обозначений на киле своих 33 побед. Прочитаем текст в книге – Гилднер стоит на фоне киля своего Dornier Do-17Z-10. А ведь этот самолет с Do-215B-5 имеет не сильно много общего.
Что же получается? А получается вот такая вещь: Этот вариант предполагался как основной для несостоявшейся модели Do-17Z-10! К В-5 он не имеет решительно никакого отношения, а все заявления о том, что это самолет Гилднера, остаются исключительно на совести «фантазеров от моделизма». Вердикт – ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ!
Еще по поводу «фантазеров от моделизма» - вот фото, которое один автор на одном ресурсе позиционировал как «третье фото самолета Гилднера с вероятностью больше 90%:

Я привожу здесь это фото с сопроводительным текстом, чтобы все желающие смогли понять, что происходит просто обман моделиста, и беспочвенные утверждения об этом самолете как о самолете Гилднера можно смело «спускать в унитаз». Для тех, кто немецким и английским не владеет, я даю перевод этого описания:
«Строевые солдаты и наземный персонал позируют на фоне одного из последних Do-215B-5 на памятной фотографии, посвященной их службе в войсках Люфтваффе. Носовое вооружение самолета состоит из 4-х пулеметов MG 15 и одной пушки MG 151. В нижней части носа установлен фотопулемет.» От себя еще могу добавить насчет «D» на носу – интересно, каким же образом ее там могли писать? Камера там стоит. И не более того.
Там, кстати, справой стороны тоже интересное описание есть – интересующимся Гилднером очень советую прочитать…
Что же получается? А получается, что все моделисты, делавшие самолет Гилднера, оказались просто обманутыми. Из всего, что в наборе есть, строить можно только В-5 R4 + DC. Можно и R4 + SN, но тогда напрочь забудьте и о Гилднере, и о маркировке побед на киле. Есть, правда, и еще один вариант – изучить «Ханнантс» на предмет наличия декалей на какие-то новые, не вошедшие в этот обзор, варианты ночного истребителя.


ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ


Бокс-арт красив, запоминается, но нарисовано на нем нечто… С таким же успехом можно было там разведчик нарисовать, или Z-10 – разницы никакой. Нет, по внешнему виду машина именно та, что дается, но вот исторически… Не существовало такой, в общем.
В коробке лежит пять не лучшего качества литников светло-серой пластмассы, из которой и отлита модель. Сразу видно, что модель выпускается не первый год – обмылки, много утяжин, кое-где детали поведены. Кстати – эти литники полностью повторяют литники от В-4. Вся разница только в прозрачных деталях – и вот они как раз удались достаточно неплохо. Все четко пролито, прозрачно и «мыла» лишено.

Инструкция ужасна. Вот понимаю, что экономит производитель на бумаге, ну так давайте тогда на А6 сделаем. Вот экономия будет! Вывод – ужасно, все плохо видно и плохо различимо. Ладно, мне инструкция не нужна, ну а если человек без нее не может? Комплектуйте тогда модели и лупой, что-ли… Про посадочные места я вообще молчу – что, куда, каким образом – все это решать должен моделист и инструкция тут не помощник.


СБОРКА

Начинается все стандартно – с интерьера кабины. Вот тут и ждет первая «засада». Сиденья экипажа столь замылены и так плохо пролиты, что срезать их с литника и не поломать – задача не для слабонервных. Много времени занимает и очистка этих деталей от «бахромы» - неприятных кромок пластика с плохо изготовленной (или уже заезженной) пресс-формы. Чтобы не заниматься тонировкой, я окрасил все бортовое навесное оборудование жидко разведенной черной краской, которая и проявила все необходимые мне нюансы. Не удивляйтесь, что А15+В41 у Вас окажутся за спиной пилота – это бывает. Большой вопрос вызывает и соединение половинок кабины пилотов – обе половинки потеряли свою форму и стыковаться с прозрачным носом не желали. Да и щели они оставляли очень большие, шпаклевки требуется много. Отдельная «песня» про брюхо этой пилотской кабины – но с ним позже.

Не забыв закрепить на задней переборке кабины пулеметные диски, я перешел к фюзеляжу. Соединяются половинки вполне успешно – главное не забыть вставить в боковину стеклышко (там, где раньше была кабина для 4-х пассажиров, под крылом) и не вставлять хвостовое колесо (В45+В46),оно помешает правильно окрасить низ фюзеляжа, да и само останется плохо окрашенным. Лонжероны при этом красить обязательно только там, где будут ниши шасси – в отличие от всего остального, эти две зоны неплохо видно, если заглянуть внутрь.
Я потратил много времени на окраску и тонировку нервюр (В3, В4, В5, В6) - и совершенно зря, поскольку они на пару миллиметров выше, чем надо, а сточить их нельзя, сотрется силовой набор. Да и не копийно это – проще отрезками литника имитировать силовой набор, предварительно наклеив верхнее крыло.

Вот мы и подходим к самому главному – необходимо тщательно и аккуратно, соблюдая линии стыков, установить верхнее крыло, предварительно расточив пазы под лонжероны. Получилось у Вас это – все, считайте полработы сделано. У меня вылезли приличные швы, которые затем пришлось удалять, что негативно отразилось на расшивке.

Оставив верхние части крыла сохнуть, я перешел к мотогондолам. Собираемость их удовлетворительная, только имейте в виду, что Е16 придется уменьшать в длину примерно на 1 мм, Е7 солидно меньше, чем надо, а патрубки Е19-20-21-22 (отлитые похабно, кстати говоря) на этапе сборки мотогондол ставить не надо. В остальном больших проблем тут не ожидается, главное не перепутать половинки мотогондол – взаимозаменяемых там нет, они не просто правая-левая, но еще и правое крыло - левое крыло. Так что будьте внимательны.

Пока сохнут мотогондолы наклеим на свое место нижние половины крыльев. Не встают? Не беда, надо «всего лишь» расточить посадочные места под лонжероны и уменьшить толщину нижних половин. Только подогнав их на свое место, и имея точную высоту лонжерона, можно начинать имитировать нервюры тянутым литником. Иначе будете переделывать – ну прямо как я.

Соединив верхние и нижние плоскости крыльев, самое время установить стабилизатор – сразу становится понятным объем шпаклевания и последующих зачисток наждачной бумагой. Искренне советую сделать это в воде – обработка станет мягче, а расшивка не будет повреждаться так, как она повреждается при «сухой» обработке.

Следующий этап – установка мотогондол. Это одно из самых сложных мест при сборке модели – щели достигают ужасающих 2-3 мм. Главное – помните, что посадочное место на мотогондоле меньше, чем ответная часть на крыле. Одно из двух надо стачивать, и стачивать прилично. Что сточить – решайте сами. Но точите много, не жалейте пластик – лучше плотнее подогнать на сухую, чем потом, приклеив, заполнять щели тянутым литником и шпаклевкой.

На этапе сборки планера я пристроил к фюзеляжу и носовой обтекатель. Какой надо брать (а инструкция молчит по этому поводу) - я показываю на прилагаемой фотографии. Тут образуется еще один сложный момент – нос должен составлять с фюзеляжем прямую линию по верхней кромке, и аккуратное закругление по нижней. Как этого добиться? Шкуркой, шпаклевкой, терпением и могучим русским словом….

Дальнейшее становится уже не таким страшным. Маска на кабину пилотов наносится из тамиевского скотча – причем сначала делается маска, потом кабина приклеивается к фюзеляжу самолета. Кили устанавливаются без особых проблем (хоть в чем-то проблем нет!), но необходимо помнить, что, во-первых один киль не параллелен другому, а во-вторых шпаклевать все равно придется, ибо кили к стабилизатору без щелей не встанут.

Пока все сохнет, можно заняться колесами шасси, воздушными винтами, коками, а также кинематикой шасси. Именно все эти подкосы, стойки, цилиндры и прочее довели меня до белого каления. Судите сами – из деталей В42, В36, В39(две штуки), В37, В38 (две штуки), В35 (две штуки) целой удалось снять с литника только В32! А ведь это комплект только для одной стойки, на вторую детали дублируются. Так вот остальное рассыпалось – и если В42 просто разломилась пополам (мне удалось ее собрать потом), то остальные детали рассыпались частей на пять каждая, и восстановить их не представлялось возможным. Пришлось поколдовать с булавками, но кинематика все равно сильно пострадала… Увы…
Воздушный винт собрался почти без проблем, пришлось только увеличить диаметр отверстий деталей Е13 и Е14, поскольку без этого воздушный винт собрать нельзя.
Радар… Ну это вообще нечто! Начнем с того, что антенны этого радара невозможно срезать с литника, ибо пенек приходит как раз между двумя усиками детали В50! Пришлось вырезать самому – изготовил штук пятнадцать антенн, из них четыре подошло. Далее штанги антенн – то, что в наборе (В49), можно даже и не срезать, оно все кривое, в бахроме, и сломается при первом прикосновении. Я просто вырезал новые штанги из обрезков булавок.
Пулеметы А13 устанавливать смысла не имеет, они мало того что на себя не похожи, так еще и согнуты в бараний рог – надо просто поставить туда обрезки игл от инсулинового шприца, а пушки надо сымитировать такими же обрезками, только диаметр иглы найти побольше. Необходимо помнить, что у В-5 в нижней части носового обтекателя стояло две пушки, поэтому посадочное место для второй придется просверливать самостоятельно.
Собрав отдельно всю эту мелочевку, я установил антенну В15 и станцию В30, затем перешел к комплектации «брюха» пилотской капсулы. Тут есть несколько очень существенных моментов. Во-первых совершенно верно, что В16 непрозрачная деталь – это нижний люк, характерный только для Do-215B-5, люк, не имеющий стрелковой установки. Детали В19 ставить не обязательно, необходимо помнить только, что оборотная сторона люка окрашивается в цвет интерьера, ибо ее видно через стекла кабины пилота. Далее идет подфюзеляжный контейнер с пушками. А он не подходит на посадочное место – при чем совсем не подходит. Необходимо обработать его, прошкурить, придать правильную форму той его части, которая стыкуется с фюзеляжем, затем установить на место, предварительно просверлив отверстия для стволов пушек.
Сделав все вышеописанное, я приступил к окраске планера. Тут делиться особо нечем, ибо инструкцию я не использовал, а восстанавливал камуфляж по единственной фотографии (пришлось пофантазировать). Затем задул планер лаком, и приступил к нанесению декалей.

Декали ужасны!. Мало того, что они не имеют лакового слоя и рассыпаются в воде (необходимо задуть деку глянцевым лаком АКАН, чтобы он сформировал эту, так необходимую, пленку), так они еще и напечатаны с диким смещением зеленого цвета! Что это означает? А ровно то, о чем я написал в самом начале – даже R4+DC собрать нельзя!
Потратив больше 8 часов на перевод декалей, я наконец завершил эту операцию, после чего перешел к легкой тонировке пигментами, а затем и к финальной сборке...


Шасси… Больное место… Я уже рассказал, что в процессе подготовки поломанным оказалось все, так по той же причине и длина основных стоек оказалась неестественно малой. Пришлось наращивать кусочками пластика и поднимать повыше места установки стоек, но и после этого остался один большой вопрос. В инструкции посадочных мест нет, на модели они тоже не указаны, по схеме получается, что стойка шасси длиннее, чем у меня, но фотография это все отрицает, показывая, что я сделал все правильно. Итого – как устанавливать шасси Вам подскажут только фотографии, инструкция тут не помощник ни разу.
Винты, ПВД, фара встали на свои места без проблем – ну хоть что-то… Я уже и не верил в то, что с ними проблем не будет… Крайним шагом был легкий фильтр черно-серого цвета, который приглушил белоснежные деки и убрал излишнюю яркость камуфляжа. Все!


Итак, каков же итог моей битвы с Дорнье? Интересный самолет, красивый, необычный, но… Тратить столько времени и сил на поиск информации по самолету (первое), исправлять все косяки вариантов окраски (второе), переваривать тот бред, который по этому самолету есть в интернете (третье), додумывать вместо производителя, какая деталь для чего предназначена (четвертое), пилить, шкурить, шпаклевать и подгонять почти каждую деталь (пятое), расстраиваться, видя похабные и неправильные декали (шестое) – по-моему слишком много, чтобы посмотреть на интересный самолет, не снискавший славы в боевых действиях. Короче – я сумасшедший, если за него взялся, я – сумасшедший маньяк, если довел битву с ним до победы.



Список используемой литературы:
Der fliegende Bleistif
German Night Fighters
Do-215 Profile №164
Do-215 Wydawnictwo Militeria №39
Dornier Do-17E-Z, Do-215 ADC 003
Do-17,Do-215 Vom Original zum Modell
Do-17, «Экспринт»
Nachtjager vol. 1 - Luftwaffe Night Fighter Units 1939-1943
Самолеты мира 1998-02
Авиация и космонавтика 1996-11-12
На настоящий момент Kagero №39 в продаже замечен не был
Tags: dornier, icm, модель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments