Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Гоночный моноплан Сальмсон-Бешеро

Начало двадцатых годов стало временем возрождения больших авиационных соревнований, проведение которых было прервано Первой мировой войной. Сегодняшний наш рассказ – об одном из участников таких соревнований….

Кубок Капитан-командора Луи Бомона (Louis D.Beaumont)

Часто сокращенно именуемый просто Кубком Бомона, он был создан американским меценатом в 1923 году как продолжатель дела Кубка скорости Дётч-де-ла-Мёрт (Deutsch de la Meurthe), завоеванного Францией в 1922 году. Соревнования на Кубок Бомона должны были проходить в Истре (Istres) 4 октября, но решением французского аэроклуба они были отменены по множеству причин, главной из которых оказалась нехватка участников: записались всего пять самолетов, и все они были из Франции. Компания Сальмсон (Salmson) выставила тогда тип СБ 3 (SB 3) с номером «5», который пилотировал летчик-испытатель компании Поте (Potez) Густав Души (Gustave Douchy).


Сальмсон-Бешеро СБ 3, пилотируемый Густавом Души в Истре в октябре 1923 года



Представляя собой дальнейшее развитие СБ 2 (SB 2), СБ 3 со своим огромным носом имел гораздо более коренастый, даже пузатый внешний вид. Его крылья поддерживались Y-образными стойками, опиравшимися на шасси с масляно-пневматическими амортизаторами, на которые Бешеро получил патент 6 июля 1922 года (№553710) и которые были скрыты в боковых стойках аппарата. Двигатель Сальмсон (Salmson 18 CMb) мощностью 520 лс, которым оснащался самолет, охлаждался при помощи радиаторов Ламблин (Lamblin), которые были установлены в передней кромке крыла вблизи фюзеляжа. Обшивка самолета выполнялась из лакированной суровой, неотбеленой ткани. Переданный в STAe (Section Technique de l'Aéronautique - Техническая служба аэронавтики, аналог советского НИИ ВВС) , самолет сразу же проявил бросающееся в глаза явно недостаточное охлаждение двигателя, из за чего ему были запрещены любые испытания на максимальную скорость. Вызвав большое количество нареканий, эта ракета-монстр все-таки прибыла в Истр в октябре 1923 года. В присутствии инженера Луазо (Loizeau) на нем было осуществлено несколько полетов по прямой, после чего машина была убрана в ангар.

Согласно «синькам» тех лет, СБ 3 имел крыло прямоугольной формы размахом 8,16 метра и площадью 17 квадратных метров. Длина самолета была 8,1 метра, что делало самолет одинаковым что в длину, что в ширину. Вес пустого аппарата составлял 1350 кг, полетный вес достигал 1700 кг. Нагрузка достигала 100 кг на кв.метр поверхности, энерговооруженость была 3,1 кг на 1 лошадиную силу. Максимальная скорость самолета оценивалась в 350 км/ч, а дальность полета - 350 км.


1924 год. СБ 3 бис с новым крылом и кабаном, на котором крепятся растяжки, поддерживающие крылья

Кубок Бомона 1924 года и его регламент

Будучи международными соревнованиями, этот Кубок состоял из двух частей, представлявших из себя состязания на скорость на дистанции в 300 км и проводимых во Франции. Бюджет составлял 200 000 франков, из которых первой премией были два предмета искусства стоимостью 25 000 франков каждое (один предназначался пилоту, другой - конструктору самолета, показавшему наибольшую скорость в течение двух испытаний) и две денежные премии в 75 000 франков. Он проходил в Истре 23 июня 1924 года на круговой трассе в 50 км, а участвующие в Кубке машины стартовали в Центре военной авиации. Самолеты должны были прибыть на соревнование за две недели до старта, в течение этих двух недель произвести тренировочный полет как минимум в 5 минут. Контроль открывался в 8.00 и работал до 20.00, внутри этого времени пилоты-участники могли самостоятельно выбирать время старта. Каждый из конкурентов имел право на старт, но, в случае не завершения полного маршрута соревнования или ошибок в пути, мог рассчитывать на вторичный старт. Кубок не мог быть выигран самолетом со скоростью, меньшей 290 км/ч.

Итак, для участия в этом новом Кубке Сальмсон представляет модифицированный СБ 3 (иногда называемый СБ 3 бис). Для уменьшения аэродинамического сопротивления крыло сделали тоньше, размах его увеличили до 10 метров, площадь крыла таким образом выросла до 19 кв.метров. Центр тяжести располагался на 35% хорды. Однако стойки, рассчитанные и предназначенные для ранней версии самолета с более толстым крылом, принудили Бешеро снабдить СБ 3 бис дополнительными расчалками сверху и снизу крыла. Двигатель, расположенный в центре тяжести, приводил в движение четырехлопастный винт, сформированный из двух двухлопастных винтов, укрепленных под углом 90 градусов и образующих форму креста; длина лопасти составляла 60 см. Однако большая нагрузка на ось приводила к колоссальным вибрациям. Чтобы уменьшить их, между воздушным винтом и двигателем был установлен плоский цилиндр, бортики которого, выполненные из тонкого гибкого железного листа, поглощали все чрезмерные колебания.


СБ 3 в первоначальном варианте, выводимый из ангара ранним утром в один из дней октября 1923 года. Кубок в тот год не проводился и был перенесен на следующий год, но эта «монструозность» уже сама по себе производила впечатление!

В конце мая 1924 года у Бешеро все еще не было пилота для полетов на СБ 3 бис. Заместитель министра Авиации помог ему отыскать добровольца - лейтенанта Жоржа Феригуля (Georges Ferigoul), находившегося тогда как раз в Истре. После испытательно-ознакомительного полета Феригуль сказал, что маневренность самолета очень ограничена по причине малого размера рулей, однако в целом его характеристики достаточно интересны. Единственным черным пятном на этом фоне оставалась явная недостаточность охлаждения «распухшего» двигателя, развивавшего теперь мощность 800 лошадиных сил на взлете. Чтобы хоть как-то решить эту проблему, компания Сальмсон установила новую помпу, которая должна была увеличить скорость циркуляции воды в радиаторе. Но в первом же вылете тонкие трубки радиатора оказались разорваны давлением воды, подававшейся при помощи этой новинки. Резервуар с водой, предназначенной для охлаждения и установленный в обтекателе, формирующем кабанную стойку, после этого повреждения аварийно слил воду прямо в пилотскую кабину, обжигая летчику лицо. К счастью, глаза, закрытые очками, не пострадали… Стараясь побыстрее приземлиться, пилоту пришлось отказаться от продолжения соревнования, которое в результате выиграл Сади Лекуант (Sadi Lecointe) на Ньюпор 29 V Испано (Hispano) 450 лошадиных сил, пролетевший 300 км за 57 минут 50 секунд со средней скоростью 311,239 км/ч. Премия в 75 000 франков досталась таким образом компании Ньюпор-Астра.


Гражданские и военные лица в Истре в конце 1923 года наблюдают за подготовкой к первому полету самолета

Кубок Бомона 1925 года и СБ 3 тер

Это был последний Кубок с таким названием. Регламент, практически идентичный регламенту 1924 года, требовал для победы минимальную скорость в 300 км/ч, а контрольный пост открывался с 7.00 и работал до 17.00. На гонку были выставлены всего два самолета: Ньюпор-Деляж Испано 500 лошадиных сил и «знаменитый», вновь модифицированный, Сальмсон-Бешеро СБ 3. Несмотря на то, что в документах того времени не удалось отыскать чертежей СБ 3 тер, все возможные упоминания о нем в этой статье используется. Необходимо отметить, что модификации самолета не всегда обозначались соответствующими надписями на хвосте самолета (потом это же было на Латекоер 298 (Latecoere 298). Но вернемся к монстру-Сальмсону. Бешеро, в преддверии соревнований 1925 года, установил на 3 бис крыло размахом 8.00 и площадью 15 кв.метров. Циркуляция воды в системе охлаждения была пересмотрена и исправлена.


Кабан, сильно ухудшавший обзорность пилоту, великолепно виден на этой фотографии в профиль

18 октября два конкурента вышли на старт: Лекуант на Ньюпоре и Феригуль на Сальмсон-Бешеро. Жорж стартовал в 7.30 но быстро прервал полет. Снова он поднялся в воздух в 10.15, но через два полных круга он вынужден был окончательно прекратить гонку по причине сильного перегрева двигателя. Не было никакой возможности достичь удовлетворительных результатов, несмотря на все предпринятые попытки улучшения циркуляции воды в системе охлаждения. Остается только добавить, что вес пустого самолета СБ 3 тер равнялся 1350 кг, а взлетный был 1580 кг. Его максимальная скорость составляла 360 км/ч, что делало его самым быстрым из всего семейства СБ 3!

СБ 3 тер, не предназначавшийся ни для чего другого, кроме скорости, после соревнований был направлен на выполнение менее интересных заданий. Он завершил свои дни в качестве носителя для доводки двигателя 18CMb, который представлял собой 18 CMa с увеличенной степенью сжатия. Затем он был передан в самолетную студию Сальмсон в Бийанкуре (Billancourt), где сгорел во время бомбардировки союзников уже в оккупационный период. Победителем же того последнего кубка стал Сади Лекуант на своем Ньюпоре, показавший скорость 312 км/ч. Однако Спортивная Комиссия аэроклуба Франции приняла решение не утверждать этот результат, так как Сади пропустил двое зачетных ворот. Возможно когда-нибудь выйдет статья про этот красивый маленький гоночный Ньюпор, выросший из самолета 29 C1, история которого все еще не описана.


Отметим большие стойки, идущие от нижней поверхности крыла и крепящиеся на обтекателях стоек шасси

Пьер Корте (Pierre Cortet)
Перевод Никиты Донцова
Tags: salmson, авиация, франция
Subscribe

  • G.50 в Испании. Часть вторая, заключительная

    ВВС ИСПАНИИ (EJERCITO DEL AIRE) В течение июля 1939 года авиация националистов претерпела существенную реорганизацию, став ВВС Испании – все это…

  • Новая Рига

    Новая Рига это не только всем известное шоссе, это еще и пивоварня. Достойная она или нет? Именно это и собрались выяснить Альрамир и Никита в своем…

  • G.50 в Испании. Часть первая

    Созданный инженером Джузеппе Габриелли (Giuseppe Gabrielli), одним из лучших конструкторов компании Фиат, G.50 стал первым цельнометаллическим…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • G.50 в Испании. Часть вторая, заключительная

    ВВС ИСПАНИИ (EJERCITO DEL AIRE) В течение июля 1939 года авиация националистов претерпела существенную реорганизацию, став ВВС Испании – все это…

  • Новая Рига

    Новая Рига это не только всем известное шоссе, это еще и пивоварня. Достойная она или нет? Именно это и собрались выяснить Альрамир и Никита в своем…

  • G.50 в Испании. Часть первая

    Созданный инженером Джузеппе Габриелли (Giuseppe Gabrielli), одним из лучших конструкторов компании Фиат, G.50 стал первым цельнометаллическим…