Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Тольяттинский первенец

19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый «ВАЗ-2101» — легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Эта машина оказалась маленьким шедевром: ни до, ни после него сборщики так и не смогли создать таких долговечных легковушек. На момент начала производства ВАЗ-2101 являлся самым комфортабельным в своём классе, одним из наиболее современных и надёжных отечественных автомобилей, что сделало обладание им признаком достатка и благополучия.
«ВАЗ-2101», согласно испытаниям, нуждался в капитальном ремонте лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное 10-ти путешествиям из Москвы до Владивостока. Но есть случаи, когда «копейки» обходились без капитального ремонта и 20, и 25, и 30 лет! За выпуск данной модели в мае 1972 года ВАЗу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий» – своеобразный «Оскар» европейской торговли. За все время производства (с 1970 по 1984 годы) автозавод дал жизнь более 2,5 миллионам «копеек».





Бытует мнение, что название «Жигули» родилось благодаря конкурсу, объявленному журналом «За рулём» в августе 1968 года. Однако, по свидетельствам ветеранов ВАЗа, название «Жигули», предложенное конструктором А. М. Черным, было утверждено директором завода В. Н. Поляковым ещё в начале 1967 года. Тогда же оно было предложено компании FIAT для разработки декоративной надписи для задней панели кузова. В народе к ВАЗ-2101 в разное время «приклеились» два прозвища: сначала — «единичка», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — «копейка».



Интересно, что ВАЗ-2101 мог выглядеть и совсем по-другому. В то время, когда с итальянцами шли интенсивные переговоры, свой вариант предложили французы. Речь шла также о «заводе под ключ», и прототип французы предлагали достаточно интересный – Рено-16. Так что известный на всю страну автомобиль мог выглядеть иначе…



ФИАТ же получил этот заказ главным образом потому что предложил строительство завода в кредит, и проценты по кредиту были достаточно гуманны (французы настаивали на немедленной оплате всех работ). В качестве прототипа был выбран ФИАТ-124, правда, когда наши инженеры протестировали машину на полигоне в Дмитрове, она практически сразу развалилась на запчасти. Советским инженерам пришлось заново спроектировать всю подвеску, усилить всю систему привода, да и во внешний вид и салон внести несколько изменений, не столь значительных, но на облик повлиявших. Кстати, многие их таких доработок итальянские инженеры потом устанавливали на свои автомобили – естественно бесплатно, поскольку тырить идеи могут не только в нашей стране.



Первоначальным планом предусматривалась разработка и последующее изготовление трех машин – базового седана, универсала и купе. От купе вскоре отказались – для советских граждан оно было слишком вызывающим, а про универсал мы узнаем позже… Впрочем, это уже совсем другая история.



А что же модель? В 1981 году мой отец (царствие ему небесное) подарил мне голубую модельку. Она была настолько хороша, так классно смотрелась на фоне всех тех самолетов, которые я, будучи тогда криворуким юнцом, пытался клеить... Выбор был очевиден - и на ближайшее десятилетие я на такие модельки запал...



Нет, ВАЗ-2101 не был первой моделью, до этого мне уже дарили изделия саратовского "Тантала"... Но вот именно она, а совсем не Москвичи, повлияла на мой выбор - коллекционировать машинки. Я когда-то давно начал рассказывать про это свое увлечение, а вот сейчас решил продолжить...



Tags: ваз (лада), тантал
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments