Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

МиГ-9. Статья о сборке 2002 года

Историческая справка

Самолет МиГ-9 представлял собой чистокровную «переходную модель» от классического поршневого истребителя к полноценному реактивному самолету. Именно на нем отрабатывалось применение реактивного двигателя, исследовалось поведение самолета в различных режимах полета. Работы по этой машине были начаты с постановлений ГКО СССР еще 1944 года, когда приоритет развития реактивной авиации уже был очевиден.
Интересно, что первоначально предполагалось скопировать какую-нибудь немецкую разработку (больше всего внимание привлекал, конечно же, Ме-262), но затем было принято решение двигаться дальше и делать самостоятельный проект. Итогом этой разработки и стал одноместный истребитель с двумя реактивными двигателями, расположенными по реданной схеме - это дало уменьшение сопротивления воздуха, а следовательно и выигрыш в скорости в сравнении с классической двухмоторной компоновкой.




С конца весны - начала лета 1947 года МиГ-9 начали поступать в строевые части. Не знаю, сколько самолетов поступило в войска, но интернет-источники говорят о том, что всего выпущено было 610 машин. Помимо советских ВВС МиГ-9 поступал на вооружение Китайской армии, куда в 1950 году, видимо после снятия с вооружения в СССР, было поставлено некоторое количество самолетов.
Что интересно - МиГ-9, ставший первым советским реактивным истребителем, никогда не участвовал ни в каких воздушных столкновениях. Не существует никаких упоминаний об участии этой машины и в корейской войне - а следовательно этот самолет полноценного следа так и не оставил, запомнившись, пожалуй, лишь своей забавной формой, да еще двигателями, глохнувшими после первых залпов авиационных пушек.

Модель

Амодел как он есть. Небольшая коробочка с рисунком, ТТХ и скромненьким текстом. Для модели Шорт-ран вполне подходит - по крайней мере если было бы лучше, то и стоило бы дороже. Инструкция явно говорит о том, что моя модель из ранних серий, т.е. это еще «старый» вариант, чем-то напоминающий инструкции к вакушкам. Ну да ладно - главное, что инструкция по-русски! Там, правда, читать особо нечего - историческая справка и все, остальное – схемы.



Вариантов окраски предлагается два. Первый - ВВС СССР, Дальний Восток, 1950 год. Честно говоря, смущает. Что значит «Дальний Восток»? Какая часть, подразделение, соединение? Короче, чей самолет? Видимо разработчики сами не знали, а потому и указали столь расплывчато. А хотелось бы подробностей...
Второй вариант еще более расплывчат: Китай, 1958 год. Здесь вопросов еще больше - ведь поставили мы туда «девятки» в пятидесятом. Где же пропадал этот самолет восемь лет? И чему соответствует его бортовой номер - «2135 черный»? Опять одни вопросы...
На эти два варианта и дается декаль, изготовленная украинской компанией Fresco. Декаль несложная, содержит опознавательные знаки СССР и КНР, два бортовых номера («22 красный» и «2135 черный»), а также немного технички, места нанесения которой указаны в инструкции. Больше пока о декали сказать нечего, хотя мне кажется, что упоминания о Fresco я уже где-то видел, и упоминания не очень хорошие. Надо будет М-Хобби покопать...
Пластик неприятно удивил. Это не просто шорт-ран, это плохой шорт-ран. Нет, по меркам десятилетней давности это было бы супер, но сейчас – извините, не то. Отлито все грубо, детали чрезмерно толстые, расшивка внутренняя, но очень грубая – широкие и глубокие, местами неровные «канавы». Стойки шасси, вооружение, антенны придется просто вырубать. Колеса однозначно надо менять - те, что в наборе, имеют заметные утяжины на дисках с внешней стороны. Ну да ладно - глаза боятся, а руки делают,будем приступать.



Сразу о главном: детали надо выпиливать лобзиком, поскольку литники такой толщины, что резак их просто не возьмет. Выпилив, обрабатывайте шкуркой. Вот только пластик по структуре своей столь груб, что берет его только 240-я, максимум 400-я шкурка. Полировка детали в таких условиях становится нешуточным испытанием, но об этом позже. Итак, начав с воздухозаборников двигателей (детали 4 и 5), я сразу столкнулся с абсолютно неровными стыковочными поверхностями - их надо сточить на листе шкурки. Когда эти две детали будут склеены, пройдитесь шкуркой по их периметру - за счет того, что пластик грубый и толстый, у деталей образовался припуск, который не позволит состыковать половинки фюзеляжа.
Уделять много внимания окраске детали 8 (турбины) не советую - ее все равно видно очень плохо. Что же касается «кокпита», то приборная доска не нужна - она все равно скроется внутри фюзеляжа, особенно если вы посадите в кабину пилота. А посадить его туда надо, поскольку интерьер отсутствует как класс, а кабинка настолько маленькая, что если приобрести Part’овскую «травленку», она просто пропадет из виду. Пилот - и все, можно даже кресло не ставить!
И еще - не забудьте немного свинца в нос фюзеляжа. Лучше всего его положить в зону за приборной панелью. Собственно говоря, больше его и некуда разместить...
Полностью собрав кабину и воздухозаборники двигателей, еще раз пройдитесь шкуркой по их периметру и обязательно примерьте на сухую взаимную их стыковку с половинками фюзеляжа. Ту же процедуру повторите с заглушкой 21 - она также больше, чем надо.
После этого зачищаете половинки фюзеляжа и стыкуете их между собой. Вот и еще один подарок - все кромки половинок «завалены», т.е. после склейки потребуется достаточно много шпаклевки. Шпаклевать фюзеляж я бы рекомендовал следующим образом:
1) Склеенные половинки с установленными «внутренностями (да, чуть не забыл, половинки фюзеляжа изнутри надо покрасить в серый цвет - там, где кокпит пилота, и в серебряный - там, где каналы воздухозаборников, причем сделать это лучше до склейки).
2) По периметру проливаем цианарилом Монолит (он жидкий, застывает не совсем сразу, успевая просочиться во все щели и микротрещины).
3) Когда клей полностью застынет, обезжириваем модель бензином или уайт-спиритом.
4) По шву накладываем шпаклевку в два прохода (так проще избежать раковин и усадок).
5) Последний штрих - обрабатываем все 240-й шкуркой, выравниваем, обрабатывает 400-й, далее пытаемся отполировать комплектом 800-1500. Если все получилось, то полдела сделано.



Следующая «засада» поджидает при установке детали 3 - это низ фюзеляжа в районе зоны выхлопа раскаленных газов. Деталь эта отлита столь грубо, что просто волосы дыбом встают. После ее установки на штатное место она «по кругу» обрабатывается шкуркой (выравниваем поверхности), а потом также «по кругу» шпаклюется и шкурится точно так же, как и фюзеляж.
Ну вот и все - несущая конструкция готова, и пока она сохнет, можно собрать крылья и обработать хвостовое оперение. Ну тут уже проще - нужно «всего лишь» удалить облой, уменьшить толщину крыльев и обработать посадочные места.
Следующим этапом будет сборка сопел - вот тут тоже придется попотеть. Каждое сопло состоит из двух половинок, внутрь которых вклеивается само сопло, показанное весьма условно. Затем этот, собранный из трех деталей узел устанавливается на свое «законное» место. Вот тут надо быть внимательным - возможен перекос и образование ступеньки между ними и бортом фюзеляжа. Ступеньки этой, разумеется, быть не должно.
Большие проблемы поджидают также при сборке носовой части. Деталь 35 в моем наборе отсутствовала, был только «пенек» от нее. Пришлось приклеить на ее место подходящего размера кусочек литника, а затем активно поработать шпаклевкой. После этого подгонка детали 37 показалась «детской забавой». Пришлось, правда, положить приличный слой шпаклевки для выравнивания верхней поверхности фюзеляжа.



Шасси - это, пожалуй, самый ужасный этап сборки. Стойки на себя не похожи, носовая просто похожа на некую штангу, колеса ужасны (за неимением времени добраться до клуба и купить Экипажевские, я временно использую колеса из набора. Заменю их потом), створки шасси – корабельная броня, если пересчитать их из масштаба в реальный размер. В общем работы тут не на один день.
Много вопросов вызвала и окраска модели. На самом деле я до конца так и не разобрался, какой же цвет несли поверхности МиГ-9 - то ли серебристый, то ли светло-серый. В конце концов я остановил свой выбор на серебряном, хотя цвет этот достаточно сложен в нанесении. Вопросы были и с цветом стоек шасси и внутренних поверхностей створок - в конце концов я сделал все это в темно-серой гамме. Колеса черные, «выхлоп» и участок фюзеляжа за ним - стального цвета и цвета побежалостей.
С серебрянкой произошел казус, отразившийся затем на судьбе модели. Поскольку красок «Акан» под рукой не оказалось, ехать на клуб не было никакой возможности, но модель доделать очень хотелось (ох, нетерпение мое...), я взял «Хамброл» и развел его 647 растворителем. Результат не просто разочаровал - поверг в шок. Краска переливалась какими-то невероятными цветами, меняясь от глянцевого алюминия до вороненой стали... Все, больше я к Хамбролу и на километр не подойду! А модель... будет новая модель!
Сказать что то особое про декали сложно - до них просто руки не дошли, после столь поганой краски наносить декали я не стал. Пусть стоит игрушка, может племянники придут - будет с чем поиграть. Себе в коллекцию эту модель буду делать заново.



Кстати, и размеры этой модели также оставили много вопросов. Судите сами: из «Белой серии» М-Хобби следует, что размах крыла самолета - 10 метров, длина - 9 метров 83 сантиметра. Это табличные данные, но они не соответствуют чертежам! Вот сравнительная таблица:

...................................Реал....................1,72..................Модель
Размах крыла................10000..................138,88.................139,00
Длина самолета...............9830..................136,58.................135,50

Так вот, длина модели на чертеже (масштаб 1:71,4 если верить масштабной сетке) составляет 138,5 мм, т.е. переводя в реальный размер - 9889 мм. Таких данных я нигде не видел. Добавлю также, что все замеры длины проводились без пушек, с которыми данные еще больше расходились бы. Кому в такой ситуации верить, я лично не знаю. Подтверждения таблице размеров имеются в Интернете (желающие легко их найдут), насчет чертежей - сложнее. Найти удалось только первый прототип, тот, что сейчас в Монино. Но у него во-первых другие размеры, а во-вторых сам чертеж непонятного масштаба, да и выглядит не лучшим образом. Учтя все вышесказанное, я просто махнул рукой и делал все «из коробки», не отвлекаясь на многочисленные «перепиливания».



В итоге получилась неплохая в целом модель, вот только с исторической привязкой проблемы. Да и качество пластика с отливкой было не настолько выдающимся, чтобы провоцировать «творение». Но что поделать, насколько я знаю, другого МиГ-9 нет. Есть еще один МиГ-9 того же Амодела, скорее всего перепак старой отливки в новую коробку (на самом деле не совсем перепак – одна рамка там новая, но об этом в другой статье), был Скарабей, но то двухместный МиГ (у Амодела, кстати, такой тоже есть) и все. Получается как обычно: «при всем богатстве выбора другой альтернативы нет».



Оценки по 10-ти бальной шкале:

Инструкция……………………………………… - 4
Декали (качество) ……………………………… - ? (не использовал)
Упаковка………………………………………… - 6
Пластик (качество деталей на литниках)……- 2
Соответствие прототипу……………………….. - 7
Достоверность вариантов окраски…………….. - 1
Деталировка…………………………………….. - 3
Собираемость…………………………………… - 3

Средняя – 3,714

Примечание автора: статья полностью и без изменений сохранена с 2002 года. Орфография и пунктуация также сохранены. Все без исключения сканы и фотографии относятся к 2002 году.
Tags: amodel, микоян
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments