Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Накадзима Тип 91. Окончание.

Всего за период с декабря 1931 по март 1934 года компания Накадзима построила 320 самолетов Тип 91. Еще сотню самолетов в период между сентябрем 1932 и мартом 1934 годов выпустила компания Исикавадзима (Ishikawajima), ставшая позже Татикавой (Tachikawa). Эти самолеты несли название Тип 91-1, и оснащались новым двигателем Накадзима Котобуки 2 (Nakajima Kotobuki 2), представлявшим из себя дальнейшее развитие лицензионного Юпитер VII. За ними последовали еще 22 аппарата, построенных между июлем и сентябрем 1934 года и получивших обозначение Тип 91-2. Эти самолеты очень легко отличить от массовой серии - на них не устанавливался кок винта.


№93 на службе в Китае. Принадлежность самолета не установлена;



Две эскадрильи (Chutai) 1-го полка, которые первыми стали получать новые самолеты, к июню 1932 года были направлены в Маньчжурию. Основным заданием для них была воздушная поддержка японской Квантунской армии, втянутой в бои с китайскими вооруженными формированиями. В Японии это называлось "Маньчжурский инцидент", а развязался конфликт из-за подрыва железной дороги, которой владела одна японская компания. На самом деле это была чистой воды провокация японских вооруженных сил, и ничего более... Произошло все это 18 сентября 1931 года, и военные столкновения происходили вплоть до полной оккупации Маньчжурии японскими войсками и создания в 1933 году марионеточного государства Манчжоу-Го. Когда это наконец произошло, обе эскадрильи 1-го полка были срочно переведены в Мукден в состав 11-го авиационного батальона (11 Hiko Daitai), а через месяц они оказались уже в Харбине. Батальон к этому времени состоял из 4 эскадрилий, на вооружении которых находился Тип 91. Получив в декабре 1935 года новые бипланы Кавасаки Тип 92 (Kawasaki Type 92) батальон стал авиаполком (Hiko Rentai).


"Айкоку №37" с двухлопастным воздушным винтом;

Также Тип-91 стоял на вооружении второго батальона, сформированного в 1933 году из двух истребительных эскадрилий и тоже отправленного в Маньчжурию. К концу 1935 года формируется истребительный батальон, который становится частью 16-го авиаполка и в состав которого входят две эскадрильи легких бомбардировщиков и две эскадрильи истребителей. В 1936 году Тип-91 сменяется на вооружении моделью Кавасаки Ки-10 Тип 95 (Kawasaki Ki-10 Type 95).


Слева - "Айкоку №41";
Справа - Оценим чистоту линий Типа 91. На заднем плане самолеты Накадзима Ко-4, то есть лицензионные бипланы Ньюпор-Деляж 29С1;


В 1933 году 5 полк (Hiko Rentai), бывший целиком разведывательным и состоящий из 4 эскадрилий, 2 из которых были истребительными, перевооружил последние на Тип 91. Полк базировался не далеко от Токио, в Татикаве (Tachikawa), а в обязанности истребительных эскадрилий входила, помимо прочего, защита территории Японии от возможных нападений. Штат 9-го разведывательного авиаполка был увеличен, и к августу 1936 года включал в себя одну вооруженную Типом 91 дополнительную истребительную эскадрилью. Полк базировался в Корее, откуда осуществлял разведку и прикрытие наземных операций в северной Маньчжурии. В декабре 1937 полк перевооружили на Кавасаки Тип 95.
Из строевых частей первой линии, наиболее длительное время использовал Тип 91 первый полк, который, после передачи своих истребительных эскадрилий 11-му батальону, создал новые и восстановил к 1935 году свою штатную численность в составе четырех эскадрилий. Лишь к 1938 году он был перевооружен на Накадзиму Ки-27 и получил наименование "Полк обороны собственных территорий". По мере изъятия Типа 91 из истребительных подразделений, ими пополнялись школы пилотирования и повышения летного мастерства, где эти "парасоли" продолжали нести службу вплоть до 1943 года.


Слева - Перед полетом. Летчики одной из истребительных эскадрилий, оснащенных Типом 91-2 с мотором Накадзима Котобуки 2;
Справа - В полете Тип 91-2 №209;


Не возможно отрицать тот факт, что Тип 91 никогда не участвовал в серьезных воздушных боях, ведь китайская авиация в Маньчжурии состояла всего лишь из разделенных на две группы двадцати четырех разведывательных Поте 25, которые очень быстро были захвачены японцами. Некоторые историки авиации считают, что Тип 91 и не смог бы на равных сражаться с самолетами противника, поскольку господствующие в то время бипланы обладали куда лучшей маневренностью, а предназначение этой японской машины сводилось к поддержке наземных операций. В любом случае самолеты этого типа, базировавшиеся в Японии, принимали участи во множестве коммерческих акций и праздновании памятных дат, и получили от публики высокую оценку за демонстрацию групповых полетов.
Тип 91 сыграл важную роль в формировании системы Айкоку (Aikoku - Общественная партия патриотов), стартовавшей в 1932 году. Эта система подразумевала финансирование приобретения самолетов для армейских ВВС через специальные боны коммерческих организаций, предприятий, общественных организаций и частных лиц. Приобретаемые по такой схеме самолеты отличались тем, что несли на фюзеляже и крыльях номер Айкоку (самолет № такой-то приобретен через систему Айкоку тогда-то), а на хвостовое оперение наносилось наименование компании либо имя человека, внесшего деньги на этот самолет. Штабу военно-морской авиации Японии понравилась эта идея, и в сентябре 1932 года она открыла похожую схему, дав ей название Хококу (Hokoku).


Слева - Истребитель Накадзима NK1F, доработанный по заказу морской авиации. В серию не пошел;
Справа - Накадзима Тип 91 в строю в составе "полка обороны собственных территорий";


Накадзима согласилась поставлять моряками доработанную версию Типа 91, предназначенную для размещения на авианосцах. Самолет получил обозначение NK1F, а доработки в базовую комплектацию вносил японский инженер Ясуси Кояма (Yasushi Koyama). Осенью 1932 года самолет прошел комплекс испытаний, однако разработка эта была отвергнута, поскольку не обладала никакими преимуществами перед серийным и уже строящимся самолетом Накадзима Тип 90. Все изменения в NK1F свелись к установке модифицированного двигателя Котобуки 5, оснащенного трехлопастным металлическим винтом, а также колесами в обтекателях. На момент отказа военных моряков от приобретения этого самолета, на нем даже не был поставлен посадочный гак.


Слева - Передовой истребитель начала тридцатых, полученный авиацией Японии. Кроме нее похвастаться такой скоростью перевооружения в те годы мог только Советский Союз;
Справа - Редкий китайский аппарат, используемый против китайского правительства. Здесь - предоставленный Японией мятежным китайцам Накадзима Тип 91;



Малькольм Пэссингхэм (Malcolm Passungham)
Перевод Никиты Донцова
Tags: nakajima, авиация, япония
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • F.E.8 от поляков

    Что же, хоть я и в губернии, это не означает, что не могу я начать новый проект. И вот он - F.E.8 от Модельбуда. Все как полагается :-)…

  • Гости из Нижнего

    Говорят, жара спала? Как-то мы в этом не уверены. А потому предлагаем вам приготовленный еще весной ролик, который должен немного охладить вас в…

  • Пивной июнь. Путеводитель

    Отгремел май, установлен новый рекорд - 83 различных сорта пива за месяц. Казалось бы, после этого июнь должен пройти спокойно, но "это же не наш…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments