Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Лучший пилот Румынии. Часть первая.

Лейтенант Ион Добран
Из состава 9-й ИАГ вспоминал:

Мы встретили капитана Кантакузино, прозванного Базу, в Краматорской, это в бассейне реки Донец (восточная Украина), где он служил командиром эскадрильи. На хвосте своего самолета он нарисовал на тот момент 22 белые полоски, отмечающие то количество побед, которое он одержал. У него была собственная манера полета: он никогда не летал по прямой, он исполнял маневры, напоминающие порхание бабочки, что требовало соответствующих качеств от его ведомых, но позволяло ему никогда не удивляться атаками сзади.
Он бросался в бой независимо от числа противников, полностью доверяя своим качествам пилота и своему самолету, управляя машиной в только ему присущем акробатическом стиле, с характерно большим разнообразием скоростей. При этом он еще и анализировал текущее положение самолета в бою. Однажды, когда я сообщил ему, что вражеские самолеты находятся выше и правее нас, он сухо ответил, что они нас не видят, поскольку мы находимся в мертвой зоне. Он уже обдумал свой план атаки, как всегда состоящий из необычных маневров, и после боя нарисовал на киле своего самолета еще две белые полоски.
Мне нравилось летать с ним, однако это было нелегко - он всегда исполнял в небе акробатические фигуры. Я вспоминаю, что 30 мая 1944 года я получил задание сопровождать штурмовики. Во время первой миссии (я был ведомым), нам в небе над Жижией (река на Украино-Румынской границе) встретились восемь Аэрокобр, пилотируемых советскими летчиками. Абсолютно точно, что они выпустили по нам несколько очередей, но ни одна из их пуль в нас не попала. Как участник того боя могу сказать, что это было красиво, зрелищно, но абсолютно бесполезно - Базу в первую очередь хотел продемонстрировать всем свои акробатические таланты.





ПРЕВОСХОДНЫЙ СПОРТСМЕН И ПОЛИГЛОТ

Константин М. Кантакузино увидел свет в Бухаресте 11 ноября 1905 года в семье крупного землевладельца. Он был сыном Михая Кантакузино и Марии Розетти, принцессы Кантакузино, которая затем, после своего второго замужества, станет супругой Джорджа Энеску, известного виолончелиста и композитора. Отец Константина имел в собственности 1172 гектара земли и усадьбу в Бэрэгану. Маленький Кантакузино проводил там летние каникулы, гоняя по пыльным деревенским дорогам на велосипеде и удивляя местных жителей, вызывая также зависть соседских детей.


Первая жена Кантакузино - Жоржета Диаманди.

В юношеском возрасте парень оказался в дорогом и красивом доме своей матери в Тецкане-Бакэу. В этом спокойном уголке, в компании со своей сестрой Алисой, и своим кузеном Андреем Костиным, он проводит идиллическую молодость. Именно в этом поместье Джоржд Энеску напишет потом большую часть своих произведений.
Константин Кантакузино посещает лицейские курсы в Бухаресте. По своему темпераменту он остается убежденным англофилом, несмотря на свое очень хорошее знание французского, испанского, немецкого и итальянского, на которых он говорил столь же свободно, как на английском и на родном румынском.
В армии он нес службу в полку зенитной артиллерии. Солдат на 1 сентября 1923, он становится сержантом 1 июля 1924, а по окончании школы офицеров запаса в Тимишоаре, в феврале 1925 года, получает звание второго лейтенанта.


Базу со своей мамой Марией Розетти, принцессой Кантакузино, и своей сестрой Алисой

Со своего детства Базу, как зовут его друзья, занимается различными видами спорта. Это останется с ним на всю жизнь, и в некоторых видах он добьется серьезных успехов.
Он был также увлеченным мотогонщиком и принимал участие во многих соревнованиях, в которых участвовали как румыны, так и иностранцы. Любивший поглазеть на мотоциклетные гонки, проходившие на импровизированном треке в старой котловине Флоряска (теперь это район Бухареста), он затем с такой же страстью играет в теннис на кортах, находившихся между современным факультетом права на бульваре Елизаветы и дорогой на Плевен. В 1933 Базу назначается капитаном национальной румынской хоккейной команды, участвующей в чемпионате мира в Милане, где сборная Румынии обыгрывает Швейцарию. Занимаясь также и автомобилями, Базу устанавливает рекорд скорости на трассе Бухарест-Париж.


Флит со звездообразным мотором Киннер мощностью 160 лс, полученный весной 1934 года

И, наконец, его привлекает авиация. Но в это время условия поступления в летную школу были чрезвычайно строгими. Единственный местом, готовящим пилотов, была школа в Галаце. Но принимали туда только военных, имевших опыт службы в различных родах войск - гражданским лицам доступ был закрыт. Для того, чтобы представить свою кандидатуру на обучение летному мастерству, необходимо было пройти военную службу и подписать контракт с государством, который обязывал учеников после получения диплома служить в военной авиации в течение пяти лет. Лишь немногих отпускали работать в гражданские авиалинии, а пилотами-частниками становились вообще единицы.
Прибыв в школу, он встречает там 15 своих сокурсников-претендентов на право называться летчиком. Среди них были адвокат Василь Думитрэску, врач Г.Сарбулэску, инженер Раду Маникатиде (будущий авиаконструктор), Ирина Бурная, ставшая впоследствии известным пилотом и первый румынкой, достигшей экватора на самолете. Сопровождает их Василь Чобану, который станет в последствии инструктором в школе военных летчиков.


Известная румынская летчица Ирина Бурная. Ударение на второй слог :-)

АКРОБАТ, УЧАСТНИК ПЕРЕЛЕТОВ И ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК

После двух недель обучения, продемонстрировав весь свой талант летчика, Константин Кантакузино получает диплом пилота-частника 1 класса. Он не останавливается на достигнутом, и, после предоплаты летных часов, Базу в августе получает диплом 2 класса (№35/1933), совершив перелеты Бухарест-Галац-Тесцаны-Бузэу-Бухарест и Бухарест-Флорешть-Бухарест. Во время этих перелетов он преподносит сюрприз своим родным, приземлившись сначала в поместье матери в Тесцанах, а затем во владениях отца во Флорешти. Используя свои связи, он получает из Национального Фонда Аэронавтики сумму в 449 150 лей, на которые покупает ФЛИТ (FLEET-марка самолета) со звездообразным мотором Киннер (Kinner) мощностью 160 л.с. Он был не единственным дипломированным летчиком, обладавшим такими привилегиями. В перечне лиц, получивших помощь от Фонда можно найти Г.Банкулеску, Иону Крету, Ирину Бурную, Думитру Фрима, Василя Думитреску, принца Г.В.Бибеску (будущего президента ФАИ), Спиридона Варнаву, Костеля Сидери, Смиранду Браеску, капитана Тодора Филипа и многих других (интересно – кто все эти люди? Кроме Бурной и Бибеску никого не знаю – прим.переводчика).


Хоккейный матч в Давосе, Швейцария, когда Кантакузино был капитаном румынской сборной

Весной 1934 года в возрасте 29 лет Базу Кантакузино женится и показывает своей жене самолет, купленный незадолго до этого. (гражданский код YR-ABY). В самолете они провели часть своего свадебного путешествия, вылетев 29 апреля 1934 года по маршруту Бухарест-Белград-Венеция-Рим-Неаполь-Ница-Париж. Он возвращается в одиночку, самолетом, через 10 дней, перелетая через Альпы в Италии и Югославии. Ураган, который встречается ему в Железных Воротах (сужение долины Дуная около Карпат), а также дождь, сопровождающий его по всей Румынии, задерживают его возвращение. Предвидя это, он по телефону из Белграда попросил зажечь посадочные огни на аэродроме в Бэнеаса, а затем совершил посадку под покровом ночи. Эта первая в Румынии ночная посадка произвела впечатление на всех, кто его встречал!
31 мая 1934 года он выигрывает кубок Ионеля Гика, врученный ему семьей Гика вместе со значительным вознаграждением. В тот же год 14 экипажей, отобранные военной авиацией, должны были участвовать в конкурсе, целью которого был полет по замкнутому кругу дистанцией 1500 км между городами Бухарест-Констанца-Галац-Яссы-Клуж-Арад-Черновцы-Турну-Северин (это один город с двойным названием)-Бухарест в период между 1 января и 31 июня. Затраченное каждым экипажем время подлежало обязательной регистрации.


Базу в своем Флите, спереди сидит Алекс Папана

Произошло много различных инцидентов. Капитан Дж.Кукеру и лейтенант Савва Ротану летят 29 мая до Констанцы в густом тумане, самолет разбивается и оба пилота гибнут. В тот же день капитан Николеску Бекие и лейтенант Дж.Валварие, потерявшие ориентацию из-за плохой погоды, вынуждены были многократно приземляться наугад, прежде чем достичь Бухарест с опозданием в 13 часов! Затем наступает черед майора Василиу и капитана Ника Иосифеску, чей самолет из-за заклинившего двигателя не долетает 40 км до Ясс. 31 мая вылетают еще пять экипажей, но только один Базу оказывается в состоянии осуществить этот перелет. Первыми о своем отказе объявил экипаж Петровичи-Стубей, поддержанный тремя другими экипажами под Черновцами, когда лейтенанты Тикулеску и Татиус сошли по причине холода (в Черновцах шел снег), Попэстану - из-за пробитого бачка, а Бурдулу - по собственному желанию, заявив, после часа полета, что «в Трансильванию не попасть».
Базу вылетел из Бэнеаса намного позже остальных, без проблем пройдя участок Констанца-Галац-Черновцы, куда он прибыл в 11.37 Поскольку необходимости заправляться не было, он взлетел сразу по получению отметки о прохождении контрольной точки.
Как и ожидалось, в 25 км от Черновцов небо закрылось тучами. Пошел дождь, быстро перешедший в снег, который заставил снизиться и лететь при видимости в 30-40 метров. Однако, благодаря бортовым навигационным приборам, он пролетает сквозь снег и дождь и перелетает Карпаты, после чего возвращается на нужный курс. Поскольку на всем полете ветер дул ему в спину, он должен был затянуть время полета в зоне Арада, то есть сделать промежуточную посадку в Читиле, чтобы ему не назначили штрафов за слишком раннее появление.


Базу после полета на ИКАРе

«Спортивная газета» (“La Gazette des Sports”) 2 июля 1934 года писала:
«Константин Кантакузино победил лучших асов современности».
После получения кубка Ионеля Гики, 7 июня 1934 года Базу награждается Летным Золотым Крестом Ордена Доблести, врученным ему королем Каролем Вторым.
В конце этого 1934 года, Базу в компании других спортсменов получает медаль почета Союза Спортивных Федераций Румынии, будучи к тому моменту капитаном национальной сборной по хоккею на льду, чемпионом Балканских стран по мотоспорту, экс-чемпионом по теннису и победителем воздушного перелета вокруг Румынии.
За его успехи компания ФЛИТ предлагает ему представить в Варшаве новую модель фирмы, по поводу которой Маршал Пилсудский проводил в то время переговоры с румынскими властями на предмет приобретения этого самолета для ВВС своей страны. 15 июня 1934, когда Базу летел с пассажиром - гражданином Польши, ему пришлось сесть на вынужденную на одном из островков Вислы, поскольку у него возникли проблемы с мотором. Из-за песчаной почвы FLEET скапотировал. Пассажир погиб при крушении, а Базу не получил ни царапины. Происшествие озадачило молодого принца Кантакузино, но вскоре он позабыл об этом досадном инциденте, когда получил приглашение на презентацию самолета в Эскишехир в Турцию в компании с Константином Абелесом.
После проведенных в Бухаресте тренировок Базу, под руководством Макса Манолэску, проводит в Турции великолепную презентацию, произведшую на присутствующих турок неизгладимое впечатление. По возвращении из Турции он атакует рекорд скорости на трассе Бухарест-Плоешти, которую покрывает за 6 часов 32 минуты на Кодрон-Рено с двигателем 140 л.с. Поскольку старый рекорд был побит экипажем Франсуа-Гемин, пролетевшим этот путь за 6 часов 25 минут на самолете с двигателем мощностью 600 л.с., Базу считает свое достижение персональной победой, которая доказывает, что если бы он обладал более мощным самолетом, он бы без вопросов побил этот рекорд. Он сделает это 26 июля 1935 года, используя предоставленный французами после личной просьбы президента ФАИ Г.В.Бибеску Кодрон 430 Рафаль (Rafale - шквал). Новое время составило 6 часов 24 минуты 35 секунд.
Во время второго розыгрыша кубка Гики Базу приходит вторым, уступив Алексу Папане, использовавшему построенный фирмой Брашов (Brasov) прототип. В прессе тех дней о Базу говориться как о пилоте «очень одаренном, имеющим большой талант понимания всех перипетий полета, с очень редким чувством равновесия и врожденной силой воли»


Вторая жена Базу - Анча Диаманди (сестра первой жены), называемая Бизи

В конце июня 1935 года он поступает в Военную Летную Школу Совершенствования Мастерства в Бузэу. Ему хватает двух полетов на «спарке» и трех одиночных на своем самолете MS-43 чтобы показать своему летному инструктору, что его больше нечему учить! Он продолжает полеты на цельнометаллическом Гурду, самолете, который должен будет лицензионно выпускаться на заводе ИАР (IAR). Базу прилагает усилия, чтобы осуществлять свои акробатические вылеты, в течение которых он без защитного и кислородного оборудования поднимается на высоту 5000 метров.
24 июля 1935 года Школа выдает ему сертификат со следующей надписью: «пилот с выдающимися качествами, хорошо натренированный для акробатических полетов. Если он сохранит свое мастерство на военном самолете,он получит возможность доказать свои большие способности к воздушному бою.» Высокую оценку от своих друзей Базу получил за тонкость исполнения маневров воздухе, филигранную посадку, а также за выполнение акробатических фигур повышенной сложности, и за абсолютное спокойствие в воздухе. Как и следовало ожидать, после летной школы он был переведен из артиллерийского запаса в авиацию, в Боевую Эскадру, а затем в Первую Истребительную Эскадру. Чтобы получить диплом пилота гражданской авиации (№90 от 31 июля 1945 года) он был вынужден еще раз подтвердить свои выдающиеся качества пилота.

РОСТ ПОПУЛЯРНОСТИ

Воодушевленный Константином Абелесом, Иоанной Кантакузино и другими друзьями, Базу начинает подготовку к своему участию в многочисленных авиационных мероприятиях. Во втором квартале 1935 года Базу в сопровождении Марины Стирбей и Ионеля Кокэсу пересекает страну, демонстрируя свои лихие акробатические маневры.


Марина Стирбей

29 сентября 1935 года он на своем Флите вместе с Мису Пантаци, Николае Герасимом и Максом Моналеску (три "красных дьявола»), а также Пуйу Парвулэску во главе с семеркой военных ПЗЛ (PZL), участвует в демонстрационных полетах, организованных ARPA в Крайове (город в Румынии). Вот как описывает это событие журнал «Юниверсул» (“Universul”) от 1 октября 1935 года:
«петли, бочки и штопоры выполнялись с большой ловкостью и вызвали энтузиазм у публики».
27 октября прошли показательные выступления на аэродроме Бэнеаса. Базу пилотирует ИКАР (I.C.A.R. - акробатический самолет), позже ставший его собственностью. Помимо него в полетах участвуют Марина Стирбей, Гогу Стефанеску, «Красные дьяволы», а также две акробатические эскадрильи из Чехословакии и СССР. Базу признается героем дня. «Новая Национальная Газета» (“Nouveau National”) 30 октября 1935 года по этому поводу отмечает:
«Специфический талант, виртуозность, великолепное взаимопонимание между ним и самолетом, великолепие и смелость были оценены нашей и зарубежной публикой. Показательная акробатическая программа, выполненная Базу, вызвала у многих чувство глубокого удовлетворения…»
17 ноября 1935 года новые показательные полеты прошли в Тыргу-Жиу. Базу начинает свою программу с пролета над взлетной полосой вверх колесами, продолжив его обычной программой: петли, бочки, штопоры, развороты и т.п. Газета “Юниверсул” 19 ноября отмечает:
«Состязание популярных румынских пилотов-акробатов Константина Кантакузино и Марины Стирбей вдохновили публику, выказавшую участникам большие симпатии…»
Базу заявил журналистам: « Авиация создана не теми, кто бросает вызов смерти. Для прогресса авиации мы нуждаемся в непрерывном размышлении» Он доказывает это, отказываясь - после тщательного взвешивания своих шансов - от проекта пролета на своем самолете под однопролетным мостом через реку Бузэу


Перед ИКАР-Вальтер (YR-BIL), начало апреля 1936 года

В августе 1935 года Базу приземляет свой Флит на пляже Мамая, стелит на песок банное полотенце и принимает солнечную ванну! 27 августа 1935 года он получает письмо, подписанное Рамиром Энеску, заместителем министра Аэронавтики.
«Господин Кантакузино, мы доводим до вашего сведения, что посадка и рулежка вашего самолета на пляже Мамая являются серьезнейшим нарушением элементарных правил поведения и уважения людей, выбравших это место для отдыха. Мамая не является аэродромом, это публичный пляж. Мы просим вас больше не производить подобных маневров, а также воздержаться от полетов на малой высоте над румынскими городами, чтобы нам не пришлось применить к вам санкции"
Это был не единичный случай! Принц Николаэ испуганно наблюдал, как в Бэнеасе Кантакузино выполнял перевернутый полет в нескольких метрах над землей. Поскольку принц тоже был пилот, он немедленно сообщил об этом заместителю министра Аэронавтики и попросил «примерно наказать пилота». Базу было запрещено в течение двух недель летать в Бэнеасу. Такие же санкции были применены к Мису Пантаци 27 октября. Пантаци, военный, пообещал не опускаться ниже 100 метров кроме как для посадки. Чуть позже, в составе «Красных дьяволов» он пролетит под мостом через Чернаводэ…
Базу превзошел сам себя во время воздушной демонстрации в Плоешти, после которой он заявил публике о своем намерении совершить кругосветное путешествие на самолете. На этой демонстрации кроме Кантакузино выступали также Константин Абелес, Андрей Костин, Марина Стирбей и Константин Суту.


С актрисой Надей Кантакузино, своей третьей женой, будущей матерью Линды Грей (американской актрисы, игравшей в известном телесериале «Даллас»)

15 апреля 1936 года Базу терпит аварию на своем великолепном ИКАРе (I.C.A.R.-Walter (YR-BIL)). Самолет имел всего 15 часов налета, а двигатель, Вальтер Кантор (Walter Cantor), вообще только 7 часов. После многочисленных трюков, проведенных на полном газу, в присутствии представителей компании Вальтер, Базу попытался уменьшить газ, но тяга управления обрывается. Обороты резко падают, и Базу сажает свой ИКАР на поле. Самолет катится, но задевает бугор. Шасси ломаются и самолет капотирует. Получивший серьезные повреждения, ИКАР не подлежит восстановлению, хотя этот самолет должен был быть представлен принцем на Олимпийских играх в Берлине. Используя свое влияние, Базу вновь добивается выделения из общественных средств суммы (900 000 лей) для покупки нового самолета. Деньги предоставляются Национальным Фондом Аэронавтики, при этом и другие пилоты также получают помощь фонда – Марина Стирбей, Александру Папана, Константин Суту, Валентин Попеску находятся среди получателей.
Со своим не подлежащим восстановлению ИКАРом Базу лишается возможности встретить Антуана де Сент-Экзюпери, прибывающего в Бухарест 27 мая 1936 года по приглашению Румынского Королевского Авиационного Клуба. Сант-Экзюпери посещает дельту Дуная на борту самолета Стинсон (Stinson) Валентина Бибеску, пилотируемого Александром Папаной.
20 июня 1936 года в Бухаресте происходит полное солнечное затмение. Погода подводит Румынию, поскольку небо в момент затмения покрыто толстым слоем облаков. Базу с Василе Канарашем, журналистом газеты «Темпо» (“Tempo”), взлетает, чтобы наблюдать за затмением с высоты 5000 метров. Вылетев в пять часов утра, Базу отводит 45 минут на то, чтобы преодолеть облачную массу, которая постоянно угрожает разломать маленький деревянный самолет на тысячу обломков. Второй самолет в это время пилотирует Папана.
Базу одержим идеей установить новый рекорд - полет вокруг земли. Он вылетает из Парижа 21 июня на своем Флите, оборудованном дополнительным баком. Оттуда он долетает до Лондона, затем возвращается в Вену, где делает тщательный технический осмотр. Он прилетает в Бухарест 8 июля после 30 часов в воздухе. В Париже он встретил Пьера Кота, французского министра воздушного флота. В Монтрё (Швейцария) Николаэ Титулеску подкинул ему идею предпринять совместный тур вокруг земли.



Марина Стирбей, владелица земли, на которой построен аэродром Дарманешти-Бакэу, предоставляет ему 100 000 лей для дополнения суммы, необходимой для покупки самолета для кругосветного полета. Базу покидает Париж на купленном Тайфуне (Typhon - об этом речь пойдет в следующей части). У него нет больше времени для участия в Олимпиаде, и Папана в одиночку улетает в Берлин: он заканчивает там выступление 12-м из 26 кандидатов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Tags: Кантакузино, авиация, румыния
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments