Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Мой вертолетный позор 2004 года

Историческая справка

Ми-4 был первым военно-транспортным вертолетом ВС СССР, который был создан под впечатлением удачного применения вертолетов американцами во время войны в Корее. Впечатление это было столь сильно, что в сентябре 1951 года в Кремле под председательством Сталина прошло совещание, посвященное развитию вертолетостроения в Советском Союзе, на котором было принято решение о создание десантного вертолета, при чем на создание отводился всего год. Первый полет на такой машине состоялся в июне 1952 года, в том же году началось серийное производство, а с начала 1953 года эти вертолеты стали поступать в войска, где формировались специальные вертолетные полки, насчитывающие по 60 машин.
Производство вертолета сначала осуществлял Саратовский, а затем Казанский завод. Объемы выпуска составили 152 вертолета в Саратове и 3155 в Казани. Еще 545 машин было изготовлено в Китае, где был налажен лицензионный выпуск этой машины под названием Z-5.
Вертолеты Ми-4 экспортировались в 24 страны мира, и принимали участие в большом количестве локальных конфликтов, включая и войну в Афганистане.





Модель

Модель была приобретена совершенно случайно – не являясь поклонниками винтокрылых машин, мы с приятелем просто зашли в хозяйственный магазин с целью приобрести гуашь для тонировки, когда внезапно наткнулись на очень интересный экземпляр. Стоимость модели очень удивила (62 рубля), а скудные познания о том, что Ми-4 все-таки последний вертолет с поршневым двигателем, вкупе с желанием построить хотя-бы один вертолет «для пробы», стали теми катализаторами, которые и подтолкнули к покупке.
Коробка достаточно своеобразна и оригинальна. Сильно напоминает (только не смейтесь) оцвеченные черно-белые мультики. Такое ощущение, что изначально она была ч/б, а потом уже начали делать ее цветной вариант. На лицевой стороне – МИ-4 в полете, на обратной – три проекции и вариант окраски для ВМФ ПНР. Все неплохо, но уж как-то слишком топорно… Да и производитель нигде не указан…
Инструкция оригинальна. Историческая справочка достаточно подробна, дана на русском и английском языках, присутствует даже небольшая фотография поплавкового вертолета со звездами. Порядок сборки ясен и понятен, и, что главное, достаточно подробен. Судя по инструкции присутствует неплохая «внутрянка», так что можно сделать двери и люки этой машины открытыми. Вариантов окраски два – Ми-4 амфибия на испытаниях в Химках, 1959 год и Ми-4М Советского ВМФ без указания года (размыто и расплывчато – ни части, ни места дислокации – ничего).
Декаль. Упс… а вот ее то и не оказалось. Просто отсутствовала как класс – ни польских, ни советских знаков нет. Вообще ничего нет. Не понятно…
Пластик неплох, хотя… сразу становиться видно, что с расшивкой тут большие проблемы. Нет, на бортах фюзеляжа все дано четко и ясно, а вот сверху…Непонятные кривые линии… То же и на балке…
Но это все цветочки, потому как пластик НЕКОМПЛЕКТЕН! Никакой «внутрянки» нет и в помине, поплавков тоже нет, комплекса оборудования для оснащения вертолета ВМФ тоже нет. Как нет и вооружения. Двери и люки не даны отдельными деталями (как указано в инструкции), а отлиты зацело с половинками фюзеляжа… В общем мрак – инструкция и пластик явно из разных наборов

Сборка



Сборка начинается стандартно – с окраски внутренних поверхностей фюзеляжа и сборки пилотской кабины. Очень позабавили меня пилоты – они отлиты одной деталью с креслом, а головы им приклеиваются отдельно! Такого мне еще видеть не приходилось – забавно. Ну да ладно – пилотов окрашивать я не стал – только лица и руки, с формой не возился, ни к чему это. Приборная панель и переборка за кабиной встали на свои места без проблем. Перейдя к покраске, внутренние поверхности задул стандартным серым цветом, наружные (в районе иллюминаторов) – в защитный зеленый. Сделал я так потому, что очень не люблю маскировать в отдельности каждый иллюминатор – для меня проще задуть весь участок в необходимый цвет, потом установить стекла, а потом все вместе замаскировать полосой тамиевской ленты. Что и было исполнено.
После «пилотов» был собран фюзеляж – половинки приемлемо стыкуются, перекосов выявлено небыло. Конечно, швы требуют обработки, причем особенно в этом повезло хвостовой балке – ее кромка как бы завалена внутрь и по верху получается отменный «желобок», который необходимо заполнить изрядным количеством шпаклевки.
Пока фюзеляж просыхал под прессом банковских резинок, я занялся передней частью фюзеляжа, где и совершил одну непростительную ошибку. Решив, что раз инструкция от другой модели, то и не стоит на нее полагаться, я действовал как любой нормальный моделист – сначала пластик, потом стекло. Так вот – в этом случае все наоборот, сначала стекло, потом пластик. Почему – не понимаю. Ну да ладно – мне в итоге пришлось единую деталь с лобовыми стеклами разрезать на сегменты и эти сегменты вклеивать в проем. Муторно, грязно – но ничего не поделаешь. И еще один момент – на капоте даны гребни – их лучше сразу срезать, а потом восстановить на стадии окраски.
Сам капот на фюзеляж встает плохо – требуется подгонка, стачивание, шпаклевание. Еще хуже на капот встает фронтальная деталь – радиатор с фарой. Ее приходится просто стачивать, уменьшая диаметр.
Решив эти проблемы, можно сказать, что с фюзеляжем я справился. Потому как восстановить, а где надо поменять расшивку – воспринимается после борьбы со стеклом и капотом просто как детские шалости.
Автомат перекоса для лопастей воздушного винта собирается из двух деталей и выглядит достаточно правдоподобно (в меру моих познание, естественно), только отделять его надо очень аккуратно, так как детали тоненькие и норовят сломаться. Лопасти отлиты хорошо, с необходимым провисанием, установить их на место не сложно – капелька цианакрила и чуть-чуть терпения обеспечат неплохой, скажем так, внешний облик винтокрылой машины.
В модели очень много различной мелочевки – всяческие скобы, антенны, подпорки – все это надо тщательно обработать перед установкой, поскольку на них очень четко видны следы половинок пресс-форм.
Шасси выполнено просто ужасно. Мало того, что никаких посадочных мест под стойки не обозначено, они еще и сами по себе, будучи собранными, выглядят весьма и весьма посредственно. Передние – так это вообще песня, они не встают на места, норовя развернуться на 90 градусов.
Сами колеса просто отвратительны – их можно ставить только как временное решение, в противном случае они очень сильно испортят внешний вид модели.
Ну и в завершении – об окраске. Поскольку ни рисунок на коробке, ни инструкция в этом деле помощниками быть не могли, я решил сделать традиционный советский камуфляж – зеленый верх и голубой низ. После окраски модель была целиком задута глянцевым лаком, на который, по его высыханию, я перевел звезды и бортовой номер (красного цвета, из старых запасов). После чего задул все вторым слоем лака и приступил к тонировке.
Сухой кистью алюминиевого цвета сделал потертости на стойке шасси (путь в кабину), на скобах и на дверных ручках. Черной гуашью тонировал расшивку и чуть загрязнил вертолет. Ну и напоследок смесью алюминия со ржавчиной подтонировал решетки радиаторов. С учетом того, что тонировал по-серьезному я в первый раз, получилось в общем ничего… Потренировался на кошке))))



В целом могу сказать, что модель «для любителя». Кому вертолеты интересны, тот ее соберет, и еще рад будет. Мне же было лишь забавно, все-таки первый опыт на поприще вертолетостроения. Но потраченного времени откровенно жаль – можно было бы собрать очень и очень неплохой самолет… Второй раз я к вертолетной тематике подходить не буду – ни сама тема, ни модель мне не понравились.
___________________________________
Статья целиком была написана в 2004 году и приведена здесь без купюр и изменений.
___________________________________

С высоты 2015 года могу добавить - это была некомплектная модель молдавской фирмы "Унда" (или AER Moldova), которая делалась откровенно "спустя рукава". Тот крайний абзац про "подходить не буду..." это конечно здорово, только с учетом приобретенного за 11 лет опыта могу сказать, что от таких радикальных заявлений я, пожалуй, сегодня воздержусь...
Tags: миль
Subscribe

  • Пивной июнь. Путеводитель

    Отгремел май, установлен новый рекорд - 83 различных сорта пива за месяц. Казалось бы, после этого июнь должен пройти спокойно, но "это же не наш…

  • Пять Пивотов из Коломны

    Их удалось найти всего пять, хотя Никита лично пробовал штук десять. А сколько их всего - сказать сейчас очень сложно. Изначально этот ролик должен…

  • Пиво до ста рублей

    В такую жару просто необходимо слинять из каменных джунглей на природу... Ну а какая природа без шашлыка? А какой шашлык без пива? Вот и Никита с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Пивной июнь. Путеводитель

    Отгремел май, установлен новый рекорд - 83 различных сорта пива за месяц. Казалось бы, после этого июнь должен пройти спокойно, но "это же не наш…

  • Пять Пивотов из Коломны

    Их удалось найти всего пять, хотя Никита лично пробовал штук десять. А сколько их всего - сказать сейчас очень сложно. Изначально этот ролик должен…

  • Пиво до ста рублей

    В такую жару просто необходимо слинять из каменных джунглей на природу... Ну а какая природа без шашлыка? А какой шашлык без пива? Вот и Никита с…