Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Halberstadt CL.IV (Rol), Утро 28 сентября 1919 года, Ковно, Литва

Halberstadt Cl.IV, спроектированный главным конструктором фирмы Halberstadter Flugzeugwerke GmbH Карлом Тайсом, был развитием очень удачного двухместного истребителя Halberstadt Cl.II, который на фронте применялся также и в качестве штурмовика. Так как развитие Cl.II по пути увеличения мощности двигателя было невозможно, и основным направлением стало улучшение аэродинамических качеств вкупе с уменьшением взлетного веса



Для уменьшения веса фюзеляж укоротили и полностью пересчитали его конструкцию, убирая вес везде, где только можно. И в итоге самолет похудел на 73 килограмма. Несущие свойства крыла улучшили введением нового профиля. Конструкцию тоже пересчитал¬и и частично переделали. Для улучшения маневренных качеств увеличили площадь оперения (как горизонтального, так и вертикального). Результат получился достойный, и заводские испытания, проведенный в феврале 1918 года, вызвал массу положительных отзывов от надзирающих за работой сотрудников ВВС. Армейские испытания были завершены к апрелю 1918 года, после чего начались заказы на производство этого самолета.
Заказы на CL.IV распределились следующим образом: Halberstadt - 150 машин в мае + 200 в июне + 200 в августе + 100 в ноябре. Итого 650 машин, из которых ноябрьский заказ был отменен, а августовский был выполнен не полностью. LFG (Roland): 150 машин в июле + 200 в августе + 300 в ноябре. Итого 650 машин. С августом и ноябрем ситуация была аналогична Halberstadt.



Halberstadt CL.IV был одним из наиболее эффективных штурмовиков Первой мировой войны, обладающий прекрасной маневренностью, позволяющей уклоняться от зенитного огня. Самолет появился на Западном фронте во второй половине июня, за несколько недель до Марны. Потери этих самолетов были незначительными, и они в качестве штурмовиков служили до окончания боевых действий. Однако, несмотря на в целом восторженные отзывы, была в конструкции этой «бочки меда» и серьезная «ложка дегтя». Дело в том, что по сравнению с Cl.II самолет стал неустойчивым, и его рысканье уменьшало точность стрельбы из синхронных пулеметов. Для исправления этого недостатка Halberstadter Flugzeugwerke GmbH спроектировала новый фюзеляж с одним лишним шпангоутом в конструкции и дополнительными 400 мм длинны, однако, чтобы не сбивать темпы производства, такой фюзеляж был утвержден только для самолетов, планировавшихся к выпуску на заводе LFG (Roland). И вот тут-то немцев и ждала засада.
Инженеры подрядчика, считая себя самыми умными, внесли изменения в оригинальные чертежи, после чего их продукция в буквальном смысле слова «с треском провалилась». Инженерам пришлось срочно перепроектировать крыло, а затем усилить фюзеляж. Именно поэтому «длинные» Cl.IV появились на фронте только под самый конец войны.
На самом Halberstadter Flugzeugwerke GmbH Карл Тайс в это время был занят разработкой дальнейшего развития Cl.IV, CLS.I, который отличался от предшественника уменьшенными размерами и повышенной прочностью конструкции. Аппарат успешно прошел испытания в октябре 1918 г, но война закончилась прежде, чем успели принять решение о начале его серийного производства.
После окончания первой мировой Войны самолет активно продавался новообразованным странам-лимитрофам, таким как Польша, Литва, Эстония. Многие самолеты достались этим странам бесплатно, в результате отступления германской армии. В любом случае каждый такой факт получения необходимо разбирать отдельно, ибо все условия всем странам были очень индивидуальны.



Что касается литовского самолета, то достоверно известно только то, что он был приобретен Литовской республикой 28 июня 1919 года из состава Freiwillige Flieger Abteilung 425. 28 сентября 1919 года этот самолет был разбит пилотом ФРИЦЕМ ШУЛЬЦЕМ. Интересно, что находившийся во второй кабине Юлиус Шалкаускас получил ранения, но остался жив.
Не правы те, кто считает этот Halberstadt первым самолетом литовской авиации – первым был захваченный 5 февраля 1919 года у Езнаса самолёт РККВФ Sopwith 1½ Strutter.

БОКС-АРТ

Оригинально, но в принципе отторжения не вызывает. Понравился полупрозрачный имперский крест, и такой же лозенг на торце коробки. Окраска, правда, на бокс-арте неправильная, но об этом ниже. Умиляет советский Ньюпор на заднем плане – этакий воздушный бой. Был ли он на самом деле – не знаю, сочинять не буду. Еще умиляет отсутствие лозенга на нижних поверхностях. Он там обязан быть…



ИНСТРУКЦИЯ

Абсолютно бестолковая, неудобная и нечитаемая. Мой вам совет – изучите ее, выйчите все сборочные этапы, а потом просто выбросьте. Ясности она вам точно не добавит, а головных болей может принести в достатке. Да, и еще момент – схемя натяжения расчалок в инструкции указана неверно. О правильной растяжке речь ниже, тогда же и правильные фотографии предоставлю.



ВАРИАНТЫ ОКРАСКИ

Непосредственно в этом наборе Karaya предлагает варианты окраски молодых государств, появившихся после Первой Мировой Войны. Сразу могу сказать, что мною не проверялись польский, эстонский и советский вариант, так как моделировать их у меня небыло никакого желания, а набор я покупал исключительно ради литовского варианта окраски. Вот о нем можно и поговорить поподробнее.
Вариант неправильный. Судите сами – самолет был куплен литовским правительством в 1919 году, а перекрашивать самолеты литовцы начали только несколько лет спустя. Следовательно, самолет должен нести традиционный камуфляж завода LFG (Roland), тоесть широкие полосы различных цветов, хорошо видимых на найденной в сети схеме окраски.



ДЕКАЛИ

Декали переразмерены – причем переразмерены выборочно. Так, крыльевые ромбы верны, а фюзеляжные – больше чем нужно. Судя по инструкции переразмерен и серийный номер, хотя, глядя на фотографии, этого не скажешь. Верх непонимания отсутствие лозенга. Зачем вообще тогда «огород городить», если лозенг надо покупать отдельно? Не понятно…
Лозенг в итоге мне подарили «Доковский» - цвета правильные, а как по качеству нанесения, узнаю позже. Лозенг просто полосками, нарезать его «под угол» (а на «Хальберштадте» лозенгом крылья обтягивались под углом) придется самому.
Поскольку киперных лент в наборе тоже нет (в лозенге «Дока», кстати, их нет тоже), пришлось заказать их на Ядаре. Киперные от Техмода – должны быть качественными.



ДЕТАЛИ, СМОЛА, ТРАВЛЕНИЕ

Смола шикарна! Вся мелочевка проработана, все пролито, все на небольших кусочках-литниках. Одним словом – здорово. Такие же эмоции вызывает и травление – причем часть травления заменяет собой пластиковые детали. Здорово! А вот сам пластик – типичный шорт-ран. В лучших традициях. На рамках все приятно, но начинаешь снимать – и тут вылезает… С соединительными элементами тоже проблемы – увидев «пеньки» на крыльях и ответные «дупла» на фюзеляже, я понял, что придется ставить стальные лонжероны. Также «шестым чувством» почувствовал, что не избежать проблем с крыльями… Как же я оказался прав! Но об этом ниже…



СБОРКА

Начало сборки классическое – интерьер. Только разобраться надо, какие детали пластик, какие смола, какие травление. Инструкция что-то бормочет, но надо вчитываться подробнее. Первый «подводный камень» - нигде нет ни слова про окраску внутрянки. На всякий случай сообщаю – в Интернете есть фотографии музейного Хальберштадта, и там весь интерьер сделан правильно.
Если кому лень копаться в интернете - вот схема окраски, восстановленая по фотографиям



В целом сборка была хоть и муторна, но не особо сложна. Я не буду подробно все описывать, а просто представлю вам сет из фотографий процесса сборки.





«Большущий камень» - отсутствие инструкции по сборке пулеметов. Вообще полное отсутствие – как собирать их, не шибко и понятно. Пришлось долго разбираться и "мучить" знающих людей.

ПУЛЕМЕТЫ

Понимая, что у производителя полный "информационный голод" (я писал об этом выше), представляю Вашему вниманию порядок сборки обоих пулеметов. :-)
Курсовой пулемет - "Шпандау":

Турельный пулемет - "Парабеллум":


КАБАННЫЕ СТОЙКИ

Да, важный момент – кабанные стойки даны неправильные. У них не тот угол и не та высота, которая необходима. Этот узел необходимо делать самостоятельно и по чертежам.



Еще момент – поскольку крылья целиком «завернуты» в лозенг, для установки растяжек мне пришлось изготовить из тонкой проволочки колечки, вставить их в заранее подготовленные отверстия, после чего установить растяжки с фиксаторами (тандерами), полученными из тянутой ушной ватной палочки.



Выше я говорил, что инструкция дает неверное представление о креплении растяжек. На прилагаемых фотографиях четко видно, что Karaya дает не так, и где необходимо внести изменения.



Еще один момент – крылья. Они вывернуты, и заметил я это только на стадии финального монтажа. Несмотря на то, что я усиливал места соединения нижнего и верхнего крыла булавочными штифтами, крылья «повело». По уму, стальные лонжероны необходимо продлить на всю длину крыла, но я пока не знаю, как лучше это сделать.
Выровнять крылья мне удалось только с помощью растяжек, однако при этом трещину дало верхнее крыло, и если бы не установленные металлические штифты, верхнее крыло просто развалилось бы… В общем имейте в виду – крыльям надо придавать существенно большую жесткость. Думайте.



ВЫВОД

Двойственные ощущения. С одной стороны красивый аппарат, интересная история, литовский ромб на крыльях. Редко где найдешь такое. С другой стороны отсутствие внятных инструкций по сборке, посредственный шорт-ран, некомплект декалей, неправильное представление варианта окраски (авторы не копали как пложено) – все это заставляет крепко задуматься. Но есть еще и третья сторона – это ведь редкая модель, и абы кому она не предназначена. Пожалуй, это и есть самое главное – интересный аппарат, требующий неспешного и вдумчивого отношения. Того, что так необходимо при серьезном моделировании, того, что мне так нравиться. Я с удовольствием поставлю на полку модель такого редкого самолета в цветах литовской авиации...



ИСТОЧНИКИ

Windsock Datafile #43 - Halberstadt CL IV
Halberstadt CL IV in detail
The best of Wind-Sock #2
http://www.theaerodrome.com/forum/aircraft/47437-lithuanian-halberstadt-cl-iv-roland.html
http://www.plienosparnai.lt/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?5785
http://aviaww1.forum24.ru/?1-19-0-00000131-000-0-0-1335082269
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%281919%E2%80%941940%29
Tags: halberstadt, karaya, модель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments