Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Анрио HD.1 и асы 76-й эскадрильи. Часть первая.

Элегантный французский Анрио HD.1 (Hanriot HD.1) без сомнения является одним из самых красивых истребителей Первой Мировой Войны. Несмотря на то, что этот самолет никогда на стоял на службе своей родной страны, любители "дерева и ткани" смогли описать историю его боевых действий, связанную с полями Фландрии и итальянскими Альпами...


Самолет Флавио Торелло Бараккини. Лето 1918 года



Известнейший предвоенный автогонщик Рене Анрио (Rene Hanriot) во время Первой Мировой возглавлял небольшую фирму, занимавшуюся лицензионным выпуском двухместных полуторастоечных Сопвичей (Sopwith 1/2 Strutter) для нужд военной авиации. Однако, после приглашения в 1916 году инженера фирмы Понье (Ponnier) Пьера Дюпона (Pierre Dupont), ситуация резко изменилась. Дюпон создает проект одноместного истребителя с ротативным двигателем Ле Рон (Le Rhone 9J), мощностью 110 лошадиных сил. Самолет этот получает наименование HD.1 - в честь владельца компании Анрио и создателя самолета Дюпона. Первые испытательные полеты этой машины проводятся уже в июне 1916 года. Не смотря на то, что на Анрио стоял тот же двигатель, которым комплектовались Ньюпоры 16 и 17 (Nieuport 16 и 17), характеристики этого нового самолета были гораздо выше, что, однако, не повлияло на мнение Министерства обороны, которое не стало закупать его, поскольку пилоты французской авиации массово высказались за Спад 7 (Spad 7) - самолет с рядным двигателем.

Однако HD.1 привлек внимание итальянцев, которые быстро поняли, что Анрио гораздо быстрее, мощнее и маневреннее, чем находившийся на вооружении Ньюпор-17, строившийся по лицензии компанией Макки (Macchi). Очень быстро приняли решение о том, что новый самолет заменит Ньюпор-11 и Ньюпор-17, стоявшие в то время на вооружении эскадрилий итальянской истребительной авиации (Squadriglie da Caccia). Примерно таким же образом Анрио попал и в бельгийскую истребительную авиацию. Стороны быстро договорились об условиях лицензионного выпуска на мощностях предприятия Ньюпор-Макки в Варезе, и в ноябре 1917 года первые самолеты прибыли на фронт. Всего до конце войны были выпущены 706 самолетов по лицензии и еще 500 поставлен непосредственно из Франции.

Большинство итальянских Анрио оснащались двигателем Ле Рон (Le Rhone 9J) 110 лошадиных сил, однако были и машины, оснащенные более мощной версией в 120 лошадиных сил. Вооружение состояло из пулемета Викерс (Vickers), который поначалу крепился с левой стороны, а в последствии "переехал" ровно в центр фюзеляжа, где пилоту было гораздо удобнее прицеливаться, а также перезаряжать пулемет в случае необходимости. В некоторых особо исключительных случаях самолет оборудовался двумя пулеметами, в частности таковым был Hd 7517 Сильвио Скарони (Silvio Scaroni).

76-я эскадрилья, располагавшаяся на аэродрома Борньяно (Borgnano) первой в Королевской авиации получила новый самолет. Три первых HD.1 поступили туда в июне 1917 года, когда и начали свою службу совместно с Ньюпор-17 и Спад-7, а вот следующие Анрио поступили в августе. В июне эскадрильей командовал лейтенант (tenente) Луиджи Оливи (Luigi Olivi), одержавший к этому моменту 6 подтвержденных побед и 2 вероятных. Но, к сожалению, он погиб 17 июня, управляя своим Спадом-7, и 1 июля его сменил капитан Сальватори Калори (capitano Salvatori Calori), переведенный из 81-й эскадрильи. Он был во главе эскадрильи до 11 августа, когда его сменил лейтенант Гастоне Новелли (Gastone Novelli, 8+1). При этом 8 июля 1917 года эскадрилья переходит под непосредственное управление Воздушным Командованием 2-й армии.


Лейтенант Сильвио Скарони со своим механиком на фоне двухпулеметного Анрио. Снимок сделан весной-летом 1918 года.

Летом 1917 года четвертый по результативности итальянский ас, лейтенант Флавио Торелло Бараккини (Flavio Torello Baracchini) переходит в 76-ю эскадрилью. 17 и 29 июля, а также 3 августа он одерживает, управляя Спадом-7, три победы (всего 9-ю, 10-ю и 11-ю ), а аэростат 7-го августа он поджигает, управляя то-ли Спадом, то-ли Ньюпором, но, в любом случае, эта победа ему не засчитывается по неизвестной причине. На следующий день он сбивает Альбатрос в небе над Толмино (по-немецки Толмейн - Tolmino/Tolmein), и это отмечается как его 12-я победа. Во время этой схватки он был ранен в лицо и размещен на лечение в госпитале в Удине (Udina). После выздоровления в марте 1918 года он вернулся в состав 76-й эскадрильи и пересел на Анрио.

С 18 августа 1917 года эскадрилья принимает участие в одиннадцатой битве на реке Изонца (Isonzo). 21 августа комэск лейтенант Новелли получает повреждение левой руки, и, будучи не в состоянии больше увеличить свой личный счет (3+1), направляется в госпиталь. Новым комэском становится перешедший из 91-й эскадрильи Франческо ди Рудини, который официально занимает этот пост лишь 28 сентября 1917 года. А уже 3 октября того же года он погибает в бою. 1 ноября 1917 года командиром назначается капитан Альберто Де Бернарди, который остается на этом посту в течение примерно года.

Во время ноябрьского отступления итальянских войск, причиной которого стало автро-венгерское наступление в районе Капоретто (Caporetto), эскадрилья благополучно базировалась в Авиано, Аркаде и Истране (Aviano, Arcada, Istrana), где она и вошла в состав 6-й Группы (6e Gruppo), расположенной в зоне ответственности 4-й армии, состоящей из 76-й, 78-й и 81-й эскадрилий, а также двух секций, имеющий на вооружении Анрио HD.1, целью которых была защита города Падуя (Padova). 76-я эскадрилья закончила, к этому времени, перевооружение на Анрио и получила опытное пополнение, такое как младший лейтенант Сильвио Скарони (sottotenente Silvio Scaroni), встретивший в эскадрилье своего друга, младшего лейтенанта Джорджио Микетти (sottotenente Giorgio Michetti). Джорджио служи в этой эскадрильи с 29 июня 1917 года, а познакомился он с Сильвио в начале этого года, когда они вместе были в 43-й (разведывательной) эскадрилье.

Вообще-то Скарони проходил обучение на самолетах SVA в 86-й эскадрилье, расположенной в Понте Сан Пьетро (Ponte San Pietro), но, когда развернулись события вокруг Капоретто (Caporetto), его перевели на усиление в 76-ю эскадрилью, где он и стал чуть позже самым титулованным пилотом. В начале ноября он сражается уже на Ньюпоре-17, после чего и получает новенький Анрио. Его первая вероятная победа записана 3-м ноября, а 14-м стоит первая подтвержденная. Точно известно, что в декабре он летал на Анрио, 5 числа сбил Авиатик C.I (114.12) из состава Flik 53D; 10 декабря - еще один C.I (37.24) из Flik 58D; 19 декабря - двухместный Альбатрос C.III, который разбился около Конельяно (Conegliano). Три упомянутых выше успеха были его 4-й, 5-й и 6-й подтвержденными победами.


Анрио HD.1 сержанта Ромоло Тикконе. Этот произведенной во Франции самолет целиком окрашен в алюминиевый цвет.

19 декабря одерживает победу еще один будущий ас - лейтенант Алессандро Буцио (Tenente Alessandro Buzio). Он был переведен в 76-ю эскадрилью в сентябре 1917 года из 81-й, где сделал первые шаги в качестве летчика и где записал на свой счет первые два подтвержденных сбитых самолета. Победа 19 декабря в небе над Валь Сереном (Val Seren) стала для него третьей, а всего к концу войны он одержит их пять. Буцио оставался в 76-й эскадрилье до 24 сентября 1918 года, после чего он был определен в школу стрельбы в Фурбаре (Furbara). Во время службы в 76-й эскадрилье он получил свою вторую Серебряную Медаль.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Tags: 76 squadriglia, hanriot, авиация, италия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments