Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Анрио HD.1 и асы 76-й эскадрильи. Окончание.

Анрио часто направляются на задания по сопровождению бомбардировщиков Капрони, соответственно и встречи с неприятельскими Альбатросами, Фениксами и Бергами не являются столь уж редким делом. Утром 25 июня 1918 года капитан Лега и его ведомые - лейтенант Скарони и сержант Тиккони в 10.30 утра начинают схватку с третьими Альбатросами (Albatros D.III (Oef)) в небе над Монтелло. По окончании боя итальянцы заявляют две победы - первый был сбит во время горизонтального полета, а второй скапотировал при вынужденной посадке. Все это произошло в районе Морено-ди-Пьяве, а пилотом одного из двух сбитых был оберлейтенант Август Зелингер (August Selinger - одна вероятная победа) из Flik 42J, который возвращался на свою базу в Пьянцано. Самолет оберлейтенанта полностью разрушился при столкновении с землей.


Анрио лейтенанта Сильвио Скарони (26+6), на котором он летал зимой 1917/1918 годов



Помимо 42-го Флика (Flik 42J) в этой схватке отметился также и 56-й Флик (Flik 56J), однако он не понес никаких потерь. Итак, Скарони по результатам этого боя получил отметки о 22-й и 23-й официальных победах, Лега - о 4-й и 5-й, а Тиккони - о 2-й и 3-ей. Никто из участвовавших в этом бою пилотов Анрио не получил ни единой царапины, однако на самолете Скарони после приземления было отмечено большое число отверстий от вражеских пуль.

25 июня лейтенант Торелло Бараккини получает тяжелое ранение, успев перед этим, одержать совместно с Корти свою 21-ю победу над вражеским истребителем. Это серьезное ранение вывело его из состава эскадрильи до конца войны, а за свои успехи в составе 76-й эскадрильи он был награжден Золотой Медалью.


Весь июль 1918 продолжались достаточно интенсивные воздушные схватки. 7 числа Скарони и Тиккони встречают в небе австрийский двухместный самолет, прикрываемый тремя истребителями - после короткой схватки два пулемета Скарони отправляют к земле Ганзу-Бранденбург (169.68) из Flik 45D с экипажем в составе штабсфельдфебеля Адальберта фон Геллера (stfw. Adalbert von Geller) и оберлейтенанта Отто Хааса (oblt Otto Haas). Это становится 24-й победой Скарони - не смотря на то, что Тиккони участвовал в этом воздушном бою, победу ему не записали. В следующем бою Скарони и Тиккони одержали по одной возможной победе в схватке с Бранденбургом и еще одним истребителем (25-я и 4-я победы соответственно). Оба вражеских самолета разбиваются около Вальбелло в районе 9.00 утра, при этом цугсфюрер Освальд Бирлоттер (zugsfuhrer Oswald Bierlotter) из Flik 9J погибает под обломками своего Альбатроса (153.240), совершив до этого всего восемь боевых вылетов.

Вскоре после этой атаки, сержант Тиккони сбивает еще один истребитель сопровождения, и цугсфюрер Франц Пенсль (zugsfuhrer Franz Pensl) из того же девятого Флика (Flik 9J) получает серьезную рану плеча, но сохраняет в себе силы и сажает свой Альбатрос (Alb. D.III Oeffag - 153.98) на аэродром Оспедалетто. Тиккони эту победу вновь не засчитывают. Кстати сказать, в в своем рапорте Пенсль затем заявил, что вел воздушный бой против четырех истребителей Сопвич (Sopwith) - и в этом нет ничего странного, поскольку Анрио часто путали в британским бипланом. Точно также и союзники часто принимали Алтбатрос D.III (Oef), Феникс и Берг за Альбатрос D.V.

Последним успехом этого вылета стал записанный на лейтенанта Скарони и еще одного пилота из 76-й эскадрильи Феникс D.I (128.19), севший на вынужденную на аэродроме Казони. Пилот Феникса, цугсфюрер Йозеф Лацко (zugsfuhrer Josef Laczko), попал в плен. Победу официально записали за сержантом Раймундо Ди Лорето (Raimundo Di Loreto), что вполне соответствует мемуарам Скарони, изданным в 1922 году.

Через пять дней происходят события, ставшие самыми неоднозначными и противоречивыми на этом этапе войны. Описание этих событий сильно разнятся у всех участников боя. По одной из версий, Сильвио Скарони рано утром должен был вылететь на сопровождение самолетов-разведчиков, когда встретил значительную группу австро-венгерских Альбатросов и Фениксов, численно превосходившую количество итальянски самолетов, даже с учетом трех Кэмелов из 45-го Сквадрона RAF, которые тоже были "втянуты" в эту разборку. Сначала Скарони при помощи британцев сбил Альбатрос D.III, пилот которого погиб еще до падения самолета, затем ему удалось поджечь Феникс (Phonix D.I): это стали его 26-я подтвержденная победа и последний вероятный успех. Скарони вспоминает, что видел два британских Кэмела, атакуемых шестью или семью вражескими самолетами, но, согласно журналу боевых действий 76-й эскадрильи, лейтенант Скарони и два британских самолета были атакованы по меньшей мере десятком вражеских самолетов.


Сержант Ромоло Тиккони у своего Анрио. 1918 год

Согласно британским отчетам, пилоты 45-го Сквадрона RAF, капитан Хауэлл (C.E.Howell - всего 19 побед на Кэмеле D9394), 2-й лейтенант Хьюинс (J.P.Huins - одна подтвержденная победа) и лейтенант Райс-Оксли (A.Rice-Oxley - 6 побед на момент окончания войны, все на D8240) патрулировали район над Монте Томба (Monte Tomba), когда внезапно заметили семерку Альбатросов (Albatros D.V) и тройку Пфальцев (Pfalz D.III), идущих со стороны Фельтре. К несчастью, у Хьюинса забарахлил мотор, а Хауэлл в это же время атаковал лидера семерки, который сорвался в штопор и, падая, потерял правое нижнее крыло. После этого Кэмел D9394 поджег одного из тройки Пфальцев. В этот момент в бой вступила пятерка Авиатиков D.I (Aviatik D.I), спикировавшая на британцев со стороны солнца. Один из "Бергов" (Авиатик-Берг) попытался зайти в хвост Хауэллу, но британец смог уклониться благодаря необычному маневру, и, когда австрийский самолет выскочил вперед, дал по нему длинную очередь, после которой "Берг" перешел в пикирование, а сзади него появилась струя сизого дыма. В этот момент в атаку на британца зашел еще один Авиатик, но Хауэлл энергичными маневрами смог выйти из-под обстрела, и даже несколько раз умудрился попасть противнику по кабанным стойкам. Через мгновение после этого Кэмел оказался под атаками двух Альбатросов и одного Пфальца, однако ему, вместе со вторым Кэмелом Райса-Оксли удалось уйти из-под огня. Именно в этот момент на сцену вышли четыре итальянские машины - два Спада и два Анрио под командованием лейтенанта Скарони. Начал Скарони с подбитого Авиатика, того самого, который получил пробоины от Хауэлла, но в этот момент итальянец был тяжело ранен очередью, выпущенной самолетом Феникс D.I Тем временем один из австрийских истребителей взорвался в воздухе под огнем итальянского Спада. Хауэлл и один из Анрио совместно атаковали Авиатик-Берг, который предпочел ретироваться на свою территорию.
По возвращении Хауэлл заявил о пяти сбитых самолетах, которые стали для него 12,13,14,15 и 16 победами, а Райс-Оксли записал две победы, ставшие дня него дебютными. На земле тем временем догорали самолеты из 14-го и 60-го истребительных Фликов (Flik 14J и Flik 60J) а также из 39-й эскадрильи одноместных фоторазведчиков (Photoeinsitzerkompagnie 39P), но интересно, что никто из австрийцев не заявил потерь в этот день. Хотя ничего удивительного, если считать, что Альбатрос D.V находился в составе немецких частей на западном фронте, а ни одного Пфальца в Италии просто не было! С другой стороны, с опознованием самолетов противника у союзников всегда были проблемы, и вместо Пфальцев и пятых Альбатросов вполне могли быть Берги и Фениксы.

Ничего не возможно точно сказать про этот бой, поскольку ни одна заявка пилотов стран-союзников не может быт безусловно подтверждена. Будем откровенны и отметим, что все победы в этот день были в стиле "пилот был в шоке, самолет получил множественные повреждения, но не смотря на это кто-то был сбит" - это было вполне обычным делом, поскольку в горячке боя пилоты часто не замечали самых, казалось бы, простых и понятных вещей. Так, Скарони совсем не упоминает про Спады, которые участвовали в том бою, и вполне возможно, что он их просто не видел, а британцы из 45-го Сквадрона за подтверждениями своих побед обратились к сержанту Чезаре Магистрини (6+4), служившему в 91-й эскадрилье. 12 июля в 8.15 утра, Магистрини, пилотируя Спад, в районе Монте Санто одержал свою последнюю победу над вражеским самолетом. Подробности этого боя не известны, да и вообще сложно восстановить любые события тех боев, учитывая, что прошло уже более девяноста лет.

Все всякого сомнения Анрио Hd 7517 Скарони был сбит цугсфюрером Йозефом Вратилом на Фениксе (zugsfuhrer Josef Vratil, Phonix Flik 14J), записавшем в отчете после боя об одном сбитом "английском боевом самолете". Однако британцы в этот день не потеряли ни одного Кэмела, а всего записана в потери была одна машина, и та от огня зенитной артиллерии - следовательно, Вратил плохо идентифицировал сбитый самолет. Что касается Сильвио Скарони, то сознание к нему вернулось, когда до земли оставалось около 300 метров. Он смог восстановить управление самолетом и пошел на вынужденную, но самолет разбился во время посадки. Тяжело раненного Скарони доставили в госпиталь, а его Hd 7517 взяла под охрану итальянская пехота. До конца войны Сильвио так и не вернулся на фронт, поскольку только на лечение в госпитале ему потребовалось пять месяцев. Отметим, что все свои победы он одержал в составе 76-й эскадрильи, при чем подавляющее их большинство - на Анрио HD.1 13 июля 1918 года военная газета сообщила, что за одержанные 30 побед (точный счет будет 26+6, но это будет известно уже после войны - прим.переводчика) Скарони будет награжден Золотой Медалью.

Сержант Тиккони увеличил свой боевой счет в середине августа. 14 числа он, в компании с Микетти, уничтожил вражеский истребитель в небе над Расаем в Валь Стиццоне. Это была бы его пятая подтвержденная победа, но ее по неизвестной причине записали на Микетти. Ромоло Тиккони одержит свою шестую и последнюю победу на следующий день. Лейтенант Джорджио Микетти все свои победы одержал на Анрио HD.1 в составе 76-й эскадрильи, где он находился на службе до самого окончания Первой Мировой Войны. Он был удостоен двух Серебряных Медалей.


Фотоподтверждение боковика. Hd 6239 Скарони, зима 1917/1918 годов

9 сентября 1918 года капитан Америго Нотари вступает в должность последнего командира 76-й эскадрильи, которая принимает участие в заключительном итальянском наступлении, известном под названием "Битва при Витторио-Венето". Она стартовала 26 октября, и перед ее началом количество эскадрилий, оснащенных Анрио HD.1 было увеличено с десяти до четырнадцати. Таким образом на 20 октября 1918 года на фронте боевые действия вели в общей сложности 144 экземпляра самолета Анрио. На момент прекращения огня 76-я эскадрилья базировалась в Казони, и находилась в подчинении 6-й Группы. В ее составе были 19 пилотов и 21 самолет, из которых 17 машин были в летном состоянии. Всего пилотами 76-й эскадрильи было выполнено 5088 вылетов и проведено 340 воздушных боев, в которых одержано 69 побед и потеряно четыре своих машины. Два пилота эскадрильи были награждены Золотой Медалью, 34 пилота получили Серебряную Медаль, 9 - Бронзовую Медаль, трое получили Военный Крест. Асами стали в общей сложности одиннадцать пилотов 76-й эскадрильи, при чем некоторые свой боевой путь начали в других частях...

КОНЕЦ

Petr Aharon Tesar
перевод Никиты Донцова
Tags: 76 squadriglia, hanriot, авиация, италия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments