Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Югославская военно-морская авиация 1920-1941. Часть первая.

Югославская морская авиация была создана после Первой Мировой Войны. Инициатива по ее созданию исходила от моряков, которые всеми способами хотели получить свою независимую авиацию, способную на действенную помощь. Необходимо отметить, что сами югославские военно-морские силы считались скорее сербскими, а для сербов военно-морская авиация всегда была незначительной и не нужной (у Сербии побережья нет - оно есть у Хорватии и Черногории), что особенно наглядно продемонстрировало немецкое нападение 6 апреля 1941 года.


Гидроавиатранспорт "Змай"



РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЕННО-МОРСКОЙ АВИАЦИИ

Уже первые документы югославского военно-морского флота, принятые в 1920 году, подразумевали наличие военно-морской авиации, и к 1923 год эта структура была полностью починена военным морякам. Первые самолеты югославов представляли собой не что иное, как австро-венгерские и немецкие машины времен Первой Мировой Войны. Тем не менее к моменту своего создания югославская военно-морская авиация обладала самолетами Ганза-Бранденбург W13 (Hansa-Brandenburg W13), Лёнерами (Lohner) и Румплерами C.VIII (Rumpler C.VIII). В 1923 году в городе Дженович (Djenovich - современное название Дженовичи) была основана школьная (учебная) гидроэскадрилья (s.H.e).


Слева - Икарус-SM (Ikarus SM), Югославия, тридцатые годы.
Справа - Икарус SM (Ikarus SM), разработанный в двадцатые годы и доживший до немецко-итальянского вторжения.


С начала 20-х годов все чаще звучали слова о необходимости замены стремительно устаревающих самолетов на новые, пока, наконец, в распоряжение морских летчиков не оказался Икарус SM (Ikarus SM) конструкции инженера Йозефа Микля (Josef Mickl), работавшего ранее в том числе и на компанию Румплер (Rumpler).


Слева - Дорнье-Валь (Dornier-Wal) из 21-й гидроэскадрильи, 1941 год.
Справа - Дорнье-Валь (Dornier-Wal) борт 254, 26-я гидроэскадрилья.


В 1927 году в Югославию прибывает первый Дорнье Валь (Do-Wal - борт 200), гидросамолет на массивных поплавках. К 1929 году югославы закажут 14 таких машин. В 1928 году учебная гидроэскадрилья переводится в Дивулье (Divulje) в районе современного города Сплит, где строится современная база гидроавиации. В 1928 году югославские моряки наконец-то получают из германии гидроавиатранспорт - ему дают название "Змай" (Zmaj - дракон. Интересно, что один из вариантов перевода гласит, что это бумажный змей). Этот корабль служил для перевозки гидросамолетов, которых он одновременно мог взять на борт до 10 штук, а так же он был мобильной базой для эскадрилий гидросамолетов во время маневров военно-морского флота. Поскольку на корабле не стояла катапульта, все манипуляции с самолетами осуществлялись при помощи крана, что требовало практически полного штиля и хорошей погоды, что на море бывает далеко не всегда.


Слева - Икарус IO (Ikarus IO), морской разведчик разработки двадцатых годов.
Справа - В полете Икарус IO (Ikarus IO).


В 1927 году на службу поступает гидросамолет облегченной конструкции Икарус IO (Ikarus IO), в 1930 военно-морская авиация получает дополнительные Дорнье-Валь, а фирма "Змай" (одноименная с кораблем боснийская компания) получает лицензию на производство Хейнкелей HE-8 (Heinkel HE-8 - о них мы уже говорили тут и вот тут), не выпустив, однако, ни одной машины. Вообще по непроверенным данным у югославов был только один Хейнкель HE-8.


Слева - Хейнкель ХЕ-8 (Heinkel HE-8).
Справа - Два учебных самолета Физир (Fizir), доживших до 1941 года.


Однако боснийское производство не простаивало, и в эти же годы оно плотно занималось постройкой лицензионного учебного гидросамолета Анрио-41 (Hanriot-41), а конструктор Рогожарски (Rogozarski) занимался разработкой самолета Физир (Fizir) в версии морской учебной машины.
В середине 30-х годов Югославия приобретает поплавковые DH-60 "Мот" (DH-60 "Moth"), а также три экземпляра гидросамолета Флит-10 (Fleet-10). Именно эти самолеты останутся на службе все тридцатые годы и встретят немецкое нападение 1941 года. Надо сказать, что югославская военно-морская авиация подбирала крохи из бюджета министерства обороны, а экономический кризис 1929 года и вовсе свел покупательскую способность югославских военных моряков к нулевой отметке. В этих условиях все разговоры про обновление парка морской авиации были отложены как минимум до середины тридцатых годов.


Слева - Де Хевилленд DH-60 "Moth" с собственным именем "Сараево", апрель 1941 года, 25-я гидроэскадрилья. Самолет окрашен целиком в алюминиевый цвет, надпись "Сараево" нанесена латиницей на правой стороне фюзеляжа.
В середине - DH-60 "Мот" (DH-60 "Moth")из 25-й гидроэскадрильи использовался в качестве связного самолета.
Справа - Флит-10 из 25-й гидроэскадрильи, апрель 1941 года.


Наконец, для замены стремительно устаревающих Дорнье (Do-D), югославские моряки приобрели у Германии двенадцать Do-22Kj, а национальная югославская компания Рогожарски в 1937-1938 годах закончила разработку двухмоторного разведчика SIM-XIV-H и учебного PVT-H. К 1939 году морская авиация Югославии насчитывала примерно сотню самолетов, из которых шестьдесят два находились в летнопригодном состоянии, а остальные были переданы в учебную гидроэскадрилью. Авиация моряков состояла из четырех разведывательных и трех бомбардировочных эскадрилий, а списочный состав состоял из 1100 человек, в число которых входили 140 пилотов. К 1941 году общее число боевых самолетов увеличилось примерно до 75 штук, из которых несколько откровенно старых аппаратов выполняли функции связных машин.


Слева - Дорнье Do-D, тридцатые годы.
Справа - Do-D на службе в 20-й гидроэскадрилье.


К 1941 году парк самолетов югославской военно-морской авиации представлял собой жалкое зрелище. В массе самолеты устарели, а некоторым образцам на момент нападения немцев было вообще более 15 лет. К тому же некоторые самолет находились еще в стадии исполнения заказа - так, в частности, обстояли дела с восемнадцатью SIM-XIV-H, которые должны были оснащаться новым, более мощным двигателем. Такая же судьба была у шести Капрони CA-316 (Caproni CA-316) и шести учебных SIM-XII-H. В целом можно сказать, что эскадрильям было еще очень далеко до своего списочного состава в 12 гидросамолетов - речь в большинстве случаев шла о пяти-шести машинах безо всякого резерва. 1-я гидропланная команда (1 Hidroplansk Kommanda (1 H.K.) - в армейской авиации соответствует полку, а по-русски это примерно соответствует дивизии) состоял всего лишь из одной эскадрильи, что вынуждало его объединять свои силы со второй командой (2 H.K.). Когда 30 марта 1941 года была объявлена мобилизация, 12-я эскадрилья гидросамолетов (12 Hidro-eskadrila) была наполовину укомплектована самолетами из летной школы, а некоторым из резервистов приходилось отправляться домой по причине простой нехватки самолетов. Такое развитие событий привело к тому, что югославская морская авиация не сыграла какой-либо заметной роли в защите своей станы от вражеской агрессии в апреле 1941 года.


Слева - Рогожарски PVT-H из летной школы, 1941 год.
Справа - PVT-H.


ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: авиация, югославия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments