Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Польские Ньюпоры русско-польской войны

Вскоре после Первой Мировой Войны поляки вступили в противостояние с армией большевиков. Конфликт этот продолжался около четырех лет, положительно решив, в итоге, вопрос о польской независимости. Авиация независимой Польши формировалась в это время исключительно трофейными машинами, и состояла, главным образом, из Ньюпоров разных модификаций. Некоторый из них были в летном состоянии, некоторые в той или иной степени повреждены, большинство получено в результате дезертирства пилотов, несколько машин захвачены в разобранном виде в товарных вагонах, перехваченные во время транспортировки. Мы постараемся максимально полно описать восемнадцать машин Ньюпор, бывших на службе в польской армии.


Захваченный в Вильно Ньюпор 5424 с великолепным рисунком на правом борту. Фотография сделана в Лиде 15 июня 1919 года



"На самом деле это более чем странное предложение, тем более для польского автора, много пишущего про польскую авиацию. Вероятнее всего налицо "потери при переводе", и в польском (или английском) оригинале статьи не было фразы "главным образом из Ньюпоров", т.к. в действительности истребители этой фирмы составляли мизерный процент численности польской авиации. Кроме того, несколько сомнительно и утверждение про "исключительно трофейные машины" применительно ко всем ВВС, т.к. значительную часть техники поляки нашли на австро-венгерских и немецких складах, располагавшихся на территории возрожденной Речи Посполитой, что было бы преувеличением называть трофеем (иначе все самолеты ВВС РККА тогда тоже были трофейными). Еще были значительные по объему поставки из стран Антанты и покупка самолетов в Германии и Австрии. И лишь небольшое число самолетов действительно были захвачены в результате наступления польской армии, или же перелетов и/или вынужденных посадок неприятельских пилотов - прим. alexww1"


Юркевич позирует перед невооруженным Ньпором-24 5424

1. Ньюпор-24, серийный номер 5424, двигатель "ЛеРон 120 л\с номер 50474

Этот самолет, принадлежавший третьему артиллерийскому авиационному отряду большевиков, вместе с Анатрой Анасаль был захвачен в Вильно 19 апреля 1919 года. Этой частью командовал этнический поляк Юлиуш Гилевич (Juliusz Gilewicz), который оставил в Вильно большую часть своего снаряжения. Полученный таким образом самолет не был вооружен, а отличительной чертой этой машины был огромный дьявол, нарисованный на правом борту фюзеляжа. После того, как самолет прошел профилактику, его передали в польскую 4-ю эскадру (польское название, соответствующее эскадрилье); командир, поручник (Porucznik) Артур Юркевич (Artur Jurkiewicz), использовал его для полетов уже 3 мая 1919 года. Вообще в мае-июне 1919 года поручники Юркевич и Вильман (W.Willman) часто использовали этот аппарат для боевых вылетов:


5424, хорошо видны польские "шаховницы"

- 7 мая 1919 Юркевич совершил разведывательный полет продолжительностью 1.20 (с 7.40 до 9.00) по маршруту Вильно-Вилейка-Бяздонис-Пабраде-Кедайняй, при этом им была сброшена одна бомба на вокзал города Пабраде. В тот же день с 17.45 до 19.00 он выполнил еще один разведывательный полет по маршруту Вильно-Вилейка-Михалишки-Раудондварис, сбросив одну бомбу на большевистские передовые линии в районе Михалишки.
- 9 мая 1919 поручник Юркевич осуществил связной полет в расположение 7-го уланского полка в Солу (Sola) продолжительностью 45 минут, а затем он же летал на разведку по маршруту Вильно-Сморгонь-Пруды, сбросив одну бомбу на вокзал в Прудах. На обратном пути поручник сел на вынужденную из-за пустых топливных баков.


Ньюпор-24бис 5086, на котором Гилевич дезертировал из расположения большевиков 7 июля 1919 года. Персональным знаком Гилевича была нанесенная на борту самолета римская богиня охоты Диана

- 22 мая 1919 года с 7.15 до 9.10 поручник Юркевич осуществлял разведку в направлении Вильно-Вилейка-Швянчёнис-Игналина-Лабузы. Над брестским районом (город Лабузы) самолет Юркевича подвергся обстрелу зенитной артиллерией.
- 26 мая 1919 - полет из Вильно в Лиду выполнен поручником Юркевичем
- 27 мая с 18.15 до 20.15 несмотря на плохую погоду, поручник Юркевич совершает разведывательный полет
- 1 июня с 9.00 до 11.35 он же вылетает на разведку районов Лиды, Гродно и Новый Двор
- 9 июня разведполет все того же Юркевича прерывается из-за отказа двигателя
- в тот же день с 10.45 до 12.45 осуществляет разведывательный полет поручник Вильман. Маршрут Лида-Залужье-Столбцы завершается бомбардировкой Залужя (2 бомбы) и вокзала в Столбцах (1 бомба)


Еще один вид на Ньюпор-24бис 5086. Самолет загружен в вагон

- 10 июня с 6.45 до 8.45 поручник Вильман вновь совершает разведывательный полет по линии Лида-Богданов-Листопады-Пруды, при этом обнаруживает в 3 км под Прудами большевистский бронепоезд, который останавливается, как только замечает в небе польский самолет. Вильману удается сбросить на бронепоезд две бомбы, и это становится последним боевым вылетом машины на длительный период. Желая по возможности "экономить" доставшиеся самолеты, командование в июле 1919 года приказывает держать этот самолет в Лиде, а позднее - в Минске. 13 сентября новый командир 4-й эскадры, поручник Виктор Коморовски (Wiktor Komorowski), осуществляет на этом Ньюпоре последний боевой вылет - разведку по маршруту Борисов-Крупки-Новоселки. 26 октября в результате реорганизации 4-й эскадры описываемый нами Ньюпор был передан в штаб 1-й авиагруппы, а в 1920 его вернули обратно в 4-ю эскадру. 24 марта во время испытательного полета в Вильно на Ньюпоре отказал двигатель и самолет был поврежден из-за вынужденной посадки. После ремонта его передали в 1-й авиапарк (1 RPL - Ruchomy Park Lotniczy переводится как Мобильный Авиационный Парк) в Вильно, где о нем упоминают 25 июня 1920 года. Никаких упоминаний о дальнейшей судьбе этой машины найти не удалось.


Ньпор 17 или 23, захваченный на литовско-белорусском фронте

Ньюпор-17 6176 (11.01) двигатель ЛеРон 110 л\с номер 8542

Этот самолет был захвачен на львовском фронте польско-украинской войны, после чего отправлен в Варшаву 8 июля 1919 года. На нем был нанесен номер 2 (львовская двойка), и он был определен на центральный авиационный склад 12 июля, после чего направлен на незначительный ремонт в одну из варшавских мастерских. 10 февраля 1920 года он вновь поступил на авиасклад, откуда 20 февраля был передан в состав 4-й авиагруппы. 26 февраля поручник Ян Матецкий (Jan Matecki) разбил самолет на взлете, отделавшись лишь несколькими царапинами!


5086 с нанесенными польскими опознавательными знаками

Ньюпор-17 4233 (11.05) двигатель ЛеРон номер 9673

Захваченный на львовском фронте (той же польско-украинской войны), он был отправлен на центральный авиасклад 8 июля 1919 года, где был осмотрен, подремонтирован и передан в состав первой авиагруппы в Молодечно. 27 июля 1920 года в отправленной первым авиационным дивизионом (к тому времени группы переименовали в дивизионы) телеграмме указывалось, что этот Ньюпор является единственной машиной в летном состоянии. Единственный боевой вылет на этом Ньюпоре совершил поручник Станислав Павлуч (Stanislaw Pawluc). Необходимо отметить также, что этот самолет не нес никакого вооружения.


Ньюпор-24бис 5086 из 5-й эскадры. Пилот - дезертир Гилевич. На борту нарисована богиня Диана

Ньюпор-24бис 5086 двигатель ЛеРон 120 л\с номер 101171

Этот Ньюпор был получен польской авиацией 7 июля 1919 года благодаря дезертирству Юлиуша Гилевича (Jiliusz Gilewicz), севшего на своем самолете в Ново-Свечанах (Nowo-Swieciany). Гилевич планировал, что вместе с ним дезертирует вся его эскадрилья, состоящая из поляков и враждебно настроенных к большевикам русских, но его план раскрыли, и ему пришлось бежать в одиночку. Сразу по получению этого Ньюпора поляки разобрали его и поездом перевезли в Вильно, где он был передан в состав первой эскадры, в которой и находился до августа. За все это время самолет налетал всего один час, поскольку эскадра не участвовала в боевых действиях. 31 августа самолет передали в 6-ю эскадру, где нес службу Гилевич. Он часто использовал свой старый самолет, а когда 7 января 1920 года стал командиром 5-й эскадры, забрал с собой этот Ньюпор. 9 февраля 1920 года самолет был поврежден в результате вынужденной посадки, связанной с отказом двигателя, а восстановили его лишь в мае 1921 года. Дальнейшие следы этой машины теряются...


Два вида на Ньюпор Гилевича с нанесенными польскими "шаховницами"

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: nieuport, авиация, польша
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments