Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Польские Ньюпоры русско-польской войны. Окончание

Ньюпор-23 3191 (11.04) двигатель ЛеРон 120 л\с номер 7877

Этот полутораплан был захвачен в первые дни сентября 1919 года на литовско-белорусском фронте благодаря дезертирству Петра Бакланова, сбежавшего из города Полоцк. Самолет, вооруженный одним пулеметом Виккерс (Vickers), служил в составе первой эскадры, которая, в своем отчете от 20 сентября 1919 года, назвала его "подарком войны". В марте 1920 года (не позднее 21-го числа) самолет был передан на авиационный склад в Варшаве, где, после незначительного ремонта, он поступил на летные испытания 1-го мая 1920 года, а 18 мая комиссия по трофеям признала его полностью годным к боевому применению. Однако 27 мая этот Ньюпор-23 3191 был направлен в варшавскую школу авиатехников.


Слева - Ньюпор-11 во Львове. Абсолютно невероятное фото!
Справа - Ньюпор-24бис 9252 "борт 24" - послевоенное состояние




Ньюпор-23 3751 двигатель ЛеРон 110 л\с номер 100217

Ньюпор был захвачен на Волыни осенью 1919 года. В октябре он находился в составе 2-го авиапарка (II RPL) в Луцке, где и производился его ремонт. Самолет был в достаточно хорошем состоянии, но у него отсутствовали рули высоты. В феврале 1920 самолет был вычеркнут из состава второго авиапарка, а его дальнейшая судьба не совсем ясна. Возможно, именно он поступил в летную школу в Кракове, которая с 1920 и по 1923 год использовала для обучения непонятно откуда взявшийся Ньюпор-23.


Слева - Попов в кабине своего Ньюпор-24бис 4301, на борту видна его персональная эмблема.Киль самолета белый, такого же цвета полоса нанесена на фюзеляж
Справа - Неизвестный летчик позирует перед самолетом Попова


Ньюпор-24бис 4301 двигатель ЛеРон 120 л\с номер 7617

Захвачен 5 мая 1919 года. По поводу этого события капитан Вацлав Иваскевич (Waclaw Iwaskiewicz) рассказывал:
"В мае 1919 года из состава большевиков к нам перебежал летчик Попов, который посадил свой с иголочки новый Ньюпор-24 на наш аэродром в Минске. На следующий день, нанеся польские опознавательные знаки, мы использовали этот самолет в боевых вылетах."


Ньюпор-24бис "борт 24", послевоенный снимок самолета из летной школы. Вероятно, в войну он принадлежал 5-й эскадре

Самолет был вооружен двумя пулеметами - Виккерсом и Льюисом (Lewis), закрепленном на верхнем крыле. 26 октября 1919 года в следствии реорганизации 4-й эскадры, этот самолет был придан штабу 1-й авиагруппы, где и находился до 5 февраля 1920 года, после чего он вернулся в 4-ю эскадру. 14 марта он, совместно с другими самолетами этой части участвовал в параде по случаю 1-й годовщины вступления в должность командующего литовско-белорусским фронтом генерала Станислава Шептицкого. 1 апреля 1920 года этот Ньюпор вновь передается в штаб 1-й группы, но в это время его вооружение ограничивается одним пулеметов Виккерс. Между 10 и 25 июня 1920 года самолет разбирают и 7 июля отправляю на склад в Варшаву. В ноябре-декабре того же года самолет появляется в составе 5-й эскадры в Перемышле, где ему заменили двигатель на ЛеРон 120 л\с номер 7410. В зимнее время полетов практически не было, и отчет от 10 февраля 1921 года сообщает, что самолет поднимался в воздух всего один раз на 15 минут (возможно, это был испытательный полет). В апреле 1921 года самолет вновь переводят - и возвращается к месту службы он только в сентябре 1921 года. Дальнейшая его история не
известна...


Ньюпор-17 4233 на службе 1-й авиагруппы

Ньюпор-21, номер не известен

Этот самолет был отбит у украинцев в районе города Казатин в апреле 1920 года. Более о машине ничего не известно. ("Кстати - в Казатине поляки разбили не "украинских украинцев", а советских
- там были главным образом части ЧУГА (Червоной Украинской Галицкой
Армии - бывшая УГА, перешедшая на сторону большевиков).
И авиация там была не только советско-галицкая, но и "нормальная"
советская, и в данном случае это, скорее всего, был русский самолет
(т.к. галичане отправлялись на фронт на одних разведчиках)" - прим. alexww1
)


Слева - 4301 на службе в 4-й эскадрилье. В центре Попов, слева - поручник Юркевич, справа - капитан Иваскевич. Самолет вооружен двумя пулеметами
Справа - 4301, на этот раз с одним пулеметом


Ньюпор-24бис, номер не известен, двигатель ЛеРон, вполне возможно, что номер двигателя 9150

Самолет, вооруженный пулеметом Шпандау (Spandau - !), был захвачен при следующих обстоятельствах:
1 мая 1920 года 4 самолета из эскадрильи Ширинкина (базирующейся в районе вокзала Приямино) должны были обстрелять польские позиции. Один из самолетов в тот день пилотировал Петр Абаканович, бывший ранее командиром авиации первого польского корпуса, который служил у большевиков исключительно по принуждению. Вскоре после взлета, Абаканович скрылся в облаках, изменил курс и направился на Борисов, рядом с которым, на аэродроме находилась 14-я польская эскадра. Во время посадки верхнее крыло самолета оказалось повреждено, из-за чего самолет этот не использовался 14-й эскадрой, а был сразу направлен на склад в Варшаву. Там каких-либо документов о его дальнейшей судьбе найти не удалось...


Слева - Ньюпор-24бис из эскадрильи Ширинкина, на котором Петр Абаканович дезертировал из расположения большевиков 1 мая 1920 года
Справа - Ньюпор-24бис Петра Абакановича, на котором он дезертировал из большевистской армии 1 мая 1920 года. Самолет полностью покрыт алюминиевой краской и несет красные звезды


Ньюпор, номер не известен, двигатель ЛеРон (скорее всего номер 5226)

Самолет этот был сбит 1 мая 1920 года польским экипажем в составе пилота сержанта Чеслава Лагоды (C.Lagoda) и наблюдателя сержанта Казимежа Щепанского (K.Szczepanski) из состава 14-й эскадры. После вынужденной посадки самолет захватили и направили на склад в Варшаву, куда самолет прибыл 1 июня 1920 года. Более о нем ничего не известно...


Два Ньюпора-24бис, 9253 и 4301 на службе в 5-й эскадре. Отметим разные варианты нанесения польских ОЗ

Ньюпор-17бис, номер не известен, двигатель ЛеРон 120 л\с номер 51452

Захват этого Ньюпора датируется августом 1920 года. 16 августа он был передан во 2-й авиационный парк, где и был полностью разобран. В парке он находился до января 1921, после чего самолет передали в третий авиапарк, где он значился в описях имущества от 20 июня и 1 июля 1921 года. Дальнейшая судьба машины не известна.

Ньюпор, номер не известен (11.06)

Захвачен самолет во второй половине 1920 года, после восстановления направлен на склад в Варшаву.


4301, персональный знак на котором закрасили

Ньюпор-24бис, 9252, двигатель ЛеРон 110 л\с номер 101255

Самолет достался польской армии на Волыни и был отправлен в Варшаву между 25 сентября и 10 октября 1920 года. В начале декабря самолет передали 5-й эскадре в Перемышль, где он проходил текущий ремонт в феврале 1921 года. 30 июня 1921 года самолет все еще числился в составе этой эскадры.

Ньюпор-24бис, номер не известен

Аппарат поступил во 2-й авиапарк с варшавского склада совместно с номером 9252. Более о нем ничего не известно

Ньюпор, номер 1756, двигатель ЛеРон номер 7274

Захвачен на Волыни в октябре 1920 года. 5 ноября 1920 года аппарат отправлен в Луцк в распоряжение 2-го авиапарка, откуда его переправили на варшавский авиационный склад.


Слева - Ньюпор-23 4227 из высшей школы пилотов в Грудзёендзе
Справа - Ньюпор 17 или 23, захваченный на литовско-белорусском фронте

Ньюпор-17бис, номер не известен, двигатель ЛеРон 110 л\с номер 4541

Самолет фигурирует в отчетах 2-го авиапарка из Луцка, в составе которого упоминается начиная с 11 февраля 1920 года. В срок до 10 июня 1920 года машина была переведена в Перемышль, где и потерпела аварию в период между 10 и 20 июня 1920 года. Более этот Ньюпор в документах не упоминается.

Ньюпор-17 (или 21), номер не известен, двигатель ЛеРон 80 л\с номер 56590

Обстоятельства получения поляками этого самолета не известны. 20 февраля 1921 года об этой машине упоминает командующий аэродромом Мокотув, согласно которому общий налет этой машины составлял... 15 минут!


Ньюпор-23 из высшей школы пилотов в Грудзёендзе несет военный камуфляж из оливкового/светло голубого цветов

Ньюпор-23 4227

Обстоятельства получения поляками этой машины также не известны. С 1920 года эта машина использовалась в высшей школе пилотов (Wyzsza Szkola Pilotow) в Грудзёендзе, а единственное, что точно известно, так это капот двигателя этого самолета - он был крайне похож на таковой у Ньюпора-11.

КОНЕЦ

Tomasz Kopanski
Перевод Никиты Донцова, исправления и дополнения alexww1
Tags: nieuport, авиация, польша
Subscribe

  • Hanriot от HR-Model или старый знакомый

    15 АПРЕЛЯ: Сделал интерьер - но пока еще не шпаклевал... Получилось вроде не плохо... 11 АПРЕЛЯ: Нравятся мне "Анрио" -потому и делаю я их…

  • Типичный испанский пилот "Vultee"

    Безусловно, одним из лучших летчиков, летавших на этой машине, был аспиран, а затем лейтенант Хосе Мариа Льоберт Артеман (Jose Maria Llobert…

  • Николай Кокорин. Окончание

    25 декабря прапорщик Кокорин на «Монококе» снова встретил неприятеля: «Направив свой аппарат в сторону разрывов, заметил, что немецкий аппарат…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments