Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Забытый летчик Свободной Франции

Только три французских пилота воевали во Вторую Мировую Войну на самолетах Хаукер Темпест (Hawker Tempest) - Пьер Клостерманн (Pierre Clostermann), Режи Делез (Regis Deleuze) и Жан Вессье (Jean Vaissier) - но лишь один из них оказался незаслуженно забытым. Режи Делез погиб 25 февраля 1945 года в возрасте 22 лет, он провел всю войну в составе Королевских Военно-Воздушных сил Британии, и его имя не увековечено на мемориале памяти пилотов Свободной Франции.



ДЛЯ СВОБОДНОЙ ФРАНЦИИ ОН ОКАЗАЛСЯ "СЛИШКОМ ЮН"

Родившись 22 сентября 1922 года в Каире, Режи все детство провел в достаточно мягком климате северного Египта, а во Францию вернулся с целью начать в Понтуазе (Pontoise) свое обучение. Комната его была полна фотографий Линдберга (Lindbergh), Мермоза (Mermoz) и рекламных плакатов Эр Франс (Air France), хотя характер у него был скорее нежный и ласковый, иногда даже меланхолично-грустный, что было связано с отсутствием его сестры, которая, окружая себя друзьями-летчиками, создала вокруг брата атмосферу патриотического энтузиазма.
Когда Режи готовился к своим экзаменам на бакалавриат в лицее Жансон-де-Сайи (Janson de Sailly, Париж), он услышал призыв генерала Де Голля, и 18 июня принял решение отправится в Сан-Жан-де-Луз (Saint-Jean-de-Luz). Ему удалось узнать, что фиаско французских войск вызвало настоящее столпотворение на юге страны, и множество солдат хотели перебраться во французскую северную Африку или в Британию с целью продолжить борьбу с противником. 23 июня он прибывает в один из баскских портов, в котором находились французские летчики, которые, узнав, что условия перемирия с 25-го числа распространятся также и на французские колонии, стремились побыстрее добраться до Британии с целью продолжать борьбу. Не понятно, что заставило Режи воспользоваться грузовым кораблем, ведь другие авиаторы, выдавав себя за поляков, переправлялись на пассажирских Аррандора Стар (Arrandora Star), Эттрик (Ettrick), Кельсо (Kelso) и Собески (Sobieski). Добравшись 28-го числа до Плимута, Делез затем перебирается в Лондон где предстает перед свежесозданным Командованием войск Свободной Франции.


Спитфайр Vb (Spitfire Vb) BL681 разбитый Режи на взлете в декабре 1943 года

"Штаб" этот был совсем недавно создан и основной задачей его была работа с добровольцами, их сбор и обучение ведению боевых действий под французскими знаменами. Чтобы гарантированно попасть в части "Свободной Франции", некоторые добровольцы приписывали себе возраст, увеличивая его на год-другой, поскольку проверить данные в тех условиях не представлялось возможным. Однако Режи не воспользовался такой возможностью, так как сколько бы он не приписал, все вокруг однозначно говорили, что "он еще слишком молод"...
Возможно, ему предложили набраться терпения и обучаться пока что во французском лицее в Лондоне, но мог-ли он ждать? Ждать в стране, которая собирала все силы для скорой битвы с врагом. Конечно нет. И он направился к англичанам. Британцы сразу обратили внимание на его храбрость и упорство, и приняли Режи в Королевские военно-воздушные силы (RAF), где он и провел свою короткую, но блистательную летную карьеру.
Итак, принятый в RAF 6 ноября 1940 года, Режи Делез получает личный номер RAFVR 135504 (RAF Volunteer Reserve - Добровольческий Резерв RAF). Как и многие оказавшиеся в Британии французы, он окружным путем направляет весточку домой, во Францию, где остались его родные:


EJ599/SD-W, на котором Режи Делез одержал свою первую победу над немецкой Фау-1

"Я очень удивляюсь, что приходится держать это сообщение в тайне, и надеяться на лучшее без возможности увидеть вас. Не смотря на то, что нам приходится говорить в полголоса, вы рядом со мной и в то же время так далеко. Я восхищаюсь вашей стойкостью и наблюдаю за вами вместе со своими друзьями здесь. Думаю, что в конце года вы увидите результаты моей работы и поймете, что мы находимся здесь для того, чтобы выполнить возложенные на нас обязательства, которые, в конечном итоге, приведут нас к счастливому итогу".
Долгий курс его обучения летному мастерству начинается в Канаде, в летной школе первоначальной подготовки (EFTS, Elementary Flying Training School), а затем в школе следующей ступени (SFTS, Servis Flying Training School), где он завершает обучение 4 декабря 1942 года и получает звание пайлот-офицер (pilot officer).
По возвращению в Англию молодой француз направляется в OTU (OTU - Operational Training Unit), являющуюся последней стадией обучения летчиков военной авиации. Перед зачислением в действующую армию он сообщает своей семье:
"Я надеюсь, что вы будете гордится мною. Очень надеюсь, что вы во всем поддерживаете меня и я счастлив, что получил возможность доказать наконец, что я многого стою. В эти два с половиной года мне было тяжело, но меня привлекала идея о том, что я смогу проявить себя и сыграть свою, пусть и не большую, роль в авиации. Однако я еще не достиг всего того, чего хотел, но я обязательно сделаю все до конца этой войны. Вы будете гордится мною".


Тот же самолет, что и на предыдущем снимке. Вид с другого ракурса.

в 501 СКВАДРОНЕ НА СПИТФАЙРЕ V

4 июня 1943 года Режи Делез получает звание Флаин Офицер (Flying Officer), зачисляется на службу в 501 Сквадрон (501 "County of Gloucester" Squadron) и направляется в Хокинг (Hawking) для замены 91-го "Нигерийского" Сквадрона (где своими одиночными полетами в условиях "невозможно плохой погоды" выделялся француз Жан Маридор (Jean Maridor), и, на момент прибытия Режи, двое других французов, Пьер Деланж (Pierre Delange) и Бернар Фуш (Bernard Fuchs) уже несут там службу. Так же как и Делез, они сбежали из Сан-Жан-де-Луза, но, в отличие он него, уже имели боевой опыт и им удалось-таки записаться в ряды "Свободной Франции" - они были просто "направлены" в эту британскую воинскую часть в соответствии с соглашением Черчилля и Де Голля от 7 августа 1940 года.
Бернард Фуш впоследствии так вспоминал о 501-м Сквадроне, оснащенному преимущественно пятыми Спитфайрами и несколькими изношенными Mk.IX:
"Наша основная задача состояла в проведении ежедневной "корабельной разведки" в районе между Гавром и голландским побережьем, и нашими привычными целями были Дьепп, Булонь, Кале, Дюнкерк, Остенде, Зебрюгге. Утром и вечером два патруля, состоящие из двух самолетов каждый, направлялись на побережье, один от Гавра в Булонь, второй от Кале до Зебрюгге, проходя через Дюнкерк и Остенде. Задача была в том, чтобы найти или зафиксировать передвижения вражеских кораблей вдоль берега, и, когда корабль попадал в зону видимости, пилоты должны были его сфотографировать, чтобы собрать максимум информации о судне. Это было достаточно опасной вещью, поскольку корабли были оснащены зенитками, да и в портах противоавиационного вооружения хватало. Наши Спитфайры были оснащены камерами, установленными на левом борту самолета, и чтобы сделать фотографию, нам приходилось всякий раз пролетать вдоль корабля на уровне его палубы и фотографировать. Не лучший метод, однако фотографии получались великолепными! Если, конечно, пилот возвращался с задания".
Командиром флайта (Flight), в который был направлен Делез, был Оливер Виллис (Oliver E.Willis), который вспоминал:


Спитфайр Vb (Spitfire Vb) BM593, получивший повреждения в мае 1944 года

"Мы часто летали вместе и я неоднократно мог убедится в таланте Режи. Ему часто удавалось сделать великолепные фотографии вражеских кораблей, в частности однажды он, под огнем зенитной артиллерии, смог собрать разведданные по кораблям в порту Кале. После первого захода Режи тогда развернулся и совершил еще один проход, при чем ни одна вражеская пуля так и не смогла поразить его самолет. Для того, чтобы так летать, надо было обладать большим мужеством!".
Четвертый француз появился в 501-м Сквадроне 16 ноября 1943 года - после всех проблем со здоровьем капитан Жан Вессье (Jean Vaissier) влился в ряды этой части. Он был одним из самых возрастных истребителей Свободной Франции (36 лет в 1943 году), но сражался наравне с молодыми летчиками.
22 декабря 1943 года двигатель пятого Спитфайра (BL681/SD-Z), на котором летал Режи Делез, останавливается на взлете. "Лулу", как звали Режи друзья и сослуживцы, падает в деревья на краю взлетной полосы в Хокинге, но, в результате этой катастрофы, получает лишь небольшую гематому на голове.
Кроме разведывательных вылетов, 501 Сквадрон осуществляет прикрытие бомбардировщиков и участвует в наступательных операциях по плану "Ревень" (Rhubarb), смысл которых состоял в том, что небольшие соединения самолетов атакуют наземные цели противника на малой высоте над территорией, занятой врагом. 23 мая 1944 года, когда "Ревень" проходил в районе Байё (Bayeux - город в Нормандии), Спитфайр Vb BM593/SD-Q был поврежден огнем зенитной артиллерии. С оторванной частью крыла Делезу удалось перелететь Ла Манш и приземлиться в Хокинге.


Предыдущий самолет. Вид сверху.

Этот перелет поврежденной машины через пролив становится истинно героическим, если вспомнить, что к маю 1944 года Спитфайр V был уже устаревшей машиной с явно недостаточными характеристиками. На самом деле уже в 1941 году, когда появились Фокке-Вульфы 190, проявилась слабость "пятерки", и лишь Спитфайрам Mk.IX с двигателями Роллс-Ройс Мерлин удалось выравнять ситуацию.
С утра 6 июня 1944 года Режи принимает участие в операции по освобождению Нормандии. Поставленные задачи сменяют друг друга и 14-го числа у него появляется возможность почувствовать под ногами родную французскую землю - из-за остановки двигателя Делез совершает вынужденную посадку в Вер-сюр-Мер и попадает в объятия освобожденных французов. Вскоре будет освобожден Париж, и Режи найдет своих родственников, которым удалось получить весточку от дяди, дипломата из Лондона:
"Когда вы получите это сообщение, Режи уже будет у вас. Вы можете быть горды за него, и вы узнаете его с новой стороны. Он уехал от вас ребенком, а сейчас возвращается мужественным человеком. Он летает сейчас на Темпесте, самом быстром истребителе союзников, он сбивает немецкие ракеты Фау-1, которыми пытаются бомбить Лондон. Вам очень повезло, что у вас есть такой смелый и упорный сын, который добился своего и стал ЧЕЛОВЕКОМ".


Hawker Tempest

Окончание следует.
Tags: Режи Делез, авиация, франция
Subscribe

  • G.50 в Испании. Часть первая

    Созданный инженером Джузеппе Габриелли (Giuseppe Gabrielli), одним из лучших конструкторов компании Фиат, G.50 стал первым цельнометаллическим…

  • STARCK AS70. Окончание

    Появление CEV Реформа 1946 года ликвидировала CNRA и передала все его полномочия CEV (Центр Летных Исследований – Centre d’Essais en Vol) в…

  • STARCK AS70

    Перед вами история маленькой гражданской машины, представляющей собой возобновление кустарного проектирования таких аппаратов после 1945 года.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments