Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Забытый летчик Свободной Франции. Окончание

НА ТЕМПЕСТЕ. НОЧНАЯ ОХОТА НА ФАУ-1

В начале августа 1944 года 501 Сквадрон начинают перевооружать на Хаукр Темпест Mk.V (Hawker Tempest Mk.V) и переводят в Мэнстон (Manston) Шестнадцать пилотов, среди которых и Жан Вессье, переводят в 274 Сквадрон, где они, летая на Темпестах, выполняют дневные миссии, в то время как 501-й, пополненный пилотами, специализирующимися на ночных полетах, остается в Великобритании и переключается на уничтожение планирующих бомб Фау-1.


EJ589/SD-J использовавшийся Режи Делезом в ночь с 14 на 15 октября 1944, когда в одном полете он сбил две Фау-1


Наверное, Режи Делез не горел желанием оставаться в Мэнстоне и сбивать эти "жужжащие бомбы" (как называли Фау-1), которые на полной скорости приходили из-за горизонта, оставляя в небе след, похожий на плохое предзнаменование, а затем бесшумно меняли траекторию движения, направляясь к выбранной цели. Главной целью было сбить такие "жужжалки" в полете, либо повредить у них гироскоп, отвечавший за стабильное движение и направляющий Фау-1 к цели, то есть заставить ее упасть и взорваться в каком-нибудь пустынном месте. Сделать это было тяжело и опасно даже днем, не говоря уже про темное время суток, но Режи сократил время своего отдыха, чтобы полностью сосредоточится на этом новом для себя виде перехвата.
Итак, в то время как самым известным французским охотником за Фау-1 был капитан Маридор (Maridor), который погиб 3 августа во время взрыва двигателя одной из таких ракет, Режи сбивает первую Фау (через четыре дня после гибели Маридора), а всего на его счету будет восемь таких "жужжалок". Вторую он собьет в ночь с 23 на 24 августа 1944 года.


Отличительной чертой Темпестов 501-й эскадрильи была полоса цвета "Sky" и такого же цвета кок винта

Привлечение Темпестов к ночным перехватам Фау-1 достаточно мало изучено, поскольку обычно этим занимались двухмоторные, обладающие радаром и системами навигации Бристоль Бофайтер (Bristol Beaufighter) и Де Хевилленд Москито (De Havilland Mosquito) у англичан и P-61 Блек Уидоу (Black Widow) у американцев.
Рональд Денис (Ronald Denis), новозеландский пилот из 56-го Сквадрона рассказывал, как осуществлялась эта ночная охота за летающими бомбами:
"Темпест был лучшей машиной для этой работы. Все наши самолеты оснащались винтом Ротол (Rotol) с увеличенной до 3 850 оборотов скоростью вращения, а винты Де Хевилленд (De Havilland) не имели такой возможности, тратя часть мощности и иногда даже теряли лопасти из-за возникающих перегрузок. Самолет был очень послушным, и я вспоминаю, как однажды, погнавшись в небе над Лондоном за Фау-1, идущую с непривычной скоростью 645 км/ч, я залетел в зону ответственности защитных аэростатов, где мне и удалось, наконец, сбить эту бомбу. Конечно же, Королевский Корпус Наблюдателей (ROC, Royal Observer Corps, аналог нашей системы ВНОС) предупреждал меня о заходе в запретную зону, но я был поглощен погоней".
Количество Фау-1 неуклонно уменьшалось с середины августа, когда союзнические войска начали продвижение вглубь материка и смогли захватить пусковые установки Фау-1 ("Noballs"), однако Люфтваффе переоборудовали ряд бомбардировщиков Хейнкель-111 (Heinkel-111) для запуска "оружия возмездия" ночью с акватории Северного моря. 501 Сквадрон в связи с этим был переведен в Брадвелл Бей (Bradwell Bay), чтобы оттуда противостоять новой угрозе.


1945 год. Взлетают Темпесты

4 декабря 1944 года Режи Делез получил очередное воинское звание - флайт лейтенант (аналог французского капитана). Фау-1 к этому времени становились все более и более редкими, победа и конец войны все отчетливее виднелись на горизонте, а друзья Режи продолжали воздушные схватки в небе Голландии. Немцы в это время организовали ненужное, безумное и кровавое контрнаступление в Арденнах, а 16 декабря этого года Делез сбил свою последнюю Фау-1.

274 СКВАДРОН. ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ

22 февраля 1945 года Режи переводят в 274-й Сквадрон, расположенный в Волкеле (Volkel). Там он встречает много пилотов, знакомых ему еще по 501-му Сквадрону, по августу 1944 года, один из которых, американец Дэвид Фейрбэнкс (David Fairbanks) был человеком, одержавшим первые победы Сквадрона на новом самолет, Темпесте. Носящий прозвище "Ужас Рейна", он стал к этому времени командиром 274 Сквадрона, задачами которого было не только закрепление господства в воздухе, но и нейтрализация транспортного сообщения противника, и в первую очередь железнодорожного.


Волкель, 1944 год. Обратим внимание на "полосы вторжения" на нижней поверхности машин

Вот так вспоминает Пьер Клостерманн (Pierre Clostermann) день 25 февраля 1945 года:
"После завтрака мы решили поэкспериментировать со свободной охотой на очень протяженном маршруте - Ганновер-Магдебург-Кассель. Погода в тот день была плохая, нас сопровождала низкая облачность и туман. Перед вылетом я долго и старательно изучал зоны зенитного огня, но, к несчастью, они каждый день менялись...
Итак, слева от меня шли две пары самолетов, одним из которых управлял только что пришедший в Сквадрон Режи Делез. Мы сделали большую петлю, облетая зону повышенной активности зенитной артиллерии и аэродром Лангенхаген (Langenhagen), где базировались Мессершмитты-262,и внезапно увидели справа двенадцать самолетов Фокке-Вульф 190 (FW-190D-9). Конечно же все разом посмотрели направо, и в этот момент слева три четверти сзади на нас вывалилась четверка Фокке-Вульфов и атаковала крайнюю пару наших самолетов. Я видел пикирующий объятый пламенем Темпест, а в целом все произошло настолько быстро, что я даже не успел среагировать.Еще два самолета, находившиеся слева от меня, были сильно повреждены, один из них отвернул домой, оставляя за собой в небе белую полоску выбивающегося через пробоину гликоля. Я решил прекратить миссию и сопроводить поврежденные самолеты на аэродром."
Что же произошло затем? Режи Делез постарался вернуться на базу так, как он уже делал 23 мая 1944 года, когда зенитки поломали крыло его Спитфайра. Что остановило его? Зенитный огонь с земли или попавшийся навстречу случайный самолет с черными крестами?
Вернувшись в Волкель Пьер Клостерманн понял, что из полета не вернулся именно Режи Делез. Он прочитал его личное дело, из которого узнал много о сбитых ракетах Фау, о происшествии со Спитфайром и о замечательных летных данных этого молодого пилота.
Дэвид Фейрбэнкс написал семье пропавшего летчика:
"Во время разведывательного полета Лулу атаковал и серьезно повредил вражеский локомотив, а в этот момент его с земли накрыла зенитная артиллерия. Он взял курс на свой аэродром, но поврежденный двигатель заставил его сесть на вынужденную. Из-за низкой облачности мы не увидели момент посадки, очень надеемся, что все хорошо и ждем от него новостей..."
Но Режи Делез не вернулся в Волкель и никто ничего не знал о нем на протяжении шести месяцев...


Двигатель с Темпеста Режи Делеза

В ГОЛЛАНДСКОЙ ДЕРЕВУШКЕ

21 августа 1945 года в голландской деревушке проходила эксгумация "неизвестного летчика". Разбитый самолет "Темпест" со своим двадцатичетырехцилиндровым двигателем Нейпир Сейбр (Napier Sabre) лежали на земле, что указывало на горизонтальный полет самолета на низкой высоте в последние мгновения его жизни. Эксгумацию производили Комиссия по поиску погибших и пропавших без вести совместно с представителями Красного Креста.
Результаты обследования не оставляли сомнений - около замка Бевервеерд (Beverweerd) в Верховене (Werkhoven - провинция Утрехт) со знаками Королевских Военно-Воздушных сил и в чине английского Флайт Лейтенанта лежит Режи Делез. Исследование остатков самолета безусловно установило, что это Темпест EJ775.
Цитата из отчета об эксгумации гласит:
" Среди личных вещей пилота был найден фрагмент национального флага Франции с надписью на нем: "Если я погибну, я хочу быть похоронен завернутым в этот флаг. Да будет так".


Слева - Первый крест на месте смерти Режи Делеза
Справа - Лотарингский крест на месте смерти Режи Делеза


Пилот был перезахоронен на том же месте около большого дерева. Вскоре на захоронении появился первый крест, на котором было написано "Режи Делез. Королевские Военно-воздушные Силы, 25-II-1945". Вскоре этот крест был заменен на другой, лотарингский, выполненный из камня, на котором нанесли FLT LT РЕЖИ ДЕЛЕЗ, ФРАНЦУЗСКИЙ ПИЛОТ КОРОЛЕВСКИХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ. 25 ФЕВРАЛЯ 1945 ГОДА.
В конечном итоге пилот был перезахоронен 30 мая 1947 года в Брюсселе (Bruxelles-Evere) на британской части Лужайки Почета (мемориальное кладбище в Брюсселе, оно выглядит как американское арлингтонское (газон с рядами надгробьев), только с гораздо большим числом асфальтированных дорожек)

Там он находится и по сей день, несмотря на то, что на надгробии, по необъяснимой причине, написано не Делез а Де Лез.

Georges-Didier Rohrbacher
Перевод и комментарии Никиты Донцова и alexww1
Tags: Режи Делез, авиация, франция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • РАФ-977ДМ - ДеАгостини+Старт43

    Давненько не занимался я автомобильной тематикой, а всего интересного у меня поднакопилось, знаете-ли... Вообще говоря, я уже знакомил читателей с…

  • "В ПОИСКАХ ИРЛАНДЦЕВ"

    Сегодняшний ролик на канале "Этикетка" посвящен одному не очень понятному бренду, который продается только в одной известной сети магазинов. И к тому…

  • Радужная рыбка

    Пиво из Борогодска, ролик из Электрогагр, монтаж от Maria - нового участника нашего небольшого проекта :-)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal

  • РАФ-977ДМ - ДеАгостини+Старт43

    Давненько не занимался я автомобильной тематикой, а всего интересного у меня поднакопилось, знаете-ли... Вообще говоря, я уже знакомил читателей с…

  • "В ПОИСКАХ ИРЛАНДЦЕВ"

    Сегодняшний ролик на канале "Этикетка" посвящен одному не очень понятному бренду, который продается только в одной известной сети магазинов. И к тому…

  • Радужная рыбка

    Пиво из Борогодска, ролик из Электрогагр, монтаж от Maria - нового участника нашего небольшого проекта :-)