Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Горьковский вездеход


Хоть и пошел он в серию в 1939 году, работы над ним начались еще в 1933, когда машина называлась НАТИ-3. Трешка стала преемницей НАТИ-2, а вообще колесно-гусеничный ход был известен в Советском Союзе еще со времен Кегресса. В 1933-1935 годах автомобиль этот испытывался, совершенствовался, совершал пробеги по Кара-Кумам, Таймыру, Чукотке, работал на берегах реки Лены - и все будучи опытной, несерийной машиной.



Наконец, 15 января 1938 года появился приказ Наркоммаша за номером 12, которым эта машина была принята к серийной постройке под наименованием ГАЗ-60. Но принята не значит выпущена! Весь 1938 год шла разработка техдокументации, изготовление заводских штампов, наладка сборочной линии - массовый выпуск машины начался через год, в 1939. По итогам этого года был изготовлен 691 экземпляр вездехода.



Конструкция этой полугусеничной полуторки основывалась на агрегатах к этому времени уже хорошо освоенного в производстве ГАЗ-АА. Единственным отличием была доработанная система охлаждения двигателя ГАЗ-М1. Ну и конечно гусеничный движитель... Состоял он из рамы, ведущей оси с двумя двускатными колесами, входившими во фрикционное зацепление с гусеницей. Привод от заднего моста к ведущей оси осуществлялся цепной передачей. Движитель имел поддерживающие и опорные ролики, а также ленивец с натяжным приспособлением. Под переднюю рессору был установлен специальный кронштейн, благодаря чему осуществлялась качение подвески.


Один из первых экземпляров этого автомобиля в качестве образца советских достижений был установлен ан ВСХВ. Столь проходимый грузовик, особенно в стране, где нет дорог, быстро завоевал уважение потребителей (если так можно назвать трудовые коллективы того времени). Но главной его проверкой стало участие в боевых действиях во время Советско-Финской войны - и вот-тут то вылез целый букет недостатков... Качество сборки было на удивление низким, гусеницы быстро изнашивались, соскакивали, двигателю не хватало мощности - в общем армии этот грузовик не понравился.



В Великую Отечественную Войну ГАЗ-60 популярностью не пользовался - не помогли ни принудительный зацеп гусениц (так возник ГАЗ-60П), ни газогенераторный вариант (слишком большими оказались потери мощности и слишком медленно полз такой грузовик по раскисшим дорогам)... В конце концов в 1943 году производство вездехода было прекращено, при чем прекращено настолько, что все оставшиеся в наличие гусеничные вездеходы переделали обратно в обычные полуторки. До наших дней (что до наших, до конца войны, до 1945 года тоесть) не дожил ни один экземпляр этого полугусеничного грузовика.

Модель ГАЗ-60 выпускал ленинградский еще завод "Двигатель" - выпускает ли сейчас, мне не ведомо. Но в 1988 году выпускал точно - именно тогда, побывав в Ленинграде, я и приобрел это недоразумение.



Почему недоразумение? А посмотрите сами - с реальностью тут общего чрезвычайно мало. Все сделано грубо, не точно, а колеса (они, кстати, целиком пластмассовые) и гусеничный ход вообще ни в какие ворота.



Оцените толщину металла, толщину козырька кабины. А двери? Приоткываются они ровно на 4 миллиметра, далее форма кузова мешает им распахнуться, при чем мешает от слова "совсем". Зачем надо было делать их открывающимися? Для меня загадка!



Зачем я его купил? А в память о своей первой поездке в Ленинград, ведь до 1988 года я там не был. А так смотрю на это "чудо модельного мира" - и сразу вспоминается город. Да и потом - трудно было в Москве купить ленинградские модели. Так что пусть стоит. Как память, как образец советского производства и просто как модель автомобиля, имеющего отдаленное сходство с полугусеничным ГАЗ-60.


Tags: газ, двигатель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments