Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Аргентинские Супер-Этандеры. Начало

AMD/BA Super Etendard ("Супер Этандер" или "Супер Штандарт" по-русски - самолет, ставший дальнейшим развитием французского "Этандера", то есть "Штандарта") из 2-й морской истребительно-бомбардировочной эскадрильи, представлял собой главную военно-воздушную мощь аргентинского флота (Armada Argentina). Вообще первые связи с французской авиационной промышленностью датируются 1929 годом, когда приобретенные Аргентиной Девуатины D-21c (Dewoitine D-21c) стали первыми истребителями, поступившими в военно-морскую авиацию. Прошли годы, и T-28 Феннек (T-28 Fennec, самолет, развившийся из знаменитого T-28A "Trojan"), доработанные компанией Сюд Авиасьон (Sud Aviation) поступили на вооружение второй эскадрильи.
В семидесятые годы группа палубной авиации (GAE - Grupo Aeronaval Embarcado) состояла из 3-ей эскадры, вооруженной Скайхоками (McDonnell Douglas A-4Q Skyhawk), при чем, начиная с 1976 года, все активнее стали вестись разговоры о замене этих устаревших американских машин. После провала попытки приобретения партии модифицированных компанией Локхид (Lockheed) A-4C, военные моряки к 1979 году выбирали между списанными из военно-морской авиации США A-4F или новыми A-4M.



Согласно техническому заданию, военно-морская авиация нуждалась в реактивном боевом самолете, способном оперировать с палубы легкого авианосца ARA(V-2) "25 de Mayo" (читается как "Бентисинко ди Майо". История этого корабля такова: построенный в 1945 году в Англии как "Venerable", что в переводе значит "Почтенный", он был вскоре продан голландцам, которые, в свою очередь, продали его Аргентине.) Самолет должен быть предназначен для ракетных атак вражеских судов, а также иметь возможность прикрывать наземные и морские объекты; он должен нести ракеты AIM-9B "Сайдвиндер" ("Sidewinder"). После того, как правительство США запретило экспорт в Аргентину А-4М "Скайхок" (Skyhawk), аргентинская армия обратила свое внимание на предложенный французами Супер Этандер.


3-А-203 во время официальной передачи Аргентине 7 декабря 1981 года

Первоначальное предложение включало в себя партию из 16 Супер Этандеров. Поставка предусматривалась партией из 10 самолетов в 1981 году, четырех в 1983, и остальных в 1984 году. В отличие от американцев, французы предлагали полностью готовые и вооруженные машины. Контракт на самолеты и запасные части к ним был подписан в 1979 году. В соответствии с ним французская компания Матра (Matra) занималась ракетами Мажик 500 (Magic 500), компания Аэроспасьяль (Aerospatiale) производила ракеты АМ-39 Экзосет (AM-39 Exocet), и Томсон-CSF (Thompson-CSF) изготавливала симулятор для обучения полетам на Супер Этандере.


3-А-208 с четырьмя 250-ти килограммовыми бомбами Матра (Matra SAMP)

В ноябре 1980 года во Францию прибыл аргентинский летно-технический персонал, который сразу начал обучение по специально разработанной программе (программа SUE - такое обозначение получили потом все аргентинские Супер Этандеры). Под персоналом понимается 10 летчиков, один офицер инженерной службы и 37 старшин под общим командованием капитана второго ранга Итало Лавенсо (Italo Lavezzo). Этот командир являлся одновременно и летчиком-испытателем самолетов, предназначенных для Аргентины.


3-А-213 внутри ангара номер шесть

Программа обучения продолжалась весь первый семестр 1981 года. Каждый пилот получил по меньшей мере сорок восемь часов налета на Супер Этандере, а в это время в Аргентине, на военно-морской базе "Команданте Эспора" (Comandante Espora) началось возведение ангара номер шесть, который должен будет принадлежать второй морской истребительно-штурмовой эскадрилье третьей эскадры, восстановленной после расформирования в 1976 году, когда она использовала для полетов свои Феннеки (Fennec). Итак, первая партия из пяти SUE (Супер Этандер для Аргентины), получивших номера с 0751/3-А-201 по 0755/3-А-205 (3-номер морской эскадры А- Ataque ("ударная"), 2 - номер эскадрильи, последние две цифры - тактический номер самолета), была принята во время официальной церемонии 7 декабря 1981 года на базе "Команданте Эспора" в присутствии аргентинского президента. Не смотря на летние каникулы (а мы в южном полушарии и декабрь тут - летний месяц) работа эскадрильи не прекращалась ни на сутки, и прибытие из Франции матчасти и обученного персонала шло строго по графику.


Три "Супер этандера" в небе над авиабазой "Команданте Эспора"

Десять обученных пилотов заступили на службу в эскадрилью. Эта ежедневная рутинная деятельность была прервана 31 марта 1982 года, когда капитан второго ранга Коломбо (Colombo) получил приказ вышестоящего командования о подготовке в тридцатидневный срок самолетов Супер Этандер к использованию ракет Экзосет. 2 апреля был получен приказ на выдвижение в район Мальвинских островов, и всем стало понятно, что скоро начнется неизбежное кровопролитие.


Линейка SUE на базе "Команданте Эспора", август 1992 года

Обучение в это время сосредоточилось на навигационных и штурмовых аспектах, а также на использовании ракет АМ-39 Экзосет. Необходимо отметить, что никакую помощь в это время французы не оказывали, и аргентинцы справились самостоятельно в кратчайшие сроки, потратив на обучение всего две недели. В это же время происходят регулярные и интенсивные полеты в зоне Пуэрто Бельграно (Puerto Belgrano). Торговые и военные суда были в это время объектом для симуляции более десятка атак, целью которых было получение опыта в использовании радиолокационной станции, а также отработка полетов на малой высоте. Основной идеей этих тренировок была отработка атак морских целей, расположенных в 400-500 милях от берега, для которых была необходима дозаправка в воздухе. Тактика атак отрабатывалась на эсминцах типа "Геркулес", принадлежащих Военно-морскому флоту Аргентины, которые были идентичны британским эсминцам типа "Шеффилд", и задача ставилась в выявлении слабых мест этих кораблей.


Вид на хвостовое оперение 3-А-201

Когда обучение и отработка всех систем закончилась, часть была поставлена на боевое дежурство. Она состояла всего лишь из четырех Супер Этандеров (пятый использовался как донор запчастей, поскольку с началом войны было введено торговое эмбарго), которыми командовал капитан второго ранга Хорхе Коломбо (Jorge Colombo). Были сформированы пять пар по два пилота в каждой, чтобы проводить постоянную ротацию летчиков. Имея в виду, что никаких тренировок по работе с авианосца ARA(V-2) "25 de Mayo" не проводилось, было принято решение использовать эти самолеты с военно-морской базы "Рио Гранде" (Rio Grande). База эта к тому времени использовалась ударными самолетами MB-326GB, MB-339A и A-4Q "Skayhawk". "Супер Этандеры" были переведены с "Команданте Эспора" в "Рио Гранде" 19 апреля, а необычные погодные условия этой базы вынудили экипажи проводить адаптационные полеты. Не смотря на присутствие ВВС Аргентины (Fuerza Aerea), полеты самолетов Даггер (IAI Dagger) и Супер Этандер были разведены, поскольку самолеты обладали совершенно разной полетной конфигурацией.


Слева - Нос 3-А-205, август 1984. Можно заметить отметку об атаке британского корабля
Справа - Две ракеты Матра 550 Мажик (Matra 550 Magic) подвешены под 3-А-203 на взлетной полосе "Команданте Эспора"


ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: dassault, авиация, аргентина
Subscribe

  • Четырехмоторник Фарман. Часть третья

    Пока единственный 223.1 строил свою карьеру, Фарман (и далее – Центр) занялся разработкой и постройкой его военного собрата, изначально значившегося…

  • Четырехмоторник Фарман. Часть вторая

    ЭР ФРАНС Самолет все еще находился в собственности французского государства. С октября до середины ноября он отметился в Истре, где проводили…

  • Четырехмоторник Фарман

    Наследник тяжелых бомбардировщиков семейства Фарман F.220, четырехмоторник F.223 представляет собой апогей развития такой в общем-то случайной формы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Четырехмоторник Фарман. Часть третья

    Пока единственный 223.1 строил свою карьеру, Фарман (и далее – Центр) занялся разработкой и постройкой его военного собрата, изначально значившегося…

  • Четырехмоторник Фарман. Часть вторая

    ЭР ФРАНС Самолет все еще находился в собственности французского государства. С октября до середины ноября он отметился в Истре, где проводили…

  • Четырехмоторник Фарман

    Наследник тяжелых бомбардировщиков семейства Фарман F.220, четырехмоторник F.223 представляет собой апогей развития такой в общем-то случайной формы…