Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Забытый перелет

Благодаря предвоенным перелетам Советский Союз сделал себе достаточно неплохой пиар (как сказали бы сейчас) и продемонстрировал, что с самолетостроением в стране все в полном порядке. Но, если о первых перелетах знают все и имена Чкалова и Громова повторяются постоянно, то вот дальше - тишина. А ведь двумя трансарктическими перелетами дело отнюдь не закончилось, рекорды ставились и далее. В этой череде перелетов был один, который завершал всю серию и который на сегодняшний момент практически забыт. Давайте вспомним о нем, тем более что как раз сегодня этому перелету исполнилось 75 лет.


Примерный маршрут перелета. Крестиком указано место вынужденной посадки.

Итак, после перелета Коккинаки по маршруту Москва-Дальний Восток, советское правительство обратило внимание на женские перелеты как на не охваченную советскими рекордами часть авиационных достижений. В сентябре 1938 года самолет "Родина" с экипажем в составе Гризодубова-Осипенко-Раскова (последняя, кстати, была кадровым сотрудником НКВД) бьет мировой рекорд дальности, пролетев 6450 километров по маршруту Москва-поселок Керби (Дальний Восток). По правде говоря, поселка Керби в месте посадки не было, а были болота, Гризодубова садилась, убрав шасси, прямо за заболоченные луга - а поселок "притянули" позже, он находился недалеко, километрах в сорока от места посадки. Так что, хоть рекорд и установили, "концовочка смазалась"...

Рекорд этот, кстати сказать, повлиял на сроки первого беспосадочного коммерческого рейса в США. Дело в том, что выполнить его должны были Коккинаки и Брядинский (штурман), однако во время поисковой операции самолета "Родина" штурман экипажа Коккинаки (Брядинский тоесть) погиб во время столкновения в воздухе его Дугласа и ТБ-3, случившегося во время спасательной операции как раз на месте вынужденной посадки "Родины". Пока готовили нового штурмана, пока обучали его, прошло немало времени...


А.Д.Локтионов, мешавший, по одной из версий, перелету "Родины".

Такую неудачную концовку женского мирового рекорда необходимо было исправить. Поэтому правительственная комиссия приняла решение об организации нового беспосадочного перелета, теперь уже не с Запада на Восток, а с Востока на Запад. Почему так? По окончанию перелета Валерия Чкалова по маршруту "Москва-остров Удд", командующий дальневосточной армией Блюхер заявил, что "один чкаловский самолет для японцев был как два авиаполка", он явно продемонстрировал мощь и силу советской авиации. А тут Львов - недавно вошедший в состав СССР район, явно враждебный по отношении к большевистской России. Перелет в этом случае несет явную агитпроповскую нагрузку. И потом все трудности и поломки обычно происходили на завершающем этапе пути, а в этом случае он проходил бы над густонаселенной территорией европейской части СССР, что безусловно повышало шансы летчиц на выживание.


Командир экипажа Мария Нестеренко. Портрет взят из музея "Дом на набережной" в Москве, где она проживала вместе со своим мужем П.Рычаговым.

Вообще в советской и российской прессе несколько раз проскакивали статьи про этот перелет, только вот написаны они были, мягко говоря, отбалдово. По одной из версий, А.Д.Локтионов, начальник главного управления ВВС РККА, всячески противился рекорду гражданской летчицы Гризодубовой и поддерживал полет военных летчиков. Интересно, зачем это делать в стране, где каждый летчик без одной минуты военный, где вся авиации военная, а гражданские самолеты суть списанные старые армейские...
К тому же на момент перелета "командиром ВВС" был отнюдь не Локтионов, а вовсе даже Смушкевич, а затем Павел Рычагов, один из героев испанского неба, любимчик и фаворит Сталина. В связи с этим не возникает никаких вопросов, почему в качестве командира корабля была назначена Мария Нестеренко - жена Павла Рычагова. Вот отсюда и повышенное внимание к безопасности перелета - главком очень любил свою жену и не хотел, чтобы с ней приключилось что-то "а-ля Н-209 Леваневского".


Второй пилот - Мария Михалева

Вообще экипаж для перелета подбирался "Боевой" - командиром, как мы уже знаем, стала жена Павла Рычагова Мария Нестеренко. Вторым пилотом - Мария Михалева, сокурсница Нестеренко по летной школе в Каче, а штурманов стала Нина Русакова - будущий летчик-испытатель и главный штурман полка НИИ ВВС. Кстати - маленькая ремарка: если судьба Нестеренко и Русаковой более-менее известны (о Нестеренко поговорим позже), то про Михалеву не известны даже даты рождения и смерти, что выглядит странновато-нелепым для XX века...
Итак, к перелету по маршруту Хабаровск-Львов готовился женский экипаж. Но как он готовился? Экипаж зубрил летные уставы, изучал матчасть - на собственно полеты у них оставалось очень мало времени. Естественно, что до полной слаженности экипажу было еще далеко.


Штурман - Нина Русакова, будущий летчик-испытатель НИИ ВВС

В 8 часов 8 минут утра по московскому времени 27 июля 1940 года экипажу самолета, названному "Украина", был дан старт - рекордный перелет женского экипажа начался. Вот что спустя много лет, вспоминала про это второй пилот Мария Михалева:
"Первую часть маршрута: Хабаровск - Рухлово - озеро Байкал - Тайшет экипаж преодолел без особых трудностей. В районе Красноярска самолёт попал в зону грозового фронта. За Новосибирском машина начала обледеневать. Срывавшимися с лопастей винтов кусками льда побило остекление кабины пилотов. Турбулентность воздуха была настолько мощной, что тяжёлый самолёт бросало вверх и вниз, как пушинку.
На траверзе Омска из - за сильного обледенения ДБ-3 стал почти неуправляемым и с высоты 6000 метров "посыпался" до 1000. На этой высоте Нестеренко удалось вывести машину в горизонтальный полёт, но тут остановился левый мотор. Потянули со снижением, поскольку садиться было некуда: кругом болота и озёра. Вдруг на высоте 50 метров сам собой заработал отказавший мотор. Видимо, карбюратор оттаял, а сектор газа убран не был.
За Уралом погода начала улучшаться, но по радио на борт сообщили, что в районе Москвы туман, осадки, а по маршруту дожди, низкая, до 100 метров, облачность. Сильный встречный ветер и 7-часовая борьба со стихией, кроме того, вызвали повышенный расход горючего. Учитывая неблагоприятные метеоусловия и риск вынужденной посадки из - за нехватки топлива, экипажу дали команду прекратить полёт. Нестеренко благополучно произвела посадку на поле вблизи деревни Исаково Кировской области"
Всего "Украина" провела в воздухе 22 часа 32 минуты. А вот дальше начинаются сплошные загадки... Обычно причины аварийной посадки выясняются на послеполетом разборе, как выясняется и запас топлива, и надежность работы приборов и механизмов, и прочие важные мелочи. Но в этом случае никакого разбора небыло, что очень странно. Летчиц просто распустили по домам - и все. Про то, что Русакову ночью вызывал к себе Берия, ходят слухи - но это не более чем байка, зачем ему это делать? Если бы вызывал - вызвал бы командира корабля.
"Комсомольская правда", однако, сообщила 30 июля о завершении перелета и поздравила героических девушек с установлением нового рекорда. Только был ли он установлен на самом деле? Большое сомнение вызывает цифра в 7000 километров, преодоленных "Украиной". И дело тут не в сравнении с "Родиной", хотя от него мы никуда не денемся. Очень странная круглая цифра - она практически невозможна при таком длительном полете с вынужденной посадкой в конце. 6998 километров - может быть, 7005 - тоже может, но ровно 7000... Лично мне это представляется "притянутым за уши". И "притянутым" по одной простой причине - угодить Рычагову, который, вне всякого сомнения, за этим перелетом следил, и рекорда ждал. Хотел рекорд - пожалуйста! И "Комсомольская правда" со своим выступлением тут как раз очень кстати была... А то, что рекорда не было, подтверждает факт отсутствия государственных наград за этот перелет. За вынужденную посадку звезд героев не дают!


Павел Рычагов - муж Марии Нестеренко

Так или иначе, но о полете тогда знали, имена летчиц если на всю страну и не гремели, то известны были точно. От чего же этот перелет стал "забытым"? На мой взгляд все очень просто... С началом войны произошли массовые аресты высшего руководства ВВС РККА. Арестован был и Рычагов - и, надо признать, формально было за что. Он совершил в начале июня инспекционную поездку по западным аэродромам и видел, что происходило на них. Видел, а мер не принял. Такой он был начальник - вчерашний летчик-ас, не умеющий руководить большими массами подчиненных... Вместе с ним арестовали и его жену - Марию Нестеренко. Обвинение было абсолютно стандартным по тем временам и абсолютно глупым и нелепым с сегодняшней точки зрения - "недоносительство о преступлении". Жена Рычагова не могла не знать о враждебной деятельности мужа, но не донесла на него, а значит виновата не меньше. Так или иначе, но в октябре 1941 они оба были расстреляны без суда в районе современной Самары. Конечно, их имена "вырезали из истории" - а, следовательно, какой может быть перелет, если командиром экипажа был "враг народа"? Вот и приказали забыть про "Украину"... Вот и забыли - одна фотография осталась. Всего одна - что говорит о "чистке архивов", произведенных после расстрела.


ДБ-3Н-2 "Украина" перед стартом перелета Хабаровск-Львов

И не забудем еще тот факт, что перелет был 27 июля 1940, а арест практически через год, 24 июня 1941 года... Из-за ареста и забыли про этот перелет... Перелет, которому сегодня исполнилось 75 лет.
Tags: авиация, ильюшин, ссср
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Nieuport Triplane, Франция, 1916 год

    RVHP, 1/72 Именно этот триплан был "изначальным" - вернее, конечно не он, изначальным был обычный триплан, а не с обратным крылом, но "за неимением…

  • Do-28. СУВП, он же STOL, он же ADAC. Часть первая

    Лаарбрух, база Королевских ВВС в Германии. Двое англичан восхищаются «безупречной сохранностью старого немецкого самолета…». Разработанный в…

  • Nieuport Triplane, испытания RFC, 2 февраля 1917 года

    RVHP, 1/72 Закончил я и этот триплан - честно говоря, передержал я его. Такие модели надо делать за 3-4 дня методом "полного погружения", правда,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Recent Posts from This Journal

  • Nieuport Triplane, Франция, 1916 год

    RVHP, 1/72 Именно этот триплан был "изначальным" - вернее, конечно не он, изначальным был обычный триплан, а не с обратным крылом, но "за неимением…

  • Do-28. СУВП, он же STOL, он же ADAC. Часть первая

    Лаарбрух, база Королевских ВВС в Германии. Двое англичан восхищаются «безупречной сохранностью старого немецкого самолета…». Разработанный в…

  • Nieuport Triplane, испытания RFC, 2 февраля 1917 года

    RVHP, 1/72 Закончил я и этот триплан - честно говоря, передержал я его. Такие модели надо делать за 3-4 дня методом "полного погружения", правда,…