
Во многих местах совершали "крестный ход на воду" – к колодцам, на реку или озеро. После водосвятия считали весьма полезным и спасительным делом купаться в освященных водах, в последний раз купали лошадей, пастухи загоняли в "святую купель" стадо – освященная вода оберегала впредь от разных недугов и людей и животных. С крестного хода и водосвятия Крест возвращался в церковь, и поклонение ему продолжалось до вечера. А по совершении вечернего богослужения Крест уносили обратно в алтарь. День первого Спаса праздновался как день торжества напряженного крестьянского труда, как день «воздания почестей» всякой влаге – животворному источнику всех растущих плодов, питающих человека.

В этот день, по поверьям, должна повториться так называемая «рябиновая ночь», на протяжении которой громы сотрясают небо, грозно сверкают молнии, льет проливной дождь, дует сильный ветер. По народным поверьям в эту ночь все силы природы объединяются, чтобы уничтожить нечистую силу, которая после Купалы расплодилась за лето и вредит людям. Убитый или покалеченный громом в эту ночь считался в народе волшебником. Также иногда говорили, что эта ночь нужна для поспевания ягод на рябине. Когда же ягоды не спели, ожидали плохого окончания лета и холодной осени.