Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Первый Спас - медовый. Он же Спас на воде. Рябиновая ночь.

К этому времени обычно поспевает в основном все, что посеяно в поле, на огороде и на бахче, что растет в саду и в лесу, и даже на пасеке пчелы наполняют свои соты душистым медом «под завязку». Все это обилие совпадает со Спасами. Недаром говорится: "Спас – всему час", тоесть все поспело, все пора убирать: и хлеба, и лен, и овощи, и фрукты, и лесную ягоду, и орехи, к тому же и грибов после июльских грозовых дождей появляется больше, чем в какое-либо другое время лета. Пришел час воде светлеть, в небе летать визгливым стрижам, ласточкам-касаткам, вставать в хороводы сыроежкам-говорушкам. И хотя с первого Спаса начинался Успенский пост и продолжается две недели - от 14 августа до Успения пресвятой Богородицы, Спасы праздновались легко, потому что стол ломился от обилия разнообразной растительной пищи. На столе "чиличники" - пироги с грибами, черничники, загибени с начинкой из рыбы, мелко порезанной брюквы. Гороховые, овсяные кисели на постном масле... Не то, что в минувший Петровский пост, когда, кроме зеленого лука да щавеля, нечего положить в варево. Потому и говорилось: "Петровка – голодовка, а Спасовка – лакомка".



Во многих местах совершали "крестный ход на воду" – к колодцам, на реку или озеро. После водосвятия считали весьма полезным и спасительным делом купаться в освященных водах, в последний раз купали лошадей, пастухи загоняли в "святую купель" стадо – освященная вода оберегала впредь от разных недугов и людей и животных. С крестного хода и водосвятия Крест возвращался в церковь, и поклонение ему продолжалось до вечера. А по совершении вечернего богослужения Крест уносили обратно в алтарь. День первого Спаса праздновался как день торжества напряженного крестьянского труда, как день «воздания почестей» всякой влаге – животворному источнику всех растущих плодов, питающих человека.



В этот день, по поверьям, должна повториться так называемая «рябиновая ночь», на протяжении которой громы сотрясают небо, грозно сверкают молнии, льет проливной дождь, дует сильный ветер. По народным поверьям в эту ночь все силы природы объединяются, чтобы уничтожить нечистую силу, которая после Купалы расплодилась за лето и вредит людям. Убитый или покалеченный громом в эту ночь считался в народе волшебником. Также иногда говорили, что эта ночь нужна для поспевания ягод на рябине. Когда же ягоды не спели, ожидали плохого окончания лета и холодной осени.
Subscribe

  • Ла-11, ARK, 1/48

    16 МАЯ: Первые детали готовы - пока набор мне нравится :-) 15 МАЯ: Ну вот я взялся за модель себе в коллекцию. Она, кстати,…

  • Як-1 от чешского "Бренгана"

    16 мая: Хорошая модель - идет душевно, собирается хоть и со сложностями, но с приятными. И да - она супердеталирована по части интерьера! Впрочем -…

  • Французы против итальянцев. 1944 год, 24 июня

    После полудня 24 июня 1944 года на аэродроме Альто (Корсика) двенадцать P-47D из состава GC II/5 "Лафайетт" осуществляли рулежку. Помимо них на этом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments