Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Французская чайка. Начало.

Луар-46 был одним из так называемых "переходных" самолетов, которыми оснащались ВВС во второй половине тридцатых годов в незначительном количестве. Самолеты этого типа представляли собой смешение как неоспоримо прогрессивных вещей, так и вещей архаичных, проще говоря технически устаревших. Луар-46, как и другие самолеты такого же типа, все же позволил французским летчиком перейти с откровенно устаревших к новым машинам, которые в большом количестве начинали изготавливаться на заводах Франции.


Луар-46С1 №01. На заднем плане различим Девуатин D.371 (Dewoitine D.371)

Выросший из Луар-43 и Луар-45, самолет Луар-46 прошел достаточно длинный путь становления и развития, который и будет представлен в этой статье.

ПОЯВЛЕНИЕ ЛУАР-43

Компания Луар (Loire), располагавшаяся в Сент-Назере (Saint Nazaire), никогда не относилась к числу крупных создателей и производителей самолетов. Её опыт к концу двадцатых годов состоял в лицензионной постройке Гурду-Лезёр-32 (Gourdou-Leseurre-32), названного, соответственно, Луар-Гурду-Лезёр-32 (Loire-Gourdou-Leseurre-32).
Лишь с появлением в 1930-1932 годах программы С1 (Одноместный истребитель), компания Луар получила возможность создать свой первый самостоятельный полноценный проект. Вообще-то говоря, программа С1 была принята с целью замены самолетов NiD-62, LGL-32 и Вибо-72 (Wibault-72), которые были приняты на вооружение всего годом-двумя ранее! Вся эта программа иллюстрирует ни что иное, как полнейшее смятение руководства ВВС, верившее в то, что новые принятые на вооружение самолеты уже устарели!


Родоначальник, Луар-43С1 №01

Итак, в 1930 году программа С1 вводила следующие требования:
- цельнометаллическая конструкция (кроме управляющих поверхностей);
- безупречная обзорность в нескольких направлениях;
- скорость не ниже 325 км/ч на высоте 3500 метров;
- вооружение из 2-х пулеметов (этот пункт не менялся со времен принятия программы 1928 года);
- использование двигателя с наддувом (добавление к программе, появившееся только в конце 1930 года);
В 1932 году раздел "вооружение" был изменен и появилось несколько различных комбинаций:
- 4 пулемета (боезапас каждого по 300 патронов);
- 1 пушка 20 мм, ведущая огонь через полую ось воздушного винта + 2 пулемета с боезапасом в 300 патронов каждый;
- 2 пушки 20 мм, расположенные в крыле. Боезапас каждой должен составлять 60 выстрелов;
Над разработкой и созданием прототипа самолета трудились специально нанятые компанией конструкторы, которые и презентовали свой Луар-43. Если быть точным, то это был Луар-43С1 №01, который многие считают началом длинной ветви развития Луар-46, но который прямым предшественником этой машины не является. Луар-43 был цельнометаллическим прототипом (интересно, что и рулевые поверхности у него тоже были металлические), крыло его было, как тогда говорилось, Чайкой Пулавского, названного по имени инженера, с успехом использовавшего таковое на своих истребителях в Польше (мы знаем это крыло только как крыло "Чайка"). Именно такое крыло, по мнению инженеров, давало пилоту великолепную обзорность. В целом же Луар-43 был очень похож на истребитель, который через несколько лет примут на вооружение в Югославии и который будет называться Икарус IK-2 (Ikarus IK-2).


Луар-45С1 №01ю Глядя на фотографию легко понять, откуда взялись проблемы с плохим обзором для пилота

Фюзеляж Луар-43 имел овальную форму и расширялся по направлению к капоту, оперение напротив, было очень тонкое, а от киля к стабилизаторам шли подкосы, формировавшие подобие обратной буквы "V".
Шасси было сделано при помощи достаточно крупных стоек с амортизаторами, но не имело тормозов, хвостовое колесо было явно прогрессивной вещью для тех лет. Двигатель - рядный водяного охлаждения Испано-Сюиза (Hispano-Suiza 12Xbrs) - имел мощность 690 лошадиных сил и вращал двухлопастный металлический воздушный винт фиксированного шага Ратье (Ratier). Самолет, совершивший свой первый полет 17 октября 1932 года в Ла-Боль-Эскублаке (Baule, городок в 70 километрах к западу от Нанта, на берегу Бискайского залива), окончил век трагически - 14 января 1933 года во время испытательного полета на большой высоте машина разрушилась, пилот М.Моран (M.Morin) погиб. Причины этой катастрофы не ясны до сих пор.

ЛУАР-45С1 №01


В полете модифицированный Луар-45

Во время активных испытаний самолета Луар-43, компания создала Луар-45, который не предусматривался никакими программами и заданими авиационного руководства страны. Оснащение звездообразным Гном-Рон (Gnome-Rhone 14Kds) вместо рядного Испано-Сюиза являлось единственным отличием от уже испытываемой модели. Да, и на смену хвостовому колесу пришел более опасный, но считающийся более надежным, хвостовой костыль (у производителя он назывался "хвостовой конек"). Вооружение состояло из двух 20-мм пушек "Эрликон" ("Oerlikon"), боезапас которых был расположен между лонжеронами в крыле самолета. Воздушный винт сделали трехлопастным.
Поднял машину в воздух 20 февраля 1933 года шеф-пилот компании Луар, М.Надо (M.Nadot). Испытания проходили там же, в Ла-Боль-Эскублаке, а уже к июню было получено распоряжение о передаче самолета в Вийакубле (Villacoublay), где Луар испытывался совместно с Ньюпором. Несколько раз самолетом Луар управлял шеф-пилот Ньюпора М.Сади-Лекуант (M.Sadi-Lecointe).
В конце концов машина передается на исследования в СЕМА (Центр Испытания Авиационного Имущества, французский аналог НИИ ВВС), где быстро выясняется, что самолет имеет слабый двигатель, тяжел, а обзорность вперед на нем практически нулевая. Луар-45№01 возвращают на завод, где проводят ряд изменений (увеличивают вертикальное оперение и модифицируют элероны) и меняют двигатель, устанавливая в августе 1934 года более мощный Гном-Рон (Gnome-Rhon 14 Kcs), развивающий 880 лошадиных сил на высоте 3800 метров.


Луар-45LP1 №01 без парашютного оборудования, Истр, 1946 год

После этого Луар-45 вновь направляют в СЕМА, где происходит его сравнение с машинами-конкурентами. От официальных тест-пилотов звучат все те же слова об очень плохой видимости в передней полусфере, что сильно затрудняет ведение воздушного боя, а в ходе имитации такого боя вероятный противник был потерян из вида задолго до того момента, когда необходимо было открывать огонь на поражение.
Таким образом стало очевидно, что не смотря на все внесенные изменения, у самолета Луар-45 нет будущего, и, даже не смотря на его в целом неплохие характеристики (скорость, стабильность в воздухе, возможность пикирования), самолет был переделан в Луар-45LP1 или просто LP (Lance-parachute, бросатель парашютов). Двигатель ему вновь заменили, установив очередной Гном-Рон (Gnome-Rhon 14 Kfs) мощностью 900 лошадиных сил и оснастив машину четырехлопастным деревянным воздушным винтом. На месте фюзеляжного топливного бака оказалось место для парашютного груза, а сам парашют крепился в контейнере между стоек шасси. Переоснащенный таким образом, самолет взлетел в первый раз 18 июля 1936 года. СЕМА принял самолет в августе. Этот аппарат переживет войну, он будет эвакуирован в мае-июне 1940 года на юг и будет складирован там до момента освобождения. После войны его следы появятся в Истре (Istres), где он будет в течение нескольких лет использоваться в качестве испытательной машины для сброски негабаритных грузов, после чего аппарат окончательно затеряется...

ЛУАР-46


Луар-46С1 №01 до внесения изменений. Хорошо видны обтекатели на капоте и подвешенные под крылом пушки

Самолет был в разработке с начала испытаний Луара-45, и Луар-46С1 №1 с самого начала был самолетом, планируемым к серийному выпуску! Он впитал в себя все изменения и доработки, сделанные по ходу испытаний Луара-43 и Луара-45 и стал той машиной, которая не повторит ошибки предыдущих конструкций, ведь Луар-46 создавался как абсолютно новый самолет. Заново, с учетом всех комментариев о Луар-45, было разработано крыло, стык крыла с фюзеляжем был значительно усилен, а само крыло получило другой профиль и законцовки, позволяющие еще больше увеличить обзор для пилота. Двигатель опустили чуть вниз, чтобы улучшить летчику обзор вперед, а это, в свою очередь, привело к изменению формы фюзеляжа на достаточно редкую, яйцевидную. Хвостовое оперение в целом осталось похожим на Луар-45, усилили и внесли определенные аэродинамические улучшения в конструкцию стоек шасси, а хвостовой костыль сделали солиднее. Вооружение, в начале, оставалось таким же, как на Луар-45 - две крыльевые 20-мм пушки, установленные в обтекателях под крылом. Двигатель использовали Гном-Рон (Gnome-Rhon 14 Kds) мощностью 880 лошадиных сил, а воздушный винт был трехлопастный, цельнометаллический, фиксированного шага. Также использовался капот NACA, только сильно обжатый, и головки цилиндров закрывались специальными обтекателями на его поверхности. Летчик М.Надо поднял Луар-46С1 №01 в воздух все в том же Ла-Боль-Эскублаке 1 сентября 1934 года, после чего истребитель был передан в СЕМА, который начал его всесторонние испытания в январе 1935 года. Во время этих испытаний самолет получил более мощный, 900-сильный двигатель Гном-Рон (Gnome-Rhon 14Kfs), после чего компания получила заказ на пять предсерийных образцов этой модели. Учтем, что это была первая машина, целиком разработанная компанией Луар и принятая на вооружение.


Луар-46С1 №01 до внесения изменений. Хорошо видны изменения, улучшившие обзор пилоту

Прототип вернули на завод, где внесли в него ряд несущественных изменений. Так, капот заменили на полностью гладкий, внутри крыла установили новые пушки "Эрликон" ("Oerlikon FF"), несколько увеличили горизонтальное оперение. В конце 1935 года прототип поступил на новые, окончательные испытания, прошедшие, на этот раз, "без сучка и задоринки". В мае французское государство заказало фирме Луар 40 самолетов, но только прототип был изготовлен в Сент-Назере, всю остальную серию строил завод Ньюпор в Исси-ле-Мулино (Issy-les-Moulineaux). Произошло это потому, что собственные заводы компании Луар были заняты постройкой самолета Луар-130, а у всей группы компаний Луар-Ньюпор свободным был только завод в Исси-ле-Мулино.


Два вида на луар-46 №01 после изменений

В конце 1936-начале 1937 года компания получит дополнительный заказ на 20 самолетов, предназначавшихся, скорее всего, испанским республиканцам. Однако набравшие к тому времени силу французские правые вкупе с сильным внешним дипломатическим давлением, аннулировали эту сделку. И 20 самолетов достались, таким образом, ВВС Франции!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: loire, авиация, франция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments