Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Французская чайка. Окончание.

НА СЛУЖБЕ

Все серийные Луар-46С1 (мы уже знаем, что их изначально было 40 и еще 20 добавилось чуть позже) были собраны на заводе в Исси-ле-Мулино, а затем перевезены в Вийакубле. Первый из этой большой партии самолет полетел в феврале 1936 года. Все машины были очень похожи на прототип, и отличались от него лишь своим вооружением - вместо двух пушек в их крыльях стояли по четыре пулемета Мак (Mac) калибра 7,5 мм с боекомплектом 300 патронов на ствол. Причина, по которой произошла эта замена, банальна - во Франции не хватало снарядов для 20-мм авиационных пушек, а ими были вооружены многие Девуатины D-510 (Dewoitine D-510). Также отметим, что в очередной раз был усилен каркас самолета. Других отличий не было.


Луар-46С1, 1-я эскадрилья GC I/6, 1937-1938 годы

Единственная оснащенная этим самолетом эскадра ВВС - 6-я - базировалась в Шартре (Chartres). Оснащенная Ньюпорами NiD-629C1 (Nieuport NiD-629C1), она, начиная с осени 1936 года, начала перевооружаться на новый самолет, при чем сделала это с задержкой в девять месяцев, что было связано с внесением тех самых "незначительных" изменений в конструкцию Луара, сделанных в сравнении с первым испытательным образцом.
6-я истребительная Эскадра состояла из двух Групп, по две эскадрильи в каждой. 1-я и 2-я эскадрильи формировали GC I/6 (Groupe de chasse - истребительня группа I 6-й Эскадры), а 3-я и 4-я эскадрильи - GC II/6 (истребительная группа II 6-й эскадры). Эти эскадрильи стали наследниками знаменитых французский эскадрилий Первой Мировой Войны - SPA 96, SPA 12, SPA 26 и SPA 124 соответственно. В конце 1936 года все четыре эскадрильи были активно заняты перевооружением на Луар-46 - и всего на службе в Эскадре находилось порядка пятидесяти самолетов. Потери этих машин были незначительны, а вот поломки были достаточно регулярными, и связаны были, в основном, с мотором. Не смотря на это пилоты 6-й Эскадры имели почти такой же налет, как и их коллеги из других частей, оснащенных, к примеру, более слабыми Девуатинами 501 и 510 (Dewoitine-501, Dewoitine-510). Очень большая нагрузка приходилась в это время на наземный обслуживающий персонал, который занимался ремонтом двигателей и делал вещи, которые вообще-то должны были делать на заводе! Дело дошло до того, что техники Гном-Рона открыли свое представительство в Шартре.


Слева - Камуфлированный самолет, приданный школе в Казо, 1940 год
Справа - №6, испанская республиканская авиация, пилот Виктор Веньел, 1936 год


Если не брать в расчет эти проблемы с двигателем, то Луар-46 вел спокойную и размеренную мирную жизнь, иногда прерываемую разнообразными маневрами. Не смотря на то, что Луар не был современным истребителем, он дал многим пилотам возможность ознакомиться с новой методикой обучения, опробовать высотные полет, ночные полеты, использование радиосвязи и многое другое...
В конце 1938 года, тоесть через два года после принятия на вооружение, в 6-й Эскадре началась замена Луара на Моран Солнье MS-406 (Morane Saulnier MS-406). Процесс этот проходил вплоть до марта 1939 года, после чего, на момент начала войны с Германией, на службе остались только три Луар-46. Пятьдесят одна машина была отправлена на склад, а эти три вышеупомянутых аппарата использовались в школе воздушной стрельбы в Казо (Cazaux). Однако вскоре необходимость обучения новых летчиков заставила вернуть Луары в многочисленные летные школы и центры обучения. Также на эти машины обратили внимание польские пилоты - конечно, ведь Луар-46 так напоминал полякам их любимый PZL-11C! 10 мая 1940 года в работе находилось пятьдесят два самолета Луар-46. Шесть из них находились в Северной Африке. В июле 1940 года в неокупированной зоне по документам обнаружились еще пять самолетов (среди них №7 и №9). В целом же подавляющее большинство этих машин было в начале сороковых сдано на слом...


Слева - Луар-46 №15 (N102), 1-я эскадрилья GC I/6
Справа - №19 (N106), 1-я эскадрилья GC I/6, Рошфор (Rochefort), 1938 год


ИСПАНСКИЙ СЛЕД

Исходя из многочисленных упоминаний о самолете Луар-46 в Испании можно сделать вывод, что поставлено туда было очень небольшое количество машин - экземпляров пять, семь максимум. Единственное фотографическое подтверждение, это №6 (N093). Вполне вероятно, что в Испанию попали №№2,3,4,5 и 6, и прибыли они без какого бы то ни было камуфляжа, с нанесенными красными полосами. Без сомнения, эти самолеты были отправлены в Испанию сразу по выходу с завода, и ни одного дня не находились в составе ВВС Франции. №6 был поставлен в эскадрилью "Испания" (Espana), и пилотировали его Абель Гидес (Abel Guidez) и Виктор Веньел (Victor Veniel). Четыре остальных самолета были получены интернациональной истребительной группой под командованием Мартина Луна (Martin Luna) и расположились в Гетафе (Getafe). По причине поломки двигателя пилот Андрес Гарсия Лакалье (Andres Garcia Lacalle) последовательно разбил два аппарата. Что касается побед, то 25 сентября 1936 года Луар-46 сбил Юнкерс Ju-52. Надо также отметить, что пулеметы Луара были заменены на гораздо менее удачные Виккерсы (Vickers), поскольку ни о каких поставках боеприпасов из Франции не могло быть и речи.
Ас националистов Гарсия Морато (Garcia Morato) 16 сентября 1936 года сбил один из республиканских Луаров, а остальные, скорее всего, были просто захвачены франкистами. Имеются данные, что еще один Луар-46 был сожжен на своем аэродроме 21 октября 1936 года. Оставшийся №6 из эскадрильи "Испания" был сначала поврежден бомбардировкой франкистов, затем восстановлен, но дальнейшая его судьба не известна. Всего националисты заявили о захвате семи самолетов Луар-46, но это представляется абсолютно невероятным. Хотя некоторые пилоты националистов свято верили, что в боях с республиканцами сбивали самолеты... СПАД 510 (SPAD 510)!


Слева - №57 (N175). Принадлежность к эскадрилье опознать не возможно
Справа - №9 (N096), Франказал (Francazal), 20 июля 1940 года


КАМУФЛЯЖ И ОБОЗНАЧЕНИЯ

Все самолеты Луар-46 выходили с завода не окрашенными, цвета полированного алюминия, и лишь рулевые поверхности были цвета матового алюминия. Кокарды наносились в четырех позициях, что считалось классикой той эпохи - сверху и снизу на крыльях. Военные номера самолетам присваивались в следующем порядке:
С N088 по N118 присваивались самолетам с серийными номерами с №1 по №31
С N150 по N178 присваивались самолетам с серийными номерами с №32 по №60


Самолет из 4-й эскадрильи GC II/6 подломил стойку шасси во время посадки в Шартре, 1938 год

Эти цифры наносились крупно черным цветом на нижнюю поверхность крыла, а позже, когда аппарат получал камуфляжную окраску, цвет этих цифр заменялся на белый. Такой же номер стоял и на прототипе, но автору статьи до сих пор не удалось найти его.
Эмблемы эскадрильи наносились с каждой стороны фюзеляжа, однако в 4-й эскадрилье GC II/6 такие знаки были на киле самолетов.
В 1938 году верхние поверхности многих самолетов Луар-46 были окрашены в хаки. связано это было, скорее всего, с Мюнхенским кризисом. Когда же самолеты забирали со складов для передачи в летные школы, к примеру в Казо, они получали классический французский четырехцветный камуфляж: темно-коричневый (каштановый), темный серо-голубой и хаки на верхних и боковых поверхностях, светлый серо-голубой на нижних. В это же время была добавлена и кокарда на фюзеляж. Воздушные винты, в начале цвета полированного алюминия, красились в черный цвет, а на концах каждой лопасти наносилась тонкая белая полоска.


Испания, август 1936 года. Один из республиканских Луаров

Автор текста Michel Ledet
Перевод и комментарии Никиты Донцова и alexww1
Tags: loire, авиация, франция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments