Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Франция vs Италия. Воздушные бои 1944 года.

Многие знают о франко-итальянском противостоянии в июне 1940 года, однако практически никто не вспоминает о двух крайних сражениях, состоявшихся летом 1944-го, когда итальянцы, используя немецкие машины, встретились в воздухе с французами на американских самолетах. Эта история состоит из двух встреч итальянцев с французами, рассказ о которых последует ниже:





После полудня 24 июня 1944 года на аэродроме Alto (Corse (Корсика)) двенадцать P-47D из состава GC II/5 Lafayette осуществляли рулежку. Помимо них на этом большом аэродроме находись также P-47 из состава 57-й Fighter Group USAAF, к которой и принадлежала вышеуказанная французская группа в период между 8 мая и 13 июня, днем, когда произошла передача Lafayette в состав 4-й французской эскадрильи.
Для Lafayette это было вторым вылетом за день, первый был осуществлен еще с утра. 12 Тандерболтов под командованием лейтенанта Gouachon один за другим поднимались в небо, нагруженные 500-кг бомбами на внешней подвеске. Их задание заключалось в бомбардировке с пикирования железнодорожного моста в районе Ovada (к северу от Genes). Вскоре после взлета у лейтенанта Guillou начались сбои в работе двигателя, и он, сбросив свои бомбы, повернул назад. Остальные одиннадцать самолетов продолжили свой путь над Тирренским морем в направлении итальянского берега.
Примерно в это же время на территории аэродрома Cascina Vaga (район Pavia) Мессершмитты Bf-109G из II Gruppo Caccia Республиканских ВВС (Aeronautica Nazionale Repubblicana (ANR)) проводили подготовку к вылету. Выведенные с фронта еще в мае, летчики этого подразделения заканчивали переучивание на новые машины немецкого производства. Некоторые из пилотов к тому времени уже имели опыт пилотирования Bf-109 из 3 и 150 Gruppi летом 1943 года во время обороны Сицилии. Обучение проходило быстрее намеченного графика, и к 20 июня II Gruppo вновь обрела полную боеспособность.
Десять Мессершмиттов (три из 1 Squadriglia, четыре из 2 Squadriglia и три из 3 Squadriglia) взлетали с травянистого аэродрома, когда Bf-109G-6 (Wk Nr 163849) пилота soto tenente Gino Gamberini из 3 Squadriglia внезапно потерял мощность и не смог оторваться от взлетной полосы, затем, после серии резких виражей, перевернулся в конце ВПП. Пилот оказался зажат в кабине своей машины. Пока спасатели и пожарная команда мчались к месту аварии, из пробитого бака вытекло топливо, которое тут же воспламенилось ярким пламенем. Несчастный Gamberini сгорел заживо. Разные очевидцы в послевоенных интервью говорили, что самолет soto tenente Gamberini был специально поврежден одним из летчиков (заявлявшим после войны, что он был «партизаном») – пилоту просто отключили подводку воздуха к компрессорам и турбине, что не позволило самолету набрать необходимую мощность. Это всего лишь один из многих эпизодов саботажа, происходивших в итальянских войсках, который подтверждает лишь одно – страна была на пороге гражданской войны.



Несмотря на это ЧП оставшаяся девятка под командованием JaFu (Jagdfliegerfuhrer Oberitalien (командование истребителями северной Италии) – оперативный штаб Люфтваффе, получавший информацию о приближении самолетов противника с многочисленных радарных станций и постов визуального наблюдения) направилась к заливу Genes, откуда поступил сигнал о приближении авиации противника.
P-47 из Lafayette достигли своей цели в 17.55 и, пикируя с 3000 метров до 1000 метров, начали сброс бомб на металлический железнодорожный мост. Когда группа перестраивалась для возвращения на базу, в небе появились Мессершмитты. Sergente maggiore Carlo Cavagliano из 1 squadriglia сообщил о встрече:
«Мы шли на высоте 6000 метров- впереди был командир1-й Squadriglia Tente Ugo Drago. Когда мы прошли Genes, зенитная артиллерия начала обстрел. Drago выполнил маневр, который мы все повторили, после чего пошли над Ovada. Тут же мы услышали в наших наушниках французскую речь, и, осмотревшись по сторонам, я заметил несколько Тандерболтов, обстреливающих железную дорогу Genes-Ovada, а через мгновение увидел еще четыре P-47, стремительно набирающие высоту и разворачивающиеся нам навстречу. Я предупредил об этом Tenente Drago, и он ответил, что все видит. Он отдал приказ мне и Tenente Valenza noследовать за ним для атаки этих четырех самолетов, а остальным – начать обстрел остальных Тандерболтов.»



Увидя появившиеся из облаков Bf-109, P-47 быстро совершили странный маневр – упали в «штопор». Этот поразительный маневр позволил итальянцам, как мы увидим ниже, заявить о двух одержанных победах. Французам удалось занять оборонительную позицию, и капитан Thierry, лейтенант Ducru, sergent-chef Tanguy и sergent Hallu выпустили несколько очередей по Мессершмиттам. Самолет sergent-chef Lesieur был поврежден выстрелами Tenente Drago, о чем последний сообщил в своем рапорте:
«Мне удалось зайти в хвост одного из вражеских истребителей-бомбардировщиков, и с расстояния в 50 метров я открыл огонь по самолету. После этого вражеская машина начала терять топливо из пробитого фюзеляжного бака и левого крыла. В ту же минуту меня атаковал другой вражеский истребитель, и, чтобы уйти из под обстрела, мне пришлось отпустить мою жертву и уйти в крутое пике в сторону моря.»
Победа, одержанная Tenente Drago, а также и вторая, sergente maggiore Cavagliano, подтверждались не взрывами самолетов, а лишь резким падением в штопор вражеских машин, из Pratt-&-Whitney которых развивались клубы черного дыма.
На самом же деле, кроме незначительных повреждений машины sergent-chef Lesieur, ни один самолет из Lafayette потерян небыл. Когда итальянцы исчезли из поля зрения, P-47 собрались в группу и взяли курс на Corse (Корсика), где благополучно приземлились в 18.55. Bf-109 из II Gruppo приземлились в Cascina Vega в 18.30. Итальянские пилоты были настроены как следует отметить первые одержанные на новых, только что освоенных самолетах «победы». Но ужасный случай, произошедший с Soto tenente Gamberini охладил их пыл, произведя эффект холодного душа и вернув счастливых летчиков к реалиям военного времени. Со стороны французов этот бой также произвел гнетущее впечатление, заставив их признать недостаточность боевой подготовки и интенсифицировать практическое обучение в пилотировании и стрельбе.






Вторая встреча произошла через пятнадцать дней после первой, но оказалась гораздо более насыщенной и с гораздо более серьезными последствиями.
11 июля 1944 года B-26 Marauder из состава 31-й эскадрильи получили задания на бомбардировку складов горюче-смазочных материалов в Plaisance. В 8.30 утра 21 бомбардировщик поднимается в воздух с аэродрома Villacidro (Сардиния). В составе группы 6 самолетов из GB I/19 Gascogne, а остальные 15 – из GB II/20 Bretagne. Четыре машины вскоре заявили о неполадках и пошли на посадку, а остальные 17 в 10.15 утра встретились со своим эскортом – 12-ю машинами Spitfire Mk.IX из 238 RAF Squadron, взлетевшими с 09.55 со своей новой базы в Ste-Catherine. Метеорологические условия были весьма плохие, облачность составляла 6-10 баллов и лежала слоями сверху и снизу бомбардировщиков. Идеальные условия для внезапной атаки вражеских истребителей.
И, конечно, же, противник к такой атаке готовился. В 9.30 утра Мессершмитты из II Gruppo Gaccia поднимаются в воздух с аэродрома близ Вероны, где они располагались, начиная со 2 июля. Примерно в это же время в воздухе находятся также 6 Мессершмиттов из I./JG77 (Несмотря на то, что один из двух самолетов пилотировал летчик из 4 Staffel (то есть из II./JG4), две потери были записаны на счет I.JG77. Единственным объяснением этому служит то факт, что пилоты из второй группы были временно «одолжены» первой, что происходило в войну довольно часто), вылетевших с аэродрома Ghedi (Брешиа). Во главе итальянского соединения находился Maggiore Miani, а одной из групп руководил Capitano Mario Bellagambi, командир 2 Squadriglia, опытный пилот, имевший к этому моменту значительный налет на Мессершмиттах в качестве командира 150 Gruppo Caccia в июне 1943 года на острове Сицилия.



В это время Marauder приближались к своей цели, растянувшись в длинную колонну, замыкающими в которой были самолеты «34», «37» и «41» из Bretagne. Бомбардировка началась в 11.05, и в тот же момент пилоты Спитфайров заметили «идущие парами два соединения вражеских самолетов, идентифицируемых как Bf-109. Они шли курсом на юго-восток на высоте 7000 метров с удалением в 15-20 км».
Это действительно были немецкие и итальянские Bf-109, осуществлявшие заход в хвост растянувшейся колонны бомбардировщиков. Flight Lieutenant Small, командующий истребителями сопровождения, отдает приказ синей группе (верхнее прикрытие) сбросить подвесные топливные баки и атаковать первую группу. Два Bf 109 из JG77 отделяются и начинают быстро набирать высоту, преследуемые Синей «2» (Flight lieutenant Van Rensburg, самолет KC-K, MK557) вплоть до высоты 7500 метров. Англичанин выпустил несколько коротких очередей и заметил, как от самолета противника в районе корня крыла оторвался какой-то обломок. Bf-109G-6 Wk.Nr. 163189 пилота unteroffizier Richard Kruz из состава 4./JG77 продолжал полет по прямой, после чего опустил нос и скрылся в облаках. Раненному пилоту удалось совершить вынужденную посадку в районе Isola Dovarese (Кремона).
Второй Мессершмитт пилота Feldwebel Albert Ullrich из 5./JG77 был атакован Синей «1» (Flying Officer Simmonds, самолет KC-T, MH529), выпустившей по нему две коротких очереди. Немецкий пилот выполнил правый разворот с резким снижением и также исчез в облаках. Возможно он был сбит, поскольку пилот Красной «1» (Flying Officer Johnson) вскоре после этого видел «хаотически падающий вниз горящий самолет и раскрывшийся немного выше парашют летчика». Немец целым и невредимым приземлился на территории Mantoue. Дополнительным свидетельством служит и тот факт, что I./JG77 заявила о потере двух истребителей Bf-109 именно в день этого сражения. Другие Спитфайры из синей группы атаковали остатки формации I./JG77, которые, поддерживаемые итальянцами, прорывались на восток, в направлении бомбардировщиков, намереваясь нанести им сокрушительный удар с пикирования. Спитфайры из красной группы также начали выполнять свою часть задания, после чего Мессершмитты развернулись и скрылись из поля зрения.
В это время летящие по прямой B-26 открыли бомболюки и начали прицеливание для сброса бомб. В ту же секунду пара Bf-109 вывалилась из облаков и начала атаку. Colonel Hentges, пилот «34», вспоминает:
«Мы услышали Castejon, нашего стрелка, который говорил по интерфону: вражеские самолеты в пике на 5-ти часах. Через несколько секунд мы услышали стрекотание наших шести пулеметов».



Два Bf-109, которые проскользнули в центр группы эскорта, были самолетами Capitano Bellagambi и Sergente Leo Talin. Они атакуют арьергард группы Bretagne, открывая прицельный огонь по «37» и «34». «Я вступаю в бой со вторым соединением бомбардировщиков»- сообщает Bellagambi в своем составленном позже рапорте – "атакуя справа сзади крайнюю тройку самолетов».
Sergente Talin попал в цель, что подтвердил потом colonel Hentges: «В этот момент Castejon, уже более нервным голосом сообщил, что мы получили несколько попаданий в различные элементы конструкции самолета, что все стрелки живы и здоровы, но что руль высоты сильно поврежден. Бросив взгляд на идущий рядом «37» я заметил, что его тоже атакуют».
В действительности очереди Capitano Bellagambi были более разрушающими. Правый двигатель Marauder был поврежден, а второй пилот, adjudant Despinoy, был убит. Беспомощно подвисшее на ремнях, его тело заблокировало проход для штурмана-бомбардира, sous-lieutenant Atger, который оказался пленником в носовой кабине самолета. Пилот, leutenant Cornet, отдал экипажу приказ покинуть гибнущий самолет. Выпрыгнули сержанты Moal и Bonnet (стрелки), adjudant Cornec (радист) и caporal-chef Jolivet (фотограф). Colonel Hentges видит разыгрывающуюся у него на глазах драму:
«Из правого двигателя вырывались клубы черного дыма, переходящие в языки пламени. Cornet очень медленно отставал от соединения, затем отдал приказ покинуть самолет. После этого кормовой стрелок сообщил нм, что четыре человека выпрыгнули и четыре парашюта нормально раскрылись.»
Сцену эту видели и другие, в частности sergent-chef Le Bourblanc, хвостовой стрелок «31»:
«Я увидел «37», который быстро терял высоту, срываясь в крутое пике. Мне показалось, что некоторые его части начали отлетать в воздухе – возможно, отваливалась часть крыла», а также sergent Parvais, бортовой стрелок того же самолета: «я увидел «37», падающий в неуправляемый штопор, а затем врезающийся в землю. Перед катастрофой я видел открывшиеся парашюты.»
Ошеломленный маневрами двух Мессершмиттов, эскорт запоздал отреагировать. Красный 1, красный 3 (Pilot Officer Forrest, KC-U, LZ888), а также зеленый 3 (Warrrant Officer Taylor, KC-H, MH301) безрезультатно выпускают несколько очередей. В это время тринадцать из шестнадцати Marauder сбрасывают свои бомбы и, закладывая большой вираж, берут курс на свою базу, сопровождаемые перестроившимися истребителями сопровождения. «34» при этом сбрасывет скорость и медленно отстает от группы. Спитфайры оставили его одного, но держали при этом на контроле на случай опасности. Руль высоты удалось исправить, и самолет пусть и с опозданием, но достиг Villacidro.
Итальянские и немецкие Мессершмитты покинули место схватки под прикрытием облаков. Четыре Густава из I./JG77 приземляются в Ghedi, а девять машин из II Gruppo Gaccia совершают посадку в Villafranca в 11.20.
В целом в этой схватке небыло ничего необычного. Вечером экипажи займут места вокруг стола и предадутся воспоминаниям, обсуждая подробности дневной схватки и отдавая дань памяти погибшим коллегам. Такие «посиделки» пройдут в этот день во многих странах, на тысячах аэродромов нацистов и союзников. Обычный день большой войны – ни больше ни меньше.


Fernando d'Amico
Gabriele Valentini
перевод Никиты Донцова
Tags: авиация, италия, франция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments