Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Танцы "Вуду" в ароматной стране. Часть Третья

1966

После остановки операции "Rolling Thunder" в начале 1966 года, активность RF-101 над Северным Вьетнамом в течение пяти месяцев оставалась достаточно высокой и основной целью было выяснение количественного состава сил мятежников, процесс восстановления ими поврежденных атаками американцев объектов, поставки вооружения и продовольствия в Лаос и Южный Вьетнам. Заданий было очень много, и при всем при этом северовьетнамцы не маскировались от американских разведчиков! 26 января 1966 RF-101 56-0084 из 20-го TRS пополнил список потерь разведывательных самолетов, будучи сбитым над казармами Ксуан Шон (Xuan Son) - пилот Уилмер Грабб (Wilmer Grubb) погиб в северовьетнамском плену.


Хороший вид на RF-101B

18 февраля на базе Тань Шон Ньят ВВС США создают 460-е Тактическое Разведывательное Крыло (460 TRW), в которое включаются два сквадрона RF-4C "Фантом II" (12-й и 16-й TRS). Сделано это было с целью расширения возможностей разведывательной авиации, которое было признано необходимым в свете значительного расширения количества выполняемых заданий. 20-й TRS "Green Pythons" ("Зеленые Питоны") прибыл в Удорн из Тань Шон Ньята в марте 1966 года, имея на вооружении 16 самолетов RF-101. Он полностью заменил отозванный 45-й TRS.
7 марта пропали два очередных "Вуду", и оба пали жертвой зенитных ракет (SAM). Северо-восточнее города Винь исчез 56-0043 из 20-го TRS (пилот Гордон Пейдж (Gordon Page) пропал без вести) и там же был потерян 56-0220 из 18-го TRS (пилот Герди Райт (Gerdy Wridht) погиб). 21 марта 45-й TRS объявил о пропаже без вести 56-0066 во время разведывательного полета над Северным Вьетнамом - вероятнее всего самолет был сбит огнем с земли. Позже пришла информация, что пилот, Арт Бьюрер (Art Burer) содержится в северовьетнамской тюрьме.
2 апреля 1966 года 45-й TRS от сильного зенитного огня теряет 56-0172, и так же во время разведывательного полета над Северным Вьетнамом - пилот Дэниэль Даути (Daniel Doughty) попадает в плен и становится узником "Ханойского Хилтона" (построенная французами тюрьма в Ханое). Все самолеты были потеряны в рамках подготовки и сбора информации для организации налетов В-52 на Северный Вьетнам, особенно на район ущелья Му-Гиа, являющийся своеобразными "воротами" в Лаос. В этом же месяце на север Вьетнама начали поступать первые МиГ-21 - так, 13 апреля на обратном пути после разведывательной миссии над позициями северян, RF-101 56-0086 из 20-го TRS был поврежден МиГом и разбился при посадке в Удорне, пилоту, к счастью, удалось вовремя катапультироваться без видимых повреждений. Однако надо уметь извлекать положительные моменты даже из плохого - так, разбившийся самолет отдал свой киль "Вуду" 086, чей хвост, в свою очередь, отстрелила северо-вьетнамская зенитная ракета, и бесхвостый самолет стоял в ожидании ремонта. В тот же день база Тань Шон Ньят подверглась нападению вьетконговцев. После минометного обстрела, начавшегося в час тридцать и продолжавшегося пятнадцать минут, было повреждено и уничтожено в общей сложности 29 самолетов, подорван склад топлива, ранены и убиты 184 американца...
Количество "Вуду" сократилось в очередной раз 22 апреля, когда зенитная артиллерия поразила RF-101 56-0090 из 20-го TRS. Самолет выполнял разведывательный полет для сбора информации перед рейсом на железнодорожный узел Бакзянг (Bac Giang) в 40 километрах северо-западнее Ханоя, когда получил прямое попадание, а катапультировавшийся пилот Альфонс Бранстром (Alphons Brunstrom) оказался в северовьетнамском плену. 29 апреля ВВС США подтверждают потерю во время разведывательного полета перед завтрашней бомбардировочной миссией RF-101 56-0218 из 20-го TRS. Произошло это в 150 километрах северо-восточнее Ханоя. В сквадроне объявили пилота Эла Раньяна (Al Runyan) пропавшим без вести, однако по каналам разведки удалось установить, что он попал в плен.


Результат столкновения двух RF-101 при выполнении боевого задания 30 апреля 1969 года. Оба самолета после ремонта вернулись к своей работе

Начиная с воскресенья 26 июня 1966 года RF-101 начинают сбор информации о результатах налетов на склады ГСМ, поскольку правительство США разрешило такие удары начиная с этого дня. В этот же день зенитки сбили еще один "Вуду" - произошло это в районе Ксуан Шон (Xuan Son), однако такой потери нет в подтверждающем списке ВВС США. А вот 28 июня капитан Патрик Ривз (Patrick Reaves) "поймал" пулеметную очередь над мостом Вьет Три (Viet Tri), был вынужден отключить один из двигателей, и поджав хвост, сбежать на свой аэродром на одном моторе.
в среду 29 июня начинаются массированные рейды американцев на на Северный Вьетнам: F-105 сбрасывают бомбы на склады ГСМ в 6 километрах от Ханоя. После этой бомбардировки "Вуду" Чальза Смита (Cdt Charles Smith) фиксирует столбы дыма, различимые за 200-250 километров до цели.
В общей сложности от северовьетнамского огня с земли за июнь было потеряно семь RF-101 (все семь пилотов объявлены пропавшими без вести), один RF-4C и один RB-66 - и это без учета тех, кто вернулся на свой аэродром, как говорится "на соплях". Конечно, от таких данных пилотам "Вуду" стало, мягко говоря, не по себе... Тихоокеанские ВВС, в свете всего этого, предложили внедрить новинку - летать патрулями, которые будут не просто дублировать полученную информацию, но и прояснять причины потерь и места нахождения сбитых летчиков.


Еще два вида на столкнувшиеся 30 апреля 1969 года самолеты

В среду 6 июля 20-й TRS во время полетов над Северным Вьетнамом теряет RF-101 56-0051 - впоследствии американцы выяснят, что пилот Джеймс Янг (James Young) был взят в плен и помещен в тюрьму. Вечером того же дня вьетнамцы провели в Ханое своеобразную демонстрацию - более пятидесяти пленных американских пилотов было проведено по улицам города под крики беснующейся толпы. К этому дню американцы выполнили уже 106 бомбардировочных рейдов, считая с момента начала наступательных операций...
Во вторник 26 июля ошибка летчика на взлете привела к значительным повреждениям RF-101 56-0201 из 20-го TRS. Пилот, к счастью, не пострадал, а вот самолет был отправлен на металлолом. 31 июля 56-0226 из 15-го TRS был сбит зениткой в небе над Северным Вьетнамом, что позволило пилоту Дейву Бурроусу (Dave Burroughs) ознакомится с прелестями "Ханойского Хилтона". В июле в Удорн для усиления группировки "Вуду" прибывают одиннадцать RF-4C.
В воскресенье 7 августа RF-101 60-0064 выходит из-под контроля пилота на взлете с аэродрома Удорн - пилоту Полу Кертиссу (Paul Curtiss) благополучно удается спастись, а разбившийся самолет подтверждает истину о том, что "Вуду" далеко не самый легкий в общении аппарат. В пятницу 12 августа RF-101 (56-0056) вместе со своим пилотом Блером Чарльтоном Раем (Blair Charlton Wrye) "испаряется" над Северным Вьетнамом в 170 километрах от Удорна - разведчик должен был сфотографировать передвижения войск противника в районе Нам Ха (Nam Ha). Еще один "Вуду" пополнил "черный список" в понедельник, 29 августа, будучи поражен огнем ручного оружия жителей деревушки Тань Чунг (Trung Tanh) Пилот Альберт Раньен (Cdt Albert Runyan) попал в руки северовьетнамцев, однако ВВС США не признали эту потерю. К этому дню американцы нанесли уже 109 ударов по Северному Вьетнаму, при чем основными целями были склады ГСМ в Хайфоне, а также различные казармы и радарные станции. С этих вылетов не вернулись еще три самолета, доведя, таким образом, общий список потерь ВВС США до 395 машин с 1964 года. Теперь все части разведывательного комплекса (самолеты, аппаратура и проч.) располагались в Тайланде и находились под командованием 432-го TRW, созданного 18 сентября в Сайгоне. С августа 15-й и 45-й TRS выполняли все разведывательные полеты исключительно группами RF-101, поскольку, если собьют один самолет, остальные выполнят задание и доложат, где именно они потеряли напарника.
4 октября, в четверг, во время очередных разведполетов над северянами, "Вуду" доставили с аэродрома Фук Йен (Phuc Yen) великолепные фотографии расположенных там мигов. За день до этого ВВС США потеряли RF-101 56-0175 из 45-го TRS, который был сбит "чем-то" (так в оригинале документа), пилот Джон Роджерс (John Rogers) смог удачно катапультироваться и был доставлен на свой аэродром группой спасателей, которых навели наблюдавшие за все этим "Сэнди". Четвертого же числа не вернулся на базу еще один самолет - RF-101 56-0093 из 45-го TRS был сбит при полете над регионом Ха Шин Бин (Ha Son Binh). Интересно, что наблюдатель с этого самолета не смог впоследствии сказать, куда пропал пилот. Также не вернулся из разведывательного полета RF-101 093, сгоревший в небе где-то над Северным Вьетнамом. В Удорне в этот момент все RF-4C были приданы 11-му TRS, имевшему, к этому моменту, десяток "Фантомов II".


RF-101 на аэродроме после выполнения разведывательного полета

5 декабря, после благополучного завершения рейда на сортировочную станцию Йен Вьен (Yen Vien - Ханой), а также склады и ангары Ха Гиа (Ha Gia), во время фотографирования результатов налета был сбит RF-101 56-0165 из 20-го TRS. Пилот - капитан Артур Уоррен (Cne Arthur L.Warren) пропал без вести, последнее, что видел его
напарник, был раскрывшийся купол парашюта. Наблюдатель же был вывезен группой спасателей благодаря другому "Вуду", который поддерживал с ним связь и обеспечил прикрытие спасательного вертолета, прибывшего через 20 минут.
В целом 1966 стал черным годом для RF-101, поскольку количество потерь заставило 15-й TRS к декабрю полностью свернуть всю свою активность...
Tags: mcdonnell, авиация, вьетнам, сша
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments