Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Ла-168. Написано 11 ноября 2004 года.

Историческая справка

Создав в конце войны ряд великолепных поршневых истребителей, С.А. Лавочкин не остановился на достигнутом, включившись в конкурс на постройку реактивных машин. Самолет «168» был одной из экспериментальных машин современной на тот момент схемы. Фактически это был Ла-174 (называвшийся в серии Ла-15) с несколько измененным для установки другого двигателя (НИН-1) фюзеляжем. Сто шестьдесят восьмой первым из советских самолетов достиг скорости, равной 0.982М (1084 км/ч), однако он так и не был принят в серию, поскольку его прямой конкурент МиГ-15 появился на 4 месяца раньше.
Продолжением «168» стал самолет «176», получивший крыло большей стреловидности (45 гр. против 37 гр. 20’). Именно «176» впервые в СССР достиг звуковой барьер в полете на форсаже со снижением (26 декабря 1948 года).
Несмотря на впечатляющие ТТХ ни «168», ни «176» в серию так и не пошли.



Модель

Любая модель начинается с коробки. Но не в случае с Prop&Jet! Здесь мы имеем дело с обычным пакетиком, внутри которого находится лист пластика с отформованными на нем деталями. Что поделать – это ведь старая добрая «вакуха», о которой подрастающее поколение моделистов имеет наверное уже очень приблизительные знания. Однако больше «168» не делает никто, а посему выбора нет…
Декаль в наборе имеется, хотя совершенно очевидно, что она здесь не нужна. Самолет-то был опытный, в серии не строился, а испытания проходили без каких бы то ни было опознавательных знаков. Хотя… Взять к примеру Luft 46 – самолетов – то реально небыло, а какое разнообразие обозначений, техничек и тому подобных декалей. Так что в конце концов можно и пофантазировать. В общес декали – зачет.
Большой плюс состоит в том, что стойки шасси и оборудование кабины сделаны из белого металла. Вот это действительно здорово!
Инструкция как таковая присутствует, но это скорее даже не инструкция, а простая схема сборки. Правда историческая справочка неплоха, достаточно подробно описана история возникновения «168»-го. Порядок сборки, правда, тот еще… Ну да ладно – модель ведь вакуумная, явно не для начинающих.
Детали отпечатаны на пластике достаточно четко, вот только все они покрыты «пупырышками» - неизбежный побочный эффект технологии. Лекарство от этого – шкурка, и ничего другое. Мелочевка на листе конечно присутствует, вот только я ее никогда не использую – все маленькие детали проще изготовить самостоятельно. Ни последнее – не вполне понимаю, почему комплектуя модель, производитель не вкладывает в набор экипажевские колеса? Было бы гораздо проще…



Сборка

Сколько не говорил себе – никаких больше вакушек, все равно приобретаю их… Что ж поделать, если модель собрать хочется, а присутствует она на рынке лишь в таком виде…
Процесс сборки, честно сказать, не особо сложный, но очень трудоемкий. Для начала необходимо «выгрызть» детали из листа пластика. Я для этого использую обыкновенный скрабер и резак. Будьте осторожны – пластик мягкий и нетолстый – легко можно повредить сами детали, что крайне не желательно.
Вырезав по контуру основные детали, откладываем мелочевку и приступаем к ошкуриванию. Раньше для этого применяли оклеенные шкуркой досочки, я же использую просто лист 240-й шкурки, лежащий на столе. Ошкуривается все без проблем. Единственный нюанс – не забудьте вывести задние кромки крыльев и стабилизаторов – они излишне толстые и нуждаются в значительной «усушке».
Обработанные на шкурке детали стыкуются приемлемо, бывало и похуже. Без шпаклевки конечно не обойтись, особенно в месте сопряжения фюзеляжа с крылом. Также шпаклевка необходима по шву половинок фюзеляжа снизу. Перед стыковкой половин корпуса не забудьте о «внутренностях». Сделаны они в целом приемлемо, но не без недостатков. Так, к примеру, нет никакой необходимости устанавливать педали и штурвал – их все равно невидно через фонарь кабины. Ниша передней стойки шасси встает на свое место без проблем, но для нее надо расширить прорезь, в которую должно убираться шасси, а ниши основных стоек устанавливаются, образуя 4-х миллиметровую щель между ними и фюзеляжем – туда надо вклеить кусочек литника или пластиковую перегородку. И не забудьте про 3-4 крупные дробинки в носу самолетика – без них он завалиться на хвост.



Много проблем подготовил передний воздухозаборник – он не встает на свое место. Здесь приходится подтачивать, подпиливать, а затем еще и изготавливать заглушку за ним, иначе фюзеляж будет просматриваться насквозь.
Отдельно необходимо сделать сопло двигателя – для этого намотайте на карандаш обычную бумагу, пропитайте крайний слой суперклеем и быстро снимите ее с носителя. После этого на торец наклейте сигаретную фольгу, обрежьте ее по контуру и всю конструкцию вставьте в сопло – если этого не сделать, то в отверстие будет видна «ванна» пилотской кабины.
Для установки стабилизаторов необходимо предварительно распилить их на две половинки (непонятно, почему производительнее сделал этого сразу), придать их торцам изогнутую форму киля, а затем на суперклее зафиксировать на своих местах.
После всех этих процедур к фюзеляжу снизу устанавливается топливный бак, и планер принимает законченный вид. Теперь наступает черед шпаклевки – на все про все у меня ушло 3 дня работы шкуркой. В конечном итоге был получен готовый к грунтовке и покраске планер.
Все створки шасси были заново изготовлены из виолопласта, ребра на крылья – из него же. Осторожно! Для изготовления ребер необходимы чертежи этого самолета, поскольку профиль крыла достаточно сложный, а щели между ребрами и плоскостью шарма модели не добавят.
Очень хорошо изготовлен фонарь кабины – при правильной обработке он практически без проблем занимает свое законное место.



Покраска модели проходит без каких бы то ни было проблем, благо модель целиком серебряная. Для покраски я использовал полуматовый алюминий от Акана – у него великолепная укрывистость. Напоминаю, что серебряная краска проявляет все неровности и недоделки, а потому советую побольше внимания уделить работе с комплектом шкурок (весь третий день обработки у меня ушел на полирование модели шкуркой №2000).
На загрунтованную и окрашенную модель я установил шасси и створки, после чего смонтировал колеса (переднее отлито из белого металла в комплекте со стойкой, задние я временно установил пластиковые, со временем сменю на экипажевские). Немного поразмыслив и посмотрев модель с разных ракурсов, я решил-таки нанести на ее войсковые обозначения. Вот таким образом и появился у меня на полке Ла-168 борт «желтая 12». Кстати, звезды были взяты из декали, прилагавшейся к набору. «Бегемот» не подвел – все перевелось быстро и качественно, подложка нетолстая и абсолютно несеребрящаяся. Правда, я на сколько можно обрезал декаль по контуру – привычка, знаете ли.



В целом модель неплохая – богатой деталировки в таком масштабе и не бывает, а форму она передает вполне точно. Минус – вакушка это все-таки вакушка, хлопотная и долгая в работе. Плюс – таких моделей мало, кроме P&J их никто не делает, а «168» все-таки заслужил свое место на полочке. В общем – модель на любителя. Я бы даже сказал «на ценителя» - кому что нравиться. Я – за!


Tags: prop&jet, лавочкин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments