Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Танцы "Вуду" в ароматной стране. Часть Четвертая, заключительная

1967

В время 1967 года RF-101 продолжали полеты на фотографирование Северного Вьетнама, на этот раз с целью предупреждения о растущей мощи Северного Вьетнама и потенциальных опасностей. так, к примеру, 19 января вылет совершил командир 20-го TRS Стирлинг (Lt.Col Stirling), сфотографировавший аэродром Кэп. Порядка двадцати ракет было запущено по нему и по сопровождавшему F-4, однако сбит был только "Фантом". Первая в этом году потеря "Вуду" приходится на среду 8 февраля, когда автоматическим оружием был сбит RF-101 56-0203 из 45-го TRS. Однако пилот, Дэннис Хейни (Dennis Haney), дотянул до моря, смог благополучно катапультироваться и был подобран американским эсминцем.



В пятницу 10 марта два RF-101 фотографировали нанесенные накануне самолетами F-105 и F-4 разрушения в районе Тай Нгуен (Thai N'Guyen), когда огнем с земли был поврежден самолет Брикеля (Brickel), который вошел в штопор после того, как от него отлетели несколько обломков и один элерон. Не смотря на это пилот смог восстановить контроль над машиной, провел необходимую фотосессию, а затем, к большому удивлению самолетов эскорта, ушел домой в струях дыма и языках пламени. Брикель благополучно вернулся в Удорн на одном двигателе, на полуразбитом самолете, но с необходимыми фотографиями.
В воскресенье 12 марта из-за ошибки пилота на кабрировании, 56-0063 из 20-го TRS рухнул на территории Тайланда - к счастью, удалось спасти летчика Дональда Миллера, которого подобрали вертолеты. В среду 29 марта последовал американский рейд на электростанцию Тай Нгуен, после чего "Вуду" отсняли получившийся результат.
Автоматическое оружие северовьетнамцев послужило причиной потери еще одного "Вуду" - в субботу 20 мая 560120 из 20-го TRS бесследно исчез в районе Ханоя. Самолет сопровождал крупный рейд, начавшийся в 10.00 и состоящий из двух волн самолетов, атаковавших казармы в Кэп, неподалеку от Ханоя, с утра и после обеда. Во время утренних атак ВВС США подтвердили потерю от огня с земли в общей сложности 4 самолетов, интересно, что огонь этот был очень интенсивен (некоторые американские пилоты, бывавшие в 1945 году в небе над Германией, были поражен такой интенсивностью, ведь немецкий зенитный огонь казался всегда просто убийственным), а минимум два американских пилота в то утро были пленены. В среду 21 июня, по окончании американского налета на сталелитейный комплекс Северного Вьетнама в Тай Нгуене и сортировочную станцию Фу Ксуен (Phu Xuyen), при фотографировании результатов ракетой был сбит 56-0085 из 20-го TRS. Большая удача, что спасательный вертолет смог забрать пилота Роберта Паттерсона (Robert Patterson). В пятницу, 7 июля, ВВС США теряют из-за поломки гидросистемы RF-101 56-0096, и слава богу, что происходит это над Южным Вьетнамом, и пилот Джим Кетчам (Jim Ketchum) из 45-го TRS благополучно катапультируется и с помощью вертолета возвращается в Тань Шон Ньят. Количество используемых "Вуду" продолжает сокращаться, и командование Тихоокеанских ВВС оказывается серьезно взволновано этим фактом. В качестве первого средства, которое, по мнению командования, должно уменьшить потери, назывался подвес пары ALQ-51 или даже 87, а то и вообще четырех ALQ-71 (все это блоки РЭБ) попарно под крыльями. Все это должно было, согласно представлению командования, блокировать и подавлять вражеские радары и станции наведения, уменьшая, таким образом, вероятность сбития самолета ракетой. Однако они не подумали, что такие контейнеры РЭБ снижаю максимальную скорость "Вуду", который, в этом случае, становится легкой добычей вражеских истребителей.


RF-101 на взлете

1 августа очередной ракетой был сбит еще один "Вуду" - 56-0207 из 20-го TRS, управляемый летчиком Чарльзом Винстоном (Charles Winston), упал над Северным Вьетнамом во время разведки моста Поль Думер (это один из вариантов его названия. Вообще мост известен как Лонгбьен, а Думером его называли по имени инженера из компании Эйфель, который его проектировал - Paul Doumer - Long Bien), 8 числа, в среду, RF-101 56-049 пополнил склад металлолома, когда произошла авария сразу после взлета с Тань Шон Ньята. Пилот успел катапультироваться и был доставлен на аэродром спасательным вертолетом. На следующий день новая авария - с вертолетом Хьюи (Huey) в небе над базой столкнулся 56-0225, и, хотя пилот был по фамилии Бонд (Bond), Джеймсом он явно не был (звали его Джек Бонд - Jack Bond), но это не помешало ему благополучно катапультироваться и впоследствии быть спасенным вертолетом HH-43. В субботу 16 сентября МиГ-21 ракетой Атолл (она же К-13) отправил к земле RF-101 5601809 Роберта Багли (Robert Bagley) из 30-го TRS. Багли не погиб - его затем обнаружили в северовьетнамском плену. На следующий день под ударами МиГ-21 пала еще одна машина - "Вуду" 56-0181 из 20-го TRS, пилотируемая Робертом Паттерсоном (Robert Patterson) была сбита, но пилот смог катапультироваться и спрятаться до прибытия спасательного вертолета, который и вывез его с территории Северного Вьетнама.
Таким образом всем "Вуду", и так уже потерявшим достаточно крови в боях последних месяцев (порядка тридцати безвозвратных боевых потерь!), было запрещено пересекать границу Северного Вьетнама, а направлять туда стали исключительно RF-4. Не помогло. В среду 18 октября вновь пополнился кровавый список потерь - 56-0212 из 20-го TRS, огнем с земли был сбит лаосскими мятежниками, однако пилот, Ник Пишванов (Nick Pishvanov) не пострадал и вертолетом был возвращен на базу. К 31 октября 20-й TRS был вынужден по причине больших потерь свернуть всякую работу, и вскоре он был заменен парком самолетов RF-4C. Надо отметить, что за время пребывания во Вьетнаме, сквадрон выполнил 7100 самолето-вылетов (считая с 1 апреля 1966 года). Таким образом, все оставшиеся RF-101 оказались собранными на аэродроме Тань Шон Ньят, и работали они исключительно по Лаосу и Южному Вьетнаму. Что касается 15-го сквадрона, то, вследствие перевооружения, эта составная часть 18-го тактического истребительного крыла (TFW) в 1967 году все свои "Вуду" заменила на "Фантомы II".


RF-101C

1968

Разведывательные полеты над Южным Вьетнамом также несли в себе угрозу зенитного огня, но, в отличие от Севера, тут не было зенитных ракет. У наземных частей были позаимствованы инфракрасные приборы ночного видения, и с их помощью воздушные разведчики могли фиксировать ночные перемещения противника. Много работы доставляли и рейды В-52, целями которых становились укрепленные лагеря, замаскированные заводы по производству стрелкового оружия, и т.п. RF-101 постоянно привлекались к фотографированию результатов работы бомбардировщиков, хотя их работа в некотором роде "дублировалась", поскольку ВВС США создали к тому моменту дополнительную полноценную разведывательную часть, имевшую в штате в том числе и фотостудию для обработки любых типов пленок, расположенную в Тань Шон Ньяте - это было 460-е Тактическое Разведывательное Крыло (460-е TRW), состоящее из трех сквадронов и имевшее на вооружение среди прочего и RC-47 с радиопеленгационным оборудованием.
Самолеты этого 460-го TRW, среди которых были RF-101, сыграли главную роль в операциях над Кхешанем (Khe San), которые вел Корпус Морской Пехоты США (USMC). Самолеты отсняли все вражеские позиции на удалении до 20 километров от укрепленного лагеря. Враг воспользовался такой сосредоточенностью на наступательных действиях и беспечностью в части действий оборонительных, и начал массированное наступление на Южный Вьетнам вплоть до Сайгона, благодаря чему им удалось дезориентировать Союзные войска накануне праздника Тет (вьетнамский Новый Год и главный праздник в году). 460-е TRW оказалось, таким образом, перегружено армейскими запросами на атаки позиций врага и не имело возможности с той же тщательностью, что и в прошлые годы, фотографировать вражеские позиции и передвижения. Вечером среды 17 января вьетконговцы атаковали военно-воздушную базу Тань Шон Ньят - начался сильный обстрел, который превратил в гору металлолома RF-101 56-0182 из 45-го TRS; регулярные Северо-Вьетнамские войска фактически окружили Сайгон несмотря на сильный встречный огонь. Тан Шон Ньят атаковали еще несколько раз - 30 января и 18 февраля, в результате чего 460-е Крыло практически потеряло боеспособность - было полностью уничтожено 8 самолетов, а многие машины, в том числе 8 RF-101, имели разной степени повреждения.
Американские дешифровки фотоизображений были необходимы разрозненным войскам Южного Вьетнама, которым необходимо было сконцентрироваться перед проведением операции "Ниагара" ("Niagara") и понять количество северовьетнамских войск на территории юга и вокруг Кхешани. К 14 марта, когда операция в Кхешани была закончена и были подведены итоги, оказалось, что разведывательная авиация за три месяца провела 1 400 боевых вылетов, и использовала для съемки 305 000 километров пленки!
Имея представление о зоне действия USS Pueblo ("Пуэбло" - исследовательский корабль для изучения окружающей среды, а по факту - корабль радиотехнической разведки), Тихоокеанские ВВС перевели 28-го января 18-е TFW и 15-й TRS в Осан, в Южную Корею. Таким образом, командование над ними приняли 5-е ВВС (5 AF).
9 марта 1968 года Арт Бекстрем (Art Beckstrom) на своем RF-101 56-0163 из 45-го TRS, напоролся на пулеметную очередь автоматического стрелкового оружия, однако сумел дотянуть до аэродрома Да Нанг, где и разбил самолет при аварийной посадке.
Когда президент США Джонсон издал указ о прекращении с 8.00 1 апреля бомбардировок Северного Вьетнама, разведполеты прекращены ни в коем случае не были. Благодаря им правительство США узнало, что северовьетнамцы пользуются перемирием для установки новых зенитных расчетов и ракет "земля-воздух", а также для укрепления своих позиций на юге Вьетнама. Также они с удивительной скоростью восстанавливали свои гидроэлектростанции и военно-промышленные предприятия, что не могло не создать довольно пессимистичные оценки у американцев. Повторимся - все это было выяснено разведывательной авиацией не смотря на то, что полеты над Северным Вьетнамом практически полностью прекратились.


Полковник Билл Шик (Col Bill Schick), один из пилотов "Вуду"

11 мая, во время атаки вьетконговцев, на земле были повреждены два RF-101, находившиеся на базе для передачи в проявку отснятых материалов.
В июле регулярные части Северного Вьетнама начали новое наступление на Сайгон, и на плечи RF-101 свалились задачи по выяснению расположения подразделений врага. Забавно, но именно в эти дни ханойское правительство освободило трех американских пилотов - 18 июля на свободу вышли Фред Нил, Фредерик Лоу и Джо Карпентер (Fred Neale, Frederic Low, Joe Carpenter).
На юге в это время все самолеты были в полной доступности и потерь не было, поскольку запрет на полеты распространялся только на Северный Вьетнам. Это позволило точно выявить все места расположения противника и вернуть ранее утерянные позиции. Во время мирных переговоров в Париже американцы хотели сохранить разрешение на разведывательные полеты над Северным Вьетнамом, однако северяне четко дали понять, что такие полеты для них равносильны началу военных действий. В конце концов их удалось переубедить и такие полеты разрешили, но внесли оговорку о том, что любое передвижение военных частей немедленно рассматривается властями Северного Вьетнама как начало военных действий. Американцы приняли такую поправку, и разведывательные полеты над северовьетнамскими территориями возобновились, правда, риск получения попадания зенитной артиллерией был по-прежнему очень высок. ВВС США начали сопровождать разведчики вооруженными самолетами, а вскоре на маршрут Ханой-Хайфон они вывели SR-71 и начали использовать дроны. "Вуду" по прежнему не использовались севернее 16-й параллели, но это их по-прежнему не спасало. Так, вьетнамский пилот Нгуен Нгок До в ночном небе Южного Вьетнама сбил один F-4 и два RF-101!

Летом все американские самолеты, находившиеся в Южной Корее, вернулись на свою базу в Кадене, в Японии, но к этому моменту 56-0215 был уже сбит огнем с земли в демилитаризованной зоне между двух Вьетнамов, благо пилоту удалось добраться до моря и спастись, счастливо избежав знакомство с "Ханойским Хилтоном".
Примерно в середине сентября 45-й TRS ввел в качестве обозначения буквы "АН" на своих машинах - "А" означало 460-е TRW, а "Н" - 45-й TRS, и все, еще остававшиеся в строю "Вуду", получили такой код. Пример такого кода перед вами: 061АН, 071 АН, 105АН, 119 АН, 133АН, 166АН, 176АН...

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ПОЛЕТЫ ЗАВЕРШАЮТСЯ В СВЯЗИ С ДЕЭСКАЛАЦИЕЙ КОНФЛИКТА

30 апреля 1969 года два RF-101 (217 и 168) сталкиваются в воздухе, но удачно совершают посадку благодаря четким правильным действиям пилотов. Один самолет сел без носового конуса, а у другого было повреждено крыло и одно из двух сопел.
К концу 1969 года работа на Севере Вьетнама заменяется активными дневными и ночными полетами над Камбоджей и Лаосом, количество которых растет и весь 1970 год, а самолеты собираю информацию о войсках Северного Вьетнама и мятежниках. Однако фотолаборатория, созданная в сентябре 1967 года, к октябрю 1969 сворачивает свою работу и RF-101 понемногу заканчивают свои полеты.


6009 с панорамной камерой в носовой части готов к полету. На заднем плане F-100 сопровождения

С уходом американских войск в июле 1970 года объем полетов сокращается еще больше, а в марте 1970 первый из вооруженных RF-4 сквадронов отбывает в Японию, начиная, тем самым, волну отлетов авиационных частей. Покидает Вьетнам 45-й TRS из Тань Шон Ньята, к декабрю исчезают все самолеты с маркировкой "АН", один из двух сквадронов RF-4, базировавшихся в Удорне, возвращается в США. Отлет последних RF-101 ставит точку на их девятилетнем пребывании в Юго-Восточной Азии.
В августе 1971 отозвали последние RB-57 и RF-4 с базы Тань Шон Ньят, и для полетов над Вьетнамом остались, таким образом, только сквадрон из 22 RF-4 в Удорне. Такое сокращение привело к ликвидации и 460-го TRW, что было сделано 31 марта 1971 года.
Последние разведывательные полеты над демилитаризованной зоной в сентябре 1971 года показали значительный количественный рост северо-вьетнамской армии, возросшую агрессивность зенитной артиллерии и появление большого числа дополнительных зенитных ракет. В ответ на это американцы провели ряд демонстративных налетов на Винь и Квалонг (Vinh, Quang Long).
Противник, судя по всему, не собирался соблюдать подписанные в Париже мирные соглашения, и правительство США решило возобновить бомбардировки Севера начиная с 21 декабря 1971 года (операция "Linebacker II", а собственно "Лайнбекер" является одной из позиций защитника в американском футболе), оправдываясь тем, что Север не соблюдает условия мирных переговоров, подписанных в 1968 году. Но этого было явно недостаточно, и северяне начали масштабное наступление на юге.
30 марта 1972 года северовьетнамские танки пересекли демилитаризованную зону и вошли на территорию Южного Вьетнама. Немногим менее, чем через год, 19 января 1973 года в Париже был подписан мирный договор между США и Северным Вьетнамом - лишь разведывательные полеты смогли проводиться американцами до 15 августа 1973 года, даты полного ухода американцев из Вьетнама. Таким образом с 1961 года американские разведчики совершили в общей сложности 650 000 самолето-вылетов.
Американцев заставило уйти из Вьетнама общественное мнение, и они сделали это, предоставив вьетнамцам самим решать свою судьбу. Что из этого получилось, мы с вами уже знаем. Кстати, за 20 лет до американцев тоже самое сделали французы...


Этот самолет собъют во Вьетнаме 06 августа 1967 года


Jean Jacques Petit
перевод и комментарии Никиты Донцова и alexww1

КОНЕЦ
Предыдущие части статьи:
- Часть первая
- Часть вторая
- Часть третья
Tags: mcdonnell, авиация, вьетнам, сша
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments