Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Палубный разведчик Левассера. Часть третья. Заключительная

В феврале 1938 года "Беарн" покинул департамент Манш и вышел на учения вместе с противолодочными кораблями, торпедными катерами и подводными лодками. Второго числа PL101 был вынужден приводнится в 4-5 милях юго-западнее острова Гернси, экипаж при этом был подобран торпедным катером.
В июне 1938 года эскадрилья совершила свое последнее предвоенное турне, посетив Марокко. Во время очередных маневров у марокканских берегов, один из PL получил задание найти крейсер вероятного противника, но очень быстро потерялся в клубах густого тумана, из-за чего был вынужден лететь над самой кромкой волн. На борту находился мичман первого класса Касе (Casse), который пытался опробовать в действии новый прибор - радиоугломер, которым, к тому времени, уже был оснащен "Беарн".
В тумане было абсолютно не возможно что-либо различить, и пилот уже начал нервничать, опасаясь, что скоро закончится топливо. Ситуация ухудшалась, поскольку самолет все дальше и дальше уходил в открытое море. К счастью, благодаря радисту экипаж смог найти правильный курс, и вскоре, несмотря на отвратительную видимость, пилот уже сажал самолет на палубу "Беарна".


PL101 2S3.2 из сформированной в сентябре 1939 года разведывательной эскадрильи 2S3

Авианосец тем временем уже начал подготовку к возвращению в метрополию. По выходу из Марокко эскадрилья начала отработку ночных стрельб по освещаемым головным самолетом целям. Все самолеты потом без проблем совершали ночную посадку на палубу "Беарна", хотя по началу признавалось, что освещение авианосца было явно недостаточно. На деле получилось, что это была первая во французской истории ночная посадка в условиях ведения воздушной операции, а не совершаемая ради тренировок. Адмирал де Лаборд (de Laborde) заявил по этому поводу, что "это был огромный шаг вперед в теме расширения возможностей использования авианосца".

20 июля 1938 года один из PL разбился вскоре после взлета с аэродрома Керкевиль. Пилот, мичман первого класса Ру (Roux) погиб, двое других членов экипажа были серьезно ранены.
Первого октября началось переименование частей военно-морской авиации, и 7S1 стала AB2, а девять машин из нее получили собственные номера AB2.1., AB2.2. и так далее. Штабные машины получили номера вплоть до AB2.12.


PL10 с эмблемой "Чайка на черепахе", расположенной на киле самолета

Погодные условия начала 1939 года были даже хуже, чем в 1938 году, и в таких условиях выполнялось ничтожно малое количество полетов. Однако и в таких условиях случилась одна катастрофа. Два PL101, которым туман помешал осуществить посадку с первого захода, зацепили друг друга во время повторной попытки, и лишь благодаря счастливой случайности никто из членов экипажей не пострадал.
Прошло несколько дней, и наступил черед капитан-лейтенанта Зигле (Ziegler - несмотря на немецкую фамилию, мы даем ее французское произношение) сажать свою машину на воду - в условиях тумана пилот не нашел "Беарн". Экипаж был счастливо спасен, а вот машина затонула вместе с секретными кодами связи на борту.

Пройдет несколько недель, и картина повторится - на этот раз с мичманом первого класса Вильбером (Vilbert). Он также не смог найти авианосец, долго кружил и в конце концов увидел в разрывах тумана похожий силует - но, к несчастью, это оказалась "Бретань". Топливо заканчивалось, и пилоту не оставалось ничего другого, кроме как сообщить по радио о вынужденной посадке на воду вблизи борта корабля. Однако, выполняя предусмотренную в таких случаях петлю, пилот потерял силует корабля в густых клубах тумана, и ему пришлось вновь и вновь кружить над морем, стараясь найти знакомый силуэт. Когда "Беарн" наконец возник в туманной пелене, пилот уже не мог совершить посадку на его палубу, так как сбросил шасси, готовясь к приводнению рядом с "Бретанью". В итоге Вильбер совершил приводнение рядом с бортом авианосца, после чего был подобран спасателями. К счастью, пилот не забыл в кабине таблицу с секретными радиокодами. Самолет затонул, а экипаж был отправлен в отпуск на берег...


PL101. Апрель 1933 года

Серия происшествий продолжилась потерей двух машин в период между 16 и 24 мая, когда "Беарн" находился в заливе Дуарнене. Один из самолетов упал в воду при заходе на посадку, и его пилот, Плен-Лепин (Plaine-Lepine), утонул; другой, AB2.8, также рухнул в воду, но в этот раз экипаж удалось спасти. После столь многочисленных эпизодов PL101 решили заменить на самолеты Луар-Ньюпор. В июле поступили первые три предсерийных типа 40, которые планировали разместить на авианосце.

В конце августа 1939 года не оставалось больше никаких сомнений, что вскоре разгорится война. "Беарн", который был признан очень медленным для морских операций, отдал 3 сентября все свои эскадрильи для наземного базирования. В общей сложности это было тринадцать PL101, двенадцать приписали к бомбардировочной эскадрилье AB2, а один оставили приданным F1A (самолет командующего Флотилией "Беарна"). AB2 была эскадрильей чисто на бумаге, но, ожидая переоснащения на современные машины, все три тройки этой эскадрильи занимались различными видами тренировочных полетов. Основной задачей, возложенной на PL в то время, было наблюдение за конвоями, занятыми доставками "Британских Экспедиционных Сил". Хотя даже такое задание было для них, скорее, эфемерным...


На заводе Левассер идет сборка PL101

PL из AB2 в течение сентября и октября привлекались к противолодочному патрулированию со своих наземных баз. В то время любой аппарат, способный выполнять такое патрулирование, привлекался к работе в качестве противолодочного самолета или самолета береговой охраны. Патрулируя в департаменте Манш и в открытой Атлантике, эти самолеты замечали следы, оставляемые поднятыми перископами немецких подводных лодок, которые всячески старались перехватить британские конвои. Обычным построением самолетов, выполнявших такие задачи, была пара, реже одиночный самолет - но практически все патрули проходили впустую. 8 сентября 1939 года темный силует подводной лодки был замечен британским гидросамолетом в десяти милях от острова Уэссан (Ouessant). Два торпедных катера ВМФ Франции были отправлены в тот район, но оба безуспешно вернулись в Брест, ничего не найдя на поверхности океана. Высланные на помощь AB2.1 и AB2.2 также не смогли обнаружить лодку из-за сильного тумана, покрывавшего все водное пространство пролива Ла Манш - PL вернулись в Ланвеок, так и не израсходовав свои подвешенные под крыльями бомбы. Так проходили первые дни войны - ни побед, ни потерь...

17 сентября PL101 AB2.4 выполнял задание по прикрытию парохода "De Lasalle", когда в 10 милях от Армена (Armen) пилот увидел бурун от перископа подводной лодки. Командир экипажа, старший механик Пуйо (Puyo) отдал приказ выполнить крутой маневр, который позволил самолету оказаться в кильватере немецкого корабля. Отправив по радио сигнал об опасности на прикрываемый пароход, самолет сбросил 73-х килограммовую G2, и сразу же пошел вниз, чтобы, в случае необходимости, сбросить вторую. Однако, когда рассеялся водяной туман от взрыва, перископ лодки исчез, а на воде показалось большое масляное пятно.
Еще один PL101 AB2.3 совместно с AB2.4 выполнял боевое задание, когда такой же кильватерный след заставил самолет сбросить противолодочные бомбы. Через некоторое время оба самолета благополучно приземлились в Ланвеоке по причине отсутствия топлива в баках. В своем отчете командир AB2.3. указал, что серьезно повредил вражескую подводную лодку, поскольку, по его словам, он заметил на месте взрыва большое пятно масла и мазута.
Прошло уже более семидесяти лет с тех событий, и нам остается только недоумевать, как могло французское командование посылать на перехват подводных лодок старые бипланы, вооруженные только легкими бомбами, ведь шансов на положительный исход боя был у французских летчиков минимален...
2 октября 1939 года в 4.51 подводную лодку заметил британский корабль "Ашерон" в 15 милях от острова Уэссан. Немедленно по получению информации об этом, французами было выслано два PL101 из AB2, но никакой лодки они не нашли и вернулись на базу...


PL101 готовится к вылету

В конце октября AB2 на своей базе в Ланвеоке приступила к перевооружению, получил взамен устаревших Левассеров первые Луар-Ньюпоры. Эти новые одномоторные монопланы были ударным самолетами с возможностью бомбардирования с пикирования, они оснащались убираемыми шасси и воздушным винтом с изменяемым шагом. Переоснащение эскадрильи такими машинами прошло довольно быстро...
Однако в Ланвеоке пилотов ожидал еще один сюрприз. Старые и списанные PL101 не отправлялись на слом, ими оснащали две новые разведывательные эскадрильи, созданные в период мобилизации - 2S3 и 2S4. Порядка десяти экземпляров Левассера с успехом были направлены туда, а базирующая в Ланвеоке школа обучения послужила донором для 2S4 31 августа 1939 года, а 1 сентября 1939 года остатки парка машин передали в 2S3.

В первые дни октября все старые PL10 и PL14 из состава 2S3 были окончательно заменены на освободившиеся из AB2 PL101 - при этом некоторые пилоты, уже прошедшие обучение на Луар-Ньюпор 401, вынужденно стали инструкторами на старых Лавассерах, обучая пришедших по мобилизации учеников. При всем при этом PL из двух вновь созданных разведывательных эскадрилий осуществили в это время множество наблюдательных полетов, а также полетов на сопровождение конвоев, продолжая, таким образом, дело, начатое еще в AB2. 10 октября 2S4 перелетает на свою новую базу - Боль-Эскублак (Baule-Escoublac, регион впадения Луары в Атлантику). Там Левассеры заменили собой КАМСы, Гурду и Луары, которые были отправлены в Ланвеок. Такая срочная замена гидросамолетов на обыкновенные палубные не могла обойтись без инцидентов: 16 октября 1939 года 2S4.3 (PL101 #51) был потерян в момент снижения, когда он резко вошел в штопор, выйти из которого уже не смог.Так погиб командир эскадрильи и один из лучших радистов.
Отвратительная погода, установившаяся в ноябре 1939 года, позволила эскадрильям выполнить только два полета на сопровождение конвоев - произошло это только 25 и 27 чиста.


PL101 поднимают из ангара на летную палубу авианосца "Беарн"

8 октября покинула Ланвеок и перебралась в Дюнкерк эскадрилья 2S3, которая стала базироваться там со своим десятком PL101. 23 ноября один из экипажей этой эскадрильи увидел постановку минных заграждений вражеской подводной лодкой - и пожалуй, это было единственное достижение эскадрильи, которую 20 декабря 1939 года вернули в Довиль (Deauville), где она и занялась разведывательными полетами вдоль Сенны и в районе порта Гавр. В целом же погода продолжала преподносить сюрпризы, и в течение как декабря 1939, так и января-февраля 1940 она позволила устаревшим бипланам совершить лишь несколько вылетов. Так, во время одного из них в одном километре от Довиля разбился PL101. Произошло это 28 февраля, экипаж самолета получил различные ранения.
Всего же PL101 представляли из себя аппараты далеко не первой свежести, и конечно же, командование не стремилось их использовать в стычках с противником - таким образом эти разведывательные эскадрильи были, по сути, приговорены к обездвиживанию до момента замены аппаратов, однако в марте 1940 года на вооружении разведчиков все еще находились несколько PL7...


С палубы "Беарна" взлетают PL101

В начале марта Морской Генеральный Штаб принял решение о переформировании 2S3 в палубную эскадрилью пикирующих бомбардировщиков, для чего ее вернули в Ланвеок где она начала тренировки по бомбометанию и посадкам на бетонный прямоугольник, имитирующий палубу с натянутыми тросами. Март и апрель прошли в тренировках заходов без касания, затем приступили к касаниям "палубы" колесами, а затем провели и полноценные посадки.
20 апреля 1940 года 2S3 убыла из Ланвеока в направлении Йера, куда и прибыла 24 числа. Там продолжились тренировки посадок, а 1 мая командир эскадрильи Дюпон (Dupont) совершил первую посадку на палубу "Беарна". Такое количество тренировок было связано с тем, что эскадрилья к этому моменту перевооружилась на новые двухместные пикирующие бомбардировщики (Vought-156F). Все бы хорошо, и тренировки такие очень помогли бы, но авианосец к этому моменту был признан негодным к боевым операциям, и эскадрильи пришлось действовать с суши.

18 мая Морской Генеральный Штаб распускает эскадрилью 2S3, создавая на ее месте AB5, которая в тот же день покидает Йер и направляется в Боль-Эскублак. Начать тренировки этой новой эскадрильи помешало немецкое нападение. Все оставшиеся к этому времени PL101 начали перебрасываться с базы на базу, и в конце концов три машины оказались на аэродроме Мариньян (под Марселем). Однако этот аэродром был переполнен различной французской техникой, и, перелетев севернее, на аэродром Бер (Berre), последние PL101 закончили свой так и не начавшийся боевой путь Второй Мировой Войны.


Конец 1933 года. Над морем летит соединение PL101

Arnaud Prudhomme
Перевод и дополнения Никиты Донцова и alexww1

Палубный разведчик Левассера. Часть первая.
Палубный разведчик Левассера. Часть вторая.
Tags: levasseur, авиация, франция
Subscribe

  • Nieuport Triplane, Франция, 1916 год

    RVHP, 1/72 Именно этот триплан был "изначальным" - вернее, конечно не он, изначальным был обычный триплан, а не с обратным крылом, но "за неимением…

  • Do-28. СУВП, он же STOL, он же ADAC. Часть первая

    Лаарбрух, база Королевских ВВС в Германии. Двое англичан восхищаются «безупречной сохранностью старого немецкого самолета…». Разработанный в…

  • Nieuport Triplane, испытания RFC, 2 февраля 1917 года

    RVHP, 1/72 Закончил я и этот триплан - честно говоря, передержал я его. Такие модели надо делать за 3-4 дня методом "полного погружения", правда,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments