Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Первые асы Америки. 1918. Часть вторая.

Итак, Rickenbacker одержал свою пятую победу 30 мая. Сражение это было чрезвычайно сложным не столько для него, сколько для другого американского пилота, Lt James Armando Meissner на своем Nieuport N6144. Вот цитата из отчета Rickenbacker:



«В 07.38 я принял участие в воздушном бою на высоте 4000 метров в районе Jaulny Противник был представлен пятью самолетами, из которых два были двухместными Albatros, и три – одноместными истребителями. Я выпустил длинную очередь по одному из двухместных самолетов, который после этого свалился в пике. После этого я атаковал другого, но ему удалось отступить в сторону Германии. Я прекратил преследование, так как немцы оказались слишком далеко и слишком низко, и ничего хорошего погоня за ними принести бы не смогла. На обратном пути я заметил четыре самолета. Перейдя в атаку я увидел, что все наши Nieuport уже вступили в схватку. Я видел Lt. Meissner, стрелявшего в противника, но в то же самое время к нему в хвост заходил другой немецкий самолет. Я немедленно дал очередь, и порядка пятидесяти пуль были выпущены по угрожавшему Nieuport немцу, однако во время резкого маневра этот последний задел крыло самолета Meissner, сильно повредив его сегмент. Meissner немедленно вышел из боя и стал уходить в сторону наших позиций, однако за ним ринулся немецкий двухместный самолет. Я снова перешел в атаку и выпустил еще полсотни пуль. Немцы прекратили преследование и отвернули в сторону своей базы. Этот воздушный бой произошел к востоку от Thiaucourt в 7.55. Запрашиваю подтверждение.»





Победа, одержанная Rickenbacker, была официально подтверждена вечером того же дня, и ему было записано сбитие истребителя. Жертва Meissner не была определена, но хорошо известно, кто был пилотом самолета, сражавшегося с ним: речь идет о Offizierstellvertreter Tiedje из Jasta 65, а поврежденный Nieuport (серийный номер 6144) был официально записан ему как сбитый (к концу войны на счету Tiedje будет три подтвержденные победы и две возможные).
Campbell одержал свою пятую официальную победу 31 мая, когда он атаковал разведчик Rumpler C (здесь, если верить Thayer, было атаковано два Rumpler C). Сражение происходило на высоте, и Rumpler был сбит после долгого изнуряющего преследования, когда он находился уже над Lironville. Немецкий самолет принадлежал к артиллерийскому подразделению FA(A)242. Во время схватки Campbell имел поддержку в лице Meissner. Через шесть дней Campbell одерживает новую победу, последнюю в составе 94th AS. И снова в паре с Meissner он атаковал два Rumler в небе над Mailly. К несчастью один из наблюдателей задел огнем его Nieuport и одна из пуль ранила Campbell в спину, пилоту пришлось приложить немалые усилия, чтобы вернуться на свою базу. Со своей стороны, самолет из Flieger Abteilung 12 также получил свою порцию и взорвался. Немного позднее Campbell был отправлен в США, имея на своем счету шесть побед, последняя из которых была официально поделена между ним и Meissner: это также была 17-я победа соединения в период между 15 апреля и 11 июня 1918 года. Поскольку архивы эскадрильи были закрыты 11-м июня, после дополнительных поисков мы знаем, что последняя победа датируется 13-м числом, когда в районе Toul Lt Meissner в сопровождении Lt Taylor и 2nd Lt Winslow сбили Hannover CL из Flieger Abteilung 46b. Это была четвертая победа Meissner, но он еще пополнит свой послужной список во время своей службы истребителем в 147th AS, куда он будет переведен 24 июля.

23 июня 94th AS была переведена на аэродром Ormeaux, в район Chateau-Thierry. 28 июня соединение 1st Pursuit Group, включавшее 27th, 94th, 95th и 147th AS полностью разместилось там. Четыре сквадрона имели задание противостоять Fokker D.VII из Jagdgeschwader I.A вплоть до середины июля, когда 94th и 95th AS были перевооружены на Spad XIII.



Для своего очень небольшого опыта 94th AS показала выдающиеся результаты, имея всего 4 потери и несколько раненых против восемнадцати подтвержденных побед (учитывая и победу Rickenbacker 7 мая, которая получит подтверждение позже). Необходимо отметить, что эскадрилья была направлена в район Toul для того, чтобы получить там первые опыты боев, что получилось у нее без больших потерь. Ее более обширное применение в более напряженных секторах, где предстояло противостоять элитным подразделениям немецкой имперской авиации, будет уже совсем другой темой. В Toul соединение оперировало небольшими группами, имея задание перхватывать и уничтожать одинарные самолеты-разведчики, но затем ей предстояло перейти к крупномасштабной войне с использованием всех возможных ресурсов. Без опыта, полученного в Toul, 94th AS имела бы мало шансов на выживание в условиях настоящей серьезной битвы. В Toul эскадрилья продемонстрировала свою возможность сражаться с любым противником, а тот факт, что двое из ее пилотов (Rickenbacker и Campbell) стали асами во время службы в ней, является лучшим подтверждением ее высокой боеготовности.



Обозначения Nieuport-28 из 94th AS

Поставляемые 94th AS самолеты Nieuport несли французский камуфляж, пятицветное сочетание на верхних и боковых поверхностях. Кокарды наносились на верхние и нижние поверхности верхних крыльев, так же, как и на более ранних типах Nieuport (11, 16, 17, 23, 24, 27). Французские оригинальные кокарды, которые хорошо видны на фотографиях начального периода существования 94th AS, были понемногу заменены трехцветными кокардами и полосами американского образца. Тем не менее, цвета, наносимые на хвостовое оперение самолетов из 97th и 95th AS, отличались от специального стандарта A.E.F. другим порядком цветов: американцы меняли расположение красного и синего цветов в таком виде, что красная полоса ориентировалась ближе к носу самолета, а синяя – ближе к хвосту. Так маркировались, к примеру, Spad XIII из 84th AS. Однако к марту-апрелю 1918 года Nieuport-28 обоих соединений получили один вслед за другим трехцветные бело-сине-красные полосы (смотря от носа к хвосту), порядок цветов, логично повторяющий цвета кокард с белым центром и красным внешним кругом. Номера наносились с синей окантовкой и часто повторялись на белом цвете на уровне центра руля поворота, прямо над горизонтальным оперением. Начиная с серийного номера 6201 Nieuport-28 выходили с конвейера непосредственно в американских цветах камуфляжа. Серийные номера наносились на белую полосу в центре руля направления, включали в себя литеру N и, прямо над ней, номер из четырех цифр. Тем не менее, так было покрашено всего семь самолетов, четыре из которых пришли в соединение только 1 июня 1918.
Интересно отметить, что, основываясь на фотографиях Nieuport этого соединения, синий цвет американской кокарды не всегда соответствовал французскому тону, особенно это заметно на цветах руля поворота. Это относится также и к эмблеме - «Шляпе в круге». Несмотря на то, что она представляет собой стандартную форму, каждый экземпляр имеет легкие разночтения, в основном в расположении, а также в форме и цветах (к примеру цвет круга), видных на каждом самолете.
Сине-бело-красный цилиндр Дяди Сэма до этого уже использовался командиром соединения, Major John Huffer, во время его службы во французской эскадрилье N 62 (позднее переименованной в SPA 62), а в марте 1918 года Captain Paul H.Walter предложил этот цилиндр в качестве эмблемы 94th AS. Его стилизованные формы были придуманы Lt John Wentworth, который перед войной работал архитектором. 28 марта Major Lufbery и Lts Rickenbacker и Campbell осуществили первый боевой патруль эскадрильи, после чего к шляпе был добавлен круг такого типа, что цилиндр как бы пролетал сквозь него. Первое упоминание о цилиндре появляется в официальных документах эскадрильи 10 апреля 1918 года, что дает повод сомневаться в дате нанесения этой эмблемы на самолеты соединения. Ели судить по дошедшим до нас фотографиям, то по крайней мере один самолет нес такую эмблему в апреле 1918 года, что соответствует спецификациям, изданным Бюро Командующего Воздушным Флотом (OCAS) A.E.F. Согласно этим правилам, ни одно истребительное подразделение не имело права наносить на свои самолеты эмблемы, не отвечающие по меньшей мере нескольким критериям, в числе которых была авторизация официальной эмблемы, подписанная OCAS, три официально подтвержденные победы либо другие экстраординарные факты, о которых в любом случае должно быть поставлено в известность верховное командование. В целом эмблема соединения представляла явный элемент престижа новорожденных воздушных сил.
94th AS со своей стороны соответствовала всем необходимым требованиям с 14 апреля 1918 года, когда в приказе №12432 Армейского Корпуса 8-й Французской Армии упоминается первая победа соединения, на самом деле даже две - два истребителя, записанные на Lt Campbell и 2nd Lt Winslow. 3 мая 8-я Армия подтверждает третью победу 94th AS, одержанную Captain Hall и Lt Rickenbacker 29 апреля. Меморандум OCAS указывал, что эмблема должна была располагаться в центре фюзеляжа.



Этот меморандум позволял также наносить персональные эмблемы пилотов, размеры которых не должны были превышать 15.24 х 15.24 см (6х6 дюймов), а располагать их следовало «ближе к кабине пилота». Согласно архивам, которыми мы располагаем, Lt Rickenbacker использовал также эмблему Repas de St Christophe, а Lt Thorne три греческие буквы «дельта-тау-дельта» на правом борту перед кокпитом своего Nieuport «белая 13» (возможно номер 6148). OCAS определяла также правила нанесения индивидуальных номеров самолетов:
«…используются цифры от 1 до 19. Цифры должны быть черными, размера достаточного, для их прочтения с расстояния. Они должны располагаться с каждой стороны фюзеляжа, на правой верхней поверхности верхнего крыла и на правой нижней поверхности нижнего крыла». Некоторые Nieuport 94th AS, полученные из 95th AS 15 марта 1918 года, имели на фюзеляже стилизованные цифры, как с белой окантовкой, так и с тенью. Но в любом случае большинство самолетов несло на фюзеляже белые цифры с черной окантовкой, в прямой противоположности меморандуму. Забавно отметить, что в большинстве исключительных случаев тень номера была достаточно сложна, в ней использовался красный цвет и один из адекватных цветов камуфляжа: к примеру, «белая 1» (6169), «белая 2» (6193), а также «черная 5» (6168). Наносимые на крылья номера были обычно такого же белого цвета, к примеру на «белой 7» (6154), «белой 12» (6159) и «белой 18» (6180), но в любом случае с левой стороны крыла, что еще раз противоречило меморандуму и спецификации. Но также там были и черные номера, к примеру «черная 10», нанесенная на правую сторону, в то время как сам самолет нес белый номер 10 на фюзеляже. Номера на нижней поверхности крыла, напротив, всегда наносили официальным черным цветом.
Также следует отметить, что 94th AS скорее всего игнорировала еще одно распоряжение, согласно которому:
«… самолеты должны нести одну или несколько цветных полос на левой оконечности верхнего крыла и на левой оконечности нижнего крыла, чтобы пилоты могли распознать самолеты своего подразделения при взгляде на них как сверху, так и снизу». Но лишь Nieuport «черная 5» (6168) J.Wentworth имел такие диагональные красные и белые полосы на крыльях.



Бывало и покруче. Некоторые самолеты имели дополнительные более-менее персональные варианты декора. Так, к примеру, Rickenbacker приклеил большие афиши “Third Liberty Loan” (Третий заем на Свободу) на правую сторону обоих верхних поверхностей своего Nieuport «12» (6159). В той же манере J.Meissner приклеил на нижнюю поверхность нижнего крыла своего Nieuport (6144) плакат поменьше. Афиша призывала подписаться на военные облигации (боны) и изображала женскую натуру художника Howard Chandler Christy. К сожалению, авторам не удалось найти никаких документов на тему точного вида этой афиши. Может читатели нам помогут…
Даже Major John Huffer не соблюдал положенные спецификации OCAS в части маркировки самолета командующего подразделением. Правила требовали сине-бело-красные диагональные полосы на обоих бортах фюзеляжа, которые должны проходить непосредственно за кокпитом пилота (отличительная особенность самолета командира 103rd AS). Однако Huffer решил, что трехцветные американские полосы, нанесенные на капот его Nieuport «белая 1» (6169) будут вполне различимы и достаточны.
Капоты самолетов 94th AS также были своего рода отдельной страницей в истории обозначений соединения. Правила никак не регламентировали эту часть самолета, тогда как сам по себе капот представлял идеальное место для нанесения всевозможных маркировок. Некоторые пилоты, к примеру Major Lufbery или Captain Hall, оставляли на капоте обыкновенный камуфляж, тоесть темно-коричневый слева и светло-зеленый справа. Самолет 6144 Meissner был украшен «зигзагом» красного и серебряного цветов, а капот 6188 Lt Wentworth был раскрашен в виде змеи, туловище которой закрывало обе стороны фюзеляжа. Капот «черной 15» (6181), используемой Lt William Loomis был украшен диагональными параллельными полосами красного и белого цветов. Lt. Campbell раскрасил нос своего «10» (6164) в очень оригинальной манере. В начале, красные треугольники просто наносились на капот, острием к пропеллеру. Затем оставшаяся часть капота, сохранившая цвета основного камуфляжа, была окрашена в черный, сымитировав, таким образом, еще один ряд треугольников, развернутых в другом направлении.
В конце мая 1918 года «белая 12» (6159) Rickenbacker имела белый капот, разительно отличавший его машину и принятый также для других самолетов первого патруля, которым он командовал, т.е. для машин Lt Gude «белая 7» (6154), Lt Chambers «белая 11» (6179) и Lt Green «белая 18» (6180). «Белая 12» Rickenbacker по всей вероятности имела также пропеллер белого цвета.



Структура 94th AS во время первых боевых операций (15 апреля – 11 июня 1918)

Эскарилья подразделялась на три патруля и одну штабную часть, которая имела свои собственные машины. Major John Huffer и Major Raoul Lufbery (до своей смерти 19 мая 1918 года) принадлежали к этой последней части и летали на «белой 1» (6169) и «белой 2» (6193). 20 мая 1918 Captain Kenneth Marr, до этого момента командир 2nd Flight, стал заместителем командующего соединения. Самолеты, принадлежащие штабной секции, стали, таким образом, следующие: «белая 1» (6169) и «17» (6236). Когда Major Huffer был переведен в Генеральный Штаб ВВС 1-й Армии, Captain Marr занял его место и с 8 по 11 июня использовал свой «белый 0» (6158). Marr затем стал официальным командиром подразделения начиная с 9 июня, тогда как Huffer покинул эскадрилью пятого, в день, когда Lt Edward V.Rickenbacker, бывший командиром 1st Flight, стал заместителем командующего на своем «белом 16» (6283), который он использовал с 29 мая по 4 июня. Но в день его прибытия в штаб он был вынужден совершить вынужденную посадку в районе Menil-la-Tour после того, как его двигатель остановился во время схваки с Rumpler противника как раз над немецкими окопами. 7-го июня 6283 вернулся в 1st Flight под управлением Lt Smithe, а Rickenbacker стал использовать «1» Huffer (6169), на которой он, уже в любом случае, успел полетать и до этого: в его воспоминаниях можно прочитать, что он считал этот самолет «одним из своих».
1st Flight находился под командованием Captain James Norman Hall на «белой 17» (6153) до 7 мая, когда он был сбит и попал в плен. Командование перешло к Rickenbacker на «белой 12 (6159), который он использовал с 15 апреля по 28 мая, затем была «белая 16» (6283), и наконец 5 июня командование принял Lt Reed McChambers, который с 15 апреля по 11 июня использовал «белую 11» (6179). Похоже, это единственный случай, когда самолет принадлежал одному пилоту и не передавался другим в течение всей своей службы.

КОНЕЦ

Aharon Tesar
Lumir Tesar
Журнал AIR MAGAZINE



Перевод Никиты Донцова
Tags: 94 squadron, nieuport, авиация, сша
Subscribe

  • G.50 в Испании. Часть вторая, заключительная

    ВВС ИСПАНИИ (EJERCITO DEL AIRE) В течение июля 1939 года авиация националистов претерпела существенную реорганизацию, став ВВС Испании – все это…

  • G.50 в Испании. Часть первая

    Созданный инженером Джузеппе Габриелли (Giuseppe Gabrielli), одним из лучших конструкторов компании Фиат, G.50 стал первым цельнометаллическим…

  • STARCK AS70. Окончание

    Появление CEV Реформа 1946 года ликвидировала CNRA и передала все его полномочия CEV (Центр Летных Исследований – Centre d’Essais en Vol) в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments