Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Дифайент - дерзкий (англ.) Окончание.

ТАКТИКА

Третий "Дифайент" (L6952), отправленный в AFDU (Air Fighting Development Unit - Часть по разработке Тактики Воздушного Боя) в Нортхолт (Northolt), сравнивался с "Харрикейнами" из 111 Сквадрона. Более высокая нагрузка на мощность в сравнении с "Хаукерами" (4,87 кг/квт против 3,77 кг/квт) сразу же поставило двухместный истребитель на низшую ступень иерархии. Так, для командира 111-го Сквадрона любой одноместный истребитель априори брал верх над двухместным турельным самолетом. При этом решительно отметалось превосходство двухместной машины во внезапной атаке, а главным считалось, что в открытом бою с Me-109 английский самолет не имеет никаких шансов. Начиная с октября 1939 года предлагалось использовать "Дифайент" как ночной самолет - немецкие бомбардировщики в ту пору безнаказанно работали по ночам, ставя морские мины вдоль южного побережья Англии.


"Дифайент" в качестве ночного истребителя. Сентябрь 1941 года

Два самолета (L6968 и N1571) были переданы в Школу взаимодействия с Армией (School of Army cooperation) и во второй Сквадрон - но быстро выяснилось, что Дифайент абсолютно не подходит для этой роли (имеется в виду роль в Army cooperation).
30 октября 264-й Сквадрон был выбран для оснащения новым истребителем, для чего он покинул Саттон Бридж (Sutton Bridge) и был переведен в Мартлешам Хис (Martlesham Heath), где 9 декабря получил первые три аппарата (L6959, 60, 61). По мере дальнейшей поставки самолетов копились претензии к производителю. Однако именно в это время был сделан еще один дополнительный заказ на 150 машин со сроком поставки с февраля по март 1941 года.


Ночной истребитель "Дифайент" из 256 Сквадрона в октябре 1941 года. Целиком черный матовый, с красным серийным номером и белым кодом

28 января по причине возникших проблем с гидравликой и механикой, все полеты "Дифайнетов" были запрещены, однако уже в феврале производитель получил еще один дополнительный заказ на 50 машин со сроком поставки апрель-июнь 1941 года. Тем временем, оснащение и тренировки 264-го Сквадрона продолжались, и к середине марта он достиг состояния операционной готовности под командованием сквадрон-лидера Хантера (Hunter), после чего перелетел в Виттеринг (Wittering). Еще два флайта "Дифайентов", в задачу которых входила защита конвоев, были размещены в Бирчем Ньютон (Bircham Newton). 5 мая 1940 года в своем отчете номер 21 AFDU излагает тактический план противостояния современным самолетам противника.


Самолет сквадрон-лидера Хантера

Для разработки этого плана использовались "Дифайенты", а также "Бленхеймы" из 604 Сквадрона, "Спитфайры" из 65 Сквадрона и "Хемпдены" из 49 и 144 Сквадронов. Три "Дифайента", один "Бленхейм" и шесть "Хемпденов" во время работы над тактикой применения были вооружены фотопулеметами. Наилучшими признавались характеристики двухместного истребителя, когда пулеметы стояли параллельно линии горизонта и были сориентированы строго назад. Турель не надо было двигать вплоть до момента перехвата неприятельского самолета. "Дифайент" имел достаточно большую мертвую зону внизу в задней части фюзеляжа, и потому разработчики тактики применения объясняли, что двухместный истребитель должен атаковать неприятеля снизу, используя мертвые зоны вражеских стрелковых установок. Если же условия перехвата не допускали атаку снизу (бомбардировщик шел на бреющем полете), атаковать сверху надо было только с активного виража, который позволил бы британскому истребителю пройти мимо бортов самолета неприятеля. При атаке сверху самолет должен быть отклонен от прямой линии, что дает стрелку возможность наилучшего прицеливания. Полет бок о бок с неприятельским самолетом уменьшает эффект внезапности и не позволяет перехватить и уничтожить цель, поскольку стрелки вражеской машины прекрасно видят атакующую их цель. В любом случае сближение с самолетом противника должно происходить в "мертвый зонах", в которых неприятель будет не с состоянии поразить перехватчик. Поскольку ни мощностью, ни скоростью, ни скороподъемностью "Дифайент" не блистал, он мог перехватывать бомбардировщики, идущие со скоростью 400 км/ч на высоте до 1500 метров и со скоростью 430 км/ч, если высота была большая. Заняв свое место под бомбардировщиком, "Дифайент" может повторять все маневры перехватываемой машины, но расположившись сбоку, он теряет все свои преимущества перехвата, который можно осуществить лишь используя двухместный самолет в паре, а то и в составе группы из восьми машин, которые должны вылетать одновременно с ним. Но самым интересным выводом этого исследования стал следующий: "Бесспорно, в маневренном бою со "Спитфайером" "Дифайент" сможет вполне удачно нанести поражение одноместному истребителю".


К полету готовятся "Дифайенты" Mk.I из 264 Сквадрона, 1940 год

Майский конфуз или Иллюзорность Дифайентов

10 мая 1940 года 264-й Сквадрон был переведен в Даксфорд (Duxford), а уже 12-го он получил первое боевое задание. Флайт А должен был получить вооружение в Хоршам-сейнт-Фейт (Horsham-St-Faith), после чего заняться патрулированием на траверсе Хэя (Haye). Из клубов водяной пыли от взрывов вокруг эсминца выскочил Ю-88, который атаковали "Спитфайры". "Дифайенты" из красной секции зашли на цель. Двигатели Юнкерса загорелись, и самолет упал в воду - победу над этой машиной записали на счет Свадрон-лидера. В тот же день экипаж Кук-Липпетт (Cooke-Lippett) из той же красной секции обстрелял правый борт самолета Хе-111, которому удалось уйти от преследования. На следующие день британские самолеты попали под огонь с земли на территории Голландии. и тогда же "Спитфайры" и "Дифайнты" из Флайта Б перехватили немецкие "Штуки". Двухместные истребители уже записал на свой счет четыре победы, когда в небе появились прикрывающие пикировщики Bf-109E из JG26. "Спитфайрам" удалось ускользнуть, и лишь один из них был поврежден и вынужден был сесть на вынужденную на территории Бельгии. "Дифайнтам" повезло тогда гораздо меньше - самолет Чендлера и Киша (Chandler-Keish) взорвался в воздухе, а стрелок Хатфилд (Hatfield) выбросился с парашютом, когда понял, что пилот - флайт-лейтенант Скелтон (flt.lt. Skelton) убит. Пилот еще одной машин, Томас (Thomas) смог уйти из-под огня и привезти на аэродром тело стрелка Брумли (Bromley). Еще два самолета британцев просто разбились при вынужденных посадках, а в целости и сохранности вернулся только один "Дифайент". Странно, но немцы в тот день заявили о семи сбитых "Сптифайрах" и одном "Дифайенте". А единственный отправленным на землю немцем был Карл Боррис (Karl Borris), и победа над ним была достигнута именно двухместным британцем.


В полете самолеты из 264-го Сквадрона

23 мая очередные полеты "Дифайентов" произошли из Мэнстона (Manston). 24-го, во время выполнения полета над Кале-Дюнкерком-Булонью (Calais-Dunkerque-Boulogn) экипажу Вайтхаус-Скотт (Whitehouse-Scott) удалось свалить Bf-110. Полеты эти были вызваны необходимостью прикрывать эвакуируемые из Дюнкерка войска союзников. 27 мая двенадцать Хе-111 рассеяны, а три из них потеряны (еще два повреждены) после краткосрочной схватки с британскими истребителями. 28-го немцы теряют шесть Мессершмиттов ценой трех Дифайентов. Следующий день, 29-е, становится одним из самых славных в истории "Дифайентов". Под прикрытием трех сквадронов "Харрикейнов", 264-й Сквадрон выполняет два очень важных вылета. С утра 12 двухместных самолетов совместно с "Хаукерами"отправили к земле 2 Bf-109, 15 Bf-110 и 1 Ju-87. Еще четыре Bf-109 были сильно повреждены. А вечером, во время схватки с 40 самолетами Ju-87 и тремя Ju-88 было уничтожено 18 "Штук" и один двухмоторник. В этот день экипаж Кук-Липпетт (Cooke-Lippett) записал на свой счет 2 Мессерщмитта-109, один 110, пять "Штук" и два "восемьдесят восьмых". Большой удачей было также отсутствие потерь - в этот день обошлись лишь одним легкораненным стрелком (по другим данным, все было не настолько радужно, но подробности этого и следующих дней надо спрашивать у alexww1, который владеет подробной информацией на этот счет).
31 мая в 15.20 четверка Хе-111 была сбита, но после этого на "Дифайентов" навалилось более 70 Bf-109 из III/JG3. "Дифайенты" встали в оборонительный круг, что позволило им до минимума сократить свои потери - один самолет упал, и еще два столкнулись в воздухе. Однако в течение следующих дней были потеряны 14 двухместных машин, что вынудило отозвать Сквадрон с линии противостояния. На самом деле немцы 29 мая потеряли в общей сложности 14 машин, при чем большинство их них было Me-110.


Сквадрон-лидер Хантер и его группа. Май 1940 года

Отказ от битвы за Англию

Министерство Авиации более не воспринимало Дифайент I как полноценный дневной истребитель - в июне 1940 года 264-й Сквадрон выполнил 19 ночных полетов на патрулирование восточного побережья Англии. 280 заказанных ранее Дифайентов изготавливались с единственной целью - не допустить простаивания конвейера, при чем большинство вновь изготавливаемых самолетов выпускались сразу в варианте буксировщика мишеней. Однако оснащение машины более мощным двигателем Мерлин XX (1260 л.с. на высоте 4250 метров) вновь ненадолго оживило интерес к этой машине. Все работы по новому двигателю были быстро завершены и 20 июля прототип N1550 поднялся в небо. Однако даже более мощный двигатель не дал этой машине возможности избежать новых потерь. 141-й Сквадрон начиная с 3 июля был задействован в качестве части "береговой охраны", заменив собой в Вест Маллинге (West Malling) и Бигген Хилле (Biggen Hill) 79-й Сквадрон. 19 июля в 12.32 девять "Дифайентов" поднялись в воздух с авиабазы в Хокинге (Hawking) с заданием прикрывать британские конвои. В небе англичанам встретились более 20 Bf-109 из II/JG51, результатом чего стали пять утонувших в Ла Манше двухместных истребителей. Лишь один Bf-109 был поврежден "Дифайентами" к моменту подхода "Харрикейнов" из 111 Сквадрона, которые также не смогли спасти ситуацию. В итоге три самолета вернулись на свою базу, четвертый разбился при попытке вынужденной посадки, а еще один пропал. После этого события 141 Сквадрон вывели с передовой и он более не принимал участие в боях над Ла Маншем.
15 августа ночью лишенные истребительного прикрытия Ю-88 из KG30 атаковали английское побережье, и 264-й Сквадрон оказался единственным, кто мог хоть что-то противопоставить немцам. Так, L6985 смог осуществить ночной перехват He-111, а 22 числа, в разгар битвы за Англию, "Дифайенты" заменяют расположенный в Хорнчёрче (Hornchurch) Сквадрон одноместных истребителей. С 24 числа начинается период наиболее активных налетов на Британию, и в этот день, вскоре после обеда, двадцатка Ю-88 под прикрытием истребителей совершает налет на передовую базу Мэнстон (Manston), воспользовавшись тем, что англичане уже прекратили свои полеты. По тревоге в воздух поднимаются девять "Дифайентов", сбивают три "Юнкерса", теряют три своих машины, в том числе и флайт-командера, после чего приземляются. В отчетах британцы указывают, что их противниками в небе были Хе-113.


Экипаж одного из черных "Дифайентов", 1941 год

Вскоре следует еще один налет, и опять по тревоге взлетает семерка "Дифайентов", сбивает один Ю-88 и один Хе-111, при этом машина Искела (Easkell) десять минут обороняется в одиночку против шестерки Мессершмитов прежде чем, объятая пламенем, устремляется к земле.
26 августа часть 264-го Сквадрона встречает противника в небе над Рочфордом (Rochford). Британские самолеты шли на перехват Дорнье-17 над Дувром (Dоuvre), но меткие очереди немецкого пилота заставляют искупаться в Ла Манше экипаж Бэнхема (Banham), счастливо подобранного потом рыбаками. Еще один "Дифайент" рухнул в воду, преследуемый истребителем Me-109, а еще один уже сел на вынужденную, когда последняя пущенная Мессершмиттом очередь взорвала этот самолет.
28 числа последовали новые атаки на аэродром - так, в 9 утра дуврский радар зафиксировал приближение 33 бомбардировщиков и 120 истребителей. В воздух подняли 32 "Харрикейна" и 12 "Дифайентов". Первые оказались связаны боем с истребителями, а самолеты из III/JG26 Галланда пошли в атаку на "Дифайенты". В общей сложности англичане потеряли тогда 6 двухместных машин ценой двух немецких истребителей, и при этом еще 7 Bf-109 рухнули на обратном пути из-за нехватки топлива.
В течение следующих дней, выполнив 78 боевых вылетов, британцы потеряли еще девять "Дифайентов", после чего поступил приказ, запрещающий 264-му и 141-му Сквадронам дневные полеты.


Стрелок готовится занять место в своей кабине

Попытки работать ночью или временный ночной истребитель

Когда начался ночной блицкриг, 141 Сквадрон был переведен в Биггин Хилл. 16 сентября экипаж Веддингтон-Камберс (Weddington-Cumbers) одерживает две вероятные победы, обстреляв соответственно два Хе-111, а на следующий день одерживается уже первая подтвержденная победа над Ю-88А1 из I/KG54, который разбился под Майдстоуном (Maidstone). 264-й Сквадрон, располагавшийся сначала в Рочфорде, а затем в Дебдене (Debden), принял под защиту южное побережье Британии и записал на свой счет первую достоверную ночную победу 16 октября, когда был сбит Хе-111 из 2/KG26. Эти успехи вкупе с медлительностью "Бленхеймов", отсутствием "Бофайтеров", а также большим количеством "Дифайентов" на складах хранения (136 + 31, которые должны были быть готовы к 5 декабря 1940 года) привело к росту количества ночных истребительных Сквадронов. В мае 1941 года было организовано еще 8, вооруженных "Дифайентами" - 96-й, 141 и 151-й, 255-й, 256-й, 264-й и 307-й. Необходимо отметить, что 307-й был Сквадроном, полностью укомплектованным польскими летчиками, и его первая победа пришлась на 12 апреля 1941 года, когда сержанты Янковяк (Jankowiak) и Липински (Lipinski) сбили Хе-111, что подтвердили службы наземного наблюдения. В 151-м Сквадроне практиковалось совместное использование "Дифайентов" и "Харрикейнов" - так, ночью 15 января 1941 года один До-215 и один Хе-111 были сбиты пайлот офицером Стивенсом (P/O Stevens) на "Харрикейне", а Бодиен (Sgt Bodien) на "Дифайенте" N3387 отправил на землю До-17.
Однако, несмотря на эти успехи, подавляющее большинство "Дифайентов" занималось рутинным безрезультативным патрулированием. Тем более все 125 вылетов ночников, из которых 30 пришлось на "Дифайенты", ничего не смогли противопоставить бомбардировке Ковентри 14 ноября 1940 года. Вообще отчет за 14 месяцев использования "Дифайентов" отнюдь не выглядел чем-то выдающимся - сентябрь 1940 - 2 победы, октябрь - одна, ноябрь - одна, декабрь - одна, январь 1941 года - ноль, февраль - три, март - пять апрель - 14, май - 23, июнь - 1, октябрь - 1, ноябрь - 1.


N3313 из 264 Сквадрона в полете в 1941 году. Вскоре этот самолет станет учебной машиной в школьной части

После пика мая 1941 года активность Люфтваффе пошла на спад, и основной задачей Сквадронов ночных истребителей стали эскортные операции по сопровождению кораблей и железнодорожных составов.
В течение многих месяцев эти Сквадроны будто бы ослепли, занимаясь поисками самолетов противника в тусклом отблеске луны или в лучах прожекторов. Так, в июне 1941 года 264-й Сквадрон безуспешно принимал участие в ночных полетах с использованием прожекторов... Так продолжалось до тех пор, пока не появились первые авиационные радары AL, установленные в сентябре 1939 года на "Бленхейм If". Однако оснащаться такими аппаратами могли только крупные двухмоторные самолеты, и происходило это до момента появления AL Mk.IV, который получился достаточно компактным и мог быть установлен на "Дифайент" Mk.I, который, после монтажа такой конструкции, становился Mk.IA. Передатчик такого радара устанавливался позади турели, приемник и генератор ставились между местами пилота и стрелка, экран радара выводился под левую руку летчика. Антенны в виде буквы "Н" крепились на фюзеляже и, частично, на правом крыле. Модифицированный вариант этого радара, называемый AL Mk.VI, устанавливался на подавляющее большинство Дифайентов Mk.II, первый экземпляр которого, АА370, был поставлен 20 августа 1941 года. Из-за стоящего на этих самолетах двигателя Merlin XX, нос "Дифайента" удлинился, радиатор увеличился в размерах, киль так же подрос. Технические характеристики такой машины чуть чуть улучшились - скорость выросла до 506 км/ч на высоте 5000 метров, а район действия возрос до 885 километров, что произошло из-за установки дополнительного топливного бака. 15 сентября был совершен первый вылет такой машины, находившейся в составе 264-го Сквадрона. Однако было уже поздно, и время "Дифайентов" в ночной истребительной авиации подходило к концу. 19 февраля 1942 года 4 "Дифайента" из 151 Сквадрона вступили в бой с До-217 и Ю-88, однако смогли сбить только один Дорнье. После этого все "Дифайнты" были заменены в составах Сквадронов на появившиеся в достаточном теперь количестве "Бофайтеры" и "Москито".


"Дифайент" TT.Mk.I

Годов на все?

28 мая 1942 года в Нортхолте (Northolt) был сформирован 515 Сквадрон, на вооружении которого вплоть до декабря 1943 года стояли "Дифайенты" Mk.II. Самолеты эти получили оснащение радиоэлектронными блоками TRE для постановки помех и прикрытия, таким образом, бомбардировщиков союзников. Первый вылет такого самолета произошел вечером 6 августа 1942 года, а всего на счету этих самолетов несколько крупных миссий прикрытия как британских, так и американских бомбардировщиков.
С февраля 1942 года Mk.I и Mk.II использовались в качестве морских спасательных самолетов, снятие "Дифайента" с фронта позволило части Сквадронов получить более современные "Вестланд Лайзендер" ("Westland Lysander") и "Авро Энсон" ("Avro Anson"). Всего в морские спасатели переквалифицировали пятьдесят "Дифайентов", но и там они не смогли показать сколь-нибудь серьезного результата, к тому же все самолеты имели усталостные разрушения, что приводило к неоправданному риску полетов над морем. В конечном итоге к 1943 года все двухместные машины были заменены на "Спитфайры" ("Spitfire" ASR Mk.IIC).
В 1941 году Министерство Авиации отказало производителю ("Болтон Пол") во всех изменениях самолета (установка пушечной турели, одноместное исполнение с двенадцатью крыльевыми пулеметами), однако сразу после этого заказало еще десять машин с поставкой до мая 1943 года. Речь в этом заказе шла о модифицированном Mk.II - пулеметной турели не было, однако вес самолета не уменьшился, поскольку внутри фюзеляжа устанавливалась выдвижная мишень диаметром от 0,9 до 1,2 метра, или сигнальный флаг размером 1,2 или 1,7 метра. Стрелок при этом заменялся на наблюдателя, а самолет назывался теперь TT.Mk.I и представлял собой обычного буксировщика мишеней. Потребность в двухместных истребителях полностью отпала, и самолеты стали массово переоборудовать в такие буксировщики мишеней.


TT.Mk.III в черно-желтой окраске


Поскольку самолет был достаточно легок в пилотировании, он участвовал в большом количестве испытаний вплоть до конца войны. Так, к примеру, "Мартин Бейкер" ("Martin Baker") на DR944 установил первое в Англии катапультируемое кресло, а 11 мая 1945 года именно на этом самолете произошло первое катапультирование манекена. Интересно, что через несколько месяцев после этого "Дифайент" был окончательно признан негодным для применения в RAF. Так закончилась карьера не нашедшего применения двухместного самолета, турель которого вооружила тысячи самолетов "Хадсон", "Галифакс", "Вентура" и "Либерейтор", действовавших в составе частей RAF.

Vincent Greciet
Перевод и дополнения Никиты Донцова и alexww1

КОНЕЦ
Tags: bolton paul, авиация, англия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments