Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Маленький самолет маленькой страны, или датский Fokker D.XXI

Перед окончанием Зимней войны британцы и французы рассматривали возможность отправки военной помощи в Финляндию, пользуясь территорией нейтральных стран – Норвегии и Швеции. Немцы усмотрели в этом угрозу поставкам идущей из Швеции железной руды. Чтобы избежать этой угрозы, германский штаб разработал план захвата Норвегии, план, в котором маленькая Дания должна была служить либо трамплином для агрессии, либо серьезной авиационной базой. Маленькая датская армия, авиация которой располагала лишь горсткой «современных» D.XXI, не могла оказать серьезного сопротивления.



Для армейской авиации (Haerens Flyvertropper) D.XXI получил наименование IIIJ, то есть истребитель третьего типа; IJ или первый тип – это Bristol Bulldog, а IIJ или второй тип – Gloster Gauntlet. Помимо этих британских истребителей, основным самолетом датской авиации 30-х годов был Fokker C.V – разведчик и легкий бомбардировщик. Морская авиация (Marinens Flyvevaesen) располагала своими истребителями, и для замены устаревших бипланов Hawker Nimrod она также планировала приобрести Fokker D.XXI. В ноябре 1937 года, спустя несколько месяцев после заказа самолета армейской авиацией, морская авиация решила согласовать условия поставки и лицензию на производство двенадцати D.XXI. В конечном итоге моряки решили оснастить свою авиацию другим аппаратом - самолетом Macchi 200, но так и не смогли получить ни одной машины.


Датские D.XXI имели название IIIJ. Первые датские машины окрашивались целиком в серебряный цвет



ЗАКАЗ

Армейский заказ подразумевал помимо поставки лицензию на производство двенадцати D.XXI. 21 июля 1937 года датское Министерство Обороны одобряет подписание этого контракта – сделка заключается сумму в 85 360 флоринов и подразумевает поставку двух D.XXI без двигателей. Что касается лицензионной постройки еще десяти экземпляров, то этот контракт приносил Fokker 39 000 флоринов, а строительство каждого следующего экземпляра должно было обходится датскому бюджету в 1 500 флоринов. В январе 1939 года Дания купила также лицензию на производство двенадцати G.1 с двигателем Mercury, заплатив за это 70 000 флоринов.


Слева - J-41 на аэродроме Schiphol (Нидерланды) перед поставкой в Данию. Самолет оснащен двухлопастным винтом.
Справа - 29 апреля 1938 года, аэродром Kastrup. Капитан Larsen за штурвалом J-41


Подразумевая моторизацию D.XXI, датчане заказывают на фирме Bristol 14 двигателей Mercury VII мощностью 830 л.с. на общую сумму 29 750 фунтов. В марте 1938 года в связи с появлением новой модели двигателя, заказ был изменен на Mercury VIII. В поставке двигателей образовалась задержка, и два первых экземпляра D.XXI датчане оснастили двигателями Mercury VI мощностью 645 лошадиных сил, двигателями, которые датская армия держала в резерве для своих Gauntlet. Вполне возможно, что трехлопастные винты Ratier также не были получены, поскольку во время испытательных полетов обе машины были оборудованы двухлопастными Ratier. В апреле 1938 года капитан Larsen и лейтенант Pagh получили на аэродроме Schiphol (Нидерланды) два первых истребителя, промаркированных J-41 и J-42. 29 апреля обе машины прибыли на аэродром Kastrup неподалеку от Копенгагена.

УСТАНОВКА ПУШЕК


Слева - J-42 оснащается двумя пулеметами и двумя пушками. Прицел явно не соответствует вооружению.
Справа - Самолет оснащают боекомплектом.


До сентября 1938 года J-41 налетал в общей сложности 35 часов, после чего он был переправлен в авиационные мастерские Flyvertroppernes Verkstaeder, расположенные на территории аэродрома Klovermarken в Копенгагене. Там он должен был оставаться в качестве эталона для производственной серии в десять экземпляров. J-42 был использован в 1939 году в качестве носителя при тестировании различных типов вооружений, поставляемых компанией Dansk Industri Syndikat AS Madsen в Копенгагене. К двум 8-мм пулеметам, установленным в фюзеляже, датчане планировали добавить две 20-мм пушки, установленные в подкрыльевых гондолах. На одном из первых мест при принятии такого решения был факт того, что оружие это производилось на местных датских заводах. Однако не будем забывать, что для полноценно­го использова­ния всех возможност­ей нового вооружения­ желательно­ было и прицел заменить на что-то более совершенно­е. К тому же, J-42 со своим двигателем, мощность которого была явно недостаточна (645 л.с.), ни коим образом не мог оказаться выдающимся самолетом. Испытания, проходившие в мае 1939 года на аэродроме Avno, только подтвердили эти расчеты. С самолетом случилось два происшествия, обошедшиеся без жертв только потому, что пилоты быстро пошли на вынужденную посадку; 31 марта 1939 лейтенант Pagh после остановки мотора смог аварийно приземлиться на аэродроме Sallerupgaard, а 20 ноября по той же причине вынужденную посадку в Vaerlose совершил лейтенант Pedersen. После происшествий самолет был передан в авиационные мастерские, где с 01 декабря также служил эталоном, налетав к этому моменту чуть более сотни часов. С идеей вооружить D.XXI пушками, похоже, расставаться не намеревались, поскольку неизвестно даже о попытках установки в плоскости каких-бы то ни было пулеметов. Однако фактом остается то, что все датские истребители, вплоть до конца своей короткой карьеры, были вооружены двумя 8-ми миллиметровыми пулеметами, расположенными в фюзеляже. Также эти самолеты могли поднимать две пятидесятикилограммовые бомбы, либо восемь штук по 12,5 килограмм. Но ни одного факта применения бомб на этих самолетах зафиксировано не было.


Слева - Май 1939 года. На самолете J-42 испытывают вооружение.
Справа - J-42 до момента установки пушечного вооружения.


В рамках подготовительных работ для начала лицензионного производства, датские инженеры Klem и Hansen осуществляют в октябре 1937 года визит на завод Fokker. Другие инженеры в это же время посещают завод Bristol в Filton. Первый самолет датской сборки, J-43, поднял в небо 26 августа 1939 года лейтенант Pagh. В октябре этого же года самолет был принят на службу в Flyvertropper. До конца этого года были также поставлены машины J-44 и J-45. В начале своего недолгого пути J-43, также как и два эталона (J-41 и J-42) был окрашен целиком в серебристый цвет. Немногим позднее он был перекрашен в трехцветный камуфляж – оливково-зеленый и хаки сверху и светло-голубой на нижних поверхностях. Войсковой номер при этом значительно уменьшился в размерах и переехал на вертикальное оперение. Во время суровой зимы 1939-1940 годов все D.XXI сохранили свое колесное шасси, но обтекатели стоек на самолетах были сняты, чтобы избежать забивание снегом и обледенение.


Слева - J-42 во время испытаний.
Справа - J-43 до получения трехцветного камуфляжа. Отметим радиоантенну.


ОПЕРАЦИЯ WEZERUBUG

С поступлением Fokker D.XXI 2-яэскадрилья Flyvertropper, созданная в 1932 году в качестве разведывательной и оснащенная самолетами Fokker C.V, стала именоваться истребительной. В конце марта 1940 года эту эскадрилью пополняют семь D.XXI, самолеты с номерами от J-43 до J-49, суммарный налет которых составлял на тот момент 144 часа. Самолеты J-50 и J-51 усилят эту эскадрилью чуть позже, в первые дни апреля 1940 года. J-41 и J-42, вместе с последним самолетом датской сборки, J-52, находились в мастерских Klovermarken, и на 9 апреля 1940, день немецкого нападения и начала операции ”Weserubung”, пятьдесят второй ни разу не поднимался в воздух.


Слева - Суровая зима 1939-1940. В полете датский истребитель со снятыми обтекателями стоек.
Справа - J-47 суровой зимой 1939-1940.


На момент нападения 2-я эскадрилья не была еще в состоянии операционной готовности, поскольку за всю первую неделю апреля D.XXI налетали суммарно всего лишь шесть часов, а некоторые из самолетов еще не были вооружены. Всего же Flyvertropper обладала только лишь 40 боевыми самолетами, распределенными по четырем эскадрильям:
- 1-я эскадрилья на Gloster Gauntlet;
- 2-я эскадрилья на Fokker D.XXI;
- 3-я эскадрилья на Fokker C.V;
- 4-я эскадрилья на Fokker C.V;


В полете датский D.XXI Обратим внимание на камуфляж по передней кромке крыла

1-я и 3-я эскадрильи образовывали группу Seeland, а 2-я и 4-я – группу Jutland. Эти группы были подчинены двум подразделениям, формирующим датские сухопутные войска. Во время немецкой атаки на Данию все самолеты были сконцентрированы на аэродроме Vaerlose. Датчане абсолютно не были готовы к войне, расположенные в казармах сухопутные части были немало удивлены появлению немецких войск, пришедших с моря на Копенгаген или приземляющихся в аэропорту Aalborg. Председатель правительства Thorvald Stauning выступил с резким протестом против этой агрессии, однако в то же время признал капитуляцию. Большая часть из 26 погибших при захвате страны немцами датчан приходится на авиационную атаку аэродрома Vaerlose, осуществленную Messerschmit-110 из состава ZG 1 и ZG 76.


Аэродром Vaerlose перед немецким нападением. Апрель 1940 года.

В своем произведении ”Messerschmitt Zerstorer in Action” Jerry Campbell приводит воспоминания Wolfgang Falck, командира I./ZG1:
«Я получил приказ вылететь в направлении Дании в составе двух эскадрилий, нашей задачей было патрулирование неба над Копенгагеном с последующей посадкой в Aalborg. Во время предполетного брифинга нас заверили, что датчане будут очень удивлены и обрадованы тому факту, что немцы пришли их освободить. Однако, если какой-то самолет попытается взлететь, нашей задачей было блокирование и предотвращение любых попыток к побегу.
Этим вечером я со своими пилотами обсудил это «освобождение», и мы приняли решение лететь как можно ниже над Балтийским морем, а по достижении побережья подняться на высоту 500 метров и лететь со стороны солнца. Датчане должны были быть рады нашему появлению, но, в случае, если мы увидим врага в небе над Копенгагеном, я буду доволен фактом того, что мои молодые пилоты смогут нанести ему серьезный урон.
Следующим утром с восходом солнца мы поднялись в воздух. Сначала мы шли низко, очень низко, в каких-то пяти-десяти метрах над водой. Расстояние до цели было настолько мало, что мы не нуждались в картах. Впереди показалась береговая линия, за ней дорога, затем железнодорожные пути. Набирая высоту я заметил нашу цель –большой аэродром Vaerlose в окрестностях Копенгагена. На стоянке находились десять старых разведчиков Fokker C.V и двадцать выстроившихся в лучах восходящего солнца Fokker D.XXI. Казалось, все они прогревают свои двигатели. В случае, если они пойдут на взлет, у нас будет достаточно сил справиться с ними, несмотря на то, что бой с D.XXI на малой высоте является настоящим сумасшествием. В этот момент я замечаю, как на взлет пошел один из разведчиков. Я захожу в хвост взлетающего самолета (Fokker C.V), который находится на высоте всего в сотню метров. В этот момент мои люди начинают обстрел самолетов на земле, а с аэродрома открывают ответный огонь. Я стреляю из всего, чего могу, в находящийся передо мной разведчик, он вспыхивает и падает, а я проскакиваю вперед. Я делаю разворот и вижу столб дыма, поднимающийся на месте падения разведчика.»



Повреждения датских самолетов после немецкого нападения. Эти Fokker D.XXI будут возвращены в строй.

Немецкий пилот Falck с уважением относился к Fokker D.XXI, однако не стоит забывать, что его самолет (Bf-110) не относился к разряду истребителей. Но с другой стороны, для обстрела наземных целей самолета, лучше стодесятого, в ту эпоху не было. Haerens Flyertropper познали это в полной мере. Три D.XXI – J-43, J-47 и J-49 были сожжены атаками Bf-110, а J-45, J-50 и J-51 были повреждены.

СКЛАДИРОВАНИЕ

Официально Германия Данию не оккупировала. Она просто запретила все полеты военной авиации, но оставила датчанам всю их материальную часть. Поврежденные самолеты были, таким образом, в кратчайшие сроки отремонтированы. Среди всех D.XXI лишь J-49 был разобран. Постройка Fokker G.1 была полностью остановлена несмотря на то, что самолет был на 70% завершен.
Три находящихся в Klovermarken D.XXI (J-41, J-42 и J-52) были тщательно подготовлены, разобраны и переправлены на аэродром Rindsted в 50-ти километрах от Копенгагена. Дальше продолжилось восстановление; J-43 и J-47 были столь сильно повреждены, что в следствии ремонта поменяли свои серийные номера (113 и 114 вместо 103 и 107). Самолеты, однако, удалось полностью восстановить к октябрю 1941 года и январю 1942 года соответственно. J-47 и J-50 хранились в Klovermarken, остальные самолеты были переправлены в Ringsted, при этом номера был увеличены в размерах и заняли свое привычное место на фюзеляже.
12 Fokker D.XXI имели суммарный налет в 290 часов, половина из которого приходилась на два первых самолета. J-48 и J-50 налетали на двоих только15минут, а J-52 вообще не поднимался в воздух. В 1943 году, когда немцы разоружили вооруженные силы Дании, им достались одиннадцать практически новых Fokker D.XXI.


Peter de Jong
Перевод Никиты Донцова

Tags: fokker, авиация, дания
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment