Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Венгерский Avia-B.534

Ни для кого не секрет, что в период 1920-1945 годов Королевские Венгерские ВВС (Magyar Kiralyi Honved Legiero - MKHL) имели на вооружении больше сотни различных моделей самолетов, подавляющее большинство которых было зарубежными образцами. Конечно были у венгров и немецкие самолеты, и итальянские, и голландские, и американские, были советские, британские, французские, польские, румынские. Но были и представители авиапромышленности экс-Чехословакии.


Авиа В-534 IV серии с венгерскими опознавательными знаками

Не считая единственную "Прагу Е-39" (Praga E-39), которая несла службу в MKHL под номером I.283 (потом она стала гражданской машиной с регистрацией HA-VAA), Чехословакию в этой разношерстной компании представлял истребитель Авиа В-534 (Avia B-534) некоторое время использовавшийся венгерской авиацией. События, благодаря которым мизерное количество самолетов одной страны попадают на службу в другую, обычно очень трагичны или как минимум драматичны. Так произошло и с этим истребителем, попавшим к венграм в 1939 году. Поврежденный во время Венгерско-Словацкого вооруженного конфликта в марте 1939 года, самолет был посажен пилотом - слободником Йозефом Захаром (slob. Jozef Zachar) на территорию, оккупированную венгерской армией.

ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА


Авиа B-534 с опознавательным знаками Венгрии, введенным в марте 1942 года

Итак, 24 марта 1939 года. Словацкие пилоты получают свой первый опыт в противостоянии истребителям MKHL. Парадоксально, но единственный захваченный венграми самолет не участвовал в воздушных боях, он сел на вынужденную из-за огня с земли. Накануне утром, а точнее 23 марта в 5.30 утра, венгерские войска перешли словацкую границу в районе Карпатской Руси в Южной Словакии - территории, разборки с которой послужили причиной первого Венского арбитража. Получив новость о наступлении венгерских войск на словацкую территорию, Министр Обороны Словакии и подпулковник Генерального штаба Фердинанд Катиос (Ferdinand Catios) отдал приказ 6-й армии, командиром которой был подпулковник Августин Малар (Augustin Malar):
"Ответить на вражеское наступление переходом в оборону с последующей контр-атакой!"


Абсолютно разные по своей сути самолеты на аэродроме Будаорс (Budaors, Будапешт, Венгрия). Слева направо: Хейнкель He-70, Авиа В-534, WM-16


Однако метеосводки давали неутешительный прогноз, шел дождь, периодически сыпались снежные заряды и висел густой туман, что сильно осложнило действие словацкой авиации. В этих условиях словацкий истребители не встретили ни одного венгерского самолета, однако и в таких условиях случились первые потери - два молодых словацких пилота были убиты, а еще один серьезно ранен в первые дни военного противостояния. В сравнении с венгерскими потерями словаки потеряли очень много. Два Авиа В-534 (Avia B-534) были разрушены, еще четыре повреждены, потерян был также один Летов S-328 (Letov S-328). Но что еще более важно, так это то, что венгерские войска продвинулись достаточно сильно вглубь словацкой территории. В этот же день в 23.10 министр обороны сообщает командующему 6-го Корпуса, что
"словацкое правительство направило ультиматум венгерскому правительству, в котором содержится требование вывода войск с оккупированной словацкой территории к 8.00 утра 24 марта 1939 года."


Аэродром Дьор, 1943 год


Время ультиматума истекло, и в 10.00 утра звено из трех В-534 45-й Эскадрильи (пилотами были ротмайстер Ян Херготт (Jan Hergott), поручик Йозеф Паленичек (Jozef Palenicek) и слободник Йозеф Захар (Jozef Zachar)) получило задание на бомбардировку танков неприятеля, шедших на поддержку 9-й Отдельной Бригады в район Тибава-Собранце-Нижна Рибница (Tibava-Sobrance-Nizna Rybnica). Во время штурмовки на малой высоте, огонь с земли накрыл самолет Захара, однако пилоту удалось посадить свой поврежденный аппарат на захваченной венгерскими войсками территории. Согласно венгерским отчетам, подробно задокументировавшими этот факт (существует даже опубликованная в венгерской газете фотография), на самолете было серьезно повреждено правое верхнее крыло.


24 марта 1939 года. Повреждения словацкого Авиа В-534

Вскоре после посадки слободник Захар попал в плен и был допрошен венграми, но не мог сообщить ничего, кроме того, что и так было известно - основная база словацкой авиации находилась в Спишска-Нова-Вес (Spisska Nova Ves) - Игло (Iglo) в венгерском написании. Скорее всего именно из-за этого Захар впоследствии не был обвинен в измене. Вскоре после его вынужденной посадки самолет был отправлен в ремонтные мастерские, где его полностью восстановили и провели соответствующие испытания, доказавшие полное восстановление аппарата и его боевую готовность. Больше всего времени для восстановления венгерским механикам потребовалось на двигатель, но в конце концов самолет был принят на вооружение и получил стандартный, для MKHL того времени вид номера - G.192.

СЛУЖБА В MKHL


Avia B.534 с гражданской регистрацией. Аэродром Дьор, 1943 год

Самолет неоднократно проходил испытания, при чем не только профильными летчиками, но и опытными боевыми пилотами, отозванными для этого с фронта. В числе прочих самолет испытывал и известный в Венгрии пилот, настоящая легенда местной авиации, Аладар Хеппеш (Aladar Heppes). Надо сказать, что сравнение самолета с итальянскими ФИАТами CR.32 и CR.42 показало, что Aвиа В.534 проигрывает им по всем параметрам, обладая гораздо меньшей максимальной скоростью и слабым вооружением.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ


Avia B.534 с гражданской регистрацией. Аэродром Дьор, 1943 год

После всесторонних исследований военные в 1943 году передали самолет в Аэроклуб венгерского технического университета в городе Дьёр (Gyor). Военное обозначение G.192 было заменено гражданской регистрацией HA-VAB, код который и оставался на этом самолете вплоть до 1945 года, когда, согласно архивным данным, самолет был разрушен при эвакуации.

Martin Fekets
Перевод и комментарии avianikitoss и alexww1
Tags: avia, авиация, венгрия
Subscribe

  • F.E.8 от поляков

    Что же, хоть я и в губернии, это не означает, что не могу я начать новый проект. И вот он - F.E.8 от Модельбуда. Все как полагается :-)…

  • Гости из Нижнего

    Говорят, жара спала? Как-то мы в этом не уверены. А потому предлагаем вам приготовленный еще весной ролик, который должен немного охладить вас в…

  • Пивной июнь. Путеводитель

    Отгремел май, установлен новый рекорд - 83 различных сорта пива за месяц. Казалось бы, после этого июнь должен пройти спокойно, но "это же не наш…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • F.E.8 от поляков

    Что же, хоть я и в губернии, это не означает, что не могу я начать новый проект. И вот он - F.E.8 от Модельбуда. Все как полагается :-)…

  • Гости из Нижнего

    Говорят, жара спала? Как-то мы в этом не уверены. А потому предлагаем вам приготовленный еще весной ролик, который должен немного охладить вас в…

  • Пивной июнь. Путеводитель

    Отгремел май, установлен новый рекорд - 83 различных сорта пива за месяц. Казалось бы, после этого июнь должен пройти спокойно, но "это же не наш…