Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Sopwith 1 ½ strutter

“Sopwith 1 ½ strutter” (Сопвич полуторастоечный) появился в декабре 1915 года в Британии. Немедленно после появления на фронте он вызвал интерес у французов, которые приобрели лицензию и уже в конце 1916 года компании «Анрио», «Моран-Солнье», «Сальмсон», «Ньюпор» и некоторые другие начали выпуск этого самолета. Некоторое время во французской армии существовали параллельно Сопвичи английской и французской постройки, но затем британские сошли на нет.



Всего французами за время войны было построено около 4000 машин этой марки, в добавление к которым англичане сделали менее 1300, а русские – около 100 полуторастоечных Сопвичей. Основным отличием французских машин был другой двигатель («Рон» вместо «Клерже»), откуда, возможно, и пошли предположения о разной длине произведенных по разные стороны Ла-Манша машин. Вообще, когда речь заходит о размерах самолета, справочники сильно противоречат друг другу. Длина его варьируется в разных источниках, причем некоторые из них дают 3см разницу в длине между самолетами английского (длиннее) и французского (короче) производства. Учитывать или не учитывать все это при моделировании – вопрос отдельный, и каждый решает его самостоятельно.
Сопвичи несли службу во французских войсках до середины 1918 года, когда стали массово списываться, заменяясь более современными машинами.

ВАРИАНТЫ ОКРАСКИ

«Роден» в своей инструкции дает два варианта самолета:
Sopwith 1.B.1. из SOP111 (далее будем называть его «машина с лебедем») и Sopwith 1.B.1 из SOP107 («машина со змеем»).



Про «машину с лебедем» можно честно и откровенно сказать, что вариант этот притянут за уши. Во-первых, вся техничка, которая дается Роденом, принадлежит совершенно другой машине, что естественно, так как фотографий именно этого самолета с лебедем всего две, и по ним техничку определить не представляется возможным. Зато совершенно точно можно определить, что лебедь на борту нарисован внутри овала, а не круга. Принимая во внимание все вышесказанное можно заявить, что создать копию этой машины не представляется возможным. Зачем производитель предложил именно такой вариант – для меня загадка, ведь существует масса фотографий и описаний других французский бомбардировщиков, которые и можно было предложить к постройке. Для желающих - таки сделать именно «лебедя» имейте в виду, что на верхнем крыле прототипа стоял пулемет (это четко видно по фотографии).



Окраска «машины со змеем» более интересна и достоверна. Во-первых, четко известен серийный номер машины, и на декалях от «Родена» он дан правильно. Во-вторых, есть сразу несколько подтверждающих фотографий, на которых четко видны и змея, и лотарингский крест В КРУГЕ («Восточный экспресс» в 72-м масштабе ошибочно дает его в овале). Во-вторых, известна и история этой машины – 17 июля 1917 года пилот су-лейтенант Огюст Федид (SLt Auguste Faidide) потерял ориентировку и совершил посадку на немецкой территории. Немцы и произвели детальное фотографирование трофейной машины. Дальнейшая судьба пилота неизвестна...




ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

Детали модели выполнены из качественного светло-серого пластика, правда, литниковые рамки слишком толсты (на мой взгляд), но, с другой стороны, это предохраняет детали от преждевременного рассыпания и разламывания. Декаль представляет собой маленький листок с французскими кокардами и эмблемами на два указанных выше варианта. Присутствует маленькая плата фототравления, на которой есть лючки на французский и английский варианты, держатели для расчалок, толкатели для детализации двигателя, приборная панель, бомболюки и не очень хорошая (потому как плоская) имитация качалок элеронов и руля направления.



Часть деталей с литников останется у вас «про запас» - верхнее крыло с прозрачными проемами ни на одном из двух предлагаемых вариантов не используется, также не используются и пулеметы с турельной установкой. Стойка бипланной коробки, на которой установлен ПВД в форме вилки, предназначена для британских самолетов и не используется у французов.



Что больше всего удивило – так это инструкция. Непривычного для «Родена» формата А5, она мало того, что мелкая, так еще и изобилует неточностями и недосказанностями. Так, к примеру, не указано, какое из двух дающихся в наборе верхних крыльев необходимо установить (надо то, которое без окон в центроплане), детали 3F и 4F перепутаны местами прямо на первой картинке, деталь 17I вовсе не ось внутри двигателя, а ветрянка, предназначенная для крепления на стойку шасси (о ветрянке, кстати, в инструкции нет ни слова), данные по длине и размаху крыла самолета не верны (7600 и 10210 вместо 7720/7690 и 10200 соответственно). Вообще не покидает ощущение некоей недоделанности модели, когда неплохой пластик и разумное в целом членение портятся абсолютно неадекватно сделанной инструкцией и вариантами окраски.

ТАБЛИЦА РАЗМЕРОВ



СБОРКА

1. Половинки фюзеляжа изогнуты, и соединить их правильно удастся только после основательной подгонки.
2. На боковинах изнутри четко видимые следы толкателей. На одноместном самолете это не критично, а вот если будет двухместный, придется поработать шпаклевкой.
3. Боковые поверхности окрашиваются в цвет полотна, силовой набор деревянный. Я протянул переплет из натянутых крест-накрест нитей, и подчеркнул силовой набор изготовлением вертикальных стоек из тянутого литника.



4. В крыльях проделал отверстия под инспекционные панели, на нижнюю сторону приклеил прозрачный пластик и подготовил к шпаклевке.



5. Двигатель очистил от облоя и следов стыка пресс-форм, окрасил в полированный стальной цвет. Затем прошел сухой кистью черной краской, окрасил в красный цвет проводку к свечам, в полированный алюминий толкатели из набора фотоэтчеда. Далее начинается самое интересное:



5.1. Деталь с трубами на двигателе показывает 80-ти сильный Рон, характерной особенностью которого являются те самые трубы, располагавшиеся спреди цилиндров двигателя. Согласно инструкции их и надо клеить спереди, но это неверно, так как трубы должны идти сзади цилиндров, поскольку инструкция в модели четко говорит об оснащении самолета 130-ти сильным Роном модели 9JB.
5.2. Толкатели из травления совершенно не передают форму – они плоские, к тому же не точно попадают на головки цилиндров, будучи отпечатанными со смещением. Резюме – толкатели необходимо заменить на самодельные из булавок или кусочков тянутого литника. Однако принимая во внимание тот факт, что толкатели располагаются сзади двигателя, и, следовательно, абсолютно не видны спереди, можно установить лишь те из них, которые видны снизу фюзеляжа.
5.3. Если брать проблему в целом, то лучше всего и проще всего купить смоляной двигатель от «Вектор», собрать его и проставить на модель вместо того двигателя, который дается «Роденом» в наборе.
6. На капоте зашпаклевал глубокий след от толкателя.



7. Стойки бипланной коробки, шасси, а также начинку кабины пилота окрасил в базовый цвет, затем отсоединил от литника (осторожно, мелки детали очень ломкие), обработал шкуркой и подготовил к финишной покраске и тонировке. На кабанных стойках присутствует хорошо заметные следы от половинок пресс-форм – не забудьте тщательно их сточить.



8. Зашпаклевал оборотные стороны лючков, подготовив их к дальнейшей обработке.
9. Собрал полик, педали и кресло пилота. Протянул растяжки по полу кабины. Сам пол подрезал и уменьшил в толщине примерно на 0,5 мм.



10. На боковинах фюзеляжа установил приводы перестановки стабилизатора и тросы управления воздушным тормозом. Установил кольца управления.



11. Окрасил приборную панель, удалил лишние части, капнул на диски приборов черной краской, затем залил тамиевским акриловым глянцевым лаком для имитации стекла



12. Установил интерьер кабины. В инструкции место его установки не указано, потому имейте ввиду, что Вам придется подбирать его по месту, исходя из того, что кресло пилота не может «уехать» в бомбоотсек, рукоятки приводов перестановки стабилизаторов и воздушных тормозом должны быть ПЕРЕД креслом, а не справа-слева от него, и приборная панель не должна глубоко «утонуть» внутри фюзеляжа. Задачка не из простейших, надо Вам сказать.
13. Собрал половинки фюзеляжа, установил нижнее крыло. Узел стыковался не очень хорошо — пришлось поработать и шкуркой, и шпаклевкой.



14. Обработал все мелкие детали (ветрянка на шасси, цилиндр на хвостовой костыль), окрасил в металлические оттенки и оттенки дерева и отложил в сторону для окончательной сборки модели.

НАИБОЛЕЕ ЯРКИЕ ОШИБКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ МОДЕЛИ

1. Травленкой даются люки для сброса бомб – это люки ТОЛЬКО ДЛЯ ДВУХМЕСТНОГО БРИТАНЦА, к французским бомбардировщикам они не имеют никакого отношения. После сравнительного анализа многочисленных фотографий пришло решение делать два люка – передний и задний, разделенные задним лонжероном. Это единственная возможность сброса бомб из переднего бомболюка.
2. Толкатели не совпадают с цилиндрами на двигателе, к тому же они неестественно плоские.
3. Двигатель в наборе – Рон. Инструкция говорит о том, что трубы надо приклеить спереди. Это неправильно, так как на 130-ти сильном Роне модели 9JB трубы шли позади цилиндров с левой стороны, если смотреть по полету.
4. Места установки приводов (больших колес для управления приводами) отлиты неправильно, их надо переносить вперед минимум на 4 мм, иначе колеса придутся ровно на пилотское кресло, что не даст сомкнуться половинкам фюзеляжа.
5. Ось шасси дана в полетном положении, тоесть прямая. На стоянке шасси «ломалось», изгибаясь вверх. Обтекатель-крылышко сохраняло при этом строго горизонтальное положение, а колеса приобретали характерный «развал».
6. Узел стыковки оси и стоек шасси выполнен неверно, правильную конструкцию можно подсмотреть в Datafile.



7. Кабанные стойки чуть короче, чем надо. Необходимо нарастить их вставкой высотой 1 мм.
8. Схема натяжения растяжек неточна, в ней не хватает перетяжек кабанных стоек. Что интересно — бокс-арт модели абсолютно корректен в этом вопросе и схему растяжек разумнее брать не из инструкции, а с коробки.

ОКРАСКА И ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СБОРКА



Окраска модели достаточно проста, ведь французские самолеты были целиком цвета неокрашенного полотна. Главное на этапе окраски — не забыть про верх кабины пилота, ведь на нем присутствуют сразу три цвета (металлический капот, деревянный кокпит, тряпочные боковины и вновь металл для бомбоотсека).
Не ясен вопрос с цветом колпаков колес — из анализа фотографий можно лишь понять, что колпаки тряпочные. С цветом сложнее, так как на разных боковиках присутствуют разные варианты. Посмотрев фотографии, я решил сохранить на модели колпаки цвета неокрашенного полотна (вариант «со змеем»), хотя также право на жизнь имеют сине-голубой и бордовый варианты окраски этих деталей.



Отдельно было окрашено хвостовое оперение, отдельно подготовлен комплект стоек, подкосов и прочей «бипланной мелочи». Для имитации дерева опробовал три разных цвета от АКАН, которые обрабатывались после нанесения смоченной в растворителе кисточкой — результат мне понравился.



Внутренние поверхности крыльев и стабилизатор целиком ДО МОМЕНТА ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ СБОРКИ оттонировал, протирая их с незначительным усилием тряпочкой, смоченной разведенными водкой миговскими пигментами. Это необходимо для того, чтобы внутренность бипланной коробки не отличалась по тону от всего самолета, который будет тонироваться позже, после установки растяжек и декалей.
Установив растяжки внутри бипланной коробки вышеуказанным способом тонировал верхнее крыло сверху и нижнее снизу, убрав предварительно все следы от натяжения растяжек (отверстия в верхнем крыле). После тонировки нанес на модель слой глянцевого лака «Акан».



На собранный остов самолета нанес декали. Сразу отмечу — качество декалей, как это обычно бывает у «Родена», очень плохое. Картон, рвущийся картон. И форму не принимает даже со специальными жидкостями, и переводится не желает, распадаясь на кусочки еще при размачивании. Правда отмечу, что сами краски декалей яркие, никаких просветов под ними не обнаруживается и, что самое важное, лотарингский крест выполнен полым внутри, тоесть через него просматривается полотно фюзеляжа, что очень хорошо видно на фотографии прототипа.



После нанесения декалей установил стойки шасси, сымитировав предварительно накрученные на оси резинки, как это было на настоящем самолете. Резинки эти имитировал обыкновенной нитью, пропитанной жидким суперклеем «Монолит» (он более текуч в сравнении с традиционным «Супермоментом»). На заранее подготовленную изломанную ось (выполнена из подогнутой иглы от шприца) установил предварительно тонированные колеса. Сразу предупреждаю — колпак в колесо не входит, так что готовьтесь к обработке и сухой подгонке этой детали. Резина на колесах ни в коем случае не черная — серая, как на всех самолетах Первой Мировой Войны.



После высыхания лаков и клея подготовил модель к тонировке черной масляной краской, разведенной пиненом. Правда вначале по причине чрезмерной яркости декалей пришлось приглушить их с помощью фильтра из жидко разведенной черной краски, но эта операция не заняла много времени.
Масло с пиненом легли без проблем, придав модели еще более грязный и заслуженный вид. Высушив тонировку я натянул все основные тросы управления, а также «переплел» хвостовое оперение и шасси.
Перед тем, как фиксировать растяжки на крыльях, я заменил на самодельные зубья на элеронах, через которые проходят тросы. Может я немного отошел от истины, слегка увеличив их размер, зато смотрится такая растяжка очень выигрышно. А мне зачастую именно это и необходимо.
Завершающим аккордом стали установка воздушного винта, вентилятора на стойку шасси (не забываем провод от нее в кабину) и пирамиду пулемета на верхнее крыло. Самого пулемета в этом варианте небыло, поэтому и ставить его нет никакого смысла. А вот пирамида была — поэтому аккуратно устанавливаем ее на законное место. Инспекционные окошки на крыльях закрыты рамками, вырезанными плоттерной резкой из серо-бежевого оракала. На этом сборка самолета заканчивается...



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если в двух словах — хорошая добротная модель. В целом это калька с 72-го масштаба, разработанного в свое время «Токо» и продающегося сейчас как «Восточный Экспресс». 48-й масштаб очень подходит для самолетов Первой войны, и этот Sopwith 1B1 яркое тому подтверждение. Мой совет однозначен — такой самолет должен стоять в коллекции. Особенно — в коллекции самолетов Первой Мировой Войны.



КОНЕЦ

Статья, как и собственно сборка модели, датированы 2010 годом. С тех пор, в принципе, мне про этот самолет добавить нечего...
Tags: roden, sopwith
Subscribe

Posts from This Journal “sopwith” Tag

  • Sopwith Triplane, F.lt. Robert A.Little, 8 naval sqn, Saint-Eloi, Франция, май-июль 1917 года

    Разработка эта датируется весной 1916 года, когда, для улучшения маневренности, Герберт Смит создал так называемый триплан, самолет с тремя парами…

  • Sopwith triplane - Сборка окончена

    Остались декали и растяжки. Модель пока не на колесах, они сохнут, скоро будут установлены на место) Самое сложное, что осталось, это отрегулировать…

  • Sopwith triplane - планер собран

    Все три крыла состыкованы, образ Триплана, наконец, проявляется - вот только далось это достаточно долгой работой. Стойки совершенно ни к черту,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Posts from This Journal “sopwith” Tag

  • Sopwith Triplane, F.lt. Robert A.Little, 8 naval sqn, Saint-Eloi, Франция, май-июль 1917 года

    Разработка эта датируется весной 1916 года, когда, для улучшения маневренности, Герберт Смит создал так называемый триплан, самолет с тремя парами…

  • Sopwith triplane - Сборка окончена

    Остались декали и растяжки. Модель пока не на колесах, они сохнут, скоро будут установлены на место) Самое сложное, что осталось, это отрегулировать…

  • Sopwith triplane - планер собран

    Все три крыла состыкованы, образ Триплана, наконец, проявляется - вот только далось это достаточно долгой работой. Стойки совершенно ни к черту,…