Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Ясухико Курое. Окончание

В начале 1943 года 64-й Сентай вновь проводит 15 дней в Японии, где восполняет потери в живой силе и перевооружается на доработанный Накадзима Ки-43-II Хаябуса (Nakajima Ki-43-II Hayabusa). Новые машины возвращаются в Бирму в феврале, и 14-го числа (на следующий день после гибели командира части майора Яги (Yagi), Курое ведет одиннадцать самолетов на эскортирование шести легких бомбардировщиков, направляющихся в Донбайк (Donbaik), к северу от Акьяба (Akyab, Бирма), на побережье бенгальского залива. Во время этого полета истребители встретили группу Харрикейнов. Последовавшая за встречей битва привела к потере двух самолетов 64-го Сентая, за что англичане были вынуждены отплатить потерей четырех своих машин. Неизвестно, принимал ли Курое участие в сбитии этих самолетов.


Накадзима Kи-43-II, Бирма, 1943 год

25 февраля стал очень плохим днем для японских пилотов. В тот день истребители, включая Курое, не смогли защитить бомбардировщики Ки-21 из 98-го Сентая, шедшие на бомбардировку Дибругарха (Dibrugarh). Японское соединение, состоящее из двадцати одного истребителя и двадцати семи бомбардировщиков, было замечено постом ВНОС в 6.35, после чего была передана команда в Штаб 51-й Истребительной Группы, которая в течение нескольких минут подняла в воздух тридцать два «Вархока» (P-40K Warhawk) из 25-го и 26-го американских истребительный сквадронов. Японцам повезло, поскольку они подходили под прикрытием облаков, но для проведения атаки им необходимо было снижаться, и потерять таким образом преимущество. Американцы воспользовались этим и набросились на бомбардировщики. Несмотря на быструю реакцию японских истребителей, пять «Салли» («Sally») были сбиты. Еще хуже было то, что в этом бою погиб новый командир 64-го Сентая майор Акера (Akera). Пилоты Р-40, в числе которых был Edward M.Nollmeyer (пять побед), не понесли ни одной потери, амбициозно заявив о 12 сбитых, 14 возможно сбитых и 6 поврежденных самолетах противника.

В марте 1943 Курое передает командование 3-м Чутаем лейтенанту Эндо (Endo), и заменяет майора Акеру на посту заместителя командира. 14 марта во время вылета в район Магуэ (Magwe, Бирма), шестнадцать Ки-43 встречают десять Харрикейнов, сопровождающих три Бленхейма. В завязавшемся бою Курое сбивает один из британских истребителей при помощи своего ведомого, лейтенанта Исии (Ishii).
В это время японцы принимают решение использовать трофейные Кертисс Р-40, конечно же серий Е и К. 50-й Сентай использует эти самолеты в миссиях по охране Рангуна (Rangoon). Курое вспоминает неприятный эпизод, во время которого «Вархок», пилотируемый японским летчиком, сбил бомбардировщик Ки-21, и было это примерно 21 марта. Бомбардировщик принадлежал 12-му Сентаю и возвращался с задания с целью приземлиться на аэродроме №1 в Фени (Feni, или Fenni, это город и одноименный округ на юго-востоке Бангладеш, который был тогда частью Индии, на берегу Бискайского залива - прим.переводчика). На борту самолета находились командир 3-го Чутая капитан Сигео Ивахаси (Shigeo Iwahashi) и командир 12-го Сентая полковник Йосии (Yoshii). Эскортировали его Ки-43 из 64-го Сентая, возглавляемые Курое. ТОчные выстрели Р-40 оторвали Ки-21 хвостовое оперение и самолет разбился под Мингаладоном (Mingaladon), похоронив под обломками четверых человек, однако пилоты, и среди них Ивахаси, отделались серьезными повреждениями, а Йосии вышел из переделки целым и невредимым. Японские «Вархоки» атаковали также по ошибке еще два Ки-21, правда на этот раз без повреждений.


Ясухико Курое в кабине своего Kи-43-II

Еще один Харрикейн упал под ударами Курое во время рейда на Кокс Базар (Cox Bazar, город в бывшей Индии, теперь Бангладеш), проведенного 21 мая 1943 года и выполненного самолетами 50-го и 64-го Сентаев. Самолет был частью эскорта, составлявшего четыре истребителя, прикрывавшего одиночный Бленхейм и попавшего прямо на японские истребители. Двухмоторный самолет был сбит ведомым Курое, который повредил и другой Харрикейн, а 50-й Сентай разделался с третьим. По дороге домой пилоты 64-го Сентая встретили группу из 9 бомбардировщиков В-25 и уничтожили один самолет.

13 сентября 1943 Курое одерживает еще одну победу, сбив Локхид (Lockheed F-5), разведывательную версию самолета P-38, пилотируемую лейтенантом Френком Тилкоком (Lt Frank H.Tilcock) из 9-го фотографического сквадрона, который, вполне вероятно, так и не заметил присутствия Курое. По поводу своей встречи с японским пилотом Тилкок рассказывал:
«Я совсем не заметил атакующий меня самолет. Единственным и неоспоримым фактом его присутствия стало разрушение приборной панели моего самолета, а затем огонь и дым, заполнившие кабину…»

Американский пилот выпрыгнул с парашютом и через три дня попал в плен. Как вспоминает об этом в своих мемуарах Курое, он чуть позже нанес своей жертве визит, и Тилкок сообщил ему, что был сбит в годовщину собственной свадьбы. Именно это и позволило потом точно определить дату, в которую произошло это событие.


Фотография февраля 1942 года. Ki-43-I из состава 2-го чутая 64-го сентая. Аэродром Сунгай Петани, Малайзия

27 ноября 1943 года Курое ведет семь самолетов 64-го Сентая в атаку на Либерейторы, идущие бомбить заводы по производству запасных частей в Инсейне (Jnsein, Бирма), неподалеку от Рангуна. Бомбардировщики появились в районе цели в 13.30 в сопровождении пятнадцати Мустангов из 530-го FS и четырех Лайтнингов из 459-го FS. Сначала Курое, на своем Ки-44 «Сёки», в окружении большого количества Ки-43, выбирает для своей цели P-38. Очень быстро два Лайтнинга загораются и идут к земле, а их пилотам удается выпрыгнуть с парашютами. После этого Курое поворачивает к P-51А, и открывает огонь по последнему самолету, который вскоре падает, объятый языками пламени, не успев сбросить подвесные топливные баки. Сразу после этого Ясухико атакует еще один Мустанг, который разделяет судьбу предыдущего. Следующий Мустанг появляется в прицеле японского аса, но Курое не успевает расправиться с ним. Вторым пилотом из 64-го Сентая, солидно пополнивший свой боевой счет, был лейтенант Йохеи Хиноки (Lt Yohei Hinoki - всего 12 побед), сбивший Мустанг, Лайтнинг и два Либерейтора, а еще два бомбардировщика были сбиты пилотами из 21-го Сентая, которые приняли участия в битве на двенадцати своих Ки-45КАИ «Торю» («Toryu»). Заявленные японскими пилотами результаты в целом совпадают с отчетами американцев, которые подтвердили в тот день потерю четырех Мустангов, двух Лайтнингов P-38, трех B-24 из 308-й BG. С другой стороны, успехи американцев были чрезмерно раздуты, поскольку стрелки бомбардировщиков заявили о тринадцати сбитых и семи поврежденных самолетах противника, к которым надо добавить три победы, одержанные летчиками Мустангов. На самом деле японцы потеряли только один самолет - пилот Сиро Судзуки (Shiro Suzuki) был сбит, ну и пилот Хиноки (Hinoki) ранен.


Сайгон. Самолеты 2-го Хентая 47-го Докурицу Чутая

Курое был в числе первых японских летчиков, которым посчастливилось сбить «деревянное чудо» британцев - факт, произошедший 2-го ноября в небе над Рангуном. До этого момента Москито всегда удавалось уйти от японцев благодаря своей высокой скорости. Жертвой Курое стал Москито PR Mk.IX (номер DZ697) из 684 Сквадрона RAF, пилотируемый флаинг-офицерами Фелдингом и Тартоном (F/O Fielding & Turton). Другой Москито, на этот раз FB Mk.VI, был сбит Курое 10 декабря: самолет летел настолько быстро, что Курое потребовалось более 40 минут чтобы выйти на приемлемую для стрельбы дистанцию, после чего он поразил левый двигатель двухмоторного самолета. Но израсходовав за время атаки весь свои боекомплект, он не смог нанести ему решающего укола. Ему пришлось пойти на хитрость. Поравнявшись с самолетом, Ясухико жестами отдал экипажу приказ сменить курс и идти на посадку за японской линией фронта. Не имея ни малейшего понятия о том, в каком состоянии находится самолет их противника, сержант Бут (Sgt Boot - пилот) и сержант Викинс (Sgt Wikins) повиновались. К несчастью, во время вынужденной посадки Бут зацепился крылом за дерево и Москито взорвался на земле, похоронив под обломками обоих пилотов.
«Мне было их очень жалко», - скажет через несколько лет Курое.

Одна из последних миссий Курое в рядах 64-го Сентая состояла в сопровождении шести Ки-21 и трех загруженных бомбами истребителей, которые имели задание атаковать транспортные корабли союзников в районе Акьяба (Akyab) 30 декабря 1943 года. Шести японским истребителям не удалось защитить бомбардировщики, которые были почти полностью уничтожены примерно тридцатью Спитфайрами. Только один из них смог вернуться на свою базу, а еще одному пришлось сесть на вынужденную в Акьябе.


Кавасаки Ki-102, найденный американцами после оккупации Японии

Через несколько дней, 8 января 1944 года, Курое покидает 64-й Сентай и направляется в Армейский Летный Исследовательский Центр (Rikugun Koku Shinsa Bu). В качестве пилота-испытателя он принимает участие в облете новых самолетов и тестировании нового вооружения. Среди прочего, он летал на высотном истребителе Кавасаки Ки-108 (Kawasaki Ki-108). Несмотря на то, что он находился в части, не ведущей активных боев, личный счет Курое не останавливался. 25 марта он перехватил два B-29, управляя высотным истребителем Кавасаки Ки-102Ко (Kawasaki Ki-102Ko). В ночь на 23 мая он добавил к своему списку еще две Суперкрепости (Superfortress), на этот раз пилотируя Накдзиму Ки-84 Хайате (Nakajima Ki-84 Hayate).

Подвиги Курое были высоко оценены. 15 июня 1945 года он получает официальное объявление благодарности перед тремя тысячами солдат, а также бутылку саке из рук генерал-лейтенанта Кумаичи Терамото (Kumaichi Teramoto).
Несмотря на три полученных ранения и неоднократные сбития его самолета, на котором порой насчитывали до 500 попаданий, Курое благополучно дожил до конца войны. В послевоенное время он принимал участие в создании японских сил самообороны, а затем, в ранге генерала, вступил в командование соединением реактивных истребителей.


Кавасаки Kи-108, первый построенный экземпляр, заводской аэродром Гифу, Япония, август 1945 года

Ясухико Курое скончался 5-го декабря 1965 года, утонув во время морской рыбалки.

Martin Ferkl
Перевод avianikitoss. Исправления и комментарии avianikitoss совместно с alexww1
Tags: Курое, авиация, япония
Subscribe

Posts from This Journal “япония” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments