Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Bristol Bulldog, 19 squadron RAF, Duxford, вторая половина 30-х годов

Bristol Bulldog был спроектирован Capt. Frank S. Barnuel как одноместный истpебитель-перехватчик в 1926-1927 годах. Свой первый полет под управлением тест-пилота Bristol Company летчика Capt. Cyril F.Uwinsem самолет совершил 17 мая 1927 года. Всю историю проектирования, разработки и запуска в производство я приводить тут не буду, ибо не имею привычки делать перепосты с Airwar.ru, поскольку искренне считаю, что интересующийся человек сам в состоянии зайти на столь известный ресурс. Здесь я хочу рассказать об использовании самолета Bristol Bulldog.





Первым подразделением, оснащенным самолетами Bristol Bulldog, стал 3 Squadron, получивший 8 аппаратов в 1931 году. За ним последовал 17 Squadron, первоначально получивший семь самолетов. Третьим стал 56 Squadron, получивший Bulldog IIs. Затем последовали и остальные Squadron, которые оснастили самолетами Bristol Bulldog IIAs. К середине тридцатых этими машинами оснастили десять из тринадцати Squadron, формирующих Air Defence Великобритании.



Один из лучших пилотов RAF, Douglas Bader, также летал на Bristol Bulldog. Bader прибыл в 23 squadron в августе 1930 года, когда подразделение еще летало на Gloster Gamecock. Он быстро стал одним из лучших воздушных акробатов и принимал участие в большом количестве показов. В конце 1931 года Squadron переоснастили на Bristol Bulldog, на одном из которых он попал в ужасную аварию.

14 декабря 1931 года Flight ”C” исполнял полеты по ежедневному заданию. Bader получил разрешение на исполнение нескольких акробатических фигур. Час или полтора он был занят разнообразнми маневрами, а после посадки он запросил разрешения на полет на ланч в Woodley, куда и направился с одним из своих приятелей-пилотов. Приземлившись неподалеку от летной школы, которой руководил брат друга Bader, летчики пообедали, а вскоре после обеда директор школы попросил повторить утреннюю акробатику. Первая часть акробатического шоу прошла без проблем, но во время исполнения второй части самолет Bader зацепил крылом землю и моментально скрылся в пылевом облаке. Летчика удалось вытащить из самолета и отправить в больницу. Казалось, что ампутация ног поставит крест на его карьере, однако, полностью овладев протезами, он, в качестве пилота, участвовал в Битве за Британию, был сбит и взят в плен во Франции.



В июне 1933 в Hendon проходили учения, в которых приняли участие два Squadron на Bristol Bulldog. Hendon защищал 19 squadron, для быстрой идентификации машин которого все самолеты были окрашены в отвратительный красно-оранжевый камуфляж, хотя на деле все строевые машины были просто серебряными. Когда «вражеские» бомбардировщики приблизились, Squadron перешел в атаку на них и «сбил» самолеты противника. После этого машины, не приземляясь в Handon, легли на обратный курс в Duxford. По пути пилоты решили расстрелять все свои оставшиеся учебные боеприпасы. Этот факт вызвал настоящую панику среди местных жителей, которые сообщили в полицию о факте нападения на них иностранных самолетов.



Во время этих же учений три Bulldog из 3 Squadron, пилотируемые Flt Lt B.W.Knox, Fly Off D.Boitel-Gill и Sqt L.James, принятии участие в «собачьей схватке» с Boulton-Paul Sidestrand из 101 squadron. Несмотря на то, что это был двухмоторный бомбардировщик, он оказался чрезвычайно маневренной машиной. И Bristol Bulldog пришлось очень нелегко.
Годом позже во время ежегодных маневров в Hendon пять самолетов Bristol Bulldog из 19 Squadron, возглавляемых Flt Lt H.Broadhurst (позднее он станет Sir Harry Broadhurst), показали превосходный высший пилотаж в клубах красного, белого и синего дымов. В финале они продемонстрировали “Lovers Knot” (“любовный узел” – виртуозный групповой пилотаж). В 1935 году Squadron переоснастили самолетами Gloster Gauntlet
23 ноября 1933 года три Bulldog из состава 54 Squadron сформировали так называемую «акробатическую тройку».
Во время «абиссинского кризиса» в конце 1935 года 3 Squadron, оснащенный самолетами Bristol Bulldog был отправлен в Хартум, в Судан, где провел восемь месяцев, после чего благополучно вернулся в Kenley в августе 1936 года.
В 1937 году все Bristol Bulldog были сняты с вооружения, многие из них были переведены во вторую линию, а многие отданы в акробатические школы, где продолжали верой и правдой служить своим новым хозяевам.

Bristol Bulldog оказался очень востребован на внешнем рынке. Эти самолеты служили в Соединенных Штатах Америки, Австралии, Дании, Эстонии, Финляндии, Японии, Латвии, Испании. Швеции, а также в королевстве Сиам. Впрочем, это уже совсем другая история.




ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

Цена - 5,99 британских фунта без учета доставки, куплена в интернет-магазине Hannants в 2012 году

Бокс-арт достаточно консервативен. Вот чувствуется в нем что-то от ЧССР... Вроде и по делу все, но все как-то не так, что-ли... Ну и значок 6+ на лицевой стороне конечно умиляет :-) Да, и кстати - изображенный на бокс-арте аппарат собрать будет весьма проблематично. Почему? Да потому что на крыльях и фюзеляже уже отлиты места для другого варианта. Но места эти не подходят и туда. Вот как бывает :-)



Что касается пластика - то это просто "тушите свет". Немало я видел моделей, но чтобы вот так... Толкатели и утяжины повсюду, вместо двигателя вообще какие-то "грибочки" с ненормальным смещением, киль напоминает шахматную доску, да к тому же и отлит неправильной формы, стойки бипланной коробки выполнены в форме букв "П" (эта мода из 70-х годов), интерьер отсутствует... В общем продолжать можно до бесконечности. Да и выглядят эти детали как-то не лучшим образом, крылья вообще напоминают стиральную доску... В общем смотрите сами:



С инструкцией после пластика все оказалось просто. Я уже не ждал ничего выдающегося, я его и не получил. Непонятный листок, на котором этапы сборки занимают ровно 25% места. Еще 25% занимает вариант окраски - он, правда, сделан неразборчиво, мелко, да еще и черно-белым. В общем опять "привет из 70-х". На остальной части инструкции находится... да чего только там не находится! Впрочем - смотрите сами:



ВАРИАНТЫ ОКРАСКИ

С окрасками у этого Bristol Bulldog ситуация еще более интересна. В инструкции дается только один вариант - тот самый 19 Squadron, который я и собирался делать. Но на бокс-арте и цветном обороте есть и другой вариант - машина из 17 Squadron. А теперь внимание! На пластике отлит только вариант на 19 Squadron! Как в этом случае делать второй вариант - не понятно, понятно только, что стачивать места декалей на верхнем крыле ну очень сложно, ибо там... А я уже писал, что там...



Кстати - второй вариант окраски в цвете присутствует на боковом клапане коробки. Но предупреждаю сразу - верить ему не стоит, лучше обращаться к нормальной цивилизованной литературе.



ДЕКАЛИ

Лист декалей производите приятное впечатление. Даны оба варианта окраски, много элементов, насыщенные краски. Полностью отсутствуют технические надписи, но это не самый большой грех, ибо не шибко много их я видел на бипланах межвоенного периода. В остальном пока плюс - первый плюс этой модели. Наносится эта декаль очень хорошо, не рвется, втягивается во все линии расшивки. Словом - очень качественный продукт.



СБОРКА

Начинаем как обычно с интерьера - вернее с его отсутствия. Вернее не так - начинаем с выяснения. а чего, собственно, не хватает в интерьере? Быстро приходим к пониманию, что не хватает интерьера как такового. Судите сами - есть только диван пилота (креслом назвать "это" язык не поворачивается), приборная панель, некий "круг на стойке" - опять таки, называть его штурвалом сложно, ну и покрытый недоливами, утяжинами и смещениями пилот (Если честно. то он больше похож на какого-то инопланетянина). Пришлось основательно покопать источники и выяснить, как все-таки Bulldog выглядел изнутри. После этого пришлось интерьер практически полностью изготовить самостоятельно.







Итак, с интерьером покончено. Половинки фюзеляжа соединились не без проблем конечно, но терпимо. Впереди самая главная "головная боль" этой модели - двигатель. Он на этом самолете без капота - то есть цилиндры открыты и спокойно видны с любой точки. Так вот - вместо цилиндров на модели отлито нечто "Г-образной формы", без намеков на оребрение, зато с гигантским смещением половин. Обтекатели цилиндров тоже отлиты кое-как. Фактически как некие квадратные пимпочки за цилиндрами. Про коллектор отработанных газов я вообще молчу - то, что отлито, не похоже вообще ни на что. Итак - вердикт: все под замену! Я срезал все эти подобия цилиндров, обтекателей и выхлопных патрубков и отверстиями разметил места установки нормальных цилиндров. Затем собрал фюзеляж.



Попутно пришлось полностью изготовить новый киль с рулем поворота, ибо то, что дается в наборе, взято явно с потолка (ну либо с другой модификации Bristol Bulldog). При помощи чертежей я достаточно быстро вырезал киль из куска миллиметрового пластика. На фотографиях заметны также установленные стабилизаторы - с ними обошлось без серьезных проблем, пришлось только перерезать внешнюю расшивку внутрь, ну и отрегулировать место установки - в наборе оно немного кривое. Тогда же я приобрел двигатель от "Вектора" - от него я беру цилиндры (правда, укорачиваю их) и выхлопные патрубки. Сам двигатель очень хорош, тут сказать нечего! Правда именно того двигателя, который необходим, в наличие не оказалось. Пользуясь тем, что цилиндры на всех "Bristol" практически одинаковые, вместо Bristol Jupiter VII я приобрел Bristol Pegasus. Ну да, придется чуть поколдовать с выхлопными патрубками, но на фоне всего остального это ерунда :-)



Перед установкой нижнего крыла фюзеляж был загрунтован и окрашен. Первоначально я планировал оклеить носовую часть алюминиевой фольгой, но позже заменил все это на обыкновенную окраску. Итак - носовая часть окрашена краской Хром от Валлехо, остальные части (нижнее крыло, верхнее крыло, стабилизатор, киль) - Алюминий от Валлехо. Бипланные стойки и стойки шасси окрашены в NATO Black от Tamya, диски колес и кок винта - синий, согласно выкраскам из книг про Bristol Bulldog. Кстати - в инструкции цвет этих двух деталей дан НЕВЕРНО! Имейте в виду - при окрашивании необходимо сверяться с литературой, а не с инструкцией.
Размышляя об обтекателях цилиндров я сделал сначала очень сложную конструкцию из оплетки скрепок (вы видите это на фотографии), но потом, подумав, все упростил и вырезал обтекатели из обыкновенных ушных палочек. Выхлопные патрубки чуть нагрел в кипятке (смола все-таки) и, в правильном положении, установил на свои места. Модель приняла, таким образом, практически законченный вид. Да, чуть не забыл - кок винта в наборе абсолютно неверен, ибо в диаметре он сильно меньше необходимого и образует ступеньку. Новый кок пришлось изготовить из имевшегося в наличие запасного, распилив его на четыре части и увеличив диаметр вставками.



Окрасив модель, приступил к следующему этапу, а именно - к установке петелек для натяжения растяжек. Сразу скажу - с петельками я погорячился. Ну да - теперь я могу делать их на сверле 0,75 мм (раньше делал вообще на миллиметровом), но что-то я наставил их слишком много, почитав, что двойные растяжки у самолета идут в обе стороны, а не в одну, что хорошо видно на фотографиях. Хотя впрочем, этот вопрос еще до конца не решен, так что петли не будут лишними в любом случае.
Следующей серьезной вещью стало нанесение декалей. И вот тут мне очень хочется немного высказаться. Нет, качество декалей превосходное - чехи всегда умели качественно их сделать. Но вот отливки... Вот объясните мне, зачем делать отливки мест размещения декалей на пластике, если эти места реальности не соответствуют? То есть декаль гораздо большего размера, чем отливки под нее, но при этом полностью соответствует боковику... Кто так делал? Зачем? Одни высказывания. причем исключительно матерные.... Приводить их тут я не буду, а вот результаты покажу. На фотографиях нанесенные деки, еще не обработанные MicroSol и не задутые сверху глянцевым лаком. Да, кстати, еще один момент - декаль на киль соответствует тому килю, который я сделал по чертежам, а это значит, что имеющемуся в наборе килю декаль по форме не соответствует.



Этап окончательной сборки тоже вызвал прилив не очень цензурных выражений. Смотрите сами - верхнее крыло устанавливалось около трех часов! Нет, серьезно, я сделал множество бипланов, но такой кривой установки я пока еще не видел. Однако вопрос был решен и верхнее крыло установлено на место. После этого начался этап установки растяжек. Устанавливал как двойные, так и одинарные, при этом Bristol Bulldog всячески сопротивлялся. В конце концов я установил на место все веревки, снабдив их фиксаторами, после чего перешел к установке мелких деталей. Поставил травленые пулеметы, штыри радиоантенны, стальные растяжки на шасси (они по всем фотографиям толще, чем межкрыльевые тросы). Да, чуть не забыл - после задувания модели глянцевым лаком я серьезно попачкал модель пигментами МиГ, поскольку изначально решил делать грязный самолет.
После установки всей мелочевки был сымитирован выхлоп, а также нагар от пулеметных выстрелов, после чего я задул модель полуматовым лаком. Крайним действием поставил на верхнее крыло фары и натянул радиоантенну. Результат перед вами!







ВЫВОД

Ностальгия - главный рефрен всего цикла работ над этим проектом. Причем ностальгия, хорошо сдобренная отборным русским "красным словцом". В итоге модель я все-таки собрал, хотя что тут осталось от родной модели? Фюзеяж, крылья, стойки - из набора. Интерьер, двигатель, киль, мелочевку всякую - пришлось делать самому. Смогу ли я повторить то, что собирал? Пожалуй да, смогу. Захочу ли я повторить все это? Однозначно нет. Есть-ли другой Bristol Bulldog в масштабе 1/48? Нет. Вот и ответ на все вопросы...

Tags: bristol, smer, модель
Subscribe

  • G.50 в Испании. Часть вторая, заключительная

    ВВС ИСПАНИИ (EJERCITO DEL AIRE) В течение июля 1939 года авиация националистов претерпела существенную реорганизацию, став ВВС Испании – все это…

  • Новая Рига

    Новая Рига это не только всем известное шоссе, это еще и пивоварня. Достойная она или нет? Именно это и собрались выяснить Альрамир и Никита в своем…

  • G.50 в Испании. Часть первая

    Созданный инженером Джузеппе Габриелли (Giuseppe Gabrielli), одним из лучших конструкторов компании Фиат, G.50 стал первым цельнометаллическим…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments