Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Премьера рубрики! "Субботний архив" - сегодня И-15

Самолет И-15 являл собой дальнейшее развитие известного самолета И-5, разработанного конструктором Н.Поликарповым еще во внутренней тюрьме, в те времена, когда НКВД устанавливало свою железную власть над конструкторами. Тех, кого интересует история И-15 как такового, прошу пройти по ссылке, а тех, кому интересна модель, предлагаю бросить взгляд на собранный мною "Чатос" от Rest Models в масштабе 1/48



Модель эта была построена в далеком теперь уже 2006 году, но до сих пор стоит у меня в коллекции, занимая свое законное место на полке. Дело в том, что это была первая смоляная модель, которую я построил - на тот момент я был счастлив. Впрочем, мы предались ненужным воспоминаниям, а потому продолжим. Модель собиралась вот по этой фотографии:



и представляет из себя собранный в Испании И-15 (об этом свидетельствуют отсутствующие обтекатели колес, а также створка кабины пилота с овальным вырезом. У советских И-15 створка была прямой), захваченный франкистами и, после нанесения опознавательных знаков, служивший в армии мятежников вплоть до 50-х годов, когда был сдан в музей (к сожалению, я не знаю, где этот музей находится).




Вот что пишет об этом самолете производитель - днепропетровская компания "Rest models":
Истребитель И-15 был создан в Центральном конструкторском бюро под руководством Н.Н. Поликарпова в 1933-34 гг. Его прототип, получивший обозначение ЦКБ-3, поднял в воздух 23 ноября 1933г. Валерий Чкалов. Истребитель И-15 был создан для замены устаревшего к тому времени И-5.
На машине был установлен двигатель Wright SGR-1820-F-3, мощностью 625 л.с. Для выпуска подобных двигателей в Перми был построен моторостроительный завод, приобретенный в США. Двигатели, изготовленные в СССР, носили название М-25.
После внесения некоторых изменений в прототип истребителя было развернуто серийное производство. И-15 изготавливали на авиационных заводах №39 и №1. С 1934 по 1936гг. было выпущено 384 экземпляра истребителя И-15. В Испании, после передачи необходимой технической документации, до 1939г. было выпущено еще 237 истребителей.
Прекрасные летные и боевые возможности И-15 продемонстрировал во время гражданской войны в Испании (1936-39гг.) Необходимо отметить, что И-15 и И-16 были первыми советскими истребителями, вышедшими на международную арену, что нимало удивило авиационный мир. И-15 за рубежом ошибочно именовался "Curtiss".
Первые И-15 были закуплены у СССР Испанией в октябре 1936г. где получили имя “Chatos”, всего же в республику было поставлено 116 истребителей, вместе с обслуживающим техперсоналом и пилотами. В то же время в СССР были направлены пилоты для обучения в летной школе города Кировабада. Первый воздушный бой И-15 состоялся 4 ноября 1936г. в небе над Мадридом, когда советские добровольцы, под командованием П. Рычагова, сбили один Ju-52 и два "Fiat” CR 32. В последующие дни ряд воздушных боев коренным образом изменил ситуацию в небе над Испанией. И-15 полностью превосходил немецкий “Heinkel"- 51; немного уступал в горизонтальной скорости CR 32, превосходя его скороподъемностью и маневренностью. С 26 ноября 1937г. были прекращены дневные налеты, франкисты перешли к ночным бомбардировкам. Первая ночная победа на истребителе И-15 была одержана в ночь на 27 июля 1937г. – летчик Михаил Якушин сбил Ju-52, после чего боевые ночные вылеты стали регулярными, "ночной патруль" действовал до окончания войны. Позднее И-15 стали использовать и как штурмовые самолеты, наряду с Р-5, Р-Z "Chatos" стал основным средством поражения франкистских моторизированных колонн. Успехи И-15 в небе повлияли на решение правительства о производстве истребителей непосредственно в Испании.
В ходе войны франкистам, в качестве трофеев, досталось значительное количество "Chatos". Изменив опознавательные знаки, И-15 перешли на службу противникам Республики, в испанской же авиации она находились на вооружении до 1950г.
Среди всех самолетов, поставленных в Испанию, И-15 был самым популярным, благодаря легкости управления пилотами средней квалификации, простому обслуживанию, "живучести" в воздушных боях. Малая посадочная скорость позволяла самолету приземлиться на площадке небольших размеров, чем пилоты зачастую злоупотребляли, и аварийность при посадке была наиболее частой.
Общее число И-15, участвующих в войне, варьируется от 272 до 368. Потери истребителя определить сложно по многим причинам: при отступлении республиканцы уничтожали свои истребители; на заключительном этапе войны отсутствовала достоверная информация и т.д. На 1 января 1939г. было уничтожено 197 И-15, 88 из них – в воздушных боях, 27 – при бомбардировках аэродромов, 67 – в авариях и катастрофах, 9 сбито артиллерией, 6 приземлились у противника. Среди советских летчиков-истребителей в Испании погибли 65 человек, 14 из них – на И-15.
Кроме Испании И-15 поставлялись в Китай, где принимали участие в отражении японской агрессии.
И-15 так же участвовал и в ряде рекордных полетов. 21 ноября 1935г. летчик-испытатель Владимир Коккинаки поднял облегченный вариант И-15 на высоту 14 575 м, превысив мировой рекорд итальянцев на 142 м.
В общем, честь и слава Николаю Поликарпову и его коллегам за столь хороший самолет!



Вот так выглядел этот первый в моей жизни смоляной набор:



А вот это - инструкция по сборке. Я храню ее до сих пор.



Вот такой он был для меня - первая смоляная модель и первый самолет нелюбимой мною гражданской войны в Испании.
Tags: rest models, поликарпов
Subscribe

  • Пивной июнь. Путеводитель

    Отгремел май, установлен новый рекорд - 83 различных сорта пива за месяц. Казалось бы, после этого июнь должен пройти спокойно, но "это же не наш…

  • Пять Пивотов из Коломны

    Их удалось найти всего пять, хотя Никита лично пробовал штук десять. А сколько их всего - сказать сейчас очень сложно. Изначально этот ролик должен…

  • Пиво до ста рублей

    В такую жару просто необходимо слинять из каменных джунглей на природу... Ну а какая природа без шашлыка? А какой шашлык без пива? Вот и Никита с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Пивной июнь. Путеводитель

    Отгремел май, установлен новый рекорд - 83 различных сорта пива за месяц. Казалось бы, после этого июнь должен пройти спокойно, но "это же не наш…

  • Пять Пивотов из Коломны

    Их удалось найти всего пять, хотя Никита лично пробовал штук десять. А сколько их всего - сказать сейчас очень сложно. Изначально этот ролик должен…

  • Пиво до ста рублей

    В такую жару просто необходимо слинять из каменных джунглей на природу... Ну а какая природа без шашлыка? А какой шашлык без пива? Вот и Никита с…