Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

От фермера до аса-истребителя

Этот заголовок мог бы быть великолепным названием к биографии Tetsuzo Iwamoto. По его собственным словам, он сбил в общей сложности 226 различные самолетов. Однако историки несколько не доверяют столь внушительной цифре, осторожно заявляя о «более чем 80-ти» сбитых им самолетах. Но, несмотря на столь значительные разногласия, Iwamoto без тени сомнения является как минимум вторым по результативности асом ВВС имперского японского флота.



Будущий пилот родился на японском острове Хоккайдо в июне 1916 года. Его отец был муниципальным полицейским, а семья, помимо Tetsuzo, состояла из двух его братьев и одной сестренки. Его родители мечтали, что однажды он станет фермером, а потому отправили его в Высшую Сельскохозяйственную и Лесную Школу Masuda. Именно там он начал складываться как личность, испытывая на себе все тяготы обучения. Он был молодым смышленым человеком, не раз поражавшим своими способностями преподавателей. Нет необходимости лишний раз упоминать, что таковым он оставался и в глазах своих будущих наставников по летным вопросам.



Iwamoto не демонстрировал большого желания всю жизнь заниматься разведением рисовых культур и лесных деревьев, и в июле 1934 года он поступает на службу в имперский японский флот, не учитывая при этом мнения своих родителей. Естественно, что они были, мягко говоря, не в восторге от такого решения, поскольку лишились в его лице помощника по домашнему хозяйству.

Сначала Tetsuzo служит на Военно-морской базе Kure, где в 1935 году переводится в службу снабжения. Но амбиции Iwamoto не позволяли ограничиться карьерой обычного моряка, несмотря на то, что она была сложной и опасной. У него было желание стать летчиком, что давало бы ему в перспективе некоторые привилегии в сравнении с обычными моряками. Он с успехом сдал все необходимые и достаточно тяжелые экзамены, и в апреле 1936 года поступил в 34-й Класс учебного пилотирования. В декабре того же года он с блеском завершил свое обучение.

Вскоре молодой пилот получил возможность выбора места службы между Kokutai Kasumigaura, Kokutai Saeki и Kokutai Omura, но в конечном итоге он попал в 13 Kokutai, размещенный в Китае. Он прибыл в подразделение 10 февраля 1938 года, а на следующий день осуществил свой первый вылет в небе Китая. Естественно, это был ознакомительный полет, в течение которого он не встретил ни одного самолета противника. В своем дневнике он отметил этот полет как “туристический»…
25 февраля Iwamoto осуществил свой первый боевой вылет, принесший ему значительную порцию славы. В тот день 13 Kokutai, базировавшийся на аэродроме Daikojo неподалеку от Nankin, поднял в небо истребители А5М, которые должны были обеспечивать прикрытие 36 бомбардировщиков Mitsubishi G3M, имевших задание атаковать Nanchang. Во время выполнения задания японские самолеты были перехвачены 19 И-152 и 11 И-16 из 3-го и 4-го Tatui ВВС Китая.


Mitsubishi А5М2а (первая версия) «4-133» белая, 13 kokutai, авиабаза Daikojo, Нанкин, Китай, 25 февраля 1938 года. На борту именно этого самолета Iwamoto получил свое боевое крещение во время атаки против Nanchang. Поскольку он часто пилотировал этот самолет, историки считают это машину принадлежащей персонально Iwamoto.

«Подняв глаза к небу, я заметил нечто, напоминающее тень. Нет! Это был вражеский самолет. Другие машины противника упали на нас сверху, пользуясь прикрытием облаков. Наши A5M небыли оснащены радиопередатчиками (стандартной комплектацией был только приемник) и я был абсолютно не способен предупредить моего командира. К счастью Takuma вовремя заметил врага и дал полный газ. На мой взгляд, в небе находилось примерно 16 самолетов противника. Я взял резко вверх, чтобы оказаться выше облаков, как вдруг в 50 метрах перед собой увидел биплан И-15. Пилот этого самолета смотрел вперед-вниз, пытаясь следовать за полетом Chu-I Takuma, и совершенно не обращал внимание на происходящее вокруг, не видя моего приближения. Я выпустил короткую очередь. Это была великолепная цель, подумал я, успокаивая сам себя. Неизменно показывая на учебных стрельбах хорошие результаты, я не промахнулся и в этот раз. Четко видел, как мои пули пронзают И-15, из машины появляется белый пар, потом языки огня, потом большой черный дымный след. Самолет накренился, и начал пикировать к земле. Это была моя первая победа, причем все произошло очень быстро. В какой-то момент адреналин захлестнул меня, поскольку все происшедшее показалось мне чем-то чрезвычайно легким. В последствии я был немного грустен, поскольку думал об убитом мною пилоте, который так никогда и не узнал о моем существовании».

Такими были воспоминания Iwamoto о его боевом крещении, сражении, в котором ему записали на счет в общей сложности три И-15 (И-152) и один И-16 подтвержденными, и один И-152 возможно сбитым. Tetsuzo вернулся на аэродром в 14.00.

«Я уселся перед своим самолетом и закурил сигарету. Табак имел доселе неизведанный вкус. Я смотрел на механиков, заправлявших самолеты топливом при помощи ручного насоса и 50-ти галлоновой бочки (Этот момент хорошо показывает страсть Iwamoto к чувству опасности. Ему повезло не попасть на глаза инспекторов имперского японского флота, поскольку курить рядом со станциями заправки самолетов категорически запрещается). Командир моего подразделения подошел ко мне и спросил: Iwamoto, как вы сегодня сражались? Я сообщил ему о трех сбитых И-15, одном поврежденном И-16 и об одном возможно сбитом И-15. Другие пилоты подтвердили ему, что сбил я много, и все окружающие долго удивлялись, как можно было одержать четыре победы в одном единственном вылете! Мои механики сообщили мне, что А5М №133, на котором я летал в тот день, находится в подразделении с первого дня Шанхайского инцидента, и что большинство из побед соединения было одержано на борту именно этого самолета. В свою очередь я поблагодарил самолет, его двигатель, его вооружение, механиков и наземный персонал за то, что они все вместе не подвели меня ни в небе, ни на земле, помогая выполнить полученное задание.»

Китайские посты наблюдение подтвердили потерю одного самолета, в то время как остальные четыре «сильно поврежденные осуществили вынужденные посадки», тоесть фактически были также сбиты. 13 kokutai потерял в тот день два самолета и двух летчиков, в том числе и Shigeo Takuma, которого Iwamoto так старался прикрыть.

29 апреля в день рождения императора Hiro-Hito летчик Iwamoto проявил себя во всем блеске. В это время он числился уже в составе 12 kokutai. Восемь G3M осуществляли налет на Hankeou в сопровождении двадцати семи А5М из его подразделения. Китайцы предприняли попытку перехвата, для чего подняли в воздух 67 истребителей, из которых 19 И-152 и 6 И-16 пилотировали летчики из 3-го и 4-го tatui. Остальные самолеты пилотировали русские добровольцы, но их усилия пошли прахом – китайская авиация потеряла 11 самолетов (в том числе 2 русских) и четырех пилотов. Несмотря на заявленные китайцами 24 победы, японцы не досчитались всего двух бомбардировщиков и двух истребителей.
Со своей стороны, летчики имперского японского флота заявили 40 (!!) подтвержденных побед и 11 возможных. Iwamoto поучаствовал в сбитии четырех машин – двух И-152 и двух И-16.


Tetsuzo Iwamoto в кабине своего А5М2а из 12 kokutai над Китаем летом 1938 года.

Однако не только его победы заслужили признание. Командир подразделения, Mohiriko Miki, абсолютно заслуженно рекомендовал его к представлению в качестве пилота дня. Во время китайской кампании Iwamoto одержал в общей сложности 14 побед и стал одним из самых успешных летчиков-истребителей этой войны. В сентябре 1938 года он покидает 12 kokutai и возвращается в метрополию, в Saeki Kokutai.

Затем последовала атака Японии на американскую базу в Перл-Харборе, положившая начало войне на Тихом океане. Iwamoto снова оказался на переднем крае. В апреле 1940 года он покинул Saeki Kokutai для переходя на службу на авианосцы. Сначала это был Ryujo, потом Zuiho, потом Zuikaku, на который он прибыл в октябре 1941 года. Поскольку все знали о его выдающихся результатах во время китайской войны, он был назначен Shotaicho, то есть командиром shotai. Однако, командуя группой защиты авианосца от вражеских самолетов, он сам был лишен возможности атаковать врага.

По возвращению из боевого похода Zuikaku находился в японских водах с 24 декабря, планируя в компании систершипа Shokaku в течение месяца совершить атаку на Цейлон. (Шри Ланка). Британские пилоты, дислоцированные в этом районе, не могли оказать достойного сопротивления уже пообтершимся в боях японским летчикам, а японская авиация достаточно легко проникала за полосу береговой обороны британцев. Оба авианосца без повреждений и потерь вернулись затем к себе домой.


Mitsubishi А6М2b, модель 21, “E11-102” красная. Авиагруппа с «Zuikaku», декабрь 1941-январь 1942 годов.

Новую возможность пополнить свой боевой список Iwamoto получил во время сражения в Коралловом море. Группа боевых кораблей взяла курс на Порт Морсби для осуществления десантной операции, получивший кодовое обозначение «Операция Мо». Для противостояния японским силам, в составе которых были авианосцы Shokaku и Zuikaku, американцы применили Task Force TF-17, созданную вокруг авианосцев Yorktown и Lexington. Критическим моментом битвы, во время которой все силы противников применялись с целью поразить авианосцы врага, были два дня – 7 и 8 мая 1942 года.

Iwamoto включился в битву на второй день. В 8.22 самолет-разведчик засек американские авианосцы, после чего на японских кораблях началась подготовка к выпуску первой волны самолетов. Головные машины взлетели в 9.10, но Iwamoto не участвовал в той атаке, поскольку все еще нес патрулирование над группой японских кораблей, прикрывая их от возможного нападения. Он покинул Zuikaku только в 9.40, в то время, когда первая волна японцев уже приближалась к американской эскадре. Tetsuzo, командир 13 Chutai, летал с двумя своими ведомым - Junjiro Ito и Shichijiro Mae. В 9.48 он заметил американские самолеты, взлетевшие с Yorktown и идущие курсом на японские суда. Dauntless из VB-5 уже начинали мелкими группами пикировать на Shokaku, когда Iwamoto перешел в атаку на них, выбрав в качестве первой мишени головной Dauntless командира соединения, Lt.Cdr. William O.Burch. Ito и Мае выбрали одного из его ведомых, самолет, который пилотировал Enseigne John H.Jorgenson. Как только американцы освободились от бомб, японцы сбили две машины и сосредоточили свое внимание на третьей. Два американских самолета были заявлены как сбитые, хотя на самом деле Burch и Jorgenson дотянули до своего авианосца. Но в любом случае японской авиации удалось выполнить поставленную задачу, поскольку ни одна бомба не упала на Shokaku.

После неудачного перехвата Jorgenson, shotai Iwamoto вернулся для патрулирования над Shokaku. В этот момент появилась вторая волна американских бомбардировщиков. На этот раз истребители прикрытия не смогли сами выбирать себе цели, поскольку оказались лицом к лицу с Wildcat из VF-42. Краем глаза Iwamoto заметил 4 Wildcat, преследовавших два Reisen, пилотируемые Yoshimi Minami и его ведомым Hisashi Ichinose. Он немедленно направился на помощь, выбрав в качестве цели один из Wildcat, тогда как другими занялись его ведомые – Mae и Ito. После боя все трое указали эти Wildcat как сбитые. На самом деле правда далека от их заявлений: цель Iwamoto, lieutenant (jg) William S.Woolen вернулся на свой корабль, так же как и один из предполагавшихся сбитых ведомыми японца – lieutenant (jg) E.Scott McCuskey. К тому же помощь к Ichinose пришла слишком поздно – его самолет упал в море, пораженный очередями американских истребителей.

В то время как Reisen крутили карусели с Wildcat, Devastator из VT-5 сбросили свои торпеды на Shokaku, однако ни одна их них цель не поразила.


Взлетная палуба авианосца «Zuikaku» заполнена готовыми к взлету самолетами. Война в Новой Гвинее. Отметьте - на переднем плане Reisen Model 21, за которой следуют бомбардировщики Aichi D3A1 и бомбардировщики-топедоносцы Nakajima B5N2. Фото сделано 21 января 1942 года. Reisen с белой полосой на хвосте – это «Е11-102» Iwamoto.

Dauntless из VB-5 достигли большего, отметив два прямых попадания, после которых американские самолеты встали на обратный курс, полагая, что их задача решена. Iwamoto не мог преследовать их из-за нехватки топлива и боезапаса, а потому совершил посадку на Zuikaku. После заправки и зарядки вооружения его shotai вновь поднялся в воздух, поскольку уже ожидалась новая волна американских самолетов.

Вторая волна взлетела с Lexington и появилась в зоне прямой видимости в 11.30, как раз когда Iwamoto и его группа патрулировали на высоте 6300 футов. Как только японцы заметили приближающиеся американские самолеты, они перешли в пике для атаки на них. Целью были Dauntless CAG (командир палубной авиации) Cdr William B.Ault, а также пара Wildcat из VF-2, пилотируемых Lt Richard S.Bull и Lt John B.Bain. Iwamoto взял на себя Ault, Ito и Mae сконцентрировали свои усилия на Bull и Bain. Несмотря на то, что Iwamoto удалось атаковать американцев внезапно, ни один из японских пилотов не смог повредить самолеты противника – напротив, они разделились и Tetsuzo был вынужден собирать свое звено для захода на повторную атаку.

Именно в этот момент он заметил торпедоносцы Devastator, находившиеся примерно в 4 милях от японских кораблей. Двое из этого TBD летели немного в стороне от основного соединения – так «выделялись» пилоты Enseigne Tom.B.Blash и Ensigne Norman Sterrie из VT-2 – и Iwamoto конечно же решил разрушить им эту идиллию. Он нагнал их как раз в момент выхода самолетов на траверз Shokaku – американцы готовились к пуску торпед. Несмотря на интенсивный огонь японских зениток, Iwamoto перешел в атаку, но американцам удалось сомкнуть строй и, при поддержке нескольких Wildcat, отбиться от атакующих японцев. Усилия Iwamoto вновь не принесли результата. Вообще японцы сильно преувеличили свои победы в тот день. Они заявили 39 подтвержденных побед плюс большое количество вероятных. Однако янки в реальности потеряли в тот день всего два Dauntless и три Wildcat.
Американцам в итоге удалось помешать запланированной высадке в Порт-Морсби, заплатив за это сожженным Lexington и тяжело поврежденным Yorktown. В свою очередь японцы лишились легкого авианосца Shoho, а Shokaku был взят на буксир после серьезных повреждений и отправлен на длительный ремонт.


Mitsubishi А6М2b “Ohi-101” красная, kokutai Oppama, Япония, февраль 1943 года. Iwamoto был инструктором по летной подготовке и пилотировал этот самолет. Машина была построена на заводе Nakajima

Остаток карьеры Iwamoto был отмечен тяжелейшими потерями в подразделении во время биты у Мидуэй, где имперский японский флот потерял 4 авианосца. В августе 1942 года Iwamoto был переведен с Zuikaku в наземные подразделения - сначала kokutai Omura, затем Yokosuka и Oppama, где он принимал участие в подготовке нового поколения пилотов взамен погибших ветеранов.

В мае 1943 года после многих месяцев проведенных в Японии, Iwamoto получает назначение в 281 kokutai на остров Парамушир (Север Курильской гряды). Из-за громадных расстояний между целями и своей базой, использование подразделения было чрезвычайно ограничено. Если 54-й sentai имел боевую задачу отражать спорадические рейды Liberator, то 281 kokutai ограничивался лишь противолодочным патрулированием, во время которого вероятность встречи с американским самолетом была практически равна нулю. Iwamoto вспоминает об этом периоде своей карьеры как о хорошей поездке на рыбалку.

Все изменилось в ноябре. Возросшая на юго-востоке Тихого океана активность привела к тому, что часть 281-го kokutai была переведена на Соломоновы острова. Соединение это насчитывало 16 пилотов, включая Iwamoto, у каждого был свой самолет Reisen модель 21 (А6М2b). В пункт назначения они прибыли 14-го ноября и в тот же день вошли в состав 201-го kokutai. По ряду причин их самолеты значительно уступали по многим характеристикам другим машинам соединения. Ивамото и его друзья были не в восторге от того, что используют такие старые машины.
«Мы должны противостоять новейшим моделям вражеских самолетов. И, поскольку мы, к тому же, воюем в численном меньшинстве, это словно смертный приговор. Но выбора у нас нет, мы должны подчиниться приказу и сделать все возможное» - записал он в своем дневнике.

Через три дня Iwamoto в составе группы из 60 Reisen отправился на сопровождение 20 бомбардировщиков, идущих курсом на Torokona и имеющих задание на атаку союзных сил в районе Bougainville. Конечно же, он пилотирует Модель 21. В небе над заливом Imperatrice Augusta они встретили 8 Corsair из VF-17. Iwamoto заметил их лишь тогда, когда он перешли в атаку на Reisen, летевшие впереди.
«Самолеты были Сикорский F4U (!!!), совсем новые. Одного я сбил первой же очередью. Затем я перевел огонь на второго, который шел тем же курсом, что и моя первая жертва. С этим пришлось повозиться долго, мне удалось сбить его лишь после захватывающей воздушной дуэли.»
С точки зрения японцев операция была шахматной партией, в которой были потеряны пять пилотов – два из 204 kokutai и три из 201 kokutai. Iwamoto был расстроен своими потерями, поскольку нес персональное шефство над молодым лидером японского соединения. VF-17 потеряло лишь 2 самолета и 1 пилота. Через 4 дня Iwamoto вновь удалось встретиться с пилотами из VF-17, выполняя задание в том же районе. На этот раз японский рейд планировался против вражеского аэродрома, но американцам удалось перехватить нападавших и провести бой без единой потери, заявив сбитыми не менее шести Zero. На самом деле японцы потеряли всего двух пилотов. Iwamoto позднее опишет эти встречи с американскими летчиками:
«Эти Американцы великолепные истребители».


Фото сделано в конце 1943-начале 1944 годов. Линейка Reisen Model 22 на аэродроме East-Rabaul. Справа белая «7-104» Iwamoto.

15 декабря 1943 года Iwamoto получил перевод в другое подразделение, 204 kokutai, базировавшийся в Rabaul, в котором пилоты ежедневно противостояли самолетам союзников. Там его список побед начал стремительно расти. По прибытию в Rabaul, по данным на середину ноября 1943 года, у него числилось около 20 побед. К концу января 1944 его Reisen украшали более 60 отметок о сбитых самолетах – символических цветков сакуры. Однако к этому времени он уже испытывал значительные проблемы со здоровьем, связанные в основном с тропическим климатом. В конце 1943 года он переболел малярией, и в течение недели находился в госпитале.
В конце января 1944 года 204 kokutai был переведен в Truk, где он был полностью перевооружен. Самолеты и пилоты затем вновь вернулись в Rabaul, но Iwamoto вместе с некоторыми членами его подразделения был направлен в 253 kokutai. Эта группа была последней, которая покидала Rabaul, имея в качестве боевого задания прикрытие отступающих японских войск, прикрытие, во время которого Iwamoto пополнил свой личный счет сбитыми Р-38 и В-25, а также еще одним Mitchell как групповой победой 6 февраля. Затем он сбил два Dauntless с фосфорными бомбами Type 3 класса воздух-воздух. Естественно, что такая интенсивность боев не могла не сказываться на количественном составе подразделения. Так, на середину февраля в Rabaul оставалось не более 20 самолетов в боеспособном состоянии, а подавляющее большинство пилотов к этому моменту погибли в воздушных боях. 19 февраля 1944 года Iwamoto повел соединение из 26 Reisen на перехват крупной группы Mitchell, Dauntless и Avenger, сопровождаемых Corsair из VF-17 и VMF-222. Американцы шли курсом на аэродром Tobera, Rabaul, туда, где базировался 253 kokutai. Некоторая часть Reisen ввязалось в схватку с истребителями эскорта, а основное количество старалось остановить бомбардировщиков, так, в частности, пилоты 253 kokutai сосредоточили свои силы на Dauntless, самых тихоходных из всех американских машин. Согласно воспоминаниям Iwamoto, он подбил 10 самолетов в течение 5 минут. Всего японские пилоты заявили тогда сбитыми 37 вражеских самолетов + 6 вероятно сбитых против потери пяти своих машин. На самом деле, основываясь на реальных данных, американцы потеряли один Corsair из VMF-222 и один Dauntless из VMSB-244.

После посадки в Vunakanu (аэродром Tobera все-таки был разбомблен), Iwamoto сообщили, что с американских авианосцев готовится налет на Truk, и пройти он должен 17-18 февраля. Японские войска несли там тяжелые потери, и надо было поддержать их любыми средствами. Остаток 253 kokutai был отозван из Rabaul для переброски на этот остров. В Rabaul таким образом осталось только девять Reisen и несколько пилотов. Iwamoto был переведен в Truk, когда, по его воспоминаниям, на борту его самолета красовались отметки о 70 победах.
253 kokutai продолжал сражаться в Truk. 30 апреля 1944 года группа получила очередной болезненный удар, когда 20 пилотов не вернулись из боя с истребителями палубной авиации американцев. К тому же рейды В-24 начиная с середины марта становились все более и более интенсивными. Kokutai встречал эти рейды с помощью фосфорных бом класса воздух-воздух. Несмотря на это, тяжелые потери привели к расформированию подразделения в июле 1944 года. В этом же месяце Iwamoto вернулся в Японию.

В сентябре 1944 года он вернулся на службу – в 316 hikotai 252 kokutai (II), основная часть которого в октябре была переведена на Формозу. Там они принимали участие в защите острова, воюя вплоть до его захвата вражескими войсками, после чего соединение японцев было переведено в Кларк Филд, на Филлипины. Там Iwamoto, будучи абсолютно уверен в себе, совершал самостоятельные вылеты, обстреливая пляжи и зону высадки вражеских войск, а также самолеты противника. Это было очень рискованным занятием, поскольку союзники к этому времени окончательно утвердились в своем превосходстве в авиации.


Mitsubishi А6М3 Model 22 «7-104» белая, Rabaul, конец 1943-начало 1944 годов. Возможно это один из Reisen, которые Iwamoto использовал, находясь в Rabaul. Отметьте перекрашенную из белого в зеленый окантовку хиномару.

Проведя на Филиппинах 15 дней, подразделение показало чрезвычайно низкую эффективность и к концу второй недели перестало представлять из себя сколь-нибудь заметную угрозу. Часть пилотов перешла в разряд камикадзе, остальные были возвращены в Японию. Iwamoto был среди возвращенцев, в конце октября он прибыл в метрополию, где принимал активное участие в воссоздании 252 kokutai (II). 1 и 17 февраля 1945 года американские авианосцы осуществили массовый рейд против Японии, и Iwamoto получил возможность пополнить в эти дни свой список побед. 16-го он вылетел со своей авиабазы в Mobara во главе восьмерки Reisen, и к концу дня им было заявлено 7 Corsair сбитыми и один поврежденными.

В марте 1945 года Iwamoto был переведен в 303 hikotai, который действовал совместно с 203 kokutai. 18 и 19 марта этот последний участвовал в схватках с палубными истребителями США, объявив, что его летчики сбили во время боя 12 самолетов противника. Со стороны японцев было потеряно 11 самолетов, однако лишь два пилота были убиты. С началом высадки на Окинаву 1 апреля соединение приступило к выполнению заданий нового типа – сопровождение специальный формирований (то есть камикадзе) в район их целей на Окинаве. Однако долго эти миссии не продлились, поскольку в течение мая остров был целиком захвачен американцами, а 203 kokutai перевели на базу в Tsuiki, где он начал подготовку к отражению вторжения американцев в Японию. Во время своей службы в 203 kokutai Iwamoto совместно с Takeo Tanimitsu смог сбить один B-29. К сожалению, неизвестно, в какой именно день это произошло.


Аэродром Kunda, Шанхай, декабрь 1937 года. Крайний слева – А5М1 «4-133 белая» - самолет Tetsuzo Iwamoto, на котором он воевал в Nanchang 25 февраля 1938 года. Iwamoto подчеркивает, что именно этот самолет принес 13 kokutai большую часть воздушных побед. Самолет использовался также и другими пилотами. Хиномару на борту еще не имеет белой окантовки, официально введенной только в начале 1938 года.

Последние месяцы войны Iwamoto провел на военно-воздушной базе в Iwakumi, где он преподавал основы летного мастерства кадетам – кандидатам в летчики-смертники. Капитуляция Японии потрясла его, и он так и не сумел оправиться от нее. Послевоенные годы были для него очень тяжелыми, он переходил с одной работы на другую, нигде не находя стабильности, и какое-то время даже сильно выпивал. Он умер в конце 1955 года в возрасте 38 лет от заражения крови после операции на спине, связанной с полученными во время войны ранениями.

Martin Ferkl, журнал AirMagazine
Перевод Никиты Донцова
Tags: Ивамото, авиация, япония
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Recent Posts from This Journal