Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Як-27. Сборка модели



ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ



Детали размещены а четырех литниковых рамках плюс еще одна рамка с прозрачными деталями. Что сказать… Если из далека – все хорошо, выглядит солидно, «смотрится» одним словом... Вблизи - обмылок. Облоя и деформации деталей настолько много, что временами теряешься – где собственно часть модели, а где находится прилив… Причем сходу это не очень заметно, выясняется все позже. Еще из «аута» - всю расшивку надо восстанавливать, она очень поверхностная, неровная и местами исчезающая. Если более детально, то первое, что уйдет в мусорный бак – колеса основной стойки. Они имеют столь жуткие утяжины (при чем поверьте мне, это не на одной отливке, на нескольких подряд, что означает лишь одно – дефект пресс-формы), что установить эти колеса на место не представляется возможным.



Геометрически модель выполнена довольно точно, по крайней мере в чертежи из «Фронтовой иллюстрации» вкладывается легко, однако многие детали выполнены с упрощением, и если часть из них можно списать на особенности технологии ЛНД, то почему, скажем, подголовники кресел такой странной дугообразной формы, остается только гадать…

СБОРКА



Ошибка в инструкции – детали 5 и 6 на этапе 2 надо ориентировать в другую сторону, а вот детали 7,8 и 28 остаются так, как указаны. Если этого не сделать, то колеса основной стойки будут убираться в самое узкое место ниши, чего в принципе не может быть.
Также не торопитесь устанавливать на свои места кресла пилота и штурмана. Во-первых на них надо переделать подголовники, во-вторых размещать их надо на завершающем этапе монтажа фюзеляжа, потому что неправильная их установка не даст возможности установить стекла кабин пилота и штурмана, а также обработать выходящий в кабину заголовник гаргрота.
Деталь 43 надо сначала 7 раз подогнать, и только потом установить на свое места, не приклеивая ее к детали 42, как это советует инструкция.
Детали 77 (боковые стекла кабины штурмана) необходимо тщательно обработать напильником, придать им требуемую форму (в оригинале они как два обмылка), а деталь 48 необходимо подрезать с обеих сторон и, высверлив отверстия на местах приборов, собрать все по технологии «Сэндвича».
Половинки двигателей необходимо кардинально стачивать изнутри – в исходном варианте они смыкаются только пустыми, а если ставить внутрь всю имитацию сопел (вместе с непонятной мне перегородкой- деталью 61), то стачивать придется миллиметра полтора, выбирая этот пластик с помощью бормашинки…
Рассекатели воздушного потока, которые устанавливаются в воздухозаборники двигателей, это просто песня неспетая. Ну понятно – технологически невозможно отлить на одном конусе все четыре лепестка, но такие гигантские утяжины, такие дыры в месте установки двух отдельно отлитых лепестков – это как? Да и сами лепестки… Я выкинул их, конусы прошпаклевал, обработал комплектом наждачек, а потом изготовил заново те самые лепестки из подходящих кусочков пластика и установил их на конусы, сформировав таким образом рассекатели. Собранные двигатели тщательно прошпаклевал, обработал комплектом шкурки (от 500 до 2000) и установил на крылья. Установочка, надо признаться, тот еще процесс – необходимо очень много шпаклевки, а местами даже и литника, которые устанавливаются в гигантские швы, которые получаются из-за того, что двигатели немного неправильно ориентированы в пространстве.



Установка стекол напоминала триллер. Судите сами – носовой конус собирается из двух половинок, между которыми образуется дикий совершенно шов, и этот конус потом еще и не устанавливается на предназначенное ему место!. Тоесть устанавливается, конечно, но с гигантской подготовительной работой. Перед установкой детали 69 (люк штурмана) необходимо через этот самый люк приклеить внутрь кресло с привязными ремнями. Штурманская приборка устанавливается на свое место перед монтажом носового конуса. Сам люк на свое место без предварительной подгонки не войдет – пилить там придется достаточно много. Не забудьте также прозрачные детали 70 и 71 – хотя инструкция и советует установить их в крайнюю очередь, я поступил по-другому. Тщательно обработал их и установил перед приклейкой носового конуса. Вклеивая эти две детали помните, что, во-первых, их надо очень серьезно подгонять по размерам, во вторых 71 деталь –это полусфера, и ее надо устанавливать полусферой наружу, а в третьих очень велика вероятность того, что эти две детали у вас сработают как распорка и вам придется заново подклеивать и подшпаклевывать носовую часть фюзеляжа.
Тем временем срезал с литников и отправил в помойку все колеса, приобрел новые от компании «Экипаж» (230 рублей за комплект из пяти колес – одно носовое, два основных, два поддерживающих крыльевых. Все в комплекте с дисками из смолы). Чтобы убрать ужасные кривые, все в заплывах, крыльевые стойки, изготовил их заново из кусочков скрепки, булавки и тянутого литника. Стойку основного шасси очистил от облоя, придал ей правильную форму, и отложил в сторону. Ту же операцию проделал и со створками ниш шасси.
На установленных на крылья двигателях восстановил расшивку, прорезав линии скрабером и процарапав лючки иголкой. После этого установил крылья на свои места на фюзеляже.



Серьезным вопросом стали окрасочные маски для остекления кабин пилота и штурмана – точнее их полное отсутствие на рынке. У меня были даже идею заплатить за изготовление таких масок какой-нибудь компании-производителю, но то-ли в Белоруссии деньги не нужны, толи вопрос мой слишком сложным оказался, но далее «теоретической воды» дела не пошли. Пришлось по-старинке делать маски из тамиевского скотча и маскола. А вот второй экземпляр остекления оставил себе, ибо идей сделать маски не оставил и рано или поздно все-таки изготовлю для себя комплектики, благо они сильно облегчают жизнь моделиста.
Далее очень важный момент, о котором я не подумал и за который поплатился. Весь «навес» на мотогондолы надо ставить сильно заранее, а не оставлять их на крайний момент. То, что дает Амодел, использовать вообще нельзя – детали 55, 56, 57 и 58 даже не мечтайте взять из набора! Все необходимо делать только самостоятельно, тщательно подгонять и устанавливать на этапе сборки мотогондолы – иначе получите серьезнейшую проблему. И, кстати, еще один нюанс – тщательнее рассматривайте фотографии выбранного прототипа, ибо далеко не на всех самолетах передний воздухозаборник двигателя (у Амодела это деталь 56) имеется в двух экземплярах – чаще он присутствует только с правой стороны (слева по полету). Не забывайте об этом!
Еще из порядка сборки – деталь 4 (носовой ПВД) необходимо установить на завершающем этапе сборки, иначе она у вас моментально сломается. Хотя лучше, конечно, изготовить эту деталь самостоятельно – будет и копийнее, да и просто эстетичнее.
Также на завершающем этапе ставьте детали 14 – если вклеить их раньше, они обязательно сломаются. Только не забывайте – шов между ними и крыльями необходимо шпаклевать. Об этом я тоже не подумал, и мне пришлось на уже загрунтованной модели шпаклевать эти два заметных соединения. Ну и конечно для нормальной устойчивой фиксации детали эти надо насадить на отрезки булавок, чтобы зафиксировать их расположение.



Грунт наносился без каких-бы то ни было серьезных проблем – развел его до необходимой консистенции и спокойно надул через аэрограф. Затем обработал все «проявившиеся косяки», полирнул шкурочкой 1500 и нанес второй слой грунта, после чего оставил на просушку на неделю.

ОКРАСКА

Решив еще раз попробовать свою теорию с прешейдингом листового эффекта, замаскировал тамиевской лентой некоторые панели обшивки и задул их в белый цвет. Затем замаскировал другие, и задул их в темно-серый (темнее, чем цвет грунтовки). В конце процедуры темно-серым окрасил все люки на фюзеляже и крыльях самолета, после чего оставил модель на просушку на ночь.
Нанеся «обвес двигателя» понял, что сильно ошибся как в сроке установки деталей, так и в обработке/грунтовке (см. мой пассаж выше), взял гелевый супермомент и обмазал им все навесные детали. Когда гель застыл, обработал их шкуркой и фрагментарно нанес еще один слой грунтовки. Пока все сохло, окрасил в защитный зеленый стойки шасси, а также крыльевые ниши для них.
«Валлехо» легла предсказуемо хорошо – единственно надо было разбавить серебро серии «Эйр» побольше, чем это сделал я. Нормальная пропорция – 1:3, где 1 это краска и 3 – растворитель. Я же развел 1:2, из-за чего слои получились толстоваты, хотя прешейдинг просматривается хорошо.
Для носовой части фюзеляжа я смешал краски, ориентируясь на цвет звезд – нос самолета не должен быть алым, но и сугубо бордовым он тоже быть не должен. Поскольку обе фотографии борта «27 красный» не дают возможности однозначно сказать о наличии антибликового покрытия на капотах двигателей, я наносить его не стал. Это не сложно сделать в любой момент, как только появятся фотографии именно этого борта, подтверждающие антиблик.
После нанесения краски покрыл модель глянцевым лаком «Валлехо», подготовив ее таким образом к нанесению декалей.

НАНЕСЕНИЕ ДЕКАЛЕЙ



Декаль, дающаяся в наборе, неплохого качества, но варианты, которые она отражает, далеко не самые интересные на этой машине. Но поразило меня не это – уже в который раз наступаю на одни и те же грабли… Техничка на декали дается, и ее достаточно много, а в инструкции она отражает только левый борт. Что у самолета справа, предлагается разбираться самому. Могу сказать только, что технические надписи далеко не зеркальны…
Итак, для своей модели я воспользовался деками из набора (техничка и противобликовый носовой элемент, а также звезды), и самостоятельно подобранными из старых запасов бортовыми номерами «27 красный». Сразу скажу – шрифт немного не тот, но подобрать именно то, что необходимо, не получилось, а делать маски мне в момент нанесения не хотелось. Что получилось – видно на прилагаемых фотографиях.


ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СБОРКА

Окончательная сборка задала очень много задач и вопросов. Пройдя этот этап от и до, могу сказать, что следующий «велосипедный як» я буду делать с учетом накопленного на этой моделе опыта. Если говорить об окончательной сборке в двух словах, то получится только «из набора модель не собрать». Если Вас интересует более детальный анализ, то я приведу его ниже.



ВЫВОД

Как я уже сказал выше – модель из коробки не собрать, необходимо долго и нудно заменять детали. Геометрия планера правильная и чертежам соответствует, но, пожалуй, это единственное, что можно взять из набора. Остальное надо переделывать или изготавливать заново. Что до меня, то я составил себе небольшой «план на следующий як», который привожу здесь в качестве размышления над ошибками:



1. В носовую часть необходим свинцовый груз – без него Як-27 стремится завалиться на хвост;
2. Интерьер пилота и штурмана необходимо полностью переделывать – изучать оригиналы самолетов и выпускать смоляной набор (лучше даже смола + травление), то, что дается в коробке, интерьером считаться не может;
3. Носовое стекло и стекло кабины пилота слишком толстые, а боковые стекла еще и кривые к тому же, на свои места не встают. Резюме – необходимо заказывать вакформованные стекла;
4. Носовой ПВД необходимо заменять на металлический или смоляной – надо где-то его заказать;
5. Стойка носового шасси должна быть полностью переделана с применением шприцов и булавок для имитации штока амортизационного цилиндра, по которому в наборе проходит шов стыка деталей и который чертовски сложно обрабатывается;
6. Все без исключения воздухозаборники, накладки и ребра на двигателях должны быть выполнены из смолы – пластиковые детали установить на место невозможно;
7. Все створки шасси должны быть выполнены из пивной или кульной жести – то, что дается в наборе, при переводе из масштаба в реальность дает толщину створки 72-80 мм, а это уже танк;
8. Стойку и цилиндр основного шасси необходимо устанавливать сразу после сбора ниши и до вклейки ее в фюзеляж – в противном случае вы рискуете не найти ее правильное место и она будет выпирать из брюха самолета как слоновий хобот;
9. Все посадочные места на этапах окончательной сборки в инструкции необходимо прописать правильно и точно – иначе поминутно возникает путаница;
10. Весь мелкий обвес самолета необходимо изготавливать самому – в наборе его либо нет совсем, либо лежит «нечто по мотивам»;
11. Декали на самолет необходимо заказывать другие – я в разделе «Варианты окраски» указал, какие машины считаю наиболее интересными для воспроизводства в пластике;
12. Технические надписи на самолете подлежат тщательной ревизии и исполнения на новой инструкции и новой декалью;
13. Окрасочные маски на все без исключения прозрачные детали необходимо вырезать из Оракала и другой пленки – именно такой вариант даст гарантию качественного нанесения слоев краски;
14. Вместо расшивки и чтобы не нарезать ее (конфигурация самолета довольно сложна), надо оклеивать модель фольгой, по которой накатывать в необходимых местах клепку;



Если у Вас есть все вышеперечисленное, или Вы готовы сделать хоть часть из этого – Вы сможете построить более-менее сносную копию. Если нет – Вы соберете нечто как у меня.
Но несмотря на это самолет очень интересный, и модели его безусловно строить надо. Я, наверное, соберу еще не один «велосипедный як», но после того, как изготовлю все, что указал в 14 приведенных выше пунктах. Мне этот самолет нравится и я идею постройки нормальной модели бросать не собираюсь!


Tags: amodel, яковлев
Subscribe

Posts from This Journal “яковлев” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Posts from This Journal “яковлев” Tag