Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Hispano-Nieuport 52. Война. Часть II.

КРОВОПРОЛИТИЕ

Странно, но воздушные столкновения, происходившие в это время в районе Мадрида, вначале обходились совсем без участия республиканских истребителей. Однако это не помешало 11-й Группе зафиксировать очередные потери, произошедшие исключительно по невнимательности и пренебрежению правилами... Произошло это 6 августа.


Этот самолет изначально состоял в 12-й Группе, затем, не за долго до начала войны, он был переведен в Мадрид, где и был потерян

11-я Группа в это время была разделена на две части, одна базирующаяся в Хетафе, а другая – в Барахасе, и сделано это было в целях уменьшения времени, необходимого для перехватывания вражеских самолетов, становившихся все более и более частыми гостями в небе. В этот день звено из 3-х Ni-52 взлетает из Барахаса чтобы перехватить несколько корректировщиков Бреге XIX, но по прибытии на место республиканцы никого не обнаруживают. Уже встав на обратный курс, они замечают другое звено, по тревоге поднятое в воздух с аэродрома Хетфе. Не удосужившись опознать самолеты (системы свой/чужой тогда еще не было), полковник Рафаель Пенья Дуго (Rafael Pena Dugo), возможно самый меткий стрелок 11-й Группы, с ходу сбивает командующего звеном, капитана Мендеса Ирарте (Mendez Irarte), который погибает, врезавшись в землю и взорвавшись. Лакалле, который был одним из ведомых капитана, а также лучшим другом нападавшего на них полковника, был ранен прежде, чем Пенья смог понять свою ошибку, которая оказалась у него уже не первой, так как несколькими днями ранее он сбил республиканский Бреге XIX, убив наблюдателя, бригадира Луиса Гонсалеса Кельму (Luis Gonzalez Celma).

На следующий день Группа недосчитались еще одного Ньюпора, но на этот раз никаких сбитых не было, потому что Сезар Мартин Кампос спокойно дезертировал в сопровождении Бреге XIX, и оба самолета успешно приземлились в Бургосе на аэродроме Бургос-Гамонал (Bugros-Gamonal). Таким образом, он передал свой самолет мятежникам, доведя общую численность их Ньюпоров до четырех пригодных к полетам машин.. В этот день авиация повстанцев совершила много боевых вылетов, но встреч с республиканскими истребителями не было, поскольку большинство Ni-52 перебрасывались в это время поближе к фронту, на аэродром Буитраго. Такая активность сохранялась до 8 августа, даты, когда при загадочных обстоятельствах пропал на своем самолете пилот Антонио Андрес Паскуаль (Antonio Andres Pascual). 14 августа французы Дари (Darry) и Гинэ (Guinet) на своих Ньюпорах из эскадрильи «Испания» (Escadrille Espana), сбивают каждый по одному Бреге XIX в окрестностях Мадрида.


Начало августа, аэродром Хетафе. Линейка Ni-D 52 из 11-й Группы. Хорошо заметны пока еще узкие и нанесенные только на крылья красные полосы - знаки различия республиканцев. Вскоре они увеличатся в размере и будут накрашиваться также и на фюзеляж.

Надо сказать, что встречи противников в небе не всегда проходили по привычному сценарию. Так, во время первых боев за Мадрид, Ньюпор мятежников, медленно летящий в поисках добычи, был дерзко атакован необычно агрессивным республиканским Бреге XIX. Вираж за виражом, пилот бомбардировщика сумел шокировать истребителя противника, которому просто повезло, поскольку пулемет наблюдателя в самый ответственный момент заклинило… речь здесь идет о бригадире Кремадесе (Cremades), будущем командире эскадрильи СБ-2 (на самом деле СБ 2-М-100, просто СБ-2 это западное название нашего бомбардировщика) и стрелке Леопольдо Моркильясе (Leopoldo Morquillas), будущего командира эскадрильи И-15.

Список жертв устаревших Ньюпоров неуклонно продолжает расширяться. Полковник Пенья Дуго был сбит 18 августа Хейнкелем-51 пилота Гарсия Морато (Garcia Morato), когда прикрывал звено Бреге-XIX, а на следующий день сержант Хосе Боличес (Jose Boliches) был убит над Пегериносом (Peguerinos) пилотом Хулио Сальватором (Julio Salvator), также использовавшим Ньюпор. 25-го лейтенант Матиас Иглесиас Ромо (Matias Iglesias Romo), один из лучших республиканских пилотов, падает в Гренаде, сбитый одним из первых Фиатов CR.32, на следующий день за ним следует майор Антонио Мартинес Агуадо (Antonio Martinez Aguado), сбитый над Альто-дел-Леон, 28 к ним присоединяется капитан Авертано Гонсалес Фернандес (Avertano Gonzales Fernandez), также опытный пилот, самолет которого находят затем в сьерре с единственной пробоиной, которая оказалась для пилота смертельной. Эскадрилья переходит, тем временем, под командование Роберто Алонсо Сантамарии (Roberto Alonso Santamaria). 1-го сентября пришла очередь молодого пилота Фернандеса (J.Fernandez R.), который, патрулируя в паре с Гарсией Лакалле, допустил роковую ошибку, покинув свое место ведомого и попытавшись уйти из-под атаки, перейдя в пике – самоубийственное решение в борьбе с ФИАТом. Лакалле в своих мемуарах указывал потом, что борозда, оставленная врезавшимся в землю Ньюпором, была длиной примерно в километр.


3-69 из эскадрильи "Испания". Пабернас (Малага), январь 1937 года. Обратим внимание на третий тип козырька кабины пилота

Звено из трех Ньюпоров было направлено из Хетафе в Кабесу-дель-Буэй (Cabeza de Buey) для поддержки республиканских войск в Эстремадуре (Estremadure). Самолеты пилотировали Феликс Уртуби (Felix Urtubi), Карлос Коломб (Carlos Colomb) и один оставшийся неизвестным старый механик. Им не довелось принять участия в сражении, поскольку вскоре их срочно вызвали в Мадрид, где всех троих ждала смерть. Феликс Уртуби первый раз был сбит на Ньюпоре уже в сентябре, когда ему повезло и он смог выпрыгнуть с парашютом.

11 сентября Ньюпор из эскадрильи «Испания» падает, погребая под своими обломками французского наемника Тому Эльмана (Thomas Heilmann), а 12-го два самолета этого же типа из второй истребительной интернациональной эскадрильи "Лафайетт" стали жертвами CR.32. Эта потеря отчасти была компенсирована потерей мятежного Ньюпора пилота Франсеско де ла Куеста (Francisco de la Cuesta), сбитого огнем с земли в Гранхе (Granja), неподалеку от Сеговии (Segovie). На этом дело не закончилось, и многие из лучших пилотов Республики принесли себя в жертву, используя старые и тяжелые Ньюпоры. 13 сентября в небе над Толедо пришла очередь Феликса Уртуби, достижения которого к тому времени были хорошо известны. Легенда рассказывает, что он погиб в неравном бою с CR.32, будучи расстрелянным в воздухе, когда воспользовался парашютом, чтобы покинуть свой поврежденный самолет. Его друг, Салуена (Saluena), пилот Бреге, сбитого в этом же районе, подтвердил, что у Феликса были повреждены легкие, и что такие раны не оставляют человеку шансов остаться в живых. 17 сентября погиб Карлос Колом (Carlos Colom), сбитый в бою с Фиатами в небе над Мадридом, а 25-го пришел черед двух пилотов-наемников из 2-й Лафайет - одним из них был француз Морис Муйене (Maurice Mouillenet), которому приписывают победу над Юнкесом Ju-52, осуществленную в лобовой атаке, которая и привела к его смерти. Хесус Гарсия Эргуидо (Jesus Garcia Herguido), «красный демон» с арагонского фронта, призванный в Мадрид с целью компенсировать отсутствие опытных пилотов, был ранен в воздушном бою, но смог посадить свой Ньюпор в Хетафе, после чего три недели провел в госпитале. 29 сентября был сбит британский наемник Эдвард Даунс-Мартин (Edward Downes-Martin), пилот Ньюпора из 2-й интернациональной эскадрильи Лафайет. В составе звена из трех самолетов он направлялся на прикрытие аэродрома Хетафе, но в завязавшемся бою с шестеркой ФИАТов был сбит. По данным на конец месяца выходит, что также были убиты (неизвестно точно когда) его коллеги по эскадрилье Брайан Гриффин (Brian Griffin) и Клод Варсоу (Claude Warsow), а Винсент Доэрти (Vincent Doherty) и новозеландец Эрик Гриффитс (Eric Griffiths) были серьезно ранены.


Хетафе, конец августа 1936 года. Идет зарядка пулеметов самолета Ni-52. Машина еще сохраняет свой цвет натурального алюминия

Это был бесславный конец республиканских Ньюпоров, замена которым нашлась далеко не сразу, поскольку Луар-46 (Loire-46) и Девуатин-372 (Dewoitine-372) поставлялись французами в очень ограниченном количестве. Однако это также были и последние сражения для националистов. Если бы Ангел Салас (Angel Salas) вернулся из своего отпуска 1-го сентября, он бы увидел, что количество He-51 и CR.32 вполне удовлетворяет требованиям мятежников, а последние Ньюпоры с черными крестами были направлены для иллюзорной защиты безопасных районов центральных городов и сконцентрировались в основном в Сеговии-Эскалоне (Segovie-Escalona) и Вальядолиде-Олмедо (Valladolid-Olmedo).
Tags: nieuport, авиация, испания
Subscribe

Posts from This Journal “nieuport” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments