Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Hispano-Nieuport 52. Война. Часть IV. Заключение

ОТ БЕРЕГОВОЙ ОХРАНЫ К ЛЕТНЫМ ШКОЛАМ

Концепция Береговой Охраны была сформирована достаточно рано, в начальный период войны, когда немецкий наемник/доброволец Херманн Фельд (Hermann Feld, он же Герман Перес Лопес (German Perez Lopez) приступил к выполнению подобных миссий в Алькантарилье (Alcantarilla) начиная с 1-го октября 1936 года. В течение декабря того же года последние находящиеся в летном состоянии Ньюпоры были отозваны с фронтов и включены в состав Смешанной Группы №14, включавшей также Бреге XIX. Группе этой была поставлена сравнительно спокойная задача по прикрытию средиземноморского побережья от Росаса (Rosas) до Альмейры (Almeria). На этих Ньюпорах и Бреге можно было встретить довольно разношерстные экипажи, состоящие как из неопытных пилотов, только что закончивших республиканские летные школы, так и из наемников, уровень подготовки которых признавался недостаточным для ведения боев в тяжелых условиях центрального фронта. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что советские советники хотели до предела уменьшить количество пилотов «третьей национальности» (кроме советских и, понятное дело, испанских) в строевых частях.


Самолет 13-й группы из Барселоны

В Реусе (Reus) в феврале 1937 года все еще находилось звено Ньюпоров 52, на которых летали и будущий ас, и майор республиканской армии: одно из таких звеньев было сформировано Леопольдо Маркильясом (Leopoldo Morquillas), командиром, летавшим с ведомыми Мигелем Самбудио (Miguel Zambudio) и Панадеро (Panadero); также там бывал и Франсиско Виньяльса (Francisco Vinals), будущий знаменитый пилот-истребитель. Задание у всех было одинаковым - «прикрытие» порта Тарагоны, одного из основных центров получения советской военной помощи, приходящей морским путем. Южнее, в Манисесе, находились не столь опытные пилоты, там были наемники Джон Уилсон (John Wilson), Орин Д.Белл (Orin D.Bell) и Дерек Дикинсон (Dereck Dickinson), великолепный инженер но никудышным пилот, обладавший, к тому же, хорошей фантазией. Еще ниже по карте, в Аликанте-Ла Рабаса, Олоф де Веет (Oloff de Wet), Фашири (Fachiri), Роберт Пикет (Robert Picket) и американец Хиллар де Беррье (Hilaire de Berrier) не без успехов воюют на своих Ньюпорах с конца октября. Так, 29-го числа после вылета по тревоге на перехват «трехмоторного итальянца», все вместе они обстреляли несчастный Вибо 283, принадлежащий компании «Эр Франс», которому удалось-таки приземлиться в Ла Рабаса. Что касается Джона Уилсона, то он отличился тем, что при первой же опасности покинул строй Бреге, который должен был прикрывать. Несложно догадаться, что испанцы решили не продлевать контракты с этими горе-пилотами.
Кроме вышеназванных участков, в составе сил береговой охраны числились Ньюпоры, базирующиеся в Табернасе, Лос Алькасаресе и Прат-де-Льобрегате.

Весной 1937 года, в процессе реорганизации республиканских ВВС была создана новая 73-я Группа (Grupo 73) Береговой Охраны, а примерно 12 оставшихся Ньюпоров были переданы в летные школы, в том числе и в школу истребителей на аэродром Сан-Хавьер ла Рибера, на берегу лагуны Мар Менор. Там эти самолеты использовались для обучения, при чем учащиеся иногда разбивали свои машины, как например в июне 1937, когда два аппарата, столкнувшись в воздухе, упали в неглубокие воды лагуны. Через некоторое время туда же прилетел и Ньюпор сержанта Фернандо Сорьяна, незадолго до этого вернувшегося из Кировабада (сейчас это азербайджанский город Гянджа) – говорили, что он упал, будучи ослепленным водяными бликами. К февралю 1938 года остается всего шесть Ni-52, имеющих буквенные коды CH, D, O, RR и W, а также единственный CN-002, имевший обозначение нового типа.

В начале 1937 года в Лос Алькасаресе майор Морено Миро сделал попытку модифицировать Ньюпор 52 – на свою машину он поставил двигатель М-100. В результате получившийся истребитель значительно прибавил в мощности и скорости, но много потерял в продольной и поперечной устойчивости… При желании еще можно заметить на фотографиях, а также в фильме «Надежда» (“Espoir”) режиссера Андре Малро (Andre Malraux), что на некоторых Ньюпорах были срезаны нижние крылья, и все для того, чтобы выиграть несколько дополнительных километров в час скорости…

СЕВЕРНЫЕ ПРОВИНЦИИ

В начале конфликта отмечалось полное отсутствие как республиканской, так и мятежной истребительной авиации в провинциях Кантабрии. Но 25-го августа подполковник Фелипе Диас Сандино (Felipe Diaz Sandino) отдает командующему Сариньены приказ на отправку в Северную зону одного Бреге и одного Ньюпора. Место за штурвалом истребителя занимает бригадир Эмилио Вильясебаллос (Emilio Villaceballos), который уже на следующий день получил возможность сразиться с трехмоторным Фоккером националистов, однако не достиг никакого успеха. Он повторяет попытку 31-го, встретив в небе тот же самолет – результат в итоге оказывается таким же. Стоит отметить, что 10 сентября этот же пилот на этом же самолете преследовал этот же Фоккер до Очандиано (Ochandiano) – и снова безрезультатно.


Январь 1937 года. 3-59 на аэродроме Табернас

16 сентября, сопровождая тройку новых Бреге, прибывает второй Ньюпор из 13-й Группы – это 3-30 лейтенанта Амадора Сильверио Хименеса (Amador Silverio Jimenez). Оба истребителя выполняли задания совместно с пилотами Фелипе дель Рио (Felipe del Rio) и Хуаном Роландом Мальдонадо (Juan Roland Maldonado), которые перейдут затем на И-15. Вильясебаллос вскоре вернулся в Барселону, оставив свой Ньюпор бригадиру Хорхе Пансейре Рамаллану (Jorge Panceira Ramallan), своему сослуживцу по 13-й Группе, который встретил войну находясь в отпуске на побережье Кантабрии.

Нет четких описаний заданий, выполняемых Ньюпорами в Северной зоне, но, даже по слухам, пилоты Ньюпоров не одержали там ни одной победы, хотя Карлос Ласаро (Carlos Lazaro) вспоминал, что был несколько раз подбит в небе над Бильбао. В любом случае есть предположение, что бои вокруг Вильярреала и отсутствие запасных частей для республиканских самолетов довольно быстро приковали к земле весь летный состав. Так это или нет, но один из Ньюпоров стоял на приколе на кромке поля аэродрома Ламайко, когда он был разрушен в результате бомбардировки. С другой стороны, не известны детали воздушного боя лейтенанта Сильверио на своем 3-30 с немецкими He-51, встретившими его во время эскортирования одного Бреге и одного Виккерса. Немецкие пилоты заявили все три самолета сбитыми во время сражения, однако все три самолета точно вернулись на свой аэродром, что делает невероятной заявленную на этот день фон Хоувальдом (von Houwald) победу…

МЯТЕЖНЫЕ НЬЮПОР 52

С началом боевых действий мятежники, в ту пору еще не называемые националистами, теоретически не имели ни одного истребителя в летном состоянии. Они могли рассчитывать на единственный самолет 12-й Группы, принадлежавший старой эскадрилье капитана Мендеса Ириарте (Mendez Iriarte), который, будучи поврежденным, был брошен на аэродроме Гренада-Армилья в тот момент, когда остальные самолеты перелетали в Хетафе. Однако затем мятежники смогли заполучить еще шесть Ni-52 из первой эскадрильи 12-й Группы, которые были отозваны для профилактических и ремонтных работ в ремонтные мастерские в Севилье-Табладе. С 20-го июля истребитель с обозначением 12-66 был полностью подготовлен к полетам и был передан бригадиру Рамону Сеньре. На следующий день повстанцы воспользовались ошибкой республиканского командования и захватили в Гренаде три самолета в прекрасном летном состоянии. 10 августа флот Ньюпоров пополнился лейтенантом Сезарем Мартином Кампосом, который принял решение покинуть республиканцев, а позже, когда эта модель уже не стояла на вооружении частей первой линии, еще один перелет (из Сариньены в Сарагосу) совершил лейтенант Ориол на своем самолете из “Алас Рохас».

Уже разобрано достаточно подробно все развитие событий в противоборствующих лагерях, однако несколько республиканских потерь оставались неизвестными: Ni 52 был не новым самолетом, и даже опытные пилоты не всегда могли с ним справиться, совершая неоправданные ошибки, особенно при посадке. Так 1-го августа 1936 года Мануэль дель Камино разбился в Севилье, а 15-го числа Тимотео Вальенте при сходных условиях также потерял свою машину, сам остался жив, но, по состоянию здоровья, в воздух больше не поднимался.
Есть мнение, что все Ньюпоры, используемые националистами, оставались в алюминиевом цвете со старыми номерами и обозначениями, заменив их лишь 8-го августа по приказу Генерала Франко. Таким образом, республиканские цвета на руле поворота были закрашены белой краской, поверх которой нанесли косой черный Андреевский крест, а кокарды на фюзеляже были просто закрашены черным. Новые кресты наносились также на верхнюю поверхность верхнего крыла и на нижнюю поверхность нижнего. Во время неизбежной реструктуризации ВВС националистов, все оставшиеся к тому времени Ньюпоры были собраны в составе 1-й Группы (Grupo 1) и получили новые обозначения на базе этого кода (кода 1-й группы), но долго эти самолеты не провоевали: в сентябре 1936 года большая часть из них была отведена в тыл, а начиная с октября ни один из них больше не поднимался в воздух, потому что массовые поставки Heinkel He-51 и FIAT CR.32 сделали эти самолеты абсолютно невостребованными…

НАЕМНИКИ НА НЬЮПОРАХ 52

Не считая наемников среднего уровня, находившихся на службе в подразделениях береговой охраны в период с ноября 1936 по март 1937, некоторое количество иностранцев имело возможность испробовать в небе Испании Ньюпор 52. Часто забывают, что СССР перед отправкой самолетов направил в Испанию большое количество летчиков-испытателей высокого класса, которые летали в Хетафе на всех находившихся там типах самолетов, включая Ньюпоры. Маловероятно, что Ерлыкин, Супрун, Копец и Стефановский в период невступления СССР в активную фазу войны в Испании, рисковали вылетать на боевые задания, но практически на сто процентов можно быть уверенным в том, что они опробовали все типы самолетов, стоящих в Хетафе.


Алькантарильо, октябрь 1937 года. Перед самолетом сержант Франциско Вильяс Гуарро

Из числа иностранцев выполнять боевые задания на Ньюпорах-52 приходилось в основном французам и британцам - первые в основном в составе эскадрильи «Испания», а вторые - в составе второй истребительной интернациональной эскадрильи Лафайетт в Хетафе, возглавляемой Мартином Луна (Martin Luna). Надо отметить, что это название эскадрильи было употребляемым пилотами самоназванием, появившимся с подачи военных корреспондентов. Возможно также, что столь символичное название родилось в пику существования эскадрильи «Испания». В любом случае эти самолеты были лишь частью бывшей 11-й Группы, состоящей из пилотов различных национальностей, среди которых было 9 англофонов, прибывших двумя группами из четырех и пяти человек в начале сентября. Смелость не изменяла этим иностранцам, трое из которых погибли – Клод Уорсоу, Брайан Гриффин и Эдвард Доунс-Мартин (Claude Warsow, Brian Griffin и Edward Downes-Martin) и трое были серьезно ранены – Винсент Доэрти, Эрик Гриффитс и Кэй Линдси (Vincent Doherty, Eric Griffiths и Kay Lindsey) - отправившись обратно в Великобританию через месяц после начала боев вместе с с тремя единственными непострадавшими членами группы – Эдвардом Хильманом (Edward Hillman), Чальзом Кеннетом Эпджон-Картером (Charles Kenneth Apjohn-Carter) и Патриком Метцем (Patrick Metz), который на момент прибытия имел опыт пилотирования только Бреге. Вполне возможно, что А.Рассел-Браун (A.Russell-Browne) и Денис Смит (Denis Smith) летали в составе интернациональной группы в Хетафе.

Пример эскадрильи «Испания» по разному влиял на летчиков. «Наемники», получавшие много денег (это было условие, выдвинутое компанией по страхованию жизни, которая возмещала убытки по просьбе испанского правительства), вызывали зависть некоторых пилотов, а их автономный статус не нравился кадровым военным из Штаба. Но, тем не менее, хотя действия их и нее могли переломить ситуацию (пять бомбардировщиков и шесть истребителей, к тому же никогда не вылетавшие все вместе), все говорит о том, что они хорошо знали свое дело. Многие пилоты мятежных истребителей погибли в боях с ними, как к примеру Нанц (Hantz) и Хейлман (Heilmann) над Мадридом, возвращались раненными, как Иссарт ( Issart), и, если коммунистический журналист Кольцов и исказил итоговое количество их побед, он не мог не признать, что Гидес (Guidez) и Дэрри (Darry) были очень результативными истребителями (Дэрри две победы одержал на Девуатинах, а остальные на И-15), а менее известный Кастенада ди Кампо (Castaneda di Campo) оказался также пилотом солидного уровня, которому доверили один из первых И-15. Вообще говоря ди Кампо и Дэрри летали в части, которая полностью состояла из советских добровольцев.

К этому следует добавить, что Виктор Веньель (Victor Veniel), не записавший себе одержанную победу, подтверждает, что Гине (Guinet), Масерон (Matheron) и Ферак (Ferak) одержали несколько личных побед. Со своей стороны, Гислон припысывает Гине три победы, одну или две - Веньелю, одну Масерону, одну «Бернею» (“Bernay”) и по меньшей мере одну - Дэрри. Естественно, что перегнав с собой в августе-сентября новые самолеты они не могли сразу их использовать в испанском небе, поскольку машины еще необходимо было вооружить. Получается, что первые три недели своей службы они выполняли полученные приказы на Испано-Ньюпор 52. В середине августа 1936 Ньюпоры Гидеса, Дэрри и Веньеля сопровождают Поте 540, который проводит очень эффективную штурмовку мятежных войск под Медельином, Бадахос. После прибытия на фронт частей, полностью укомплектованного в СССР, они, в сопровождении еще одного Ньюпора, выполняют задание по эскортированию Поте 54, а затем в Малага-Табернас пытаются защитить свои последние бомбардировщики от численно превосходящих их истребителей ФИАТ CR.32. Соответственно как-то упрекать их в отсутствии результатов просто не поднимется рука.

Наконец, существует ряд менее известных пилотов, хорошо выполнявших свою наемную работу в Испании, но оставшихся в тени. К ним относится, к примеру, Андре Буллинжер (Andre Boulinger), имеющий победу над Ю-52 в небе Андалуссии осенью 1936 года в составе смешанного подразделения Виллимара, серьезность боевых качество которого нашла затем свое подтверждения в Китае.

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ И КАМУФЛЯЖ

Обе стороны начинают войну на абсолютно одинаковых Ньюпорах, несущих республиканские кокарды красно-желто-фиолетового цвета на крыльях сверху и снизу, абсолютно повторяющие кокарды цветовые сочетания на руле поворота, средняя полоса на котором несла серийный номер: тройка обозначала тип самолета, затем тире и продолжение номера. Три группы имели свои собственные эмблемы: черная пантера у 11-й Группы, наносимая непосредственно на киль, хотя известны и два исключения: 11-11 и 11-12 в течение некоторого времени несли эту эмблему непосредственно перед передней кромкой стабилизаторов; прыгающий олень, изображенный в круге на уровне кабины пилота в 12-й Группе и четырехлистный клевер, наносимый на киль у самолетов 13-й Группы. Перед войной были также специальные функциональные обозначения, такие как двойной круг вместо клевера в 13-й Группе или двойная белая диагональная полоса на фиолетовой части руля направления, обозначающие самолет командира эскадрильи. Выходившие с конвейера самолеты несли на киле надпись “La Hispano” или “La Hispano-Suiza”, а ниже нее более мелким шрифтом ставилось “Guadalajara”. Надписи эти в частях быстро исчезали, поскольку знаки различия занимали как раз эти места.

После первых трагических ошибок, связанных с идентификацией самолета, которые происходили как в одном, так и в другом лагере, каждый стал обозначать свои самолеты с целью избежать повторения таких конфузов. Есть предположение, что с республиканской стороны смешанная группа, базировавшаяся на аэродроме Сариньена в Арагоне получила свое имя “Алас Рохас” из-за красных полос, накрашенных вокруг крыльев и фюзеляжа. Эта маркировка была быстро перенята другими частями и, размножившись в различных вариантах, стала периодически покрывать всю заднюю часть фюзеляжа, а иногда находилась и на стойках крыльев, размещалась на крыльях рядом с республиканскими кокардами, а затем расширилась и полностью закрыла их, разрастаясь иногда практически до всей ширины крыла, стала опознавательным знаком республиканцев.

Неизвестна точная дата появления камуфляжа на республиканских Ньюпорах, вероятно это произошло не ранее октября, поскольку именно в это время началась имитация итальянского цвета поверхностей. Но это относилось к новым или вышедшим из ремонта самолетам, и лишь через некоторое время окрашивать стали все машины, нанося сначала простые хаотичные зеленые полосы на цвет голого металла. Только после этого началась окраска аппаратов в цвета, которые эксперты так и не смогли однозначно идентифицировать, выделив охру и зеленый светлый. Как всегда, истина находится где-то посередине, поскольку механики, которые работали с самолетами в перерыве между боями, имели на руках приказ и использовали для нанесения ту краску, которая была поблизости… Эмблемы групп оказались таким образом закрашенными. Забавно, что камуфлирование Ньюпоров закончилось прямо перед тем, как все они, ни или почти все, оказались снятыми с вооружения.


Октябрь 1937 года. Территории республиканцев и националистов

Снятые с вооружения, Ньюпоры направлялись в летные школы, где получали одну или две соответствующие буквы на фюзеляж, не имевшие никакого смысла кроме порядка, в котором прибывали эти самолеты. По крайней мере, один самолет был передан в школу механиков в Годелье и также окрашен в итальянский камуфляж, но он не нес красных полос, поскольку летать не мог и был прикован к земле. Поздней весной 1937 года Ньюпоры получают официальный код CN (Caza Nieuport – истребитель Ньюпор), который использовался только по большим праздникам, поскольку известен лишь один самолет с кодом CN-002. К концу конфликта ни одного Ньюпора в пригодном для полетов состоянии у противоборствующих сторон не оставалось.

КОНЕЦ

Jose Fernandez
перевод и комментарии всего цикла avianikitoss совместно с alexww1
Tags: nieuport, авиация, испания
Subscribe

Posts from This Journal “испания” Tag

  • Типичный испанский пилот "Vultee"

    Безусловно, одним из лучших летчиков, летавших на этой машине, был аспиран, а затем лейтенант Хосе Мариа Льоберт Артеман (Jose Maria Llobert…

  • "Валти", севшие на брюхо...

    Вообще говоря, карьера захваченных националистами Валти, если не брать малоизвестное их применение в составе Grupo18, основывалась на обслуживании,…

  • 112. Часть третья. Испания

    Кадис, конец ноября 1936 года - в то время, как Ме-109V-3 и V-4 выгрузили на берег, He-112V-5 с гражданской регистрацией D-IIZO также прибыл в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments