Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Бельгийский светлячок. Часть вторая - Годы предвоенные

“Firefly” II к всеобщему облегчению заменил в четырех основных истребительных группах (I/I, 3/1, 5/II и 7/II) устаревшие NiD 29 и BH.21. Процедура замены включала в себя сначала получение самолетов в SCRAe, а затем передачу их для контроля качества и испытательных полетов в SEVCAe, что прошло безо всяких проблем. Первыми получили новый самолет «Кометы» (1/I/2 Ae), базирующиеся в Nivelles, затем последовали «Чертополох» (2/I/2) из Schaffen. К 31 декабря 1932 года шестьдесят пять самолетов были поставлены в подразделения, при этом соблюдался принцип - пятнадцать самолетов на подразделение плюс небольшой запас.


Слева - «Кометы» на аэродроме Schaffen
Справа - Bruxelles-Everes, маневры ПВО, сентябрь 1935 года. Слева Y-61 из 7-й эскадрильи II-й группы 2-го Полка


29 и 30 августа 1931 Chris Staniland на “Firefly” с обозначениями эскадрильи из Schaffen, выиграл большие воздушные состязания, проходившее в Anvers-Deurne. 22 июля 1932 года капитан Lucien Leboutte из Nivelles принял участие в международных соревнованиях в Цюрихе, выступая на Firefly национального производства и соревнуясь с тремя датскими “Bulldog” с моторами “Jupiter”, одним голлаНдским Fokker D-XXI, одним югославским “Fury”, одним PZL P.11, одним PWS 11, одним PWS 8 и одним швейцарским Dewoitine D.27. Соревнование предусматривало полет по замкнутому кругу, связывающий Dubendorf с Thun, Bellinzona с возвращением на высоте 4000 метров. Первым был капитан Sintic на “Fury”, показав среднюю скорость 323 км/ч, Leboutte в итоге показал лишь седьмой результат со скоростью 286 км/ч. Горькую пилюлю поражения подсластила победа двухместного самолета Fairey “Fox”, который удостоился хвалебных оценок прессы. В 1932 году оставшиеся подразделения, 3/II/2 «красные Кокотки» и 4/II/2 «белые Кокотки», базирующиеся также в Nivelles, начали перевооружение на этот тип самолета.



Как и положено при введении в строй новой техники, разительно отличающейся от находящейся на вооружении (“firefly” был на 100 км/ч быстрее BH.21), переучивание не обходилось без инцидентов. Намного возросшая мощность заставляла некоторых пилотов излишне ускоряться при выполнении некоторых маневров, и в итоге из пятнадцати произошедших за последующие два года официальных аварий, четыре относились к разрушением в воздухе силового набора. Как и положено в таких случаях, пресса сразу же раздула скандал, поставив под сомнение надежность новых самолетов. Проблема была значимой, и Министерство Обороны создало специальную комиссию по решению этой проблемы. Провели дополнительные испытания, подвергнув один из самолетов 200-часовому полету в режиме реального боевого применения, и “Firefly” вышел из этой передряги с высоко поднятой головой: подсчитали даже, что коэффициент безопасности самолета равен 11, в то время как конструктор изначально не гарантировал коэффициент выше 8. Как обычно и бывает в таких случаях, виной всему был человеческий фактор. Вообще то это было уже не ново, поскольку в 1928 году было зарегистрировано 9 смертей, в 1929 семь, а в 1930 восемь - и все это до момента принятия на вооружение “Firefly” - цифры, которые так и не будут превышены несмотря на значительное увеличение количества пилотов ( с 381 в 1930 до 536 в 1931) и количества часов налета (20700 и 23000 в 1930 и 1931 соответственно и до 33 248 в 1935).

Но тревожный звонок был услышан, и в Wevelghem, неподалеку от Courtrai, создают школу повышения летного мастерства, в которой пилоты, выходя из летных школ после полетов на Avro 504 (!) получали, начиная с сентября 1933, несколько часов налета на “Firefly”, после чего приходили в свои подразделения гораздо более подготовленными. Согласно планам обучения, они должны были провести в полете 500 км, разбитых на этапы, на высоте 4000 метров, исполняя при этом некоторые фигуры пилотажа и совершая несколько взлетов и посадок - т.е. совершая все те действия, которые обычно приводили к авариям. 5 декабря майор Woelmont передал командование II Группой капитану Vanderlinden.

1933

Конечно же все неприятности не могли закончиться одномоментно. 15 февраля 1933 года, во время учебного боя в составе групп из Nivelles и Schaffen в небе над Tourinnes-St Lambert, два самолета из Nivelles столкнулись в воздухе. Капитан Vanderlinden (который ранее представлял «Epervier» компании Renard) на борту своего Y-24 погиб, тогда как сержант Oscar Borisewitz был тяжело ранен, но смог покинуть самолет с парашютом. Оба самолета были, конечно же, тяжело повреждены. Неделей позже, 23-го, еще один “Firefly” разбился около Court St Etienne из-за остановки мотора, но в этот раз пилот не получил ни царапины. 10 марта соединения d’Evere, Wevelghem и Nivelles с успехом выдержали контрольное посещение министром обороны Mr. Deveze, проведя показательные полеты в присутствии генерала Gillieaux. 21-го появился еще один некролог, на этот раз adjudant Hardies из авиационной школы d’Evere разбился на высокой скорости в районе Grobbendonck, между Herenthals и Lier во время испытания свечей, а также системы подачи кислорода. То, как летчик разбился, дает все основания предполагать, что проблема была в кислородной системе, которая привела к потере пилотом сознания во время полета. В марте же командование II/2 Ae принимает майор Georges Bervijn.


Y-15, 1932 год. На заднем плане слева Breguet XIX

7 июня 1933 года, во время воздушного праздника в Heston, Chris Saniland представлял сделанного в Gosselies “Firefly”, а 11-го он уже участвовал в групповом пилотаже девяти самолетов во время воздушного спектакля, организованного Королевским Аэроклубом Бельгии в Bruxelles-Evere. 10 июня капитан Adrien Duthoit принимает командование 4-й эскадрильей, а 14 августа это соединение теряет одного из своих пилотов, adjudant Louis Sauveniere, который столкнулся в воздухе с гражданским самолетом во время пролета над Zoute.

15 сентября 1933 года во время авиационного праздника в Wevelghem пилоты-выпускники школы получили возможность своими руками продемонстрировать зрителям пилотаж на самолетах “Firefly”. Сначала была имитация воздушного боя, выполненная sous-lieutenant de Spoelbergh и капитаном Danckers (“Firefly” против “Fox”), после которой de Spoelbergh и adjudant Van Damme показали фигуры высшего пилотажа во время патрулирования. Однако все это не могло затмить эффект финального парада, выполненного самолетами школы, в том числе и вновь поднявшегося в воздух de Spoelbergh, а также adjudant Burniat.

20 октября к 10.30 самолет из Nivelles осуществил аварийную посадку в Harze-Haywailles, неподалеку от Liege, по причине неполадок в двигателе. Ровно через месяц соединение потеряло Y-9 в том же Nivelles, когда adjudant Maurice Acke, называемый «Распутин», разбился при посадке, пытаясь перепрыгнуть автомобиль, случайно выехавший на летное поле. Пилот отделался ранениями.

1934

1934 год ничем особенным от 1933 не отличался. Так, 15 марта, во время совместных с наземными войсками маневров в Beverloo, сержант Michel de Pret-Roose de Calesberg, из эскадрильи «Кометы», врезается в землю, однако спасается, оставшись живым и получив сильные ожоги, а его самолет полностью сгорает. 26 марта полковник Massaux принимает командование 2-м авиационным полком, оставляя в генеральном штабе в de Bierset полковника De Smet. Месяц май был достаточно богат на различные публичные представления. Группа из Nivelles отправила свое соединение воздушной акробатики в составе S-lt Jean de Callatay, adjudant Paul Dubois, adjudant Franz Delvigne, adjudants Jean Braun, adjudant Andre Moulin и sergent Robert Hutten на воздушный праздник в город Liege. Со своей стороны, люди из Schaffen не остались в стороне и представили на шоу в Gand все пилотажные качества “Firefly” благодаря пилотам Jordens, Van Damme, Burniat и Geerts. Организованный в том же месяце воздушный спектакль в Schaffen также не обошелся без двух акробатических патрулей в составе Lt Arendt, adjudant Kreit, adjudant Eyskens, 1er sergent Verlinden и sergent Henquin и sergent Hansel. Burniat и Kreit поддержали свой высокий уровень в Wevelghem в самом конце месяца, а 3 июня демонстрируемый в Bruxelles-Evere воздушный спектакль организовали три “Firefly” из Schaffen и соединение из семи самолетов из Nivelles. Самолеты пилотировали майор Van Aubel, капитаны Arendt, de Bock, Hendricks и Legrand, лейтенант Van der Hove, adjudants Theis, Cuystens, Baudaer, Wegria и Eyskens, 1er Sergents Borisewitz, Van Vuechelen, Hansel, Liedts и Scheerlinck, а также сержанты Janssens, Jacobs, Gonay и Coppens.


Слева - Y-12, «Кометы», самолет будет разбит во время происшествия 14 декабря 1934 года. Пилот (Kreit) погибнет.
Справа - Два самолета из 1-й эскадрильи I-й группы 2-го Полка, Schaffen


Шоу продолжились 15 июля, когда в Anvers устраивали представление акробатического патруля из Nivelles. В составе группы были S-lt de Callatay, S-lt Robert Deligne, adjudants Paul Dubois, Elie Francais, Marcel Vincent и Franz Delvigne, а также сержант Robert Hutton. Наконец в августе месяце, в завершение блистательных летних шоу, команда из Nivelles великолепно отлетала в Gosselies под руководством капитана Lucien Leboutte. В составе группы были также S-lt Deligne, adjudants Dubois, Francais, Vincent и Delvigne, а сержанты Hutten и Leboutte завершили шоу выдающимися сольными выступлениями. Однако август закончился катастрофой в Nivelles самолета Y-78, из которой без повреждений вышел пилот - капитан Duthoit. 27 ноября он передал свой пост командующего 3-ей Эскадрильей капитану Verhaegen

1935

23 июня 1935 год, когда “Firefly” начал постепенно давать наиболее продвинутым стратегам повод задуматься о его замене, продолжалось активное пудрение мозгов общественности путем устраивания различных шоу и акробатических программ. Во время одного из таких мероприятий в d’Evere соединения из Nivelles и Schaffen в очередной раз продемонстрировали свои акробатические патрули, состоящие на этот раз из Cne Arendt, adjudant Eyskens и 1er Sergent Hansel, тогда как сольные программы как обычно выполнялись капитаном Leboutte из школы в Wevelghem. Это был период, когда всем становилось ясно, что, если “Firefly” все еще способен перехватить практически любой из находящихся на службе в других странах бомбардировщик, то его противостояние с вражеской истребительной авиацией ничего хорошего принести уже не сможет. Даже гражданские самолеты, такие как DH.88 “Comet” или Lockheed “Orion” летали гораздо быстрее него!


Слева - Y-67, Nivelles
Справа - Происшествие с Y-53, 1936 год


6 и 7 сентября 1935 в Бельгии были организованы большие маневры, на сцену вышли боевые авиационные группы, которые выполняли свои миссии в течение более 22 часов, во время которых Breguet XIX, базировавшиеся в Liege играли роль атакующей стороны, а “Fox” и “Firefly” должны были оборонять сектор вокруг Брюсселя. Несмотря на официальное одобрение, ничто не помешало отметить, что на пути к Брюсселю было «перехвачено» было лишь 50% потенциальных агрессоров, а значительная их часть – только на обратном пути. В завершение можно добавить, что из всего количества атакующих бомбардировщиков часть была просто неспособна самостоятельно достичь своих целей! Безусловный успех…

Генерад Gillieaux, который лично выполнял большое количество полетов во время этих маневров, впал в немилость, и генерал Van Overstraten, военный советник короля, следующим образом резюмировал ситуацию начала 1936 года: «…генерал Denis (Министр обороны) и я сам считаем, что наша лучшая противовоздушная защита - пушки, а отнюдь не самолеты». Увы, таким же было мнение большего количества высших офицеров. Gillieaux окончательно ушел в марте, и заменой ему стал артиллерийский офицер, генерал Duvivier. В 1935 году соединения, оснащенные “Firefly” были перегруппированы в 1-й авиационный полк и переименованы в 1/I, 2/I, 3/I и 4/I.

1936

27 февраля капитан Verhaegen, командир 3-ей эскадрильи, погиб по неустановленной причине за штурвалом своего Y-8, когда возвращался с тренировочного задания во главе своего подразделения. На должности командующего его сменил лейтенант Callatay. 16 мая было принято решение поддержать массовый народный энтузиазм путем организации большого аэрошоу в Anvers-Deurne. Для этого мероприятия 4-я эскадрилья направила капитана Duthoit на Y-1, лейтенанта Delgne на Y-79, adjudant Petersen (Y-53), adjudant Francais (Y-85) и adjudant Vincent (Y-5). Группа самолетов из Schaffen, со своей стороны, представила шестерых - Cne Legrand, S/lt Dechamps, S/lt Van Damme, adjudant Cluytens, 1er Sergent Janssens, sergent Jacobs, Siraut, Pirlot и Daix. Помимо обычной уже акробатики в плотном формате, презентация включала в качестве новинки учебную атаку на аэродром противника.

4 сентября сержант Walther Mathot из соединения Nivelles попал в штопор на борту своего Y-85 и разбился, упав в поле в Petit-Roeulx. В ноябре II-я Истребительная Группа из Nivelles получает нового командира - майора Willy Coppens.


Слева - Перед тренировочным полетом
Справа - Двое часовых охраняют скапотировавший Firefly IIM

В конце 1936 года из списков было вычеркнуто в общей сложности 22 самолета, но резкое сокращение бюджета, выделенного на приобретение новой авиационной техники, произошедшее из-за экономического кризиса (вспомним общемировой обвал 1929 года), не позволили обновить авиационный парк. Уход Генерала Gillieaux со своего поста не изменил ничего, особенно не изменил политическую необходимость следовать SABCA, разделяющей совместно с S.A.Fairey нищенские дотации, выделяемые правительством на поддержание национальной промышленности. Бюджет использовался следующем образом - 31 миллион бельгийских франков был направлен на закупку 22 Gloster «Gladiator», призванных заменить «Firefly» на службе в 1/I “Cometes” начиная с июля 1937 года. При этом снимаемые с вооружения эскадрильи самолеты были призваны затыкать дыры в других подразделениях. Покупка этих истребителей, а также нескольких Fairey “Battle” явно показала, что на планах замены устаревающих самолетов поставлен крест.

1937

27 мая во время упражнений по стрельбе, проходивших на берегу Северного моря, самолет капитана de Callatay получает попадания и падает в море, пилоту, однако, повезло и он спас свою жизнь.

В июле в d’Evere проходит презентация Morane-Saulnier M.S.405, проводит которую Michel Detroyat, и во время которой поднимается вопрос о лицензионном производстве самолета на бельгийских предприятиях для комплектации частей ВВС и ВМФ Бельгии. Политические противоречия помешали осуществлению этого проекта, поскольку такая сделка могла подорвать имидж Бельгии как нейтральной страны, и подорвать его в первую очередь перед быстро усиливающейся Германией. Так же не надо забывать, что король Бельгии был настроен скорее про-немецки, чем про-французски. 19 числа того же месяца S/Lt Maurice Peeters из группы, базирующейся в Nivelles, переворачивает на посадке свой Y-5, отделываясь при этом лишь небольшими ранениями.


Слева - Скаптировавший самолет капитана Duthoit, 22 августа 1934 года
Справа - Y-53 в начале 1939 года


Во время маневров в сентябре 1937 года, проходивших в районе между Bruxelles и Anvers, исполнилось шесть лет с того момента, как “Firefly” находился на вооружении. До мюнхенского сговора (называемого в Бельгии «мюнхенский кризис»), который наконец-то открыл властям глаза на печальное состояние национального авиапарка, оставался всего год. Willy Coppens, в то время командующий 2-й истребительной группой из Nivelles, отмечает, что цели достигают примерно лишь 60% атакующих, а около трети всех самолетов вообще не может подняться в воздух по причине повреждений и различных аварий. Пилоты проводили в воздухе по 6 часов в день, стараясь хоть как-то компенсировать недостатки стремительно стареющей конструкции. Необходимо также сказать, что наиболее плачевны эти результаты были для командования ВВС. До сих пор в частях не использовалась радиосвязь, лишь лидер группы мог связываться с базой, а это вызывало серьезные проблемы при перехвате даже таких устаревших целей, как Breguet XIX. Некоторые считали, что виной всему высшие офицеры, кторые «служили только для того, чтобы воспользоваться законным правом на пенсию». Но причина была абсолютно в другом.


Y-42 с обозначениями «Больших Маневров» 1938 года (противники Firefly несли маркировки, показанные ниже)

1938

Год начался неудачно, уже в январе Lt Andre Ninane, называемый “Pijpke”, перевернулся на своем Y-45 во время посадки в Nivelles, но при этом не пострадал, отделавшись царапинами. Тоже самоле произошло 8 марта, когда во время тренировочных полетов акробатической группы Y-50, пилотируемый S/Lt Baudouin de Hemptinne сталкивается в полете с Y-80 капитана de Callatay. Первый самолет был полностью разрушен и упал в районе Thines, пилот его выпрыгнул с парашютом, а de Callatay смог спасти свою машину и совершить посадку в Nivelles; также смог избежать катастрофы сержант Albert Gobin.
В том же марте проходили еще одни маневры под Nivelles, и показанные на них результаты оказались еще ниже, чем те, что были в сентябре 1937 года. Пресса тщательно перемалывала все детали этого события, особенно разглядывая их через призму гражданской войны в Испании. Было четко видно, что вся матчасть ВВС более не соответствует современным требованиям. Но из-за проблем с бюджетом выправить ситуацию не представлялось возможным. Когда в мае началось обсуждение бюджета, военные заявили необходимость получения 1200 миллионов бельгийских франков. Первый транш в 349 миллионов предназначался для закупки артиллерии и авиаснаряжения, и лишь 176 из них - на закупку истребителей-перехватчиков.


Y-29 из 4-й эскадрильи II-й Группы 2-го Полк, Nivelles, 1936

17 мая 2-й полк ВВС переходит под командование полковника de Woelmont.

В июне прошел очередной приступ ностальгии - акробатический патруль 4-й эскадрильи из Nivelles, свое мастерство демонстрировали Lt Robert Deligne, adjudant Gus Genin, adjudant Elie Francais. Проводилось все это в честь открытия нового аэродрома. 17, 18 и 19 чила II-я Группа еще раз принимала участие в военных маневрах в районе Арденн. Результаты этих маневров не были озвучены для публики, и сделано это было по безусловно объективным причинам. В точно неопределенный день во время этих маневров, Lt Charles Goffin в кости разбивает свой «Firefly» (Y-19), когда во время посадки он столкнулся с… баранами, которых пасли на аэродроме, чтобы не тратить деньги на стрижку травы. Неизвестно конкретно, что это был за баран, но самолет буквально… раскололся пополам. Что касается Goffin, то он вторично попадет в похожую аварию в начале следующего года. Правда на этот раз дело обойдется без баранов, и пилот разобьет свою машину Y-44 при посадке в Nivelles, когда у самолета подломится стойка шасси.


Слева и справа - Y-44 из 3-й эскадрильи II-й Группы 2-го Полка c обозначением «Больших Маневров» 1938 года

Сентябрьские маневры спровоцировали полное разочарование Willy Copens, который в конце маневров сделал следующую запись: «…истребители моей группы … гроша ломаного не стоят … и должны обладать скоростью минимум вдвое выше, чем есть сейчас» В конце концов между сентябрем и ноябрем две бельгийские комиссии по закупкам посетили Англию и Италию. Получить «Spitfire» было абсолютно невозможно, да к тому же он и не смог бы взлетать с бельгийских аэродромов. Оставался «Hurricane» и FIAT CR.42, которых купили слишком мало… и слишком поздно…


Y-70, 2-я эскадрилья, I-я Группа, 2-й Полк, Schaffen, 1936 год

1939

Надежда заменить «Fairfly» на самолет отечественного производства родилась вместе с машиной Renard R.36, показавшей неплохие летные данные. Был заключен контракт на поставку сорока машин, призванных заменить последние остававшиеся Fairey в бельгийской истребительной авиации. Увы, на испытаниях, проводившихся по требованию AeM 17 января самолет разбился по неустановленной причине, при этом погиб известный специалист по «Firefly» Eric de Spoelbergh. Идея умерла, и старый биплан продолжил свою карьеру. На самом деле это было крушение бельгийских надежд обойтись собственным производством, которе находилось в упадке, поскольку за три последних года закупки заграницей увеличились и составили 41 миллион бельгийских франков против 13, направленных на бельгийские заводы.


Белые «Кокотки» из 4-й эскадрильи II-й Группы 2-го Полка. Зима 1938/1939 годов.

Черная серия продолжилась смертью 12 февраля, когда в 12.45 adjudant Marius Gerion из Nivelles разбился при посадке на своем Y-4. В марте 2-я Эскадрилья из Schaffen вроде бы увидела свет в конце тоннеля: ей были расписаны двадцать купленных у Hawker Hurricane, причем 15 из них должны были поступить уже в сентябре, а самые первые - в мае, но приемка их оказалась делом более деликатным, нежели предполагалось изначально, хотя в целом все поломки являлись следствием ужасного состояния бельгийских аэродромов.

25 мая lt Alexis Jottard повторяет «подвиг» Cne de Callatay, получив попадание при учебной стрельбе в Ostende, на побережье Северного моря. Также как и его предшественник, пилот не получил повреждений, и все благодаря прыжку с парашютом. 9 июля проходила традиционная уже показательная программа, связанная с празднованием 25-ти летия бельгийской военной авиации. Акробатический патруль из Nivelles выступил как всегда успешно, в основном благодаря таланту его несравненных специалистов по «Firefly» (Cne de Callatay, Adjudant E.Scheirelinckx, adjudant Henry Gonay, 1-er sergent Albert Gobin, 1-er sergent Geores Delvaux). Как символ ушедшей эпохи Y-17, принадлежащий 1-er serent Jottard развалился в воздухе во время исполнения серии фигур высшего пилотажа в небе над деревенькой Fonteny-Vieux-Genappe. К счастью, пилот успел выпрыгнуть с парашютом. Амбициозный Jottard не отказался от мысли показать весь каскад фигур высшего пилотажа, что он потом и продемонстрировал, но… на Bucker Jungmeister!


Y-38 красные «Кокотки», 1938 год

Во время этого последнего мирного лета проходили последние маневры, в которых принимали участие «Firefly». Эти маневры дали возможность в полной мере появить себя 4-й эскадрилье из Nivelles. После учебного бомбометания патруль Baron d’Huart решил отметиться, «поприветствовав» замок своего командира. Jean de Parisse на своем Y-62 и второй ведомый только и ждали этого, чтобы запустить несколько специально припасенных метательных снарядов. Увы, окна замка были настежь открыты… История умалчивает о санкциях, которые могли бы понести участники столь «невинной» шалости.


Маневры в Арденнах в августе 1938 года. Обратите внимание на андреевский крест на килях и крыльях самолетов, являющийся отличительным знаком.

Patick Laureau, журнал AIR MAGAZINE
Перевод Никиты Донцова

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ
Tags: fairey, авиация, бельгия
Subscribe

  • Четырехмоторник Фарман. Часть третья

    Пока единственный 223.1 строил свою карьеру, Фарман (и далее – Центр) занялся разработкой и постройкой его военного собрата, изначально значившегося…

  • Четырехмоторник Фарман. Часть вторая

    ЭР ФРАНС Самолет все еще находился в собственности французского государства. С октября до середины ноября он отметился в Истре, где проводили…

  • Четырехмоторник Фарман

    Наследник тяжелых бомбардировщиков семейства Фарман F.220, четырехмоторник F.223 представляет собой апогей развития такой в общем-то случайной формы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments