Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Лате 298. Продолжение

УСИЛЕНИЕ

С началом военных действий против Германии, военно-морская авиация должна была быстро провести комплекс мер по усилению своих торпедоносных частей, признанных Адмиралтейством совершенно необходимыми в современной войне. В соответствии с принятым в 1939 году планом усиления военно-морской авиации были сформированы три эскадрильи Лате 298, две из которых были наземного базирования, а одна - корабельного, и которые постепенно пополнялись по мере поступления новых машин. В соответствии с этим же планом HB2, вторая эскадрилья флотилии F1H с "Commandant Teste" была сформирована в Бере ориентировочно 15 сентября 1939 года, а T3 и T4 появились там же соответственно 22 сентября 1939 года и 15 января 1940 года.


Латекоэр 298 №53, эскадрилья Т3, Шербур-Шантерейн, начало 1940 года

К концу декабря 1939 года военно-морская авиация получила в общей сложности около шестидесяти самолетов, при чем 21 из них пришлись на четыре первых месяца разгорающегося конфликта. Необходимо отметить, что две эскадрильи, изначально предназначавшиеся для передачи на "Commandant Teste" (флотилия F1H), находились там лишь на бумаге, поскольку с началом конфликта HB1 была переведена в Оран (Алжир), а в январе 1940 в Бизерте-Карубе (Тунис) оказалась и HB2.

ЛАТЕ 298 СЕВЕРНОЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ АВИАЦИИ


Испытание на торпедометание, Бер, 1937 год

После вступления в войну Адмиралтейство, заботясь об эффективности использования своих резервов, решило усилить располагавшуюся на севере Франции группировку путем передачи части имеющихся сил, в том числе и торпедоносных, в состав F.M.N. ("Force maritime du Nord" или "Северные силы" - прим.переводчика) под командование "Адмирала Север". С конца августа 1939 года T2 была переведена в Шербур-Шантерейн, а уже 3 сентября она находилась на вспомогательной военно-морской базе Булонь-сюр-Мер, где и занималась, совместно с вооруженной CAMS 55 и Луарами-130 (Loire-130) эскадрильей 1S1, прикрытием торгового судоходства.


Самолеты из Т3. Шербур-Шантерейн, март-апрель 1940 года

Одной из первых военных миссий Т2 стал достаточно трагикомичный эпизод. 9 сентября два Лате 298 (Т2.8 и Т2.9) вылетели из Шербура в направлении Булонь-сюр-Мер и вели наблюдение в районе бухты Сены (baie de Seine), где были замечены одна или две подводные лодки. С одного из самолетов была выпущена одна единственная пулеметная очередь, после чего пара продолжила свой путь. Однако при составлении отчета военно-морские власти были крайне удивлены тем фактом, что торпеда, которую нес самолет и которая должна была быть выпущена по лодке, не сошла с держателей, а чека (контроль безопасности) все еще оставалась на своем месте. Документ с соответствующим описанием был передан экипажам, которые как раз занимались сменой дислокации и которым интересно было узнать о проблемах приведения торпеды в боевое положение. Однако Генеральный штаб "Адмирала Север" посчитал данный документ явным анахронизмом, особенно в период боевых действий, после чего наказал некоторых офицеров военно-морской авиабазы в Шербурге за халатное отношение к приемки самолетов. Следует отметить, кстати, что атака торпедой погружающейся подводной лодки имеет чрезвычайно низкие шансы на успех.


Латекоэр 298 №5, "Т1.2", единственный известный самолет с нарисованной пастью

Не смотря на это, чтобы избежать в будущем подобных инцидентов, оружейники "на коленке" соорудили систему, позволяющую без затруднений сбросить торпеду в полете, однако эта система никогда не была применена, а вскоре торпеды заменили на пару 150-ти килограммовых бомб.
3 ноября Т3 перелетела в Шербург из Карубы, а в феврале 1940 года за ней проследовала Т1 из Бера. 1 марта 1940 года путем слияния этих частей была создана "5-я авиационная флотилия" (5F), основной задачей которой было прикрытие Па-де-Кале и части Северного моря. Но, как уже говорилось выше, в конце марта 1940 года начались активные боевые действия, а к этому моменту ни один Лате 298 не провел ни одной тренировки торпедометания, но в целом все три эскадрильи 5F выполнили уже 318 разведполетов из Шербура и Булонь-сюр-Мер. К тому же именно на эту флотилию приходятся два первых на Лате 298 происшествия со смертельным исходом, произошедшие во время выполнения заданий.


Самолеты из Т3 в Шербуре в начале 1940 года

5 февраля 1940 года в 12.30 "Т3.10" возвращался с очередного учебного вылета, когда в тумане пилот не заметил утес Жобур (Jobourg), находившийся западнее Шербурга, и врезался в него. Двое членов экипажа были, в результате такой катастрофы, серьезно ранены, а пилот погиб. 21 марта к 13.15 "Т1.3" во время взлета пары самолетов зацепил мол Карно (Carnot) в порту Булонь-сюр-Мер - из-за взрыва находящихся на борту бомб весь экипаж погиб. Трагедия произошла из-за потери двигателем мощности на взлете. Более никаких серьезных инцидентов у этой флотилии не было, однако 25 ноября, во время разведывательного полета в районе Дьеппа (Dieppe), один из французских Лате был атакован британским истребителем, который, правда, быстро понял ошибку и прекратил атаку.


Бизерта-Каруба, 1940 год. Лате на своей тележке

6 марта "Т2.6" ша широте Шербура встретил ирландский корабль, который французы приняли за итальянский каботажник и перед носом которого аккуратно положили пулеметную очередь, потребовав назвать себя. С Люфтваффе у 5F произошла единственная встреча 16 ноября в районе Грин-Нэ (Gris Nez, Серый Нос), когда "Т2.4" перехватил "четырехмоторник", открыв по нему огонь, правда, без особого результата. На самом деле не надо быть глупцом, чтобфы обратить внимание на один примечательный факт - все характеристики этого немецкого "четырехмоторника" полностью соответствовали... одной из британских машин.


В полете группа Лате 298

19 апреля четверка Лате 298 из составов Т2 и Т3 получила задание оказать поддержку наземным франко-британским войскам, высаживающимся на норвежский берег - в том районе было полно больших и маленьких озер. В течение последующих недель это подразделение было неизменно в состоянии боеготовности, но 12 мая задание было попросту отменено, поскольку уже 10 мая разразилась полномасштабное немецкое наступление. В этот день в 4.00 утра база в Булонь-сюр-Мер была атакована самолетами Люфтваффе, при чем именно тогда, когда пара самолетов из состава 5F готовилась выполнить взлет для выполнения разведывательного задания. Один аппарат прервал взлет, но второму удалось взлететь и он был обстрелян нападавшими, однако открыл ответный огонь, правда без какого-бы то ни было ущерба немецкой стороне.


Пара самолетов из НВ2. Тунис, май 1940 года

необходимо также отметить, что еще 30 апреля F.M.N. потеряла часть своего авиационного потенциала, поскольку Т1 была переведена в Бизерт-Карубу, где и приводнилась 3 мая. Сделано это было в свете планов по усилению военно-морской авиации в Тунисе, которая должна была, в случае необходимости, противостоять итальянцам в случае их вступления в войну. 23 мая 5F получила приказ об атаке моторизованных колонн немцев, находящихся между Булонью и устьем Соммы (Somme), о чем еще накануне говорили... столбы пыли, направляющиеся к Берку (Berck). Командир Т2 сообщил Адмиралтейству (которое раньше и не подозревало об этом), что 150-ти килограммовые бомбы типа I-2, которые несли самолеты Лате 298, предназначались для морских целей и для сухопутного использования не годились. Однако эти сообщения остались без внимания и операция была начата. Вылилась она в пять вылетов, один из которых стал по-настоящему смертельным для экипажей Т2, обозначив поистине черный день во всей кампании 1940 года.


Самолеты из состава Т1. Бер, конец 1939 года

В 5.05 шесть Лате 298, входящих в Т3, вылетели с авиабазы Шербура для первой атаки приближающихся к Булони вражеских колонн. В районе Сент-Этьен-дю-Мон (Saint-Etienne-du-Mont) летящая на высоте 600 метров группа самолетов подверглась сильному обстрелу зенитной артиллерии, и Т3.1, получив прямое попадание в двигатель, сумел приводниться неподалеку от миноносца "Mistral". Взятый на буксир этим кораблем, самолет вскоре затонул, так как оба поплавка оказались пробиты. Пять оставшихся машин, после обстрела колонн из пулеметов и бомбардировки, смогли, не смотря на достаточно плотный огонь с земли, вернуться в Шербур. В 10.00 с заданием обнаружить и разбомбить немецкие войска в районе Булони, взлетели четыре самолета. Командир этой четверки самолетов принял решение сначала уничтожить зенитную батарею, расположенную в районе Эсдинёль (Hesdigneul - Па-де-Кале). Но внезапно соединение было атаковано девяткой двухмоторных Мессершмиттов (Bf-110) неизвестной авиачасти. "Т2.1" загорелся, однако смог сбросить бомбы на аэродром Альпрек (Alprech), после чего упал в море в нескольких сотнях метров от берега, рядом с городом Булонь. Стрелок этого самолета был убит еще в воздухе, а радист оказался тяжело ранен. "Т2.3" разделил судьбу 2.1 - единственно что тяжело раненный радист по приказу пилота выпрыгнул с парашютом. Приводнение 2.1. оказалось более удачным, но пилот получил ранение от выпущенной немецким истребителем пулеметной очереди. Выжившие с обоих самолетов вскоре были подобраны траулером "Fructidor", доставившим их в Булонь. "Т2.2" удалось разбомбить батарею, и, получив многочисленные пробоины от немецких истребителей, вернуться в Шербур с тяжелораненным стрелком на борту. Что же касается "2.4", то он пропал без вести, а уже после перемирия из немецких источников стало известно, что он совершил вынужденную посадку в Буажане (Boisjean), к востоку от Берка. Пилот и радист с этого самолета попали в немецкий плен, а стрелок погиб еще во время сражения.


Разбит один из самолетов эскадрильи Т3

Третий вылет этого дня производился четверкой самолетов из Т2, вылетевших из Шербура в 12.15. В 13.40 все машины успешно отбомбились по форту Креш (Creche) около Булони, который к этому времени был уже захвачен нацистами. На самом деле это была ошибочная информация, поскольку никакой активности противника в том районе не наблюдалось... Четверка эта вернулась в Шербур безо всяких проблем.
Наконец, четвертый и последний вылет этого дня производился соединением, состоящим из одного самолета из Т2 и пары из Т3. Основной задачей было совершение бомбардировки моста в Нуаэле (Noyelles) - миссия, которую не выполнили самолеты из уничтоженной утром четверки. После выполнения этого ответственного задания, соединение приводнилось в Шербуре в 17.45, не заявив о сколь-нибудь серьезном противодействии немцев.


Немецкий солдат осматривает "Т2.4", сбитый в мае 1940 года

Однако, еще одна группа, выполнявшая задания независимо от флотилии 5F, совершила в этот день один вылет. Речь идет о 1S1, первой разведывательной части, переоснащенной на новые Лате 298 совсем недавно. Пара этих самолетов, под руководством командира эскадрильи, получила задание на выполнение разведполета в районе Кайё (Cayeux), где была замечена немецкая бронированная техника. Взлет состоялся в 13.35, и пара, облетев весь указанный район, так и не найдя неприятеля, вернулась домой в 14.25, не сбросив ни одной бомбы.
Итогом этого черного дня стал отчет о потерях, понесенных 5F, из которого стало совершенно ясно, что защита Лате 298 в задней полусфере явно недостаточна, а сам самолет не может противостоять немецким двухмоторникам Bf-110. И это не смотря на то, что двухместный немецкий истребитель не относился к маневренным самолетам, что хорошо продемонстрировала британская авиация во время битвы за Англию. Немецкий самолет обладал громадным превосходством в силе огня, поскольку был вооружен пятью пулеметами и двумя двадцатимиллиметровыми пушками, установленными в носу. Надо ли напоминать, что всей этой мощи Лате 298 мог противопоставить лишь три пулемета винтовочного калибра...
24 мая "1S1.2", работавший по плану "Эстафета" ("Estafette") и прикрывавший небо над Дюнкерком, был перехвачен и сбит немецким Bf-110 после короткой и неравной схватки, напомнившей все злоключения Т2. Не имевший спасательного жилета и к тому же раненный в голову пилот этого самолета утонул не смотря на помощь радиста, который примерно через час был подобран минным тральщиком "Lucien Cougy".


Т4.10 на тележке, Бер, 1940 год. Отметим двухлопастной винт

В конце мая 1940 года моряки составили по итогам событий 23 и 24 мая документ, в котором разъясняли действия экипажам Лате 298 в случае их встречи с вражескими истребителями:
"Полное отсутствие сколь-нибудь серьезной защиты задней полусферы, как и неэффективная работа пулеметной установки Бланше-Пилян (Blanchet-Pilain) в целом делают любую защиту самолета абсолютно не эффективной, а наличие топливных баков внутри не бронированных поплавках (у самолета в каждом однореданном поплавке находилось по одному топливному баку) принуждает самолет к посадке при любом, даже случайном, попадании."
Документ предлагал следующие модификации машины:
"установка двух неподвижных пулеметов, стреляющих назад из-под хвостового оперения и управляемых дистанционно стрелком либо пилотом, замена пулеметной установки BP на такую же от Алкан (Alkan) и замена баков в поплавках на защищенные."
Это срочное изменение базовой конструкции должно было быть выполнено компанией Бреге, поскольку заводы собственно Латекоэр к этой машине уже не имели никакого отношения, но оно так и осталось на бумаге по причине поражения Франции. В начале июня наступление немецких войск набирало обороты и части, оснащенные самолетами Лате 298, все чаще получали задание на бомбардировку наземных объектов и прикрытие французских частей, вовлеченных в сражения в районе реки Соммы. В ночь с 6 на 7 июня три самолета из состава Т2 безуспешно бомбардировали скопление вражеских автомобилей к югу от Абвиля (Abbeville). 9 июня была осуществлена новая атака на злополучный мост в Нуаэлле, проведенная, в этот раз, по распоряжению Штаба ВВС. Исполнять этот приказ в ночь с 9 на 10 июня пришлось тройке Лате 298 из Т3, при этом на цель вышел только один аппарат, а еще один был потерян при невыясненных обстоятельствах. 10 июня с заданием на проведение разведполета в дельте Сенны из Шербура взлетел "Т2.9", однако на траверсе Онфлёра (Honfleur) он был сбит огнем зениток одного из французских кораблей, прикрывавших от возможных налетов порт Гавр (Le Havre). После вынужденной посадки на воду, экипаж был подобран "дружественным" сбившим их кораблем, но сам самолет был безвозвратно утрачен, поскольку вскоре затонул.


Т1.4 в полете, конец 1939 года

12 июня пара Лате 298 из Т2 сбросила бомбы на кильватерный след, идентифицированный как след погружающейся субмарины,однако поднявшееся на поверхность большое масляное пятно помешало экипажам понять,была-ли это победа над подводной лодкой или все закончилось простой хитростью немецких моряков...
Италия также объявила Франции войну, и поражение французских войск становилось все более и более очевидным. Адмиралтейство в связи с этим приняло решение перевести некоторые части на средиземноморский ТВД. Так, 10 июня Т3 перелетела в Бер, однако это перемещение не обошлось без потерь техники и персонала. Один из самолетов был вынужден совершить посадку в Сен-Назере (Saint-Nazaire), на старую базу гидросамолетов Луар (Loire), по причине отказа двигателя, где он и был разбит во время бомбардировки 19 июня силами Люфтваффе. Далее случилась потеря "Т3.2" - 11 июня около 11.00 самолет из-за отказа двигателя совершил вынужденную посадку на реку Гарона (Garonne) неподалеку от Тулузы. Во время посадки самолет задел своим хвостом натянутый поперек реки над водой кабель (пилот думал, что проходит под ним... Сам-то пилот прошел, а вот киль самолета увы, нет - прим.переводчика). Наконец, в этот же день, но уже в 17.00, самолет "Т3.6" в тумане разбился на холмах около города Кастр (Castres), похоронив под обломками весь экипаж.
Последними частями, покинувшими север Франции из-за приближения немецких войск, и оснащенными Лате 298, стали Т2 и 1S1. 18 июня был отдан приказ об эвакуации базы в Шербуре, после чего эти две части взяли курс на Бер. Но так же, как и несколькими днями ранее "Т3.6", один из самолетов Т2, попав в неблагоприятные метеоусловия, разбился в долине Арьеж (Ariege) и так же фатально для всех членов экипажа. Пять машин Лате 298 из 1S1 успешно приводнились в Бере, а остальные три (это самолеты Луар 130) были 24 июня, как раз накануне запрета на полеты, переведены в Алжир.


21 февраля 1940 года. Неудачное приводнение самолета

История авиации северных военно-морских сил закончилась, оставив после себя далеко не однозначный след. Во-первых, она не оказала никакого существенного влияния на ход военной кампании на севере Франции, а во-вторых, Адмиралтейство, в течение всего конфликта, так и не применило самолет по его прямому назначению, отдавая ему приказы на операции, для выполнения которых он не был предназначен. Свою роль сыграло, также, и отсутствие какого бы то ни было истребительного прикрытия...

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ТВД

В ответ на первые итальянские атаки Бизерта-Карубы, Тулона и Кюэра (Cuers), проведенные 12, 13 и 15 июня, были осуществлены ответные удары силами военно-морской авиации, в том числе и частями, на вооружении которых находились Лате 298. Так, в ночь с 17 на 18 июня соединение из десятка Лате 298 (пять из состава Т4, четыре из Т3 и один неопознанный аппарат) провело бомбардировку итальянских объектов в Лигурии, а также порта Генуи, после чего в полном составе вернулось в Бер, не смотря на довольно сильный огонь с земли. 21 июня 1940 года в 8.25 девять Лате 298 из Т2 вылетели из Бера в направлении Беджаи (Bougie), Алжир. Перемирие еще не было подписано, военные действия продолжались, и в 10.45 французам представилась возможность нанести урон итальянцам - к востоку от Балеарских островов была замечена подводная лодка. Пять самолетов успели спикировать на цель до того момента, как подводная лодка погрузилась, но взорвались лишь две из сброшенных бомб, не причинив при этом никакого вреда итальянским подводникам. 23 июня в 10.00 Т2 вылетела из Беджаи курсом на Эль Меллах (El Mellah), озеро в восточной части Алжира. В 10.38 по радио было дано объявление о подводной лодке, показавшейся на траверсе Беджаи. К цели направился один единственный самолет, поскольку именно у него была последняя из пригодных для сброса бомб. Прибыв на место в 12.20 пилот заметил эту лодку в надводном положении, и сбросил на нее единственную оставшуюся бомбу, которая попала подводной лодке в районе рубки, но не взорвалась...


Самолет из Т4, Бер, июль 1940 года

В тот же день самолет LeO H-470 эскадрильи 11Е вылетел из Карубы с разведывательным заданием, и в 11.20 в районе Сардинии заметил крупное военно-морское соединение итальянцев, состоящее примерно из десяти кораблей. На самом деле речь шла о седьмой итальянской дивизии крейсеров, шедшей курсом на Кальяри (Cagliari). Эта информация была оперативно передана в Эль Меллах, откуда между 13.30 и 14.00 последовательно взлетели десять Лате 298 из НВ1, три Лате из НВ2, еще три из Т1. Однако стоящая в этот день плохая погода не дала возможности самолетам набрать высоту, и итальянские корабли так и небыли обнаружены. Лишь один из этих самолетов встретил итальянский крейсер в районе острова Торо (Toro) примерно в 15.00 и сбросил на него обе свои бомбы, взорвавшиеся по левому борту и не причинившие кораблю никакого вреда. В целом эта операция обошлась французам в потерю HB2.7, которые приводнился на вынужденную из-за остановки двигателя. Экипаж был благополучно эвакуирован французским миноносцем, а самолет затоплен после неудачной попытки взять его на буксир.


Лате из состава НВ1 после перелета в Бизерту

Это был последний вылет на боевое задание для Лате 298, поскольку 25 июня было подписано перемирие, и всем самолетам этого типа было запрещено подниматься в воздух. В начале июня Адмиралтейство начало комплектование самолетами Лате 298 второй разведывательной эскадрильи - 3S6, которая базировалась на Корсике и на вооружение которой стояли архаичные Левассер PL15. Однако эта часть не участвовала ни в одном вылете на Лате 298, и на момент заключение перемирия она только осваивала новую технику.
29 июня запрет на полеты был отменен, и четыре самолета Лате 298 сразу же перелетели в Алжир, подальше от материка...

ДИССИДЕНТ


Единственный Лате 298, перелетевший к британцам

Не смотря на мощную британскую атаку, проведенную на французский флот в Мерс Эль-Кабире 3 июля 1940 года, вызвавшую естественные англофобские чувства, некоторые французские моряки решили присоединится к силами Свободной Франции. Первым военно-морским самолетом, перелетевшим к британцам, стал Латекоэр 298 (первым не-Лате был Луар-130, но это было уже в октябре 1940 - прим.переводчика).
5 июля 1940 года шесть Лате 298 из эскадрильи НВ2 находились в гавани Бизерта-Каруба. Два самолета были раскапотированы с целью облегчить запуск двигателя и взлет в случае внезапной атаки британских самолетов. Примерно в 18.30 один из самолетов заявил о вылете на "проверку воздушного винта", но, поднявшись в небо, сбросил свою торпеду и благополучно взял курс на Мальту, до которой было примерно пятьсот километров...
Принятый вместе со своим экипажем в состав RAF, единственный в истории Лате 298 с британскими опознавательными знаками использовался для выполнения второстепенных миссий, одной из которых было разбрасывание листовок над Тунисом в сентябре 1940 года. По-видимому самолет продолжал затем использоваться и британскими летчиками, поскольку французы погибли во время битвы за Мальту. По некоторым источникам этот самолет был разрушен во время немецкой бомбардировки Мальты в феврале 1941 года.


Латекоэр 298 после перелета на Мальту

СРОЧНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ

Война с Германией привела большую часть эскадрилий военно-морской авиации в весьма хаотичном состоянии, в движении и передислокации на юг Франции. начиная с 15 июля, по требованию Комиссии по Перемирию, была проведена тотальная перепись всех самолетов военно-морской авиации. Всего на эту дату в летном состоянии числились 76 Лате 298 из общего числа в 96 машин, полученных перед перемирием. Примерно пятьдесят машин находилось в Алжире и Тунисе, при чем большая часть базировалась в Бизерте-Карубе на базе гидросамолетов. 1 августа 1940 года Адмиралтейство, по требованию итальянской стороны, провело разоружение всех этих самолетов и начало (как водится, с переименования) их полную реорганизацию:
Торпедный эскадрильи Т1, Т2, Т3, Т4, НВ1, НВ2 и эскадрильи разведки 1S1 и 3S6 стали соответственно 1Т, 2Т, 3Т, 4Т, 1НТ, 2НТ, 1S, 12S.


Озеро Эль-Меллах, Алжир. Лате в период запрета полетов вскоре после перемирия


Однако дело этим не ограничилось и вскоре, с подачи оккупантов, началось расформирование эскадрилий. 1S и 12S прекратили свое существование 20 августа, а 1HT, 2HT и флотилия 5F совершили это 31 числа.
К несчастью, перед тем как исчезнуть из списков военно-морской авиации, 3S6 отметилась несчастным случаем, повлекшим человеческие жертвы. 23 июля во время взлета из Карубы "3S6.6" разбился, при чем разбился из-за неопытности пилота, ярко напомнив первые крушения тогда еще новых самолетов, только только принимавшихся на вооружение.
На самом деле летом 1940 года многочисленные изменения в военно-морской авиации, проводимые под надзором оккупантов, только набирали ход...

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...

Tags: latecoere, авиация, франция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Да ладно!

    Мы совершенно не ожидали такого! Однако все было именно так, как рассказано в ролике! Мы не сказали ни одного лживого слова - в нашем ролике наши…

  • G.50 в Испании. Часть вторая, заключительная

    ВВС ИСПАНИИ (EJERCITO DEL AIRE) В течение июля 1939 года авиация националистов претерпела существенную реорганизацию, став ВВС Испании – все это…

  • Новая Рига

    Новая Рига это не только всем известное шоссе, это еще и пивоварня. Достойная она или нет? Именно это и собрались выяснить Альрамир и Никита в своем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments