Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Лате 298. Окончание

В ПОСТОЯННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ

Со всей очевидностью летом 1940 года выживаемость Военно-морской авиации, в особенности той ее части, которая была оснащена Лате 298, находилась под угрозой, и особенно заметно это стало после внезапной атаки британцами Мерс-эль-Кебира (Mers-el-Kebir), что легко могло бы вынудить германо-итальянскую коалицию ускорить роспуск этих частей.
К сентябрю 1940 года стало ясно, что поражение Франции пережили около 70 Лате 298, но оккупационные силы разрешили организовать лишь четыре эскадрильи: 3Т и 4Т в Бере, 1Т и 2Т в Карубе.


28 июня 1941 года. 1Т1 на пути в Ливан

Между 1940 и 1942 годами, из-за достаточно сложного развития событий, появятся дополнительные части, оснащенные Лате 298. Так, в ноябре 1940 года перегруппирование эскадрилий 3Т и 4Т создаст в Бере 6-ю Флотилию. В январе 1941 года в Карубе будет воссоздана 5-я Флотилия, созданная на основе эскадрилий 1Т и 2Т. Флотилия эта будет использовать созданные еще до перемирия базы военно-морской авиации в Арзеве (Arzew) и Карубе, окончательно остановившись в 1942 году на Арзеве. Принимая во внимание неизбежность новой атаки британцев на Дакар (а таковая уже была в сентябре 1940 года - прим.переводчика), французское Адмиралтейство было обеспокоено усилением военно-морской авиации в этом регионе. В июне 1941 года оно начало создание в Дакаре 7-й Флотилии, в состав которой входили эскадрильи 5Т и 6Т, чьи самолеты находились ранее в составе 6-й Флотилии в Бере. Однако Лате 298 использовались в основном Комиссией по Практическим Испытаниям (CEP), расположенной во Фрежюс-Сан-Рафаэль и пришедшей на смену Комиссиям по Практическому Изучению Аэронавтики (CEPA). Там четыре самолета использовались для обучения пилотов высокого уровня начиная с середины 1941 и по ноябрь 1942 года.


28 июня 1941 года. 1Т1 на пути в Ливан

ВОЕННЫЕ МИССИИ В ЛИВАНЕ

8 июня 1941 года британские войска совместно с частями войск "Свободной Франции" входят в Сирию и Ливан. Эта операция союзников естественным образом вызывает ответные шаги со стороны правительства Виши, которое немедленно усиливает свою военно-морскую группировку в Леванте, ведь до этого момента она состояла всего из пяти Луар 130 из эскадрильи 19S, базирующейся в Триполи. 28 июня шестерка Лате 298 из состава 1Т, оснащенная дополнительными подвесными топливными баками, вылетает из Карубы курсом на Ливан. 4 июля все они прибывают на место, приводнившись на рейде Триполи после промежуточной остановки в Греции.
6 июля на широте Кипра один из Лате 298 перехватывает британский самолет типа "Свордфиш" или "Альбакор", обмениваясь с ним пулеметными очередями, которые явно повреждают английскую машину, скрывшуюся с места перестрелки. В тот же день еще один 298-й сбрасывает две бомбы на торговое судно, не причиняя, однако, никакого вреда последнему.


Линейка Лате 298 из 3Т в Бере в 1941 году

Однако на следующий день гладь воды в Триполи забурлила под ударами британских Бофайтеров, которым удалось нанести незначительные повреждения одному из готовившихся к взлету Латекоэров. 8 июля в районе Фамагусты вишистами вновь был атакован британский торговый корабль, при чем на этот раз сброшенные бомбы вызвали на борту судна сильный пожар. После этого 1Т была отозвана к месту постоянной дислокации в Карубу, куда и прибыла 14 июля, совершив, в общей сложности 8 разведывательных вылетов и не потеряв при этом ни одного человека и ни одной машины.

ЗАМЕТНЫЕ ПОТЕРИ


1Т4 №22, Каруба, июль 1941 года

В течение двух лет, предшествующих захвату неоккупированной нацистами зоны (так называемого Южного Сектора) в ноябре 1942 года немецкими войсками, активность французских торпедных частей была сведена лишь к учебным полетам, что делалось по причине жестких ограничений, введенных оккупантами. Из этой череды выбивалась лишь отправка части сил в Левант, кроме которой другого боевого применения самолетов не было. Однако это затишье не помешало пополнению списка трагических потерь членов экипажей самолетов Лате 298. Так, 14 февраля 1941 года в 8.10 утра во время учебной атаки линкора "Strasbourg" столкнулись в небе и рухнули в море два Лате 298 (3Т4 и 3Т9). Произошло это в 10 милях к югу от Тулона (Toulon), а пять членов экипажей двух этих машин погибли. 21 июня в 10.30 во время перегона первой части самолетов из Бера в Арзев, 5Т5 пропал в море вместе со всем экипажем в условиях тумана южнее мыса Курон (Couronne) в дельте реки Рона. 7 октября 6Т5 пал жертвой потери скорости, снизился, зацепился за дерево и врезался в землю неподалеку от Дакара в местечке Пальмарин. Пилот Латекоэра погиб.


6Т5, разбившийся неподалеку от Дакара 7 октября 1941 года

30 января 1942 года два самолета из 3Т выполняли тренировочное бомбометание в Бере, и 3Т5 был вынужден приводниться из-за технических проблем. В 10.30 этот самолет затонул по причине быстрого прибытия воды в поплавки. Экипаж был спасен на катере, но на базе в Бере решили поднять самолет, выслали к месту затопления понтон, в результате чего во время неудачного подъема утонуло восемь французских моряков!
6 февраля 2Т1 занимался симуляцией торпедной атаки неподалеку от Арзева, когда, зацепив волну и упав в море, стал могилой для двух членов экипажа. 27 мая 4Т6 выполнял в Бере учебные стрельбы, но в 14.50, внезапно войдя в штопор, врезался в воду, похоронив трех членов экипажа. Утром 3 июля 4Т2 вылетел из Марселя в направлении Бера, но вскоре пал жертвой течи радиатора. В 10.00 самолет выполнил аварийное приводнение, однако волна залила машину, которая вскоре затонула. Тело командира этой машины впоследствии было выброшено на берег набегавшей волной...
Таким образом за не полные два года экипажи этих Лате потеряли 15 человек, при чем в основном в тренировочных полетах, что говорило об очень высоком проценте необязательных для таких заданий потерь...


4Т8, Бер, 1941 год

В ЛАГЕРЕ СОЮЗНИКОВ

8 ноября 1942 года войска союзников высадились в Северной Африке. База в Арзеве была захвачена ими уже к 8.00, и в тот же день первые Лате 298 попали в руки американцев. Были это самолеты 5-й Флотилии, которые оказались даже не спущенными на воду, поскольку до конца боевых действий делать это запрещалось. Штурм базы в Арзеве стоил французскому персоналу 12-ти потерянных в бою человек.
1 декабря 5F прекратила свое существование, а оставшиеся Лате 298 послужили основой для восстановления эскадрильи 4S1, приказ о воссоздании которой был подписан 15 декабря. Странно, но первые задания на торпедирование очень быстро были заменены на противолодочную разведку и прикрытие непрерывно растущего числа союзнических конвоев в Средиземном море. Именно для этого механиком Фернаном Рулье (Fernand Rullier) и была произведена модернизация Лате 298 из Арзева. Заключалась она в снятии торпедного оборудования и замене его на дополнительные бомбодержатели, аналогичные применявшимся на LeO 45.
Модифицированный таким образом самолет успешно прошел все испытания в июне 1943 года, а всего таким образом переоборудовали около пятнадцати машин. 1 апреля 1943 года 7-я Флотилия (эскадрильи 5Т и 6Т) была ликвидирована, а ее самолеты использовались для пополнения разведывательной эскадрильи 1S, все это время базировавшейся в Дакаре. В свою очередь, эта эскадрилья была расформирована 1 ноября, а все ее самолеты, совместно с аппаратами из 4S были приданы недавно созданной 2S.


6Т3 №99, Дакар, 1942 год

Не смотря на все эти многочисленные, и часто совершенно не нужные реорганизации, противолодочная деятельность частей, оснащенных этим самолетом не ослабевала. Так, в первом семестре 1943 года 4S1 семь раз осуществляла бомбардировки "подозрительных целей" в акватории Средиземного моря. Кроме этого, самолеты неоднократно выходили в атаку на подводные лодки, однако никакого заметного результата они не достигли. 4 марта в 10.35 два Лате 298 в два захода произвели бомбардировку подводной лодки в 12 милях от мыса Тенес (Tenes, Алжир). 25 марта еще один французский самолет произвел безуспешную атаку на подводную лодку в 6 милях от мыса Эгюй (Aiguille - Игла).
26 марта была зафиксирована еще одна безрезультатная атака на тот же объект, а 21 мая произошла последняя известная атака подводной лодки в районе Орана (Oran) - результат был таким же.


5Т3, Дакар, октябрь 1942 года

В конечном итоге эта повышенная активность привела к двум смертельным случаям. Первый произошел в Дакаре 18 мая 1943 года, когда 1S2, приводнившись, перевернулся и ушел под воду, возвращаясь с задания по бомбардировке - пилот этой машины погиб. Второй случай произошел 26 августа 1944 года - 2S8, выполнявший задания по разведке в районе мыса Фалькон (Falcon) пропал без вести вместе с тремя членами своего экипажа.

В конце октября 1944 года 2S вернулась, наконец-то, в метрополию, перебазировавшись в Сан-Мандрие (Saint-Mandrier). К тому времени это была последняя часть, использовавшая Лате 298.

В ЦВЕТАХ ЛЮФТВАФФЕ


Групповой перелет 6Т в Дакар

После заключения Перемирия в конце июня 1940 года Лфтваффе проявила определенный интерес к французским гидросамолетам, особенно к поплавковым машинам. Не забудем, что они быстро приобрели партию трехмоторных машин Бреге Бизерта (Breguet Bizerte), которые использовались в качестве морских спасателей. С другой стороны, они интересовались и характеристиками Лате 298. Нет, однако, никакого сомнения, что захватить им удалось только две машины в летном состоянии - речь идет о номерах 97 и 98, которые так никогда и не были получены военно-морской авиации и брошены французами при отступлении.
Как и подавляющее большинство других французских самолетов, пара Лате поступила в распоряжение Эрпробунгсштаффель Люфтваффе (Erprobundsstaffel der Luftwaffe) в Травемюнде (Travemunde), где все эти машины проходили всесторонние испытания. Эта часть. сокращенно именуемая E.Staffel See, была полным аналогом французской CEPA (а, значит, и примерным аналогом советского НИИ ВВС), полеты в которой выполнялись исключительно опытными летчиками гидроавиации.

Между 22 декабря 1940 и 6 июня 1941 года один из двух Лате 298 с обозначением D-IHLD был замечен оснащенным двухлопастным воздушным винтом, однако серийный номер этой машины не известен. Пришлось ждать захвата в 1942 году неоккупированного юга, где, в ноябре 1942 нацистам досталось около 50 машин Лате 298 из эскадрилий 6F, 3T и 4T, сосредоточенных на базе в Бере.


Вооружение и заправка самолета в Арзеве

Итальянские власти сначала хотели заполучить себе три экземпляра этого самолета, но, когда в сентябре 1943 Итальянцы примкнули к Союзникам, немцы, не долго думая, реквизировали все пятьдесят экземпляров, в том числе и три, которые должны были войти в состав итальянских ВВС. Планировалось применение гидросамолетов Лате в Румынии, но эта операция быстро была отменена. 9 ноября 1943 года один из реквизированных Лате 298 на базе Эр Франс в Мариньяне (Marignane) был передан в Дойче Люфтганзу (Deutsche Lufthansa) для несения службы на оккупированных территориях.


24 ноября 1942 года, Бер во время захвата немцами неоккупированного юга

11 ноября, после получения кода 29+81 (это первый самолет Лате 298) машина был испытана пилотами Элбейтом (Elbeit), Фишером (Fischer) и Кёнигсом (Königs) из E.Staffel, помощь которым оказывал французский механик. 15 января 1944 года Флюгбаумайстер (Flugbaumeister) Кёниг вместе с механиком Штейнмецом (Steinmetz) после продолжительных испытательных полетов в предшествующие дни покинули Мариньян, а 25 января они приводнились в Травемюнде, совершив в полете множество промежуточных посадок. В Германии машину переделали, поставив в крылья 20 мм пушки, а на стрелковую турель - спаренные 7,92 мм пулеметы. Также сменили бомбодержатели на немецкие, а радиооборудование привели в соответствие германским стандартам.


Групповой полет 6Т в Дакаре в 1942 году

В середине марта 1944 года вышло распоряжение о доставке в Германию уже трех Лате 298, которые должны быть всесторонне изучены экипажами из Бордфлигергруппы (Bordfliegergruppr) 196, на вооружении которой к этому моменту находились Арадо (Arado-196), которые по всем параметрам и характеристикам примерно соответствовали французскому гидросамолету. Согласно архивам E.Staffel, в Германию к концу марта было отправлено по меньшей мере два самолета Лате 298, однако их серийные номера точно не известны. Возможно, речь идет о №№ 112 и 129, которые 5 марта находились на базе Бреге в Мариньяне и были вроде бы подготовлены к передаче.


Окрашенный в цвета Виши Лате 298 в небе над Дакаром

5 мая 1944 года немецкие оккупационные власти сообщают, что из 47 Лате 298, собранных на базе в Бере, в летном состоянии находится не более 30 машин, что связано с нехваткой запчастей. Не смотря на это, кажется, что даже к середине июня 1944 года, желание немцев использовать Лате 298 не ослабевает. К этой дате офицер, отвечающий за связь между Люфтваффе и Кригсмарине заявляет, что все еще надеется получить 30 Лате 298 для передачи их в разведывательные части наземного и морского базирования, оснащение которых ограничивалось получением самолетов Арадо (Arado-196) количеством всего 45 экземпляров, 30 из которых были только что заказаны, и 9 находились в ремонте. Интересно, что 45+30 гидросамолетов немцы считали достаточным для ведения войны вплоть до декабря 1945 года! (SIC!). На самом деле если бы все задуманное сбылось, Лате 298 составили бы примерно треть всех разведывательных поплавковых гидросамолетов Люфтваффе - об этом разработчики компании Латекоэр не могли даже и мечтать!


Групповой полет 1S над Дакаром, 1943 год

23 мая 1944 года в Мариньяне один из Лате 298 был подвергнут всесторонним испытаниям летчиками Эр Франс (Air France), главной причиной проведения которых было потребление электричества в полете. 26 мая три экземпляра (абсолютно новые 110, 130 и 131), находившиеся в Бере, были замечены в Мариньяне в процессе подготовки к отправке в Германию в распоряжение E.Staffel в Травемюнде. 19 июня один из этих самолетов был в том же Марниьяне принят экипажем компании Эр Франс. 21 июня 1944 года пункт воздушного наблюдения во Фридрихсхафене (озеро Констанц, оно же Боденское озеро) заметила три Лате 298, взлетающих с водной поверхности в 13.50 курсом на озеро Брайтлинг (Breitling, Бранденбург), которое и было ими достигнуто к 18.00. Не известно, значилась ли в качестве финальной точки их перелета база в Травемюнде, в котором еще с 17 мая велось активное исследование 29+81. 7 июля находится последняя запись об испытательном полете Лате 298 с этим кодом в Травемюнде - это был тринадцатый полет, и большая их часть приходилась на отладку радиооборудования.
25 августа немцы эвакуировали что могли с базы в Бере, которая в тот же день была занята французской военно-морской авиацией, обнаружившей во взорванных немцами ангарах обломки порядка тридцати Лате 298. С противоположной стороны того же озера Бер, в Мариньяне, немцы взорвали и затопили большое количество военного имущества, а четыре Лате 298, получившие к этому времени немецкие обозначения (PN+GW, PN+GX, PL+WR и PL+WY) оказались брошенными прямо на поверхности озера. Но это на оккупированных территориях - в самой Германии, сохранявшей пока еще четкую систему управления, распоряжением от 28 августа 29+81 был списан, а затем и переплавлен. На следующий день после этого была закрыта программа вооружения Люфтваффе самолетами Лате, а главным приоритетом стала защита Рейха, то есть наращивание количества истребителей наземного базирования.


15 октября 1042 года. В полете 6Т2

Таким образом, в Германию попало по меньшей мере семь Лате 298, однако никаких упоминаний об их боевом применении до настоящего момента не найдено.

ПОСЛЕВОЕННЫЕ САМОЛЕТЫ

В Бере и Мариньяне после немецкой оккупации остались считанные экземпляры Лате 298. Их обследование и восстановление было поручено заводу SNCASE из города Витроль (Vitrolles), который в ноябре 1944 года смог поставить в войска 4 экземпляра этого гидросамолета - №№49, 81, 126 и 128. Еще две машины, в том числе и расстрелянный на земле номер 124, были признаны годными к восстановлению. А вот четыре брошенных немцами самолета, уже перекрашенные в цвета Люфтваффе, были признаны не ремонтопригодными и в октябре 1944 отправлены на слом. В конце января 1945 года Лате 298 представлял собой практически вымирающий вид, поскольку в военно-морской авиации находилось в общей сложности 22 машины, которые формировали единственную все еще оснащенную ими часть 2S (12 экземпляров на службе, 1 на складе и 9 в резерве). При этом та машина, которая находилась на складе (речь о складах SNCASE в Витроле), считалась восстановленной силами завода помимо той первоначально переданной четверки.


Дакар, февраль 1942 года.Экипаж перед своим самолетом

В эти последние месяцы войны маленький гидросамолет принял участие в двух боевых столкновениях, однако ни одно из них не было торпедированием, для которого, собственно, самолет и разрабатывался. 16 апреля, когда 2S находилась на базе в Уртене (Hourtin), добивая оставшиеся очаги сопротивления в Жиронде, 2S12 принудил сдаться немецкий сейнер, обстреляв его из своих пулеметов, после чего команда вывесила белый флаг. 6 мая пара самолетов (2S4 и 2S11) также принудила к сдаче вооруженный транспорт "Ville de Noirmoutier", который направлялся в Испанию с примерно двадцатью французскими коллаборационистами на борту.

А вот 16 декабря 1944 года командир этой эскадрильи, капитан-лейтенант Лекак (Lecaque) совершил, из-за остановки в полете двигателя, чудное акробатическое приводнение возле Шартра, которое вошло в анналы истории французской военно-морской авиации. На самом деле эта же эскадрилья была причастна и еще к одному военному эпизоду - 15 апреля 1945 она безрезультатно бомбила немецкую подводную лодку...


Бер, 1944 год. Взорванные нацистами ангары

В мае 1945 года наступил долгожданный мир, и французы создали еще одну эскадрилью (3S) для выполнения полицейских миссий в поверженной Германии. Эскадрилья была расположена в Имменштадте на Боденском озере, называемом французами "база зет". Эскадрилья эта получила очень короткую и трагичную историю, поскольку, к моменту ее ликвидации в марте 1946 года три члена экипажей (включая командира эскадрильи) и три из пяти находившихся в ее распоряжении самолетов были безвозвратно потеряны. В июне 1946 года последовало расформирование 2S, двенадцать самолетов из которой были переданы в состав 53S на базу в Уртене. Эта очередная перестановка со всей очевидностью показала устаревание самолета, который более был не способен выполнять задания самолета поля боя. Эта эскадрилья, с самого начала имевшая на вооружении большое количество разных машин (Дорнье 24, Валрус, Луар 130 и Лате 298) была обычной учебной частью пилотов военно-морской гидроавиации.


Брошенные нацистами в Мариньяне самолеты Лате

Именно на этот период приходятся последние известные потери Лате 298. 19 ноября 1948 года 53S-26 во время учебного полета с базы в Уртене задевает волны и капотирует в воде, топя при этом пилота и радиста. В апреле 1948 года SILAT проводит эксперименты с модификацией "F" , существовавшей в первоначальных планах Бреге еще 1942 года. Этот проект предполагает оснащение самолетов двигателем ЮМО (JUMO-213A) мощностью 2100 л.с. на высоте 3 000 метров, который должен был заменить старенькую Испано-Сюизу (Hispano-Suiza 12Y Crs) мощностью 800 л.с. Самолет с этим двигателем получался лучше по всем основным параметрам, чем существовавшая до этого модификация "D", но разработка не получила продолжения, поскольку сам маленький гидросамолет Лате 298 к этому времени уже безнадежно устарел. К ноябрю 1948 года командир эскадрильи 53S заявлял, что "этот самолет может выполнять только простейшие задания, удаляясь от базы не более чем на 10 морских миль".


Латекоэр 298, брошенный нацистами в Мариньяне в августе 1944 года

В начале 50-х годов в летном состоянии оставалось не более десятка Лате 298. 16 марта 1950 года один из них в последний раз в истории этого гидросамолета поднялся в воздух, а 27 ноября 1950 года прекратилась карьера этого интересного самолета, разрабатываемого, в свое время, как торпедоносец, и не сбросившего за всю свою карьеру ни одной торпеды по вражескому кораблю...

КОНЕЦ

Gerard Bousquet
Перевод и комментарии avianikitoss и alexww1
Tags: latecoere, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “франция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments