Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Воскресная автоколлекция - Гадкий утенок Де Шво

Летом 1935-го директор-распорядитель "Ситроена" Пьер-Жюль Буланже попал в дорожную пробку. В Оверне отмечали сельский праздник, дорогу запрудили крестьянские повозки и тележки мелких торговцев. Скучая в своем "Ситроене", Буланже размышлял: "Почему вокруг нет ни одного автомобиля? Почему фермеры и ремесленники чураются моторных экипажей и предпочитают лошадей и телеги?" По приказу директора был проведен опрос. Выяснилось, что для фермеров и ремесленников автомобиль слишком дорог, к тому же они считают его большим, тяжелым и ненадежным. Среди прочих недостатков отмечали сложность управления, особенно для женщин, неудобство доставки продуктов на рынок и даже то, что автомобиль невозможно использовать для... собирания скота в стадо.





Руководителем проекта назначили Андре Лефевра - отца переднеприводной модели "Traction avant", за кузов отвечал Фламинио Бертони. От деревянного макета до ходового образца прошло совсем немного времени, и уже в 1937 году на испытания вышел первый "Бекас" - удивительное сочетание переднего привода, кузова из холста (!) на легком каркасе, независимых торсионных подвесок, колес из магниевого сплава (!) и мотоциклетного двигателя БМВ.
За два последующих года построили около 250 прототипов. Машины нещадно браковали из-за малейших недостатков. Сам Буланже, например, тестировал ТПВ ("Бекас" переименовали в TPV - "совсем маленький автомобиль"), садясь за руль в шляпе. Если директорский убор падал - кузов переделывали. К Парижскому автосалону 1939-го подготовили образец с двухцилиндровым мотором объемом 375 см3. Матерчатой осталась только съемная крыша, но для удешевления автомобиль снабдили единственной фарой, одним стеклоочистителем, сиденьями-шезлонгами из ткани, натянутой на легкую раму. Двигатель пускали специальным шнуром; традиционную ручку использовали для страховки. Гидравлическими были только передние тормоза, сзади стояли механические. Зато рычаги подвески сделали из легкого сплава, а рулевое управление было реечным.



Седьмого октября 1948-го президент Франции Винсент Ориоль посетил Парижский автосалон, где Буланже с гордостью продемонстрировал ему стенд "Ситроена" с тремя наскоро испеченными 2CV ("Де шво" - две лошадиные силы налоговой мощности). Кстати, на выставочных образцах не было силовых агрегатов - ходовой экземпляр в это время показывали дилерам.
Продажи начали только 22 сентября 1949-го. Спрос превзошел самые оптимистичные прогнозы. К концу года выпустили всего 924 автомобиля, так что очередь желающих купить "Де шво" растянулась... на шесть лет. За распределение дефицитного товара взялось министерство промышленности: 60% "ситроенов" решили отправлять на экспорт, 30% поступали в свободную продажу, а 10% предназначали "приоритетным пользователям". К ним отнесли фермеров, социальных работников, коммивояжеров, врачей, ремесленников, то есть как раз тех, кому адресовал свое творение Буланже.


Модель выпущена в пластике компанией Heller. Собраны автомобильчики в 2001 году. Окрашены кистью за неимением аэрографа. В настоящий момент украшают мою коллекцию в Москве.


Горбатую машинку с выпученными глазками-фарами прозвали "Гадким утенком". Над "Де шво" иронизировали, он стал неизменным героем французских кинокомедий - спутником неудачников и разинь. Но даже такая актерская карьера подчеркивала: простенький "Ситроен" - истинно народный автомобиль. Не беда, что моторчик всего девятисильный, что все машины серые (второй цвет - синий - появился только в 1960-м), что салон спартанский и приборов маловато (уровень топлива проверяли щупом), зато машина получилась недорогой, простой и надежной. Шли десятилетия, конкуренты выпускали новые модели, а "Утенок" почти не менялся. Появился 12-сильный (475 см3) моторчик, да чуть подновили отделку. Позднее мощность довели до 24 л.с., а на "богатой" версии 2CV6 поставили двигатель 602 см3, 28,5 л.с. У "Де шво" родились братья - экспортный "Де люкс", грузовичок, чудная полноприводная "Сахара". "Утенок" 4х4 оснащали двумя силовыми агрегатами - один стоял спереди, другой сзади; каждый приводил свой мост. Кстати, замков зажигания тоже было два!
В 1976-м, когда былые конкуренты давно стали музейными экспонатами, а Европу активно завоевывали ФИАТ-126 и "Поло", "Ситроен" отметил рождение пятимиллионного "Утенка". Он давно покорил мир - "Ситроен-2CV" выпускали почти полтора десятка (!) стран. "Де шво" простоял на конвейере еще 14 лет. Из ворот старейшего "ситроеновского" завода Ле Валлуа последний "Утенок" вышел в феврале 1988-го, но до июля 1990-го автомобиль делали в Португалии.
Конечно же, "Де шво" попал и в кино. Известен он и по фильмам с Луи Де Фюнесом, и даже в бондиане он засветился.


Жандарм из Сан-Тропез
Tags: citroën, heller
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments