Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Цвитан Галич и хорватские пилоты. Продолжение-2

Возвращение на восток

В начале 1943 года активизируется работа по отзыву войск вермахта с Кавказа. 1-я бронетанковая армия свой отвод начала в то же время, что и 17-я армия, оставляющая Новороссийск на правом фланге, и положение таковое не изменилось вплоть до достижения реки Кубань в середине апреля этого года. Этот сектор был обозначен на картах как последняя оборонительная линия. Находящаяся под постоянными атаками советских войск, 17-я армия держала оборону между Новороссийском и Темрюком, на побережье Азовского моря, захватывая и крымский полуостров.


Bf-109G-6 25 ноября 1943 года Albin Sval совершил на этой машине вынужденную посадку.



В то время как 17-я Армия не спеша занимала оборонительные позиции, OKL отдает распоряжение 4e Luftflotte и VIIIe Fliegerkorps оказать максимальную поддержку сухопутным войскам. За несколько дней подразделения пикировщиков уничтожают массу объектов, захваченных советскими войсками, также достается передовым соединениям советских войск и мобильным танковым частям. В то же время бомбардировщики парализуют действие железных дорог. Для таких масштабных работ требовалось, безусловно, большое количество аэродромов, техники и летчиков. Одними из последних и стали хорватские пилоты.
После трех месяцев каникул группа Dzal вновь отправилась на фронт, и маршрут ее пролегал через Краков, в котором группа вооружилась немецкими Bf-109G-2 и G-4. Отправление из этого польского города было запланировано на 18 февраля 1943 года, когда состоялся переедет в Krassen, а затем в Лемберг, откуда подавляющее количество пилотов вылетело в 12.30. Однако лейтенант Josip Cipic разбил свой самолет около Szekanow, в 40 километрах от Лемберга. Его Bf-109G-4 KJ+GB был полностью разбит, пилот погиб. Став единственной хорватской потерей во время перелета на фронт. Младшие лейтенанты Andel Antic и Nikola Vice во время перелета осуществили вынужденные посадки в 20 километрах от аэродрома базирования, но не пострадали. Josip Helebrant на своей некачественной и поломанной машине смог благополучно приземлиться в Лемберге.
После этих происшествий соединение возобновило перелет. Отправившись из Лемберга в Проскуров (сегодня Хмельницкий, Украина), Умань, затем Николаев, где 4 марта хорваты получили 10% повреждения мессершмитта WNr 14848. Архивные данные говорят. что произошло это по вине немецких же пикировщиков Ju-87.
30 марта хорватские пилоты прибывают на аэродром Керчь IV в Крыму (PI.Q. 66564). Они быстро отметили, что ситуация на фронте сильно изменилась – советские войска обладали гораздо более современными машинами, чем ранее. Причем машины эти были как советские, так и американские. Хорватское подразделение вновь подчинили III./JG52 и назвали 15.Staffel/JG52. опоздавшие прибыли, и со следующего после прибытия в Керчь дня пилоты начали боевые вылеты. 31 марта Franjo Dzal и его ведомый, Andel Antic, встречают соединение из восьми ЛаГГ-3. Во время ожесточенной схватки один из советских истребителей был подбит, но и хорваты теряют одного из своих пилотов. Bf-109G-2 “10 черный» WNr 14824 пилота Antic был подбит, и полностью сгорел, упав в районе деревни Славянская (сегодня Славянск), в70 километрах к северо-востоку от Екатеринодара, в сектореPI.Q.8657. Пилот погиб.


Bf-108B “Taifun” – использовавшийся хорватами самолет связи.

Местность была в принципе знакомой, боевые задания тоже, и члены 15.Kroat./JG52 выполняют эскортные миссии, прикрывая в южном небе группы немецких и румынских бомбардировщиков, исполняя миссии свободной охоты в небе над Крымом, и особенно в секторе Крымская-Геленджик-Ейск.
В четверг 1 апреля патруль из четырех Bf-109 поднимается в воздух на прикрытие своих и на свободную охоту. Хорваты встречают восьмерку ЛаГГ-3, и в результате боя Цвитан Галич на своем G-2 «6 зеленый» сбивает один из самолетов. 6 апреля Franjo Dzal разбивается при посадке на аэродром Анапа, управляя связным Bf-108 Taifun. Пилоту повезло, поскольку «Тайфун» не упал в реку, текущую под обрывом у аэродрома, а остался на земле. Очевидцы рассказывают, что последующее за этим празднование «второго дня рождения» Dzal нанесло непоправимый ущерб хорватским запасам шампанского и бренди.
Несколькими днями позднее, хорватов перевели на аэродром Тамань в 35 километрах юго-восточнее Керчи. Воскресенье 11 апреля Viktor Mihelcic на G-2 «9 черный» сбивает случайно встреченный И-16, и в тот же день Nikola Vice разбивается на взлете на своем G-2 «2» WNr 13630, повреждения машины составляют 60%.
Четырьмя днями позднее, 15 апреля, Dukovac и Mihelcic находятся на патрулировании, когда внезапно встречают шесть Р-39 Аэрокобра в 50-ти километрах от линии фронта. Dukovac на своем G-2 ”8 черный» сбивает одну из кобр в 15.30, записывая, таким образом, первую победу хорватов над самолетом американского производства. В тот же день хорваты теряют один аппарат – G-2 WNr14192, севший на вынужденную на аэродроме Тамань, имел 55% повреждений. 16 апреля капитан Ludjevit Bencetic на самолете Bf-109G-2 «5» со своим ведомым Jerko Bartulovic поднимаются в воздух для сопровождения нескольких Hs-129 из 8/Pz./Sch.G.1, командиром которой был Staffelfuhrer Rudolf-Heinz Ruffer. Как и другие, воюющие в небе над Кубанью, подразделения, 8.Staffel находился под командованием I.Fliegerkorps и базировался на аэродроме Kerch V. 17-е чисто было 46-м днем прибывания группы на фронте, и к этому моменту хорваты выполнили 349 боевых вылетов и записали на свой счет 29 подтвержденных побед. Тремя днями позднее, 20 апреля, младший лейтенант Галич на ”G-2” борт “4“ в группес Dukovac, Mihelcic и Bartulovic оказались втянуты в тяжелый бой с 25 морскими самолетами противника. Галич сбивает один МДР-6, а Dukovic пополняет свой счет на один ЛаГГ-3


Механик за работой

На следующий день пришла еще одна победа – несмотря на то, что «6 зеленый» Галича был поврежден, Dukovac и Bartulovic по возвращению на базу заявили по одному сбитому ЛаГГ-3 каждый. Однако это оказалось не все, потому что Dukovac в четверг 22 апреля одерживает еще одну победу, на этот раз над двухмоторном ДБ-3 и все также за штурвалом G-2 “5” WNr 13761
27 апреля эти же пилот одержали групповую победу над ЛаГГ-3. Если же говорить о хорватском соединении в целом, то в этот день они записали на свой счет шесть подтвержденных побед (хотя их словацкие коллеги записывают им и седьмую) из сорока четырех, одержанных в этот день на восточном фронте. Такое количество побед подчеркивает интенсивность боев, участие в которых принимали хорватские пилоты, что повлекло, в свою очередь, повышенный интерес к ним со стороны военной прессы, начавшей пристально следить за их победами.

МАЙ 1943 ГОДА

Весной Люфтваффе организовала защитные патрули по всей линии фронта – от Ленинграда через Смоленск, Харьков и Таганрог до побережья Азовского моря. Советские войска понесли в это время серьезные потери, но, благодаря неисчерпаемым ресурсам, в том числе и людским, их боеспособность осталось на таком же уровне, а на некоторых участках фронта она даже увеличилась. В целом это была тактика советского Генерального Штаба – не считаясь с потерями направлять на фронт новых и новых людей, для которых эти боевые действия не стали, конечно же, оздоровительной прогулкой.
В субботу, 1 мая, 15.Kroat./JG52 потеряла два самолета из-за несчастного случая на аэродроме Тамань. G-2 WNr 13607 разбивается на посадке и получает 25% повреждений. Тут же разбивается и второй самолет, G-2 “12” WNr 13741 пилота Bartulovic, при чем повреждения составляют 45%. На следующий день группа записала на свой счет одну победу (в порядке компенсации, очевидно) – Галич на «6 зеленый» сбил советский ЛаГГ-3

3 мая снова выдалось нелегким днем как для словацкой, так и для хорватской групп, которые в этот день занимались эскортированием большого количества бомбардировщиков в небе над Крымской. Словаки в тот день заявили пять побед, хорваты четыре. Причем Dukovic на G-2 «9 черный» сумел продемонстрировать свое выдающееся мастерство, схлестнувшись в одном бою с 4 ЛаГГ-3 и сбив один из них. Также он записал на свой счет и один Ил-2. У Галича также получился неплохой день, поскольку на своем «6 зеленый» он сбил один советский бомбардировщик и один истребитель, что составило его 33 и 34 победы. Vikto Mihelcic также сбил один Ил-2, но на следующий день, сопровождая группу He-111, он пропал без вести. Согласно немецким архивам он погиб, одержав в общей сложности всего две победы.
В среду 5 мая Dukovac одерживает три победы над ЛаГГ-3, а не следующий день записывает себе еще одну. Таким образом между 15 апреля и 6 мая этот пилот одерживает в общей сложности 13 подтвержденных побед. 6 числа Bartulovic также сбивает за один день три ЛаГГ-3, а его ведомый Bencetic на своем «12 желтый» - один Як-1. Далее победы последовали 8 мая. Хорватские пилоты взлетают по тревоге на прикрытие аэродрома Тамань. Через несколько минут после взлета они встречают соединение ЛаГГ-3 и Dukovac, пользуясь преимуществом в скорости и внезапностью, поджигает один из советских самолетов. Далее бой получился не столь выдающимся для хорватских летчиков, которым пришлось ретироваться. Однако по прибытия на аэродром Bartulovic объявил, что ему также удалось сбить один ЛаГГ-3.
В четверг 13 мая истребительная группа теряет еще одну машину. G-2 “2” WNr 13642 разбивается во время посадки на аэродроме Тамань по причине разрыва колеса. (согласно механикам, в колесо попала пулеметная очередь), однако Галичу опять повезло «выйти сухим из воды», хотя самолет получил 60% повреждений.


Нанесение шеврона на самолет Mato Dukovac

НАЧИНАЮТСЯ ДЕЗЕРТИРСТВА

4 мая советские войска освободили Крымскую, которая являлась важным стратегическим пунктом. Несмотря на все успехи советских истребительных подразделений, показывающих превосходные результаты, борьбу за превосходство в воздухе в небе над Кубанью выиграли все-таки немцы.
В пятницу, 14 мая, капитан Bogdan Vujcic управляя G-2 “2” WNr 13485 в сопровождении лейтенанта Albin Starc на G-2 «11 зеленый» WNr 14545 взлетают на свободную охоту в секторе Крымской. Однако думали пилоты не только о задании – помимо свободной охоты, думали еще и о смене «хозяев». Оба Мессершмитта благополучно приземлились на аэродроме Белая Глина в районе Краснодара (сегодня это Екатеринодар). Долгое время ждали их на своем аэродроме хорватские летчики, уверовавшие. В конце концов, что оба пилота были сбиты. Немецкие власти также внесли обоих летчиков в списки потерь JG52, но, после продолжительных поисков, удалось наконец докопаться до правды и понять, что речь шла о спланированном дезертирстве. Это стало возможно благодаря одному из хорватских пилотов-истребителей, члену Югославской Коммунистической Партии, который инспирировал такое дезертирство.
15 мая Цвитан Галич, имеющий на своем счету 34 победы, становится командиром хорватских пилотов, а его заместителем становится Mato Dukovac – со временем именно он станет командиром подразделения. Через несколько дней вслед за Bogdan Vujcic и Albin Starc по тому же пути проследовал и Nikola Vice, взлетевший на связном Klemm Kl.35 WNr 3279 CI+SF и бесследно исчезнувший в районе между Симферополем и Николаевым. Сначала его объявили пропавшим без вести, но вскоре и в этом случае узнали правду. С этого момента германо-хорватские отношения стали охлаждаться, и большое количество немецких пилотов из состава JG52 стало избегать общения с хорватами. Немецкое командование, конечно же, долго терпеть этого не могло, и начали муссироваться слухи о возвращении хорватов домой.
В понедельник 24 числа младший лейтенант Nikola Cvikic сел на вынужденную недалеко от аэродрома Тамань – у его G-2 “14” WNr 14032 загорелся двигатель. На следующий день, 25-го числа, Галич и Dukovac взлетают на ведение свободной охоты и через некоторое время после набора высоты встречаются с четырьмя советскими Спитфайерами. Оба пилота смогли уничтожить по одному советскому истребителю, что позволило хорватам более-менее свободно вздохнуть и на время забыть о всех «дезертирских напастях».
Двумя днями позднее Галич на «6 зеленый» в компании с Nikola Cvikic на «8 черный» одерживают еще одну победу. В тот день они встретили восьмерку ЛаГГ-3, завязали бой, п результатам которого они оба претендуют на один сбитый советский истребитель. В субботу, 29 числа, взлетевшие самолеты хорватских ветеранов Галича, Dukovac и Helebrant встретились в небе с шестеркой Спитфайеров. За несколько минут трем хорватским асам удалось сбить три неприятельских самолета, однако затем количество истребителей противника увеличилось и Мессермитты решили выйти из боя и вернуться на свой аэродром. Стала ли причина тому нехватка топлива, или же хорваты предпочли не рисковать – достоверно сказать сложно. 30 мая Dukovac сбил один ЛаГГ-3 над Краснодарам, когда патрулировал на своем Bf-109G-2 «7 черный».


Mato Dukovac и Vladimir Kres обсуждают полеты.

ИЮНЬ/ИЮЛЬ 1943 ГОДА. ГОРЬКАЯ ЧАША

7 июня наконец прекращается гигантская воздушная битва в небе над Кубанью. Через 2 недели Немецкие источники указывают, что во время этой битвы Советский Союз потерял около 2000 самолетов – но несмотря на это немецкие и хорватские пилоты продолжали встречать своих противников в кубанском небе, правда не настолько часто.
Во вторник, 8 июня Dzal одерживает свою последнюю подтвержденную победу за штурвалом «1 черный», сбив Як-1. После этого он освобождается от командования и отправляется в Хорватию. На самом деле, терпение немцев относительно поведения хорват закончилось, и произошло это 15 июня. После дезертирства капитана Nikola Cvikic на Мессершмитте 109G «2 зеленый» WNr 14205. Также как Vujcic и Starc, он приземлился на Белой Глине, близ Краснодара. Естественно, это вызвало полную потерю доверия со стороны немецкого штаба, который и настоял на снятии с должности командира Dzal. На его место был назначен Ivan Cenic, человек известный, но малоопытный, который только недавно закончил подготовку в составе JG104 Furth. Однако даже такая смена не повлияла на желание немцы отправить подразделение в Хорватию на реорганизацию.

Вторник, 20 июля, младший лейтенант Nikola Vice на самолете Klemm Kl.35 разбивается на аэродроме Симферополь. 23-го Цвитан Галич получает золотой Deutsches Kreuz. На тот момент он одержал 38 побед + 7 вероятный, выполнил 439 боевых вылетов и участвовал далеко не в одном десятке воздушных боев.

В течение первого семестра 1943 года многие хорватские пилоты прошли обучение в FFS /B 123 неподалеку от Zagreb, а перед этим – в коле обучения летному мастерству Mostar. После выполнения положенных заданий и сдачи выпускных экзаменов, многие из них были причислены к аэродрому Herzogenaurach рядом с Furth, где они занимались с инструкторами из JG104. После такого курса все пилоты вернулись в Хорватию, откуда 10 сентября были направлены в Николаево, самую большую немецкую воздушную базу на восточном фронте.

Martin Fekets
перевод Никиты Донцова

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

Tags: Цвитан Галич, авиация, хорватия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments