Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Окрашенные облака. Часть третья, Заключительная

Японский генеральный штаб вполне осознавал, что фронт медленно, но необратимо приближается к границам метрополии, и они предпринимали всевозможные меры чтобы задержать американское продвижение. Одной из таких мер стала Операция Асудза (Asuza), которая предусматривала атаку американцев в Улити (Ulithi, Микронезия). В конце января 1945 года семь Саюнов из 3-го Хикотая 752-го Кокутая были отправлены в Трук, а 11 февраля началось выполнение этого плана началось 11 февраля с переброски пилотов на Иводзиму, Сайпан и Гуам, откуда должны были происходить разведывательные полеты. Однако два из этих трех самолетов по причине технических неисправностей вынуждены были повернуть назад, а еще два бесследно исчезли в водах Тихого океана. Ну и "до кучи" 3-й Хикотай теряет в это же время своего командира, а в распоряжении части на 12 февраля остаются всего три Саюна в летном состоянии, стоящие в Труке.


C6N1-S "Саюн" YoD-295, 302-й кокутай, база Ацуги (Atsugi), Япония, август 1945 года

В конечном итоге лишь один самолет смог выполнить разведполеты над Улити, совершая по три вылета в день. Это были жалкие остатки 3-го Хикотая, который уже 13 мая был выведен с линии фронта и заменено 102-м Хикотаем, которому до 12 мая включительно удалось совершить около шести удачных разведполетов над Улити и базами В-29 на Марианских островах.

Уже 13 февраля одному из Саюнов удалось обнаружить идущее курсом на Иводзиму TF-58 (Task Force), а похожий результат был получен и 14 марта, когда были выполнены сразу семь разведывательных полетов к Улити и обнаружены войска, готовившиеся ко вторжению на Окинаву. Но самые важные полеты в рамках операции Асудза Саюны из 3-го Хикотая произвели 9 и 11 марта, когда после минимум четырех заходов над портом ими было замечено 23 авианосца, 18 линкоров, 32 крейсера и множество других кораблей. Через два дня после этого порты были атакованы соединением Кугисё P1Y1 Гинга (Ginga) из 262-го Хикотая (762-й Кокутай). При этом лишь одному японскому пилоту удалось совершить попадание - бомбы легли совсем рядом с авианосцем USS "Randolph", что было подтверждено последующими рейдами Саюнов, совершаемыми до 12 марта 1945 года.

Битва за Окинаву была еще одной возможностью затормозить продвижение союзников, и 14 марта один из семи Саюнов, состоящих в 3-м Хикотае, встречает одно из TF, идущих курсом на Окинаву. В разгоревшейся битве экипажи C6N1 выполняли множество различных заданий, таких как отслеживание перемещений вражеских войск, глубокая разведка, фиксация потерь вражеской армии, а также метеорология и "ослепление" вражеских радаров. 11 Хикотай был самой активной частью, оперирующей на этом участке фронта, но помимо нее Саюны были также и в 132-м, 653-м и 765-м Кокутаях.


Накадзима Хомаре 11

Больших успехов Саюны добились и при полетах непосредственно над Японией. Так, 19 марта 1945 года разведчики обнаружили большое соединение американских самолетов, идущих курсом на Куре (Kure). Согласно отчету, американцев по наводке разведчика вскоре атаковал 343 кокутай на самолетах Сиден ("Джордж" по американскому коду). По японским данным, из 52 американских самолетов были сбиты 48 Хеллкетов и Корсаров, и все это ценой потери шестнадцати японских машин, одной из которых был Саюн. Проверить потери американцев по перекрестным данным не представляется возможным, поскольку до настоящего времени не найдены документы союзников по этому сражению.


Накадзима Хомаре 21

Ясуна Кодзоно, командир 302-го Кокутая, вел в это время довольно интересный эксперимент. К этому моменту он уже устанавливал стреляющую под углом вперед-вверх пушку на самолеты, и переделал таким образом J1N1 Gekko в неплохой ночной истребитель императорской Японии. После принятия командования 302-м Кокутаем, он продолжил эксперименты с установкой такой пушки на различные типы самолетов, и, конечно же, Саюн тоже входил в их число. Для такой переделки был использован стандартный C6N1 со снятым пулеметным вооружением. На самолет могли установить 30 мм пушку или спаренные 20-мм пушки, установленные в центре длинного общего фонаря кабины на месте, которое ранее занимал наблюдатель. Пушки стреляли вперед-вверх под углом 30 градусов. С 30-мм пушкой самолет "Саюн" YoD-295 совершил единственный боевой вылет в ночь с 1 на 2 августа 1945 года, когда, выпустив 10 снарядов по американскому В-29, он не добился ни одного попадания. Выяснилось это позже, а в ту ночь экипаж самолета не имел ни малейшего представления о степени повреждений бомбардировщика. "Саюн" YoD-292, вооруженный спаркой 20-мм пушек, также принимал участие в боях, но нет ни одного подтверждения о его воздушных победах.

24 и 25 июля 1945 года на Куре совершили налет британцы с авианосца, входящего в состав TF-57, после чего один из "Саюнов" был отправлен по следам вражеских самолетов, чтобы определить место их базирования и засечь корабли противника. Задача была успешно выполнена, после чего по британским авианосцам нанесла удар пятерка Айти (Aichi B7A1 Ryusei (Рюсей) - "Грейс" (Grace) по коду союзников) из 5-го Хикотая 72-го Кокутая. Одному из бомбардировщиков удалось пройти сквозь зенитный огонь и сбросить бомбу на один из авианосцев. 9 и 13 августа атаки повторились - происходило это в те дни, когда союзники начинали массированные бомбардировки Канто (Kanto). После бомбардировок пара Саюнов из 102-го Хикотая зафиксировала полученные союзниками повреждения, а 13 и 14 августа они успешно повторили свои миссии.
И даже в последний день боевых действий, 15 августа 1945 года, четверка Саюнов из 11 Хикотая исследовала побережье с заданием фиксировать передвижения противника.


Оккупация Японии американцами. Захваченный самолет, возможно, был оснащен пушкой 30 мм

Боевая жизнь "Саюнов" прекратилась с окончанием войны, а ни в одной азиатской стране, использовавшей японские самолеты после 1945 года, эти разведчики не значились. После оккупации Японии американцы захватили пять самолетов-разведчиков и отправили их в США для проведения всесторонних испытаний. К сегодняшнему дню остался лишь один-единственный C6N1 "Саюн" с серийным номером 4161, находящийся в музее в городе Дейтон (Dayton) в Соединенных Штатах.

КОНЕЦ

Martin Ferkl
Перевод и комментарии avianikitoss и alexww1
Tags: nakajima, авиация, япония
Subscribe

Posts from This Journal “япония” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “япония” Tag