Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

1933. Тревожный апрель в Джибути

Вскоре после произошедших в феврале 1933 года на западной границе французского Сомали столкновений, Военно-Морской флот в апреле того же года принял решение об отправке в Джибути гидроавиатранспорта "Commandant Teste" с расположенными на нем частями Военно-Воздушных сил. Цель такой передислокации состояла в возможности более четкого определения отношения мирного населения к скрывающимся в тех местах бандам кочевников, которые могли серьезно дестабилизировать ситуацию в этой африканской колонии.


Один из трех Фарманов-168 Голиаф из эскадрильи 3B1 погружены на "Commandant Teste", Тулон, 1933 год

ПОГРАНИЧНЫЕ ИНЦИДЕНТЫ


Джибути являлся для Франции стратегически важным местом, в котором войска размещались по множеству причин. Прежде всего они были необходимы для осуществления
контроля побережья Красного моря и Йемена, но также важным моментом было и усмирение коренного населения, среди которого было множество мародеров из пустыни Данакиль, расположенной в Афарской котловине на севере Эфиопии. Начиная с февраля 1933 года эти мусульмане-сунниты, являвшиеся по сути своей кочевыми племенами, привлекали все больше и больше внимания губернатора Джибути, который проявлял нарастающую обеспокоенность в связи с возможностью проникновения этих людей на французские территории. Вероятно он представлял соседнюю Эфиопию государством, старавшимся дестабилизировать обстановку.


"Commandant Teste" проходит через Суэцкий канал

Шлюп "Vimy" под командованием капитана третьего ранга Дюпу де Динешана (Dupou de Dinechin) доставил в феврале контр-адмирала Жубера (Joubert), командующего "Морской дивизией Леванта" (Division Navale du Levant - DNL) для контрольной поездки по берегам Красного моря. Оба выделенных для этой цели корабля - "Diana" и "Vimy" обеспечивали достаточно интенсивное судоходство в малоизученной с точки зрения гидрографии зоне. Они ходили "по обоим берегам Красного моря, изучая наиболее популярные фарватеры, посещали все основные порты, якорные стоянки и труднодоступные места", повышая свои навыки навигации в сложных условиях, постоянно совершенствуя технику плавания в опасных, насыщенных сложностями и ловушками местах.


Фарман на борту "Teste"

После посещения Аденского залива корабли совершили остановку на острове Перим (Perim), в Адене (Aden) и Бербере (Berbera), после чего провели пятнадцать дней в Джибути, куда они доставили две стрелковые части, в задачу которых вменялось обеспечение защиты колонии. Зачем же была необходима такая предосторожность? Контр-адмирал Жубер после посещения Аддис-Абебы и Асмэры (Asmara) и приема у императора Эфиопии и губернатора Эритреи отметил, что "мой приезд в Джибути к 25-му февраля совпал с вооруженным столкновениями на границе колонии. Я отдал распоряжение о проверке боеготовности защитников Джибути - и она оказалась нулевой. Именно поэтому я, уезжая из Джибути, был вынужден оставить в нашей колонии стрелков под командованием капитан-лейтенанта, отдав им приказ обеспечить защиту города а также начать мобилизацию резервистов."

В КРАСНОЕ МОРЕ ВХОДИТ COMMANDANT TESTE


Выгружаются мулы сенегальских стрелков

21 марта 1933 года вице-адмирал Дюран-Вьель (Durand-Viel), начальник штаба военно-морских сил, направил письмо вице-адмиралу и командующему 1-й эскадры по поводу отправки гидроавианосца в Джибути: "Министр колоний проинформировал меня, что в следствии часто повторяющихся набегов банд из Эфиопии на территорию нашей колонии в Сомали, он считает необходимым размещение на постоянной основе в Джибути с 15 апреля 1933 года одной из частей ВВС, которая будет взята из состава военно-морской авиации Леванта. Министр колоний просил меня как можно скорее перевести гидроавиатранспорт из Бейрута в Джибути, где основной целью авиации станет демонстрация силы в ожидании прибытия наземных авиачастей."


Идет выгрузка автомобилей

"Commandant Teste" снялся с якоря в Тулоне 26 марта (официально он шел в Сайгон) с большим количеством самолетов и запасных частей, предназначенных авиации Индокитая. На самом же деле корабль отправлялся в Джибути. Размещенная на нем палубная разведывательная эскадрилья 7S2 была вооружена четверкой гидросамолетов Гурду-Лезер (Gourdou-Leseurre). Также на корабль погрузили три пулеметных Фармана (Farman 168 Goliath) из эскадрильи 3B1 из Бера, на которые были установлены бомбодержатели. Самолеты снабдили полным комплектом запасных частей, месячным запасом топлива, а также комплектным заправочным оборудованием.
Кроме этого на "Teste" были погружены вооружение и боеприпасы (в том числе 10-килограммовые бомбы), полученные со склада военно-морской артиллерии в Тулоне. Персонал 3B1 состоял из 2-х офицеров, 7 морских офицеров, 10 квартирмейстеров (они же капралы) и матросов. Летный состав, в свою очередь, насчитывал двух офицеров, 8 унтер-офицеров, от 6 до 8 капралов и солдат. Также в поход были направлены и сенегальские стрелки.


Сенегальские стрелки в ангарах "Teste"

Фарман 168 был последним аппаратом из семейства Голиафов, находившимся на службе в военно-морской авиации. По сравнению с типом 165 он был ощутимо мощнее (двигатель 480 л.с. вместо 380), имел четырехлопастные воздушные винты Шовье (Chauvier) и полностью перепроектированные и увеличенные поплавки. К тому же 168-й мог использоваться как в варианте гидросамолета, так и в варианте чисто сухопутной машины.

В Бейруте, городе, который невозможно было не пройти на пути к Джибути, DNL получает приказ подготовить "Ypres" к приему самолетов для Джибути. Сам "Ypre" появился в бейрутском порту 30 января, придя из Сиди-Абдаллаха (Sidi-Abdallah, городок в Марокко). За время пребывания в Бейруте все вооружение корабля было проверено специальной артиллерийской комиссией.
Отправление этого судна назначалось на 29 марта, когда была получена очередная тревожная весть: "Губернатор Сомали встревоженно сообщал, что ситуация на границе ухудшается и он хочет, чтобы "Ypres" был отправлен как можно скорее и выполнял задания совместно с "Teste"..."
Таким образом, DNL снялась с якоря и, под командованием капитана третьего ранга Фавье (favier), направилась в Джибути, где и должна была поступить под командование губернатора французского побережья Сомали.


Французские офицеры на улицах Джибути среди людей народности исса

"Commandant Teste", тем временем, сообщил, что прибудет в Бейрут 30 марта после перехода в 1570 миль, начатого в Тулоне. Буквально на следующий день он встал под загрузку: с корабля были сняты 3 или 4 биплана Поте (Potez-25TOE), при чем часть из них была собрана, а часть находилась в ящиках вместе с запасными частями к ним и вооружением. А загружены были три автомобиля (один легкий, один пикап и один тяжелый трехтонник). С этим грузом корабль взял курс на Порт-Саид, место своей дозаправки, в которое он благополучно прибыл 1-го апреля (покрыв расстояние в 228 миль) и где догнал "Ypres", ремонтирующий вышедший из строя двигатель.

На следующий день "Teste" в сопровождении "Ypres" прошел Суэцкий канал и прибыл в Джибути 5 апреля (было пройдено 1284 мили , считая от Бейрута). Корабли были немедленно выгружены и самолеты Гурду-Лезер встали на поплавки, готовые к полетам.

ПАТРУЛЬ ВНУТРЕННИХ РАЙОНОВ


Сенегальские стрелки на борту "Teste"

Бомбардировщики эскадрильи 3B1 начали активную работу с выполнения разведывательных полетов на территории различных племен во внутреннем Сомали, имея задание предотвращать любое вторжение на территорию французской колонии. Вице-адмирал Дюран-Вьель так написал об этом в своем дневнике: "Commandant Teste" наладил взаимодействие с губернатором колонии и приступил к выполнению столь необходимых разведывательных полетов, используя эскадрилью 7S2 и тройку Фарман-168." При помощи своих Фарманов французам на самом деле удалось наладить патрулирование и навести серьезную панику на располагавшиеся в пустыне банды. Полеты гидросамолетов-разведчиков Гурду-Лезер стали с этого момента ежедневной обыденностью. Вылетая из Джибути, они дотягивались до портов в Таджуре (Tadjoura), месте выхода всех основных караванов в центральные части страны, контролируя также и Обок (Obock).


Самолеты Гурду-Лезер на рейде Джибути

По поводу сроков своего пребывания в Джибути командир "Commandant Teste" капитан первого ранга Реимо Сейе (Raymond Ceiller) предложил, что оно продлится "до введения в строй военной авиации, которое ожидается в течение ближайших двенадцати дней"
Приграничные племена были "усмирены", и, как сообщается в адресованной Министру ВМС телеграмме от 9 апреля, "ситуация не выглядит обеспокаивающей, поскольку прибытие "Teste" и "Ypres" оказали важный подавляющий эффект, а губернатор Абиссинии направил губернатору прибрежных районов Сомали дружеское послание."


Фарман-168 Голиаф "3B1.11" в полете над Обоком

Однако пребывание в Джибути было для кораблей очень тягостным - жара и дизентерия стали ежедневными мучителями моряков. Мясо, из которого готовилась еда, было очень плохого качества, овощей вообще не было. Французским морякам очень повезло, что они привезли с собой запасы продуктов питания.
Командир "Teste" направил в Париж телеграмму с предложением вернуться во Францию не через Суэцкий канал, а вокруг мыса Доброй Надежды, что, конечно же, несколько удлиняет путь, но... Но стоимость использования канала, равная 400 000 французских франков за проход, с успехом покрывала увеличение маршрута и такая экспедиция с экономической точки зрения не казалась столь уж плохой. К тому же это было бы хорошей отправной точкой в будущем обсуждении стоимости прохода по каналу с компанией, отвечающей за его коммерческую составляющую. К тому же ВМС Франции получали хорошую возможность посещения других африканских колоний, а столь длинный путь "позволял продемонстрировать военную силу (гидросамолеты) африканским странам." Однако, ответ на это предложение был отрицательным, и "Teste" должен был в кратчайшие сроки и по кратчайшему маршруту направиться в Сайгон.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В МЕТРОПОЛИЮ


"Прибытие гидроавианосца положило конец проблемам на границе и придало импульс к защите Джибути, чему губернатор крайне рад" - так рапортовал контр-адмирал Жубер. После такой демонстрации силы губернатор Джибути получил очень обнадеживающее сообщение из Эфиопии. В нем говорилось, что "в настоящий момент речь не идет ни о каких военных конфликтах с Францией, а вся концентрация военных произошла из-за небольших локальных конфликтов на границе."


Местные рыбаки усаживают французского пилота в лодку. На заднем плане доставленные в Джибути самолеты

После этого "Teste" должен был вернуться в метрополию, пополнить свои запасы и выйти в Сайгон. Он загрузил с "Vimy" всю материальную часть, и снялся с якоря 20-го апреля, совершил затем промежуточные остановки в Адене с 21 по 23 и в Порт-Саиде с 27-го апреля по 1 мая, где и заправился. "Vimy", в свою очередь, 26 апреля уже вышел из Бейрута, и встретился в Порте-Саиде с "Teste", который затем взял курс на Тулон, куда и прибыл 6 мая.
"Ypres" вышел из Джибути 25 апреля, пополнил запасы топлива во время остановки на острове Перим, после чего направился в Бейрут, куда и прибыл 8 мая, проведя по дороге исследования банки Фаризан (farisan). "Vimy" и "Ypres" оставались в Бейруте и Сирии, совершенствуя боевую подготовку во время периодических выходов в открытое море. Что касается "Commandant Teste", то от его перехода в Сайгон в конечном итоге было решено отказаться и 10 мая корабль вышел на маневры в Северную Африку, имея на борту эскадрилью 7S2 и часть эскадрильи 7B2...

КОНЕЦ

Arnaud Prudhomme, перевод avianikitoss и alexww1
Tags: авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “франция” Tag

  • STARCK AS70. Окончание

    Появление CEV Реформа 1946 года ликвидировала CNRA и передала все его полномочия CEV (Центр Летных Исследований – Centre d’Essais en Vol) в…

  • STARCK AS70

    Перед вами история маленькой гражданской машины, представляющей собой возобновление кустарного проектирования таких аппаратов после 1945 года.…

  • Французы против итальянцев. 1944 год, 11 июля

    Вторая встреча произошла через пятнадцать дней после первой, но оказалась гораздо более насыщенной и с гораздо более серьезными последствиями. 11…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

Posts from This Journal “франция” Tag

  • STARCK AS70. Окончание

    Появление CEV Реформа 1946 года ликвидировала CNRA и передала все его полномочия CEV (Центр Летных Исследований – Centre d’Essais en Vol) в…

  • STARCK AS70

    Перед вами история маленькой гражданской машины, представляющей собой возобновление кустарного проектирования таких аппаратов после 1945 года.…

  • Французы против итальянцев. 1944 год, 11 июля

    Вторая встреча произошла через пятнадцать дней после первой, но оказалась гораздо более насыщенной и с гораздо более серьезными последствиями. 11…