Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Nieuport-32RH

В конце Великой Войны в авиации союзников существовало большое количество готовящихся к серийному выпуску прототипов боевых самолетов. Среди них был и французский самолет Ньюпор-29 (Nieuport-29C1), впервые поднявшийся в небо в сентябре 1918 года. Это был многообещающий биплан с двигателем в 300 лс, который положил начало целой линейке боевых машин, крайне заинтересовавших военных и планировавшихся к выпуску большими сериями.



Надеюсь, в свое время мы поговорим и об этом самолете, обредшим большую известность в 20-е годы XX века под названием Ньюпор-Деляж 29 (Nieuport-Delage-29C1), ведь именно на его базе создавались в том числе и гоночные самолеты, одержавшие победы в широко известных в ту эпоху состязаниях. Впрочем, мы отвлеклись и нам пора вернуться к нашему сегодняшнему повествованию.


AE18 готовится к взлету в Сан-Рафаэле

Документ, сформулированный в 1919 году Военно-Морским Министерством, раскрывал практический интерес к трем типам самолетов, названым "одноместными эскортными машинами". Что же за машины так привлекли внимание министерства? Речь шла об Анрио-12 (Hanriot-12), СПАД-XV (SPAD-XV) и Ньюпор-29M ("М" означает военно-морской). И это не смотря на то, что СПАД был оснащен двигателем всего в 80 лс, а Анрио и Ньюпор имели двигатели Рон (Le Rhône 9R) мощностью 180 лс. Конечно на фоне 300-сильного Испано (Hispano 8Fb), которым оснащался Ньюпор-29С1, все указанные двигатели выглядели откровенно слабо, но военные моряки не желали иметь скоростной истребитель, а, основываясь на своем опыте, предпочитали слабенький самолет со слабым двигателем, констатируя при этом тот факт, что среди "пловцов" ротативный двигатель был по-настоящему "священной коровой". Однако не смотря на это СПАД был отсеян в самом начале как аппарат с совершенно недостаточной мощностью двигателя, а из двух оставшихся вариантов министерство предпочло Ньюпор-29М, который, по заказу правительства, был запущен в серию как Ньюпор-32RH. Номер "32" был присвоен, чтобы отличить машину от 29С1, которая выпускалась по заказу армейской авиации, а "RH" означало оборудование самолета двигателем Рон.


Прототип Ньюпор-29М, Виллакубле, конец 1919 года

Согласно отчету от 21 октября 1921 года два "Ньюпор 180 лс Рон" поступили на службу в корабельную авиацию, а заказ на восемь таких же машин был передан в производство. На самом деле все, о чем мы говорим сейчас - не более чем первый опыт Военно-Морского министерства по определению возможностей использования сухопутной машины со специальных платформ, установленных на кораблях. Все это было не более чем прелюдией перед началом использования более поздних кораблей, могущих нести колесные самолеты. Именно на такие корабли, в отличие от платформ, самолет мог безопасно совершать посадку.


Еще один Ньюпор-29С1 с 300-сильным двигателем Испано

Вернемся, однако, к Ньюпор-32RH. Его прототип, 29М, был бипланом, оснащенным элеронами с роговой компенсацией на нижнем крыле - именно эти компенсаторы исчезли на рассматриваемой нами версии, хвостовой костыль был усилен, и кроме того, на машину был установлен посадочный гак. Также надо заметить, что моряки уже в те времена проводил с Ньюпором исследования на тему своеобразного "эйрбэга", аналога того, что стоял на Анрио HD2.


Над кабиной пилота заметна противокапотажная пирамида, 21 октября 1921 года, Сан-Рафаэль

НА СЛУЖБЕ

Французская корабельная авиация (AE в дальнейшем) базировалась в Сан-Рафаэле (Saint-Raphael) и находилась под командованием капитан-лейтенанта Поля Теста (Paule Teste), который сделал из нее настоящую армию виртуозов. Вот, что говорится про это в истории одного из летчиков этой части - Камиля Кёнье (Camille Queugniet), скончавшегося в 1970 году:


"Bapaume" со своей 17-ти метровой платформой

"По выпуску из летной школы Сан-Рафаэля он был принят в корабельную авиацию, располагавшуюся на той же базе, что и школа. В начале, он находился в составе эскадрильи AR2, но 1 февраля 1922 года его перевели в истребительную эскадрилью АС1, командовал которой капитан-лейтенант Аманрик (Amanrich). 6 июня того же года пилот впервые опробовал свой новый самолет - Ньюпор 32RH с двигателем мощностью 180 лс. Самолет этот нес код АЕ17, и, скорее всего, имел серийный номер 4.
1 августа того же года АС1 становится С10, а Камиль отправляется в трехнедельный отпуск. 5 сентября, вскоре после своего возвращения он впервые отрывает свой самолет от 17-ти метровой платформы, установленной на "Bapaume"! Таким образом он становится пилотом, который, вслед за своим командиром, Полем Тестом, осваивает это выдающийся взлет. Воистину браво Камиль и браво, Ньюпор!
Всего этот пилот совершил семь взлетов с платформы, последний раз сделав это 24 июня 1924 года, и это же был его прощальный полет на Ньюпоре, поскольку вскоре, демобилизовавшись, он прошел обучение и получил диплом стивидора (бригадира портовых грузчиков - прим.переводчика)"

Итого было построено всего десять экземпляров Ньюпор-32RH, при этом вполне возможно, что прототип (29М) был также доведен до стандарта серийного 32RH, став первым серийным самолетом.


Тренировка посадки

В корабельной авиации эти Ньпоры несли коды AE14, 15, 16, 17 и 18. Это всего лишь пять аппаратов, история еще трех - AE13, 19 и 20 - нам не известна. Точно известно, что две или три машины Ньюпор были переданы в CEPA (Комиссиям по Практическому Изучению Аэронавтики - примерный аналог нашего НИИ ВВС). В итоге, при инвентаризации материальной части военно-морских сил, поведенной 1 июля 1923 года оказывается, что в строю в летном состоянии пребывают три самолета Ньюпор-32 (Nie-32 "180 Rhône"). Больше никаких упоминаний, в том числе и как "поврежденные/неиспользуемые" в списках нет, что говорит о наличие в AE только трех таких машин. Еще две (или три), правда, оставались в Сан-Рафаэле и не были переданы в AE, однако никаких фотоподтвреждений этому до сих пор нет.




В 3-ем триместре 1921 года в AE поступили первые Ньюпоры-34, которые оставались на службе до конца 1924 года. Возможно примерно столько же и просуществовали 32-е в составе CEPA, по крайней мере никаких известий о происшествиях с такими Ньюпорами в эти годы нет ни слова. Нет и никаких документальных подтверждений о них в Сан-Рафаэле...

КОНЕЦ


Pierre Cortet, перевод avianikitoss и alexww1.
Tags: nieuport, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “франция” Tag

  • Четырехмоторник Фарман. Часть третья

    Пока единственный 223.1 строил свою карьеру, Фарман (и далее – Центр) занялся разработкой и постройкой его военного собрата, изначально значившегося…

  • Четырехмоторник Фарман. Часть вторая

    ЭР ФРАНС Самолет все еще находился в собственности французского государства. С октября до середины ноября он отметился в Истре, где проводили…

  • Четырехмоторник Фарман

    Наследник тяжелых бомбардировщиков семейства Фарман F.220, четырехмоторник F.223 представляет собой апогей развития такой в общем-то случайной формы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments