Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Футбольная война. Часть первая

Для Сальвадора она была "Войной 100 дней", для Гондураса - "войной 69". А вот для всего остального мира она была "Футбольной войной", коротким конфликтом локального значения, оставшимся в истории как последняя война поршневых самолетов. Именно тогда в небе сошлись Мустанги и Корсары.


Корсар FAS-213 перед войной

САЛЬВАДОРСКИЕ ВВС

Военная авиация Сальвадора появилась на свет 20 марта 1923 года созданием Сальвадорской воздушной флотилии (Flotilla Aeres Salvadorena - FAS), расположенной в аэропорту Илопанго (Ilopango, центральный Сальвадор). Первоначально флотилия состояла из четырех Кодронов (три Caudron G.III и один G.IV), двух Стандардов (Standard J-1), которые вскоре были дополнены еще тремя, одного Ансальдо (Ansaldo A.1 Balilla), одного Кертисса (Curtiss Jenny) и трех парасолей Браун (Brown Special). В 1926 году к ним добавились пять Анрио (Hanriot H320 Et2) и один Бреге (Brequet 14A2).


Корсар FAS-204 перед войной

Вообще на протяжении многих лет маленькие ВВС пополнялись маленькими самолетами, в частности одним Бичем (Beech-17 Staggerwing), тремя ВАКО (WACO CTO Taperwing-225), тремя Кертиссами (Curtiss-Wright CW-14 Osprey) и пятью Капрони (caproni AP.1). В 1947 году флотилия была выведена в независимый род войск и получила один Тейлоркрафт (Taylorcraft) один Стинсон (Stinson Reliant), три Пайпера (Piper), три АТ-6С (North American AT-6C) и три AT-6D того же производителя, шесть Фейрчаилдов (Fairchild PT-19B), три Валти (Vultee BT-13), два Люскомба (Luscombe 8A Silvaire) и четыре Капрони AP.1 (тоесть кучу разного хлама - прим.переводчика). Еще через несколько лет они получили дополнительно Бич АТ-11 (получивший код FAS-100), пятнадцать Валти ВТ-13, два R4D (FAS-101 и FAS-102, а R-4D это флотское название С-47 - прим.переводчика), четыре АТ-6, три Бич Т-34А, одну Цессну-170 (Cessna-170), четыре 180 и одну 182. Также были поставлены три учебных самолета, один транспортник и одна связная машина (боюсь предположить, летала она или ездила - прим.переводчика). Однако среди всего этого разнообразия не было ни одной истинно боевой машины.


B-26 FAS-600 по прибытии в Сальвадор

Именно поэтому в 1956 году происходит покупка двадцати Гуьир (Goodyear FG-1D Corsar), которые представляли собой полный аналог F4U-1D. После принятия их на вооружение в 1957 году, самолеты получили коды от FAS-200 до FAS-220. После этого Корсары по воздуху были переправлены из Литчфилд Парка (Litchfiels Park) в Аризоне непосредственно в Сальвадор. На следующий год было дополнительно приобретено еще пять FG-1D, которые должны были служить источниками запасных частей. Один аппарат из этой пятерки был "каннибализирован" еще на территории Соединенных Штатов, прибыл в Сальвадор что называется "по кускам", в то время как четыре остальные были получены в обыкновенном разобранном состоянии. По причине высокой стоимости ремонта и острой нехватки запасных частей, сальвадорским правительством было принято решение из имеющихся машин десять оставить законсервированными (это не считая четырех разобранных и одного "каннибализированного" - прим.переводчика), а окончательно на военную службу поставить другие десять.


Взлетает Тексан FAS-74

Не задолго до этого, в апреле 1953 года, правительство Сальвадора выразило желание приобрести четыре Р-51 Мустанг по цене 25 000 долларов за штуку. В начале шестидесятых годов FAS приняла пять транспортных самолетов Дуглас (Douglas C-47), пять самолетов Цессна U-17A, четыре Т-41А и один учебный Т-41С. Также был получен Канадэйр (Canadair DC-4M), ставший первым сальвадорским четырехмоторником. Принимая во внимания постоянно продолжающиеся пограничные инциденты с Гондурасом, возникла необходимость увеличения парка боевых машин, в который правительство Сальвадора пожелало включить пять Мустангов (Cavalier F-51D Mustang) и один TF-51D, переделанный в учебный двухместный самолет. Все самолеты были приобретены у ВВС США и прошли модернизацию в компании ТрансФлорида Авиэйшн (TransFlorida Aviation Corp), вскоре переименованной в Кавалье (Cavalier Aircraft). Компания эта полностью заменила самолетам навигационное оборудование, а на Мустанги поставило и увеличенный в размере киль и шесть подкрыльевых держателей для установки различного типа вооружений. Эти самолеты поступили в Сальвадор в сентябре-ноябре 1968 года и получили коды FAS-400 (TF-51D) и с FAS-401 по FAS-405. Все машины получили камуфляж азиатского типа, но сверху были покрыты глянцевым лаком. В этот же период в сальвадорскую авиацию принят один В-26В (получивший код FAS-600) но ставший полностью боеспособным только в июле 1969 года. Этот единственный сальвадорский бомбардировщик был целиком алюминиевый и вооружался носовыми 12,7 мм пулеметами. Впрочем, к бомбардировкам в ходе войны сальвадорцы привлекали и транспортные С-47.


Один из сальвадорских Тексанов

8 октября 1968 года был разбит Мустанг FAS-402, и к началу войны в строю оставалось всего пять модифицированных Р-51. На момент начала войны 1969 года материальная часть сальвадорской авиации состояла из:
- пяти Гудьир FG-1D Корсар FAs-202, 204, 215, 219 (или 207) и 220
- пяти Кавалье T/F-51D мустанг (уже во время войны поступит еще одна машина - FAS-406)
- семи С-47, из которых только три были в летнопригодном состоянии (FAS-101, 104 и 105). Возможно, что уже во время войны они были дополнены FAS-106 и FAS-107
- одного Канадэйра DC-4M
- одного В-26В Инвейдер (Invader) FAS-600
- пяти Цессна U-17
- пяти Цессна Т-41
- одного Т-34 Ментор (Mentor) FAS-64
- двух Тексанов (SNJ-5 texan, для справки SNJ это флотское название - прим.переводчика) FAS-72 и 78

Не входящие в этот список Корсары должны были действовать с Илопанго.
Самолеты FAS состояли из Боевой Группы (Grupo de Combate), в которую входил истребительно-бомбардировочный эскадрон (Escuadron de Caza y Bombardeo), включавший в себя 1-ю и 2-ю эскадрильи, оснащенные соответственно Мустангами и Корсарами, транспортный эскадрон (Escuadron de Transporte), состоявшая из 3 и 4 эскадрилий, а также разведывательный эскадрон (Escuadron de Reconocimiento), имевший в своем составе 5-ю и 6-ю эскадрильи.
Среди прочего отметим также Воздушно-десантную роту (Compana de Paracaidistas), Группу MART (Grupo MART - Техническое обслуживание (MAntenimiento), радиосвязь (Radiocomunicaciones) и траснпорт (Transporte)), эскадра охраны базы (Escuadron de Seguridad de la Base) и эскадрон боевой поддержки и обслуживания (Escuadron de Apoyo y Servicio de Combate).


На аэродроме Илопанго

Мустанг, обозначенный YS-210P, принадлежал предпринимателю и коллекционеру сальвадорийцу Арчи Бальдокьи (Archi Baldocchi) и был продан правительству Сальвадора ввиду необходимости усиления ВВС страны в течение конфликта. Он получил в войсках код FAS-402. Машина эта получила национальные кокарды и военный код, которые были нанесены прямо поверх гражданских обозначений и перед тем, как на самолет нанесли типовой камуфляж.

Базы ВВС Сальвадора располагались в Илопанге, Санта Ане (Santa Ana на западе Сальвадора) и Сан Мигель (San Miguel - восток). В качестве промежуточных аэродромов могли использоваться Аматекампо (Amatecampo), Кангрехера (Cangrejera), Эль Кауча (El Cauca), Сан Андрес (San Andres), Колима Мадресал (Colima Madresal) и Ла Каррера (La carrera). Два крайних из этого списка активно использовались во время конфликта, поскольку гондурасцам о них не было известно.


С-47 во время конфликта

Согласно оценкам сальвадорцев, их военно-морские силы были гораздо мощнее гондурасских, а авиация, укомплектованная, конечно же, хорошо обученными пилотами, была оснащена устаревшими самолетами.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: авиация, гондурас, сальвадор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments