Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Футбольная война. Часть вторая

ВВС ГОНДУРАСА (La fuerza aerea hondurena - FAH)

Военная авиация Гондураса родилась 19 апреля 1921 года, когда получила два истребителя Бристоль (Bristol F.2B), но официального создания корпуса военной авиации Гондураса пришлось ждать до 1933 года. Как и противники-сальвадорцы, в начале корпус не обладал ни одной боевой единицей, имея в своем составе лишь транспортные, связные и учебные машины.


F-4U-4 FAH-614 Сан Педро де Сула, 1969 год

В тридцатые годы военная авиация Гондураса смогла успешно приобрести три Стинсона (Stinson Senior Trainer), четыре Боинга (Boeing Model 95), один Кертисс Кондор (Curtiss CT-32 Condor), один Бич (Beech B-17L), и еще один C-17R, два Рирвина (Rearwin Sportster), один Кен Ройс (Ken Royce), семь Боингов 40В-4,три Норт Американа (North American NA-16) и три Райана (Ryan STM). Во время второй мировой войны гондурасцы, как и их противники сальвадорцы, должны были получить значительную североамериканскую помощь в качестве оплаты за объявление войны Германии. Однако не смотря на выполнение этих условий, страна получила от США только учебные и связные машины.
Через два года FAH провела частичное переоснащение, получив, среди прочего, пять Фейрчайлдов (Fairchild/StLouis PT-23), а вскоре еще двенадцать Боингов PT-13(Boeing Stearman PT-13) и одиннадцать PT-17 (PT-17 Kaydet), два Груммана (Grumman JRF Goose), одиннадцать Валти (Vultee BT-13A Valiant), шесть Бич AT-11 (AT-11 Kansan) и двенадцать С-45Н. Лишь в 1948 году страна получила первые настоящие боевые машины - из США были получены шесть Локхидов (Lockhead P-38L Lightning), получивших обозначения с FAH-500 до FAH-506, и пять Беллов (Bell P-63E Kingcobra), обозначенных с FAH-400 по FAH-405. Вскоре поставка была дополнена двадцатью Дугласами (Douglas C-47 - FAH-300 до FAH-320), тринадцатью учебно-боевыми Тексанами (T-6G Texan, с FAH-200 по FAH 213) и одним бомбардировщиком Мародер (Martin B-26C Marauder), использовавшимся в 1952 и 1953 годах.
Имея в виду достаточно глубокую старость своей военной авиации, к середине 50-х годов XX века Гондурасом дополнительно были закуплены шесть Чанс-Воутов F4U-5N (Chance-Vought F4U-5N Corsair), два F4U-5NL и два F4U-5P, которые должны были заменить Лайтнинги и Кингкобры.


Гондурасский Тексан

Необходимо отметить, это эти машины оказались гораздо лучше, чем планируемые изначально к закупке Мустанги (Mustang) и Хеллкеты (Hellcat). Оценив такое преимущество, государство не стало затягивать с подписанием контракта и в 1955 году сделка была оформлена. Три первых машины поступили в Гондурас 7 марта 1956 года с базы Литчфилд Парк на гондурасскую авиабазу Токонтин (Tocontin) в Тегусигальпе (Tegucigalpa). Машины были в неплохом состоянии, и это не смотря на то, что до 1955 года они значились в списках военно-морской авиации США. Все самолеты оснащались радаром, однако он так никогда на этих машинах и не использовался по причине острой нехватки запчастей - дело доходило даже до полного снятие таких устройств на самолетах. 27 марта американцы доставили в Гондурас оставшиеся машины, и всей десятке были присвоены номера с FAH-600 по FAH-609, под которыми они и начали свою службу совместно с P-38L и P-63E, снимать которые с вооружения явно не торопились (произошло снятие только в 1961 году).
Для увеличения количества "Корсаров", а также для замены устаревшего парка на более современные модели, правительство Гондураса начало переговоры о закупке дополнительной партии машин F4U-5N, однако в наличие таковых не оказалось, и в 1958 году был подписан контракт с компанией Боб Бин Эйркрафт (Bob Bean Aircraft) на приобретение девяти F4U-4. Интересно, что оплатой по этому контракту служила передача контрагенту четырех P-38L (FAH-503-506), двух P-63E (FAH-400 и FAH-404) и единственного Локхида (Lockheed-10A Electra, FAH-104).


Один из аэродромов Гондураса

Поступали новые Корсары партиями, и первый самолет был получен 19 ноября 1958 года, еще три - 9 февраля 1960, пятая машина - 24 марта следующего года, а четыре заключительные - 22 декабря 1961 года.
Параллельно этому в декабре 1956 года был получен бомбардировщик Конвэр (Convair PB4Y-2B Privateer - морской патрульный вариант хорошо известного Либерейтора - прим.переводчика), используемый в качестве транспортной машины и получивший бортовой код FAH-792 (этот самолет стал первым гондурасским четырехмоторником). В 1957 году поступил PB4Y-2G (FAH-796), а в 1960 - Дуглас С-54 (FAH-795). В то же время были получены и две Цессны-180, две Цессны U-17A и два вертолета Сикорский (Sikorsky H-19, военная версия H-55 - машина, ставшая первым вертолетом Гондураса).

Последним значимым предвоенным приобретением ВВС Гондураса стали пять Норт Америкен Троян (Trojan T-28A и T-28D), полученных непосредственно из ВВС США (присвоенные коды с FAH-212 по FAH-216), шесть F4U-5N/NL/P (FAH-600, 601, 604, 605, 606, 609), ПЯТЬ C-47 (FAH-301, 302, 304, 305, 306), два Тексана AT-6C (FAH-202, 205), C-54 (FAH-795), AT-11 (FAH-105), две Цессны U-17A и две Цессны-180.
Основной базой ВВС Гондураса был аэродром Токонтин (теперь это аэропорт в столице Гондураса Тегусигальпе - прим.переводчика), дополнительными - аэродромы Копан (Copan), Ла Эсперанса (La Esperanza), Ла Сиебла (La Ciebla) и Сан Педро Сула (San Pedro Sula). В Токонтине базировались F4U-5 и F4U-4, а остальные машины накануне войны сосредоточились в Сан Педро Сула, где находилась также и транспортная авиация. Все эта группировка получила название Коммандо Норте (Commando Norte).


Корсар ВВС Гондураса. Вид сверху

Особо отметим, что ни одна из противоборствующих сторон не имела перед началом конфликта каких-бы то ни было радаров и прочих систем обнаружения, а единственным сигналом о приближении вражеских самолетов являлись доклады наземных наблюдателей. Такое положение дел конечно же крайне негативно сказывалось на попытках перехвата воздушных целей, а также наведении на цель собственных машин и особенно на ночных полетах.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: авиация, гондурас, сальвадор
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments