Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

He-59 на испанской войне. Часть вторая

4 ноября настала очередь принадлежавшего марсельской компании "Луис Карлини" (Louis Carlini et Cie) парохода La Corse, водоизмещение которого составляло 643 тонны. Судно было замечено в 8.45 утра в пяти морских милях к северо-востоку от Барселоны. После нескольких предупредительных очередей корабль лег в дрейф и начал своей сиреной подавать звуковые сигналы, чтобы привлечь внимание республиканцев. Вскоре пришла помощь в виде одиночного И-15, который атаковал "Башмачников" ("Zapatones" - название происходит, по-видимому, от традиционной испанской обуви "Zapatos", имеющей форму лодочки - прим.переводчика), не добившись, впрочем, никаких успехов. Напротив, Хейнкелю удалось повредить его и заставить пойти на вынужденную. Что касается La Corse, то его заставили взять курс на Пальму-де-Маойрка, где он был захвачен франкистами и вскоре вступил в строй под названием castillo de Jarandilla.


He-59B во время штурма Малаги, февраль 1937 года

Заканчивая описание 1937 года добавим, что 21 декабря пара He-59B-2 занималась бомбардировкой колонны грузовых автомобилей на прибрежной дороге севернее Кастельона, когда, внезапно, она была накрыта сильным зенитным огнем, из-за чего один из самолетов был вынужден аварийно приводнится в двух милях от Беникарло.
Второй Хейнкель пошел на посадку рядом с аварийным, и смог забрать экипаж подбитой машины, после чего очередью из носовой пушки поджег и потопил аппарат, а затем взял курс на Полленсу.


Приводненный около буя в Полленсе, этот He-59 вскоре будет пердан Германией Испании. 1939 год

1938 год начался неудачно, поскольку уже 13 января эскадрилья потеряла еще один He-59B-2. По возвращении с разведывательной миссии на побережье Леванта, экипаж самолета увидел, что Полленса покрыта густым туманом. Во время приводнения самолет скапотировал и оказался полностью разрушенным, один из членов экипажа, унтерофицер Харальд Каль (Harald Kahl) погиб, а остальные оказались серьезно ранены.
19 числа прибывает новый командир эскадрильи, будущий майор Мартин Харлингхаузен (Martin Harlinghausen), который останется на этой должности вплоть до окончания вооруженного конфликта. Девятью днями позже, 28 января 1938 года, He-59 (возможно это был один из типов "С"), возвращался из полета в район острова Минорка, получил серьезные повреждения от зенитного огня республиканцев в районе порта Маон (Mahon).


Техническое обслуживание правого двигателя He-59

Были повреждены правый поплавок и правый двигатель, но, несмотря на это, пилот попытался вернуться домой, однако с такими повреждениями это было абсолютно нереально и ему пришлось сажать самолет на море в условиях достаточно сильного волнения. Конечно же, в результате этого самолет полностью разрушился, и экипажу пришлось использовать обломки самолета, чтобы удержаться на плаву. Волны на море не давали возможности другим гидросамолетам "Легиона Кондор" совершить посадку и спасти экипаж, но из Полленсы экстренно вышел корабль, который и поднял всех летчиков на борт.

Февраль 1938 года был отмечен в ЖБД AS/88 уже четвертого числа. В этот день пара Хейнкелей обнаружила в двух морских милях от республиканского побережья пароход Electra британской компании из Глазго "Брюс и Ко" (J.Bruce and Co), водоизмещением 1387 тонн. Британец шел курсом на Барселону, когда в него попали пять авиабомб и к 7.00 утра он полностью сгорел. К счастью, экипаж успел воспользоваться спасательными шлюпками.


Последствия Трамонтаны в Полленсе. Февраль 1938 года

11 числа над Майоркой разразилась сильная Трамонтана (холодный северный и северо-восточный ветер - прим.переводчика), при этом особенно досталось северной части острова. Ветер здорово повредил гидросамолеты, но, по счастливой случайности, машины AS/88 уцелели, лишь один аппарат по причине плохой погоды был вынужден приводниться у входа в порт и ураган сорвал ему обшивку обоих левых крыльев.


Еще один вид на поврежденный Трамонтаной самолет

Примерно в это же время отмечаются большие потери у республиканцев, при чем речь в большей степени о потерях моральных, нежели материальных, и вызваны они регулярным и успешным использованием Хейнкелей из AS/88, вынудившим правительственные войска серьезно укрепить свою зенитную артиллерию, установив на советские лафеты от пушек 76,2 мм 20-миллиметровые Эрликоны.
26 числа пара Хейнкелей на бреющем полете провела атаку Сан-Фелиу-де-Гишольс (sant feliu de guixols), сбросив на порт четыре 250-ти килограммовые бомбы, предназначавшиеся двум транспортам, которые как раз должны были войти в эту гавань. Однако сожжен был лишь принадлежавший компании "Ибарра" 2265-тонный Cabo Tres Forcas. В тот же день еще один Хейнкель, скорее всего 59C во время разведывательного полета подвергся атаке большого количества республиканских истребителей, которые вынудили его вернуться в Полленсу, ранив при этом пилота, гауптмана Зальхера (Salcher).

Весь февраль 1938 года He-59B неизменно попадали под очень плотный зенитный огонь, при чем не только республиканский, но также и французский, ведшийся с территории соседнйе страны. Не смотря на это, 14 февраля эскадрилья проводит успешную атаку на транспорт Isla de Menorca водоизмещением 1022 тонны, перехватив его на широте Камбрильса (cambrils). В результате атаки судно было сожжено.


50-ти килограммовые бомбы установлены на He-59

Утром 15 числа He-59B-2 завершал свою миссию по бомбардировке железнодорожного состава и автомобильной колонны в районе Винароса, когда взрыв одной из автомашин накрыл самолет, который получил значительные повреждения и был вынужден приземлиться. Экипаж в составе гауптмана Рюкера (Ruker), оберфельдфебеля Альфреда Тонолло (Alfred Tonollo) и унтерофицеров Штромайера (Strohmeyer) и Хайнца (Heinz), которых сопровождал португальский доброволец 2-G-62 Жозе Каетану Сепульведа Веллосу (Jose Caetano Sepulveda Velloso), великолепно знающий район бомбардировки, не пострадал.
Все они попали в плен, а республиканская пропаганда приписала это победу сержанту Хосе Саррии Калатайуду (Jose Sarria Calatayud), который в ночь с 14 на 15 неоднократно поднимался в небо на Девуатине D.510, прежде чем атаковать его. На самом деле все указывает на то, что истребитель просто не нашел противника. Не смотря на это, Саррия вскоре стал национальным героем республиканцев, получил звание лейтенанта и продолжил воевать в составе эскадрильи И-15.

В тот же день He-59 атакуют порт Таррагоны, где поджигают Cabo Cullera, транспорт копании "Ибарра" водоизмещением 2246 тонн. 18 числа повторяется атака на Сан-Фелиу-де-Гишольс, в результате которой один из Хейнкелей сбрасывает десять 50-ти килограммовых бомб на San Silveiro и сжигает его.
В ночь с 21 на 22 AS/88 теряет один из лучших своих экипажей - во время налета на город Тортоса (Tortosa) прямое попадание получает один из трех самолетов, в результате чего гибнет экипаж - лейтенанты Хайо Юргенс (Hayo Jurgens) и Карл Цункер (Karl Zunker) и унтерофицеры Курт Кетцель (Kurt Ketzel) и Курт Вернер (Kurt Werner).


Эмблема AS/88 на воротах базы в Полленсе

7 апреля наступает очередь Rio Urumea, 275-ти тонного буксира, мобилизованного в качестве корабля берегового патруля и получившего номер V-13, подловленного на выходе из порта Росас (Rosas) и сожженного двумя 50-ти килограммовыми бомбами, сброшенными в 20.45 с одного из He-59. 21 числа один из Хейнкелей сбросил 500-килограммовую бомбу с взрывателем замедленного действия на неопознанный корабль в порту Сагунто (Sagunto), в следствии чего это судно было затоплено.


Экипажи самолетов AS/88 вместе с солдатом-националистом позируют в порту Полленса

18 мая пятерка "Башмачников" поджигает разведывательные D-130 и D-131, а также повреждает парусник и наносит незначительный ущерб портовым сооружениям Грао-де-Кастельон (Grao de Castellon). 22 мая одиночный He-59 сбрасывает с высоты 80 метров на порт Аликанте 500-килограммовую бомбу с взрывателем замедленного действия, в результате чего ко дну отправляется неопознанный транспортный корабль, а несколькими днями ранее эти же самолеты успешно атаковали нефтеналивную станцию CAMPSA, расположенную там же.
Такая активность не могла остаться без внимания республиканской авиации, и в ночь с 20 на 21 число три бомбардировщика СБ-2 "Катюшка" атаковали базу в Полленсе, однако все бомбы упали в воду с недолетом, не причинив никаких повреждений гидроавиабазе.


29 августа 1938 года. Скапотировавший Хейнкель

24 мая He-58B обнаружили идущий в плотном тумане с выключенными огнями британский пароход Thotpehall и сожгли его при помощи двух 500-килограммовых бомб, сброшенных с высоты 50 метров. Произошло это в 3.50 утра

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ
Tags: heinkel, авиация, испания
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments